В этом уроке мы продолжим разговор об анимации в Blender и научимся достаточно легко делать достаточно сложные сцены (простите за каламбур, но это именно так). Уже в этом уроке нам предстоит использовать возможности игрового движка Blender, о котором подробнее поговорим отдельно, хотя с некоторыми его возможностями ознакомимся уже в этом уроке.
Итак, предстоит познакомиться с системой частиц Blender – Particle system, понять как и для чего применяются частицы и что может служить частицами. Постараюсь раскрыть секреты анимации некоторых сложных сцен, используя, как обычно, самые простые примеры, отвечающие требованиям данного урока. Но не забывайте о рассмотренных ранее методах. Помните об иерархии объектов в сцене.
Эта вещь значительно упрощает работу особенно в сложных сценах. Но теперь приступим непосредственно к изучению Particle system.
Зачем нужны частицы Blender #
Blender 101: Интерфейс и навигация
Интерфейс программы Blender 3D для начинающих пользователей может показаться сложнее, чем он есть на самом деле. Давайте быстро ознакомимся с основными инструментами навигации в 3д-пространстве.
Настройки Blender
Нажатая Средняя кнопка мыши позволяет вращать вид. Если при этом удерживать Shift можно перемещать экран. А с помощью зажатой Ctrl можно приближать и отдалять вид, что также можно сделать прокручивая колесо мышки.
Выделение объектов в Blender по умолчанию происходит с помощью Правой кнопки мыши , что часто вызывает недоумение у новых пользователей, поскольку в других пакетах 3д-моделирования объекты как правило выделяются Левой кнопкой мыши
. Изменить ситуацию можно очень легко в настройках: File -> User Preferences (Ctrl + Alt + U) -> Input -> Select with:
Когда мы впервые открываем Blender, у нас есть стандартный куб. Мы можем просматривать его в различных режимах. Клавишей Z мы можем включать и выключать режим Wireframe.
Чтобы двигать объект можно воспользоваться манипуляторами перемещения, вращения и масштабирования.
Однако более удобные манипуляции с объектами в Блендере можно осуществлять с помощью горячих клавиш.
G – перемещение
R – вращение
S – масштабирование
Чтобы ограничить манипуляцию по одной из осей нужно просто нажать соответствующую клавишу сразу после нажатия действия. Например, нам нужно переместить объект только по оси X. Для этого нажимаем G, затем X и объект будет перемещаться только по этой оси. Аналогично для вращения и масштабирования.
Первичные настройки Blender
Стоит отметить, что в разных программах 3д-графики обозначение осей может отличаться. в Blender буквой Z – обозначается вертикальная ось. В других программах вертикальная ось обозначается буквой Y. Это может иногда сбивать с толку, когда вы будете экспортировать модели в другие программы. Но если весь рабочий процесс происходит в Блендере, это не играет особого значения.
Следующие несколько горячих клавиш, которые следует знать.
T – скрывает/открывает панель инструментов (Tool Shelf)
N – скрывает/открывает панель свойств (Properties)
Наиболее важными являются свойства Location, Rotation, Scale и Dimensions N-панели. С помощью них можно также управлять положением объекта, задавая точные координаты.
Отменить последнее действие, как и в большинстве других программ можно с помощью Ctrl + Z. Вернуть отмененное действие – Ctrl + Shift + Z.
С помощью кнопки . Del на дополнительной клавиатуре, можно приблизить и центрировать выделенный объект.
Также на дополнительной клавиатуре есть важные кнопки для управления видом.
Numpad 5 – Переключение между Perspective и Ortographic view
Numpad 1 – Вид спереди
Ctrl + Numpad 1 – Вид сзади
Numpad 3 – Вид справа
Ctrl + Numpad 3 – Вид слева
Numpad 7 – вид сверху
Ctrl + Numpad 7 – вид снизу
Если на вашем компьютере нет Numpad клавиатуры, например на ноутбуке, следует включить эмуляцию в настройках:
Тогда верхние цифры будут выполнять функцию нампад клавиш.
Источник: infoblogic.ru
Режимы¶
Режимы в Blender — уровни объектно-ориентированных функций (инструментов), и доступные режимы отличаются в зависимости от выбранного типа активного объекта — многие из них включают только один режим по умолчанию, режим объекта (например, камер, светильников и т. д.). Каждый режим предназначен для редактирования определенных свойст выбранного объекта. Смотрите таблицу режимов Блендер ниже для деталей.
Пример выбора режима (объект полисетка).
Задается текущий режим в выпадающем списке режимов в заголовке 3D вида (см. пример выбора режима (объект полисетка)).
Предупреждение
Вы можете выбирать только объекты в режиме объект. Во всех остальных, текущий выбор объекта “заблокирован” (за исключением, в некоторой степени, с ипользованием скелета в режиме поз).
Режимы могут повлиять на многие вещи в Blender:
- Они могут изменять панели и/или элементы управления, доступные кнопки в некотором контексте окон.
- Они могут изменить поведение всего окна, как, например, в окне редактора UV/изображений (и, очевидно, 3D вид !).
- Они могут модифицировать имеющиеся заголовки инструментов (меню и/или пунктов меню, а также другие элементы управления. ). Например, в окнет*3D вид*, меню Объект, в режиме Объект измененяется в режиме правки на меню полисетка (с активным объектом полисетки!), и меню кисть в режиме Рисование веса.
По умолчанию режим, доступный для всех типов объектов, так как он посвящен объекту сведения-блока редактирования (т. е. положение/поворот/Размер).
Режим доступен для всех визуализируемых типов объектов, так как он посвящен их “форме” ObData блок-данных редактирования (т. е. вершин/ребер/граней для полисеток, контрольные точки для кривых/поверхностей и т. д.)
режим только сетки, что дает возможность использовать инструменты 3D-скульпринга в Blender.
Режим Рисование по вершинам
Режим только длф полисеток, который позволяет установить вершинами полисетки цвета (т. е. “рисовать” их).
Режим только для полисеток, позволяет рисовать текстуру полисетки непосредственно на модели, в 3D виде.
Режим Рисование веса
Режим только для полисеток, посвященный группированию веса вершин.
Режим Правка частиц
Режим только для полисеток, с системами частиц, полезно для редактируемой системы (волос).
Режим только для скелетов, посвященный позиционированию костей.
Заметки о сочетаниях клавиш у режимов:
- Tab переключает режим Правки.
- Ctrl-Tab переключает между режимами Рисование веса (полисеток) / поз (скелетов), и текущим режимом (по умолчанию режим Объекта). Однако такое сочетание имеет другой, внутренний смысл в некоторых режимах (например, в режиме скульптинга, используется для выбора текущей кистью).
Как вы можете видеть, использование горячих клавиш для переключения между режимами может стать довольно сложным, особенно с сетки.