одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Возникновение Г. Связано с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже 19—20 вв.
И ассоциативной психологии как специфической формы этого мировоззрения в психологической науке. Термин «гештальт» (нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура) восходит к выдвинутому Г. Фон Эренфельсом (1890) представлению об особом «качестве формы», привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространственного образа. В области философии наибольшее влияние на представителей Г. Оказали системы Ф. Брентано и Э. Гуссерля (См.
Гуссерль), особенно развитый в этих системах тезис об интенциональности сознания как выражении его целостности и внутренней активности. Непосредственное начало Г. Положено проведённым М. Вертхеймером (Германия, 1912) исследованием т. Н. Стробоскопического движения (см. Стробоскопический эффект). Он же вместе с немецкими психологами В. Кёлером и К. Коффкой (См.
Теория деятельности Леонтьева (Часть 1). Отечественная психология.
Коффка) основал в 1921 журнал «Психологические исследования» («Psychologische Forschung»)— орган школы, в котором в том же году был опубликован её теоретический манифест. Первые экспериментальные исследования Г. Посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (например, соотношение фона и фигуры). Принципы, выработанные при изучении восприятия, были перенесены на изучение мышления, которое трактовалось как процесс последовательного применения различных структур «видения» (гештальтов) к структуре проблемной ситуации, в которой возникла задача.
Согласно Г., в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решенной. Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур, было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления, но и наличие соответствующих им физиологических и физических гештальтов (Кёлер, 1931). Однако эти представления оказались необоснованными и в дальнейшем не получили развития. В дальнейших экспериментальных исследованиях мышления, чрезвычайно искусных в методическом плане (К. Дункер — Германия, Н. Майер — США и др.), была показана зависимость процессов мышления от используемых средств, общественно-исторических по своей природе. Объяснение этой зависимости выводило за рамки исходных принципов Г.
И резко подчеркнуло ограниченность данной концепции, предопределив её распад в предвоенные годы, Ещё одно направление Г. Посвящено изучению личности и связано с работами К. Левина (Германия, затем США) и его сотрудников. Центральным здесь оказалось представление о личностном поле, его целостной структуре и процессах её переструктурирования (см. Топологическая психология).
Как целостная психологическая концепция Г. Не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьёзные достижения Г. Как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии.
Философия Гештальта
Лит. Кёлер В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, пер. С англ., М., 1930. Коффка К., Основы психического развития, пер. С нем., М. — Л., 1934. Анцыферова Л. И., Гештальтпсихология, в кн.
Современная психология в капиталистических странах, М., 1963. Психология мышления, М., 1965. Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12. Wertheimer М., Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegungen, «Zeitschrift für Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane», 1910—11. Abt. 1, Bd 61. Его же, Productive thinking, N. Y. — L., 1945. Köhler W., Gestalt psychology, N. Y., 1929. Koffka K., Principles of gestalt psychology, N. Y., 1935.
Н. Г. Алексеев..
Значения в других словарях
(Geschonneck) Эрвин (р. 27.12.1906, Берлин), немецкий актёр. Член Коммунистической партии Германии с 1929. В начале 30-х гг. Был актёром «Политического театра» под руководством Э. Пискатора. Первую роль в кино сыграл в антифашистском фильме «Куле Вампе» (1932).
В 1933 эмигрировал в Советский Союз, затем в Чехословакию. В 1939—45 был заключён в фашистский концлагерь. В 1945—1949 актёр театра «Каммершпиле» (Гамбург), с 1949 — «Берлинер ансамбля». Роли. Матти, Полковой священник, Мясник («Господин ..
Гешоннек Эрвин
Гешоннек (Geschonneck) Эрвин (р. 27.12.1906, Берлин), немецкий актёр. Член Коммунистической партии Германии с 1929. В начале 30-х гг. Был актёром «Политического театра» под руководством Э. Пискатора.
Первую роль в кино сыграл в антифашистском фильме «Куле Вампе» (1932). В 1933 эмигрировал в Советский Союз, затем в Чехословакию. В 1939≈45 был заключён в фашистский концлагерь. В 1945≈1949 актёр театра «Каммершпиле» (Гамбург), с 1949 ≈ «Берлинер ансамбля». Роли.
Матти, Полковой священник, Мясник («..
в древнегреческой мифологии олицетворение земли, от которой произошли горы и море, первое поколение богов, киклопы, гиганты. В древнеримской мифологии Г. Соответствовала Теллус.. ..
Гея — Паунсфота договор 1901
договор между США и Великобританией о статусе будущего канала между Атлантическим и Тихим океанами. См. Хея — Паунсфота договор 1901.. ..
Гештальтпсихология
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (нем. Gestalt — форма — образ, структура), одна из основных школ зарубежной (преимущественно немецкой) психологии 1-й пол. 20 в. В условиях кризиса механистических концепций и ассоциативной психологии выдвинула принцип целостности (введенное Г. Фон Эренфельсом понятие гештальта) в качестве основы при исследовании сложных психических явлений.
Исходила из учения Ф. Брентано и Э. Гуссерля об интенциональности (см. Интенция) сознания. Главные представители — М. Вертхаймер, В. Келе..
Гештальтпсихология
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от немецкого Gestalt — форма, образ, структура>), одна из основных школ (преимущественно немецкой) психологии 1-й половины 20 в. Подчеркивала целостный и структурный характер> психических образований, опираясь на представление о «гештальткачестве» как свойстве целого, которое сохраняется и при изменении отдельных его частей (например, мелодия>, проигрываемая в разных тональностях, и т.п.). Основные представители. Немецкие психологи М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Сложивши..
Гештальтпсихология
[нем. Geschtalt — образ, форма + психология] — психол. Направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. И выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам («целое раньше части»).(Источник. «Словарь иностранных слов». Комлев Н.Г., 2006). ..
Гештальтпсихология
Сущ., кол-во синонимов. (1). ..
Гештальтпсихология
(нем. Gestalt форма, образ, структура). ..
Гештальтпсихология
(нем. Gestalt, образ, целостная форма + психология) одно из основных направлений в зарубежной психологии первой половины 20 в., рассматривавшее психику человека как совокупность целостных психических структур («гештальтов»), формирующихся независимо от объективной реальности. Несмотря на ограниченность Г., ее конкретные достижения и антимеханистическая направленность были восприняты в последующем развитии психологии.. ..
Гештальтпсихология
(нем. Gestalt, образ, целостная форма + Психология)одно из основных направлений в зарубежной психологии первой половины XX в., рассматривавшее психику человека как совокупность целостных психических структур («гештальтов»), формирующихся независимо от объективной реальности. Несмотря на ограниченность Г., ее конкретные достижения и антимеханистическая направленность были восприняты в последующем развитии психологии.. ..
Гештальтпсихология
(нем. Gestalt, образ, целостная форма + психология) — одно из основных направлений в зарубежной психологии первой половины 20 в., рассматривавшее психику человека как совокупность целостных психических структур («гештальтов»), формирующихся независимо от объективной реальности. Несмотря на ограниченность Г., ее конкретные достижения и антимеханистическая направленность были восприняты в последующем развитии психологии.. ..
Гештальтпсихология
(нем. Gestalt — образ, целостная форма, греч. Psyche — душа, logos — учение, наука). Идеалистическое направление в зарубежной психологии конца XIX — первой трети XX вв. [v. Ehrenfels Ch., 1890. Wertheimer E., 1912]. Термин был предложен Ch.v. Ehrenfels.
Г. Изучала психику с точки зрения целостных структур (гештальтов). В отличие от структурной психологии, выделявшей в психике, сознании отдельные элементы и синтезировавшей из них более сложные психические феномены, Г. Выдвигала принцип внутренней..
Гештальтпсихология
(нем. Gestalt – образ, целостная форма, греч. Psyche – душа, logos – учение, наука). Идеалистическое направление в зарубежной психологии конца XIX – первой трети XX вв. [v. Ehrenfels Ch., 1890.
Wertheimer E., 1912]. Термин был предложен Ch.v. Ehrenfe. ..
Гештальтпсихология
(нем. Gestalt – образ, целостная форма, греч. Psyche – душа, logos – учение, наука). Идеалистическое направление в зарубежной психологии конца XIX – первой трети XX вв. (v. Ehrenfels Ch., 1890. Wertheimer E., 1912). Термин был предложен Ch.v.
Ehrenfels. Г. Изучала психику с точки зрения целостных структур (гештальтов). В отличие от структурной психологии, выделявшей в психике, сознании отдельные элементы и синтезировавшей из них более сложные психические феномены, Г. Выдвигала принцип внутренней..
Гештальтпсихология
(от гештальт и психология) — одно из ведущих направлений в современной психологии, основывающееся на тезисе о принципиальной несводимости целого (характеристика которого была названа «геш-тальткачеством») к сумме составляющих его частей. В учении утверждается, что целое вообще нечто другое, нежели сумма его частей, выделяемых из него посредством обособления, и что первичным и основным элементом психики являются психические структуры, целостные образования (гештальты).. ..
Гештальтпсихология
Гештальтпсихология
(от нем. Gestalt — образ, структура, форма), направление в заруб, психологии 1-й пол. 20 в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения её организации и динамики в виде особых целостностей («гештальтов»), чьи свойства несводимы к свойствам их частей. Гл. Представители — нем. Психологи М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка.
Идеи Г. Лежат также в основе теории личности К. Левина. Первые эксперим. Исследования Г. Посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой о..
Источник: my-dict.ru
Гештальтпсихология
Психолог Мария Фаликман о фи-феномене, целостности восприятия и разнице между гештальтпсихологией и гештальттерапией
Написать нам
Над материалом работали
Мария Фаликман
доктор психологических наук
513 публикаций
Внеси свой вклад в дело просвещения!
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о новых проектах, мероприятиях и материалах ПостНауки
Уведомление о Cookies
Источник: postnauka.ru
Гештальтпсихология
Гештальт-Психология (англ. Gestalt psychology) — психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали, г. о., в Берлинском ун-те, поэтому Г.-п. иногда называют Берлинской школой.
В Г-п. получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой, при решении которой Г.-п., вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания.
Философской основой Гештальтпсихологии является «критический реализм», основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Махха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно Г.-п., для человека существуют 2 отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г.-п. называли в разных контекстах «объективным» или «субъективным». Последний Г.-п. рассматривала в 2 отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).
Следовательно, психологические законы сводились в Гештальтпсихологии к законам физиологии мозга. Вместе с тем Г.-п. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа сознания выступает Гештальт как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.
Различные формы гештальтов изучались в Г.-п. на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т.ч. отношений «фигуры-фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в Гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют прегнантные, наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в 1 Гештальт, напр., 3 движущихся в одном направлении точек среди множества др., движущихся в разных направлениях) и т.д.
В основе принципов группировки лежит более общий закон перцептивного поля — закон прегнантности, т.е. тенденция этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. С т. зр. Гештальтпсихология, данные законы представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, «насыщение» отдельных участков мозга электрическими зарядами и т.п.). В этом решении психофизиологической проблемы проявилась обоснованная в Г.-п. К. Гольдштейном т. зр. «антилокализационизма» ( см . Локализация высших психических функций), впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.
При разработке проблем мышления Г.-п. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологию такие понятия, как проблемная ситуация ( см . Задача), инсайт, а также новый метод эмпирического исследования мышления — метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г.-п. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека Г.-п. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».
В 1920-е гг. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную Г.-п., введя в нее «личностное измерение» ( см . Временная перспектива, Топологическая и векторная психология).
После прихода к власти нацистов Гештальтпсихология как школа распалась в результате эмиграции большинства ее членов. Идеи Г.-п. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школу «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, Гештальт-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе с тем критики Г.-п. (среди которых были Л.С. Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм Г.-п., фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.
С конца 1970-х гг. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к Г.-п., что нашло свое отражение в образовании межд. «Общества Гештальт-теории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией (В. Вундт, Э.Б.
Титченер и др.) принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Идея о том, что внутренняя системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена первоначально к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного).
Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его окружения («фона») и др. (см. Фигура и фон). При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле ( см . Инсайт).
Эти положения Г. противопоставила бихевиоризму, к-рый объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании процессов человеческого мышления основной упор был сделан на преобразование («реорганизацию», новую «центрировку») познавательных структур, благодаря к-рому эти процессы приобретают продуктивный характер, отличающий их от формально-логических операций, алгоритмов и т.п. Хотя идеи Г. и полученные ею факты способствовали развитию знания о психических процессах (прежде всего разработке категории психического образа, а также утверждению системного подхода), ее методологические установки, отразившие феноменологический подход к сознанию, препятствовали детерминистскому ( см . Детерминизм) анализу этих процессов.
Психические «гештальты» и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость к-рого от предметного мира и деятельности нервной системы представлялась по типу изоморфизма (структурного подобия), являющегося вариантом психофизического параллелизма. Главные представители — немецкие психологи М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка. Близкие к ней общенаучные позиции занимали К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения, К. Гольдштейн — сторонник «холизма» (целостности) в патопсихологии, Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в социальную психологию с целью объяснения межличностного восприятия, и др.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Гештальтпсихология (нем. Gestalt — образ, целостная форма, греч. psyche — душа, logos — учение, наука) — идеалистическое направление в зарубежной психологии конца XIX — первой трети XX вв. [v. Ehrenfels Ch., 1890; Wertheimer E., 1912]. Термин был предложен Ch.v. Ehrenfels. Гештальтпсихология изучала психику с точки зрения целостных структур (гештальтов).
В отличие от структурной психологии, выделявшей в психике, сознании отдельные элементы и синтезировавшей из них более сложные психические феномены, Г. выдвигала принцип внутренней системной организации психики, определявшей и особенности ее составных частей. Гештальт не является простой суммой, составленной из отдельных элементов, это целостное переживание, данное первично, изначально присущая душе человека психическая форма, структура [Koffka К.]. Гештальт не является ощущением, чувственным образом отдельных свойств предметов и явлений.
Развитие Гештальтпсихологии способствовало обогащению знаний о психических процессах, хотя ее методология препятствовала каузальному их анализу. Тем не менее Г. была шагом вперед по сравнению с механистической структурной психологией, она внесла новое в изучение восприятия и мышления в эксперименте и теории, стимулировала развитие социальной психологии, патопсихологии.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Гештальтпсихология — психологическая школа, основанная в Германии в 1910-х гг. Первоначально, выступая против структурализма, гешталь-тисты утверждали, что психологические явления могут быть поняты только, если рассматривать их как организованное, структурное целое (или гешталь-ты). Структуралистской позиции, согласно которой эти явления могут быть интроспективно разложены на простейшие перцептивные элементы, была противопоставлена гештальтистская точка зрения, что такой анализ не учитывает понятие целого, единой «сущности» явлений (например, является ли яблоко действительно определенной комбинацией простейших элементов, таких как краснота, форма, очертания, твердость и т.д., или этот анализ пропускает некоторую основную «яблочность», которая поддается восприятию только, когда целое рассматривается в целом?).
Ранние гештальтисты были мастерами изящных контрпримеров и представляли достаточно убедительные аргументы, наносившие серьезный ущерб ортодоксальной точке зрения структуралистов. Например, определенная мелодия легко распознается даже тогда, когда ее составляющие части значительно изменены: она может быть спета (в любом голосовом диапазоне), проиграна (любой комбинацией музыкальных инструментов), представлена во множестве вариаций и т.д., но при этом не разрушается ее распознаваемый геш-тапьт. Более того, каждая из нот в любой конкретной мелодии имеет различное феноменологическое значение в зависимости от того, проиграна ли она отдельно или включена в новую мелодию. Во всех случаях, утверждали они, целое доминирует над ощущением, и оно воспринимается не так, как просто сумма отдельных частей.
Научение рассматривалось гештальтистами не как связь между стимулами и реакциями (как утверждали бихевиористы), но как перестройка или реорганизация всей ситуации, часто с участием инсайта как важнейшей характеристики. Физиология мозга рассматривалась ими в той же манере. Не соглашаясь с общепринятой в то время точкой зрения, что кора головного мозга является статической, хорошо дифференцированной системой, они приводили доводы в пользу координированной физиологии, в которой кора головного мозга понималась как место, где входящие стимулы взаимодействуют в силовых полях. См. здесь изоморфизм. В социальной психологии их работа привела к созданию теории поля, а в образовании основное внимание уделялось продуктивному мышлению и творчеству.
Вообще, гештальтпсихология является антитезой атомистической психологии во всех ее вариациях (см. атомизм, элементаризм), и в равной степени враждебно это направление выступало против бихевиоризма и структурализма. Хотя вряд ли можно сказать, что гештальтпсихология существует сегодня как отдельная теория, многие из ее открытий вошли в структуру современных знаний, особенно в области восприятия. Основные представители этой школы: Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер, и приверженцем их философии был Курт Левин.
предметная область термина
Тематический указатель:
Источник: www.persev.ru