Лурия Александр Романович (16.07.1902 — 14.08.1977) — профессор, доктор педагогических наук , доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР, действительный член АПН СССР, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии.
«Можно выделить 3 основных функциональных блока, или три основных аппарата мозга, участие которых необходимо для осуществления речевой деятельности.
● I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации)
Анатомия:
Системы, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, находятся в стволовых и подкорковых отделах мозга:
— ретикулярная формация ствола мозга;
— неспецифические структуры среднего мозга, его диэнцефальных отделов;
— лимбическая система;
Основные отделы мозга. Работа новой коры.
— медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга;
— стриопаллидарная система.
Функции:
Для того, чтобы обеспечивалось полноценное протекание речевых процессов, человек должен находиться в состоянии бодрствования. Только в оптимальных условиях бодрствования человек может принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные избирательные системы связей, программировать свою деятельность и осуществлять контроль за протеканием своих психических процессов, корригируя ошибки и сохраняя направленность своей деятельности.
Системы I блока мозга находятся в двойных отношениях с корой, тонизируя ее и в то же время испытывая ее регулирующее влияние в соответствии с поставленными перед организмами задачами.
Эти системы построены по типу неспецифической нервной сети, которая осуществляет свою функцию путем постепенного, градуального изменения состояний и не имеет непосредственного отношения ни к приему и переработке поступающей извне информации, ни к выработке намерений, планов и программ поведения.
Значительная часть активности человека обусловлена намерениями и планами, перспективами и программами, которые формируются в процессе его сознательной жизни, являются социальными по своему заказу и осуществляются при ближайшем участии сначала внешней и потом его внутренней речи. Всякий сформулированный в речи замысел преследует некоторую цель и вызывает целую программу действий, направленных на достижение этой цели. Осуществление замысла или достижение цели требует определенной энергии и может быть обеспечено лишь при наличии некоторого уровня активности.
В 1949 году Мэгун и Моруцци обнаружили, что в стволовых отделах головного мозга находится особое нервное образование, которое приспособлено к тому, чтобы осуществлять роль механизма, регулирующего состояния мозговой коры, т.е. способно изменять ее тонус и обеспечивать ее бодрствование. Это образование построено по типу нервной сети, в которую вкраплены тела нервных клеток, соединяющиеся друг с другом короткими отростками. По сети этого образования, названного ретикулярной формацией, возбуждение распространяется не отдельными, изолированными импульсами, а градуально, постепенно меняя свой уровень и, таким образом, модулируя состояние всего нервного аппарата.
В настоящее время общепризнанной стала точка зрения о важной и специфической роли не только корковых, но и подкорковых структур в психической деятельности при ведущем участии коры больших полушарий.
● II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный)
Анатомия:
— зрительная область (затылочная — на рисунке ниже обозначена синим цветом);
— слуховая область (височная — на рисунке ниже обозначена желтым цветом);
— общечувствительная область (теменная — на рисунке ниже обозначена зеленым цветом).
Функции:
По своим функциональным особенностям системы этого блока приспособлены к приему экстероцептивных раздражений, приходящих в головной мозг от периферических рецепторов, к дроблению их на огромное число компонентов (т.е. к анализу их на мельчайшие составляющие детали) и к комбинированию их в нужные динамические функциональные структуры (т.е. к синтезу их в целые функциональные системы).
Этот функциональный блок головного мозга обладает высокой модальной специфичностью.
Системы этого блока имеют иерархическое строение, распадаясь на первичные (проекционные) зоны, которые принимают информацию и дробят ее на мельчайшие составные части, вторичные (проекционно-ассоциативные) зоны, которые обеспечивают кодирование (синтез) этих составных частей и превращают соматотопическую проекцию в функциональную организацию, и третичные зоны (зоны перекрытия), обеспечивающие совместную работу различных анализаторов и выработку надмодальных (символических) схем, лежащих в основе комплексных форм познавательной деятельности.
Теменная область обеспечивает работу кожно-кинеститеческого анализатора, который связан с различными видами кожной чувствительности, осязанием, мышечно-суставным чувством, и выступает базисом в формировании схемы собственного тела, артикуляции, тонких предметных движений. Также отвечает за пространственную ориентацию.
Старый отдел (задняя центральная извилина) является центром чувствительных проекций тела. Новый отдел включает в себя центры, ведающие сложными видами глубинной чувствительности (мышечно-суставной, двухмерно-пространственным чувством, чувством веса и объема движения, чувством распознавания предметов наощупь. Более новый отдел — содержит в себе центры праксиса. Праксис — ставшие автоматизированными в процессе повторений и упражнений целенаправленные движения, которые вырабатываются в ходе обучения и постоянной практики в течение индивидуальной жизни (ходьба, еда, одевание, механические элементы письма, различные виды трудовой деятельности).
От рождения до 20 лет нейроны этой области претерпевают значительные изменения: увеличиваются их размеры, особенно в первые сем лет, меняются форма, характер ветвления. Первый год жизни рассматривается как оптимальный возраст для формирования сенсорной базы последующего развития. В этот период осуществляется развитие моторных и кинестетических зон, а также формируется их связь со зрительно-осязательными процессами.
Затылочная область обеспечивает работу центрального звена зрительного анализатора. Отвечает за переработку зрительной информации, организацию сложных процессов зрительного восприятия.
Развитие нервных структур периферического и центрального звена зрительного анализатора начинается еще во внутриутробном развитии. Ширина коры в затылочной области изменяется от рождения до 20 лет, но наиболее сильный ее рост происходит в течение первого года жизни. Соответствующий взрослому состоянию размер, в зависимости от типа нейронов, достигается к 8-12 и 13-16 годам.
Височная область связана с работой слухового анализатора. Функции: восприятие слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений; анализ и синтез речевых звуков; механизмы памяти.
После рождения наиболее важным этапом является возраст 2 лет, когда височная область ребенка начинает приближаться к величине височной области взрослого человека. После 2 лет наблюдается некоторое замедление в процессе роста и развития клеток коры, ширины коры. К 7 годам величина поверхности коры височной области ребенка почти соответствует размерам коры взрослого человека.
В задних отделах больших полушарий, на стыке височной, теменной и затылочной областей, находится зона TPO, являющаяся зоной «перекрытия», взаимодействия разных анализаторных систем, и обеспечивает сложные, надмодальные интегративные функции. Здесь наиболее поздно наступает полная дифференцировка коры и происходят наиболее значительные морфологические перестройки, связанные с несинхронным развитием слоев, подслоев и цитоархитектоники в различных полях. В первые два года жизни ширина полей увеличивается в 2 раза и к 7 годам ширина полей увеличивается в 3 раза. От 8 до 12 лет рост коры в ширину в левом полушарии более интенсивен, чем в правом.
● III блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации)
Анатомия:
Префронтальные отделы мозга (на рисунках выше обозначена оранжевым цветом): передние отделы больших полушарий, спереди от передней центральной извилины. Занимают 25-28 % коры, масса = 450 г.
Функции:
Организация произвольных движений; организация двигательных механизмов речи; регуляция сложных форм поведения; регуляция процессов памяти.
Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение, приводя его в соответствии с этими планами и программами; наконец, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями.
«Выходными воротами» этого блока является двигательная зона коры (4-е поле Бродмана), Vслой которой содержит гигантские пирамидные клетки Беца, волокна от которых идут к двигательным ядрам спинного мозга, а оттуда к мышцам, составляя часть большого пирамидного пути. Эта зона коры топографически построена так, что ее верхние отделы являются источником волокон, идущих к нижним конечностям противоположной стороны, средние — к верхним конечностям противоположной стороны, а нижние — волокон, направляющихся к мышцам лица, губ и языка. В значительной степени в этой зоне представлены органы, имеющие наибольшее функциональное значение и нуждающиеся в наиболее тонкой регуляции.
Наиболее существенной частью являются префронтальные отделы мозга, которые вследствие отсутствия в их составе пирамидных клеток и наличия большого числа мелких клеток (гранул) иногда называют гранулярной лобной корой. Именно эти разделы мозга играют решающую роль в формировании намерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека.
Префронтальная область мозга имеет богатейшую систему связей как с нижележащими отделами мозга и соответствующими отделами ретикулярной формации, так и практически со всеми остальными конвекситальными отделами коры.
Лобные доли мозга обладают мощными пучками восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией. Эти области новой коры получают импульсы от систем первого функционального блока, «заряжаясь» от него, в то же время они оказывают интенсивное модулирующее влияние на образования ретикулярной формации, придавая ее активирующим импульсам дифференцированный характер и приводя их в соответствие с теми динамическими схемами поведения, которые формируются непосредственно в лобной коре мозга.
Отличительная черта процессов регуляции сознательной деятельности у человека заключается в том, что эта регуляция совершается у него при ближайшем участии речи, поскольку многие высшие психические процессы формируются и протекают на основе речевой деятельности, которая на ранних ступенях развития носит развернутый характер, а затем все более сокращается.
Значимые этапы микроструктурных изменений ансамблевой организации префронтальных отделов лобной области приходятся на 1 год, 3 года, 5-6 лет, 9-10 лет, 12-14 лет, 18-20 лет. Ряд авторов на основе сопоставления данных об увеличении веса мозга, размеров черепа и изменений нервной активности выявили отдельные периоды ускоренного развития лобных долей мозга.
В возрасте 3-4 месяцев наблюдается первый такой отрезок, в это время ребенок начинает дотягиваться до окружающих его предметов. Следующее ускорение возникает примерно в 8 месяцев, когда ребенок начинает ползать и искать спрятанные предметы, затем в 12 месяцев, когда наблюдается значительное улучшение в поиске предметов. Промежуток между 1,5 и 2 годами коррелирует с бурным развитием речи. Период между 3 и 6 годами сопровождается последовательным вовлечением речи в качестве средства планирования действий. Последующие периоды активности лобных долей мозга в 9, 12, 15 и 18-20 лет связывают с разными фазами совершенствования мышления.»
Источник: dzen.ru
Физиология речи
Распределение в правом и левом полушарии мозга такой высокоспециализированной функции человека как речь, глубоко асимметрично. Лингвистические способности человека определяются, преимущественно, левым полушарием. Три взаимосвязанные речевые зоны, расположенные в задней височной области, нижней центральной извилине и в дополнительной моторной коре левого полушария, действуют как единый речевой механизм. Пути осуществления кооперации различных областей и их функции представлены на рис.17.3.

После того, как акустическая информация, заключенная в слове, обрабатывается в слуховой системе и в других «неслуховых» образованиях мозга, она поступает в первичную слуховую кору. Однако, для понимания человеком смысла речи и выработки программы речевого ответа необходима дальнейшая обработка полученной информации.
Она осуществляется в зоне Вернике, расположенной в височной области, в непосредственной близости к первичной слуховой коре. Именно здесь обеспечивается понимание смысла поступившего сигнала — слова. Для произнесения слова необходимо, чтобы активировалось его представительство в зоне Брока, расположенной в третьей лобной извилине.
Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспечивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции.
Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами. Если воспринимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим аналогом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акустическом восприятии. Аналогичный путь восприятия письменной речи и у глухих людей.
При повреждении различных участков коры левого полушария и соединяющих эти участки нервных путей возникают нарушения речи — афазии. Формы и проявления афазий различны: это нарушение артикуляции речевых звуков, неспособность к построению осмысленной речи, даже если произнесение звуков не нарушено, это также неспособность понимать устную речь. В таблице 17.4 суммированы данные о роли различных областей мозга в речевой функции. Эта таблица базируется на результатах оценки патологии речи (афазий) при повреждении разных зон мозга.
Симптомы речевых нарушений
text_fields
text_fields
arrow_upward
Поврежденная область мозга
Корковые отделы левого полушария играют специфическую роль в восприятии, запоминании и воспроизведении речевого материала. Именно эти зоны необходимы для полноценного осуществления речевой функции как единого сенсорного, мыслительного и моторного процесса. Расположенные спереди зоны особенно важны для осуществления экспрессивной (выразительной) речи, расположенные сзади — для восприятия смысла речи. Взаимодействие речевых корковых зон осуществляется не только по горизонтали с помощью корково- корковых связей и взаимодействий, но и по вертикали, через таламические ядра. Другими словами, речевая функция непосредственно связана с функциями различных подкорковых образований мозга.
Итак, функциональная асимметрия мозга в связи с механизмами речи проявляется следующим образом. Тональный слух идентичен для обоих полушарий. Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого — для опознания интонаций, транспортных и бытовых шумов, музыкальных мелодий.
Восприятие и генерация звуков речи, а также более высокий уровень общей речевой активности, обеспечиваются левым полушарием, а улучшение выделения сигнала из шума — правым. Правое полушарие не способно реализовывать команду для продуцирования речи, но оно обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Понимание речи, осуществляемое правым полушарием, ограничено конкретными именами существительными, в меньшей степени — отглагольными существительными, еще в меньшей степени — глаголами. Правое полушарие обеспечивает понимание эмоционального содержания интонаций, опознание по голосу, участвует в модуляции частот голоса.
Контроль результата деятельности речевой системы
text_fields
text_fields
arrow_upward
Для оценки успешного выполнения той или иной моторной поведенческой программы, в том числе и речи, необходим контроль ее реализации как в процессе выполнения, так и по конечному результату. Такая оценка осуществляется мозгом человека, благодаря системам с обратными связями.
У человека существуют три сенсорных канала получения информации об успешной реализации речевого процесса:
- Слуховой,
- Проприоцептивный и кинестетический,
- Зрительный.
Точность воспроизведения речи, то есть соответствия акустической формы речевого сигнала его акустическому образу, сформированному в процессе обучения, контролирует слуховая обратная связь. Она начинается в слуховой височной зоне и проходит в центробежном направлении параллельно путям и центрам афферентной слуховой системы вплоть до волосковых клеток улитки внутреннего уха.
Точность воспроизведения речи контролируется также оценкой афферентации от проприоцептивных и кинестетических рецепторов, расположенных в мышцах и суставах речеобразующих органов. Полученная от рецепторов соматосенсорной системы афферентация сравнивается с хранящимся в памяти образом правильного двигательного акта и оценивается по степени соответствия эталона его реализации в движении.
В механизмах проприоцептивного контроля участвуют кора третьей лобной извилины левого полушария и нижняя моторная кора обоих полушарий. Контроль конечного результата влияния экспрессивной речи на слушателя реализуется по зрительному и слуховому каналам афферентации. Зрительное восприятие обеспечивает человеку оценку реакции слушателя на произнесенные звуки.
Это позволяет определить, достигло ли речевое сообщение той цели, которую имел в виду говорящий. Слуховой канал позволяет говорящему дать оценку результата воздействия речи по речевому ответу слушателя. Эти виды контроля требуют участия многих структур мозга.
Раздельный контроль исполнения (качества речевой продукции) и конечного результата (смыслового содержания высказывания) дает возможность человеку выявить причины неудачи речи как способа коммуникации.
Двойной контроль речевого процесса с помощью обратных связей позволяет отделить (1)плохое осуществление двигательной программы, лежащей в основе реализации речи как акустического явления, от (2) полной неадекватности речевого акта стоящей перед ним» цели, например, невозможности изменить поведение партнера или получить ответ на вопрос.
Говорящий и слушающий в процессе генерации и восприятия звуковой речи составляют единую систему. Коммуниканты, как части этой системы, осуществляют в процессе общения ряд общих функций. К их числу относятся, например, анализ акустических свойств речи, выделение речевого сообщения из шума, понимание смысла высказывания и его эмоционально-аффективного содержания.
В диалоге, во всяком случае на определенных ограниченных временных отрезках слухоречевого взаимодействия, одна сторона (говорящий) выполняет одновременно две, а другая (слушающий) — одну функцию. Говорящий реализует семантическую программу речи в определенной грамматической и акустической форме. Параллельно он осуществляет двойной контроль качества речевой продукции: говорящий использует для контроля результата акустическую обратную связь, проприоцептивный и зрительный контроль параллельно. Для слушателя главной задачей является понимание смысла высказывания.
Язык жестов
text_fields
text_fields
arrow_upward
Одной из широко распространенных разновидностей речевой коммуникации является язык жестов. Это язык, использующий зрительно-пространственные возможности человеческого мозга. Это формальный язык со сложным словарем и грамматической структурой. Каждый знак представляет собой «букву», «слог» или «слово» — в зависимости от типа языка.
Клинические наблюдения свидетельствуют о том, что у нормально слышащих и говорящих людей, пользующихся языком жестов, повреждение левого полушария в областях, связанных со звуковой речью, приводит к неспособности активно пользоваться языком жестов и понимать его. У тех глухонемых, которые начали пользоваться языком жестов в раннем детском возрасте, левое полушарие доминирует и при решении зрительно-пространственных задач. Значит, языковые функции реализуются сходными механизмами независимо от того, в какой форме речь используется — звуковой, письменной или жестовой.
- Пальпация
- Клиническое исследование
- Опухоли головного мозга – Неотложная помощь
- Отравления детей Барбитуратами — Симптомы, Неотложная помощь
- Глия. Виды глии. Функции и Особенности глиальных клеток
- Возвратный вшивый тиф — Симптомы, Неотложная помощь
- Парафимоз — Причины, Симптомы, Неотложная помощь
- Отравления острые — общие принципы диагностики и оказания неотложной помощи
- Функции мозжечка (малого мозга)
- Наружное кровотечение травматическое — Причины, Симптомы, Диагноз, Неотложная помощь
- Экстрасистолия — Неотложная Помощь
- Аускультация
- Заболевания мочеточников и мочевого пузыря — Симптомы, Неотложная помощь
- Пальпация живота
- Острый дивертикулит — Симптомы, Неотложная помощь
Источник: doctor-v.ru
11.2. Центральные механизмы речи
Выделяют следующие основные функции речи: коммуникативную, побуждающую, регулирующую, программирующую, мыслительную.
Коммуникативная функция включает два аспекта: способность говорить, передавая окружающим те или иные сообщения и понятия, и способность понимать слова и фразы, произнесенные другими людьми, и превращать их в понятия. Таким образом коммуникативная функция речи обеспечивает общение людьми с помощью языка. Побуждающая функция речи тесно связана с коммуникативной и обеспечивает ответные действия человека в связи с полученной посредством речи информацией. В значительной степени эта функция реализуется благодаря эмоциональной выразительности речи.
Регулирующая функция речи осуществляется в виде влияния на осуществление сознательных форм поведения. Она реализуется как в аспекте влияния на поведение других людей, так и во владении собственным поведением. В последнем случае внутренняя речь является механизмом управления собственными действиями. Программирующая функция речи осуществляется в построении логических, смысловых конструкций, основанных на грамматических и лексических структурах, которое основывается на переходе от замысла (внутренняя речь) к высказыванию (внешняя, экспрессивная речь).