2) Заполните пустые места чтобы использовать идентификаторы из пространства имён std:
using namespace std;
3) Что является отправной точкой компьютерной программы?
4) Каждая инструкция должна заканчиваться:
- точкой с запятой(;)
- запятой (,)
- точкой (.)
- двоеточием (:)
5) Заполните пустые места, чтобы вывести «Hello, world!» на экран:
6) Переставьте местами стрки, что бы получить правильно работающую программу:
using namespace std ;
cout < < «Awesome!» ; return0 ;
Получаем инструменты
1) Какие два инструмента вам необходимы, чтобы писать и запускать программы на языке C++?
2) Что из приведённого является компилятором языка C++?
Печатаем текст
1) Заполните пустые места, чтобы вывести на экран «I love C++»
2) Что используется для перевода вывода на следующую строку?
3) Какой символ используется для перехода на новую строку (альтернатива endl)?
Типы данных в Microsoft Access
4) Заполните пустые места, что бы напечатать слова «hello» и «world» разделённые пустой строкой:
5) Заполните пустые места чтобы вывести «I love C++» по одному слову в каждой строке:
1) Какой тип данных используется для целочисленных значений?
int
2) Допустим у вас есть переменная названная var. Добавьте код, чтобы вывести её значение:
cout
3) Заполните пустые места, чтобы объявить переменную sum равную a + b:
int sum = a + b;
4) Какие два выражения верны для переменных в C++?
- Переменные должны иметь тип данных
- Переменные должны быть объявлены до их использования
- Переменные не имеют имён
- Перменные являются директивами препроцессора
Работаем с переменными
1) Заполните пустые места, чтобы объявить переменную целочисленного типа и затем присвоить ей значение 7.
int a;
a =7;
2) Для чего нужен cin?
- Получать информацию (данные) от пользователя
- Включает заголовочный файл
- Выводит значение переменной
3) Напишите код, который позволяет ввести число и сохраняет его в переменной a:
cin >> a;
4) Заполните пустые места, чтобы объявить переменную целочисленного типа var, ввести число, и сохранить его в переменной var.
cin >> var;
5) Заполните пустые места чтобы объявить переменную sun, присвоить ей значение 21 +7, и вывести на экран её результат.
sum = 21 + 7;
Ещё о переменных
Сколько раз должен быть указан тип данных для переменной?
- Всякий раз при использовании переменной
- При вводе значения переменной используя cin
- При выводе значений переменной
- Только один раз — при объявлении переменной
Введите код, чтобы объявить переменную b и присвоить ей значение переменной a, и затем ввести их сумму на экран:
int b = a;
Базовая арифметика
1) Введите код, чтобы объявить переменную x, присвоить ей значение 4 + 6, и вывести её на экран.
Какие типы данных существуют в базе данных Microsoft Access
int x;
2) Введите пропущенные части кода, чтобы вывести на экран число 12.
y = x — 12;
3) Какой символ исполльзуется для умножения в C++?
4) Заполните пустые места, чтобы объявить переменную x и присвоить ей значение 81 делённое на 3:
int x = 81 / 3;
5) Какой операнд используется для определения остатка?
6) Впишите пропущенные скобки, чтобы получить значение переменной x равное 14.
int x = ( 4 + 3 ) *2;
7) Какие два выражения верны для арифметических операций?
- Сначала выражение в скобках, затем умножение и деление
- Умножение выполняется до сложения
- Вычитание выполняется первым
- Сложение выполняется до умножения
Операторы присваивания и инкремент
1) Какая альтернатива выражению x = x +10?
2) Введите пропущенные части кода, чтобы разделить их на 5 используя оператор /=.
x /= 5;
3) x++ эквивалентно следующему выражению:
4) Заполните пустые места чтобы увеличить значение переменной x на еденицу используя опереатор инкремента ++ и выведедите его значение на экран.
x++;
5) Какая разница между ++x и x++?
- ++x использует значение x и затем производит его увеличение
- x++ увеличивает значение x до его использования
- ++x увеличивает значение x до его использования
- x++ использует значение x и затем производит его увеличение
6) Пожалуйста введите код которые уменьшает значение x используя оператор деримента -.
x—;
Упражнения 1-го модуля
1) Пожалуйста, введите пропущенные части кода, чтобы вывести на экран «I Love C++».
#include
using namespace std;
int main()
return 0;
2) Пожалуйста введите код, который объявляет две переменные целочисленного типа и выводит их сумму на экран.
int y =7;
int sum = x + y;
3) В каждой программе на языке C++:
- Переменные должны называться либо x либо y
- Должна быть функция main
- Должно быть как минимум две объявленные переменные
- Каждая переменная должна иметь тип данных
4) Пожалуйста введите код, чтобы вывести на экран значение x разделённое на y.
5) Что выведет следующая программа на экран?
Источник: coolcode.ru
Выберите тип данных который установлен для переменной b в программе sub pr1
1.Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
2.Наберите команды, которые выполняют следующие действия:
а) ввод переменных x, y
б) вывод переменной z
в) описать переменную a целого типа, а переменные b, с вещественного типа
г) увеличить переменную d на 20
д) переменной z присвоить сумму x и y
3.Допишите недостающие части программы для нахождения значения выражения w=12s+26b:
4.Запишите на языке Паскаль следующие условия:
а) число f больше 105; д) число z меньше либо равно d;
б) число а меньше 184; е) произведение чисел y и x больше либо равно сумме d и w;
в) число w не равно 181; ж) разность чисел w и d меньше 88;
г) число z неотрицательно; з) число f положительное
5. Запишите на языке Паскаль команду ветвления для решения следующей задачи:
а) если число a не равно 21, то увеличить переменную a на 28, иначе уменьшить на 51
б) увеличить переменную a в 5 раз, если a — нечетное, иначе уменьшить на 12
6. Запишите на языке Паскаль команду цикла для решения следующей задачи:
а) составить программу, которая вычисляет произведение первых 66 натуральных чисел
(параметром цикла является переменная j, а произведение хранится в переменной p)
б) составить программу, которая выводит на экран 7 раз в столбик слово: trud
(параметром цикла является переменная n)
Источник: vashurok.com
Выберите тип данных который установлен для переменной b в программе sub pr1
Для ввода нужной информации используют input(). В этом примере переменная name с помощью оператора присваивания = получит введенное пользователем значение:
name = input()
Чтобы пользователю было понятнее, какое именно значение от него ожидает программа, можно добавить пояснение:
name = input(‘Как тебя зовут? ‘)
name = input(‘Введите свое имя ‘)
Напишем программу, которая запрашивает имя пользователя и выводит приветствие:
name = input(‘Как тебя зовут? ‘) print(‘Привет,’, name)
Как тебя зовут? Вася Привет, Вася
В этой программе используются две встроенные функции input() и print(), а также переменная name . Переменная – это именованная область памяти, в которой во время выполнения программы хранятся данные определенного типа (о типах данных расскажем ниже). В стандартах оформления кода PEP 8 даны рекомендации по названиям переменных:
- Названия не должны начинаться с цифры, но могут заканчиваться цифрой. Например, назвать переменную 7up – неправильно, а так – seven11 – можно.
- Названия могут состоять из комбинации строчных, заглавных букв, цифр и символов подчеркивания: lower_case , mixedCase , CapitalizedCase , UPPER_CASE , lower123 .
- Не следует давать переменным названия, совпадающие со служебными словами, названиями встроенных функций и методов, к примеру – print, list, dict, set, pass, break, raise.
- Следует избегать использования отдельных букв, которые могут быть ошибочно приняты друг за друга – l (L в нижнем регистре), I (i в верхнем регистре) или за нуль – O .
- В названиях не должно быть пробелов, дефисов и специальных символов, например, ‘ или $ .
- Главный принцип именования переменных – осмысленность. По названию переменной должно быть понятно, какого рода данные в ней хранятся – например, car_model, petName,CARD_NUMBER более информативны, чем a, а1, а2.
Переменные выполняют две важные функции:
- делают код понятнее;
- дают возможность многократно использовать введенные данные.
Если программа небольшая, а введенное значение используется однократно, можно обойтись без использования переменной:
print(‘Привет,’, input(‘Как тебя зовут?’))
Больше полезных материалов вы найдете на нашем телеграм-канале «Библиотека питониста»
Ввод и вывод нескольких переменных, f-строки
Если в программе используются несколько переменных, ввод данных можно оформить на отдельных строках:
first_name = input() last_name = input() age = input()
Или в одну строку:
first_name, last_name, age = input(), input(), input()
Либо так – если значения переменных равны:
x1 = x2 = x3 = input()
Чтобы вывести значения переменных на экран, названия перечисляют в print() через запятую:
print(first_name, last_name, age)
Или по отдельности:
print(first_name) print(last_name) print(age)
При перечислении через запятую Python выводит все переменные в одну строку, разделяя значения пробелами:
Вася Пупкин 12
Вместо пробела можно подставить любой другой разделитель. Например:
print(first_name, last_name, age, sep=»***»)
В результате значения будут разделены звездочками:
Вася***Пупкин***12
Если нужно вывести значения не в строку, а в столбик, можно воспользоваться специальным параметром end=»n» – он обеспечивает переход на новую строку:
print(first_name, last_name, age, end=»n»)
Чтобы сделать вывод более информативным, используют f-строки:
Все содержимое такой строки находится в конструкции f’. ‘ , а названия переменных внутри строки заключаются в фигурные скобки <. >.
Операции во время вывода
Функция print(), помимо вывода результатов работы программы, допускает проведение разнообразных операций с данными:
>>> print(5 + 5) 10 >>> print(10 // 3) 3 >>> print(6 ** 2) 36 >>> print(‘I’ + ‘ love’ + ‘ Python’) I love Python
Встроенные типы данных в Python
Питон работает с двумя категориями данных – встроенными типами (они поддерживаются по умолчанию) и специализированными (для операций с ними нужно подключение определенного модуля). К специализированным типам данных относятся, например, datetime (дата и время) и deque (двухсторонняя очередь).
Все встроенные типы данных в Python можно разделить на следующие группы:
- Числовые – целые, вещественные, комплексные числа. Примечание: для максимально точных расчетов с десятичными числами в Python используют модуль decimal (тип данных Decimal), а для операций с рациональными числами (дробями) – модуль fractions (тип данных Fraction).
- Булевы – логические значения True (истина) и False (ложь).
- Строковые – последовательности символов в кодировке Unicode.
- NoneType – нейтральное пустое значение, аналогичное null в других языках программирования.
- Последовательности – списки, кортежи, диапазоны.
- Словари – структура данных типа «ключ: значение».
- Множества – контейнеры, содержащие уникальные значения. Подразделяются на изменяемые set и неизменяемые frozenset множества.
- Байтовые типы – bytes (байты), bytearray (изменяемая байтовая строка), memoryview (предоставление доступа к внутренним данным объекта).
В таблице приведены примеры и определения встроенных типов данных:
Тип данных | Значение | Определение в Python | Вариант использования |
Целые числа | -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3 | int | a = int(input()) |
Вещественные числа | -1.5, -1.1, 0.6, 1.7 | float | a = float(input()) |
Комплексные числа | −5i, 3+2i | complex | a = complex(input()) |
Булевы значения | True, False | True, False | flag = True |
NoneType | None | None | a = None |
Строка | ‘abracadabra’ | str | a = str(5) |
Список | [1, 2, 3], [‘a’, ‘b’, ‘c’] | list | a = list((‘a’, ‘b’, ‘c’)) |
Кортеж | (‘red’, ‘blue’, ‘green’) | tuple | a = tuple((‘red’, ‘blue’, ‘green’)) |
Изменяемое множество | , | set | a = set((‘black’, ‘blue’, ‘white’)) |
Неизменяемое множество | , | frozenset | a = frozenset((2, 5, 3, 9)) |
Диапазон | 0, 1, 2, 3, 4, 5 | range | a = range(6) |
Словарь | dict | a = dict(color=’red’, model=’VC6′, dimensions=’30×50′) | |
Байты | b’x00x00x00′ | bytes | a = bytes(3) |
Байтовая строка | (b’x00x00′) | bytearray | a = bytearray(2) |
Просмотр памяти | 0x1477a5813a00 | memoryview | a = memoryview(bytes(15)) |
Чтобы узнать тип данных, нужно воспользоваться встроенной функцией type():
>>> a = 3.5 >>> type(a)
Как задать тип переменной
Важно заметить, что если тип переменной не указан явно при вводе, т.е. ввод выполняется как a = input() , то Python будет считать введенное значение строкой. В приведенном ниже примере Питон вместо сложения двух чисел выполняет конкатенацию строк:
>>> a, b = input(), input() 5 6 >>> print(a + b) 56
Это произошло потому, что a и b были введены как строки, а не целые числа:
>>> type(a) >>> type(b)
Чтобы ввести целое число, следует использовать конструкцию int(input()) , вещественное – float(input()) .
Математические операции в Python
Все операции в математике имеют определенный приоритет: сначала выполняется возведение в степень, затем деление по модулю и так далее. Этот приоритет соблюдается и в Питоне:
Приоритет | Оператор Python | Операция | Пример | Результат |
1 | ** | Возведение в степень | 5 ** 5 | 3125 |
2 | % | Деление по модулю (получение остатка) | 16 % 7 | 2 |
3 | // | Целочисленное деление (дробная часть отбрасывается) | 13 // 3 | 4 |
4 | / | Деление | 39 / 2 | 19.5 |
5 | * | Умножение | 123 * 321 | 39483 |
6 | — | Вычитание | 999 – 135 | 864 |
7 | + | Сложение | 478 + 32 | 510 |
Python допускает применение сложения и умножения в операциях со строками. Сложение строк, как уже упоминалось выше, называется конкатенацией:
>>> print(‘Python -‘ + ‘ лучший’ + ‘ язык’ + ‘ программирования’) Python — лучший язык программирования
Умножение строки на целое число называется репликацией:
>>> print(‘Репликанты’ * 5) РепликантыРепликантыРепликантыРепликантыРепликанты
Однако попытки умножить строки друг на друга или на вещественное число обречены на провал:
>>> print(‘Репликанты’ * 5.5) Traceback (most recent call last): File «», line 1, in TypeError: can’t multiply sequence by non-int of type ‘float’
Преобразование типов данных
Python позволяет на лету изменять типы данных. Это может оказаться очень полезным при решении тренировочных и практических задач.
Округление вещественного числа:
>>> a = float(input()) 5.123 >>> print(int(a)) 5
Преобразование целого числа в вещественное:
>>> a = 5 >>> print(float(a)) 5.0
Преобразование строки в число и вывод числа без ведущих нулей:
>>> a = ‘00032567’ >>> print(int(a)) 32567
Сложение строки и числа:
>>> a = ‘Apollo ‘ >>> b = 13 >>> print(a + str(b)) Apollo 13
Преобразование списка в строку:
>>> a = [‘п’, ‘р’, ‘и’, ‘в’, ‘е’, ‘т’] >>> print(‘*’.join(a)) п*р*и*в*е*т
Преобразование строки в множество:
>>> a = ‘привет’ >>> print(set(a))
Преобразование строки в список:
>>> a = ‘я изучаю Python’ >>> print(list(a)) [‘я’, ‘ ‘, ‘и’, ‘з’, ‘у’, ‘ч’, ‘а’, ‘ю’, ‘ ‘, ‘P’, ‘y’, ‘t’, ‘h’, ‘o’, ‘n’]
Преобразование кортежа в список:
>>> a = (‘red’, ‘blue’, ‘green’) >>> print(list(a)) [‘red’, ‘blue’, ‘green’]
Разумеется, преобразование типов данных происходит в определенных пределах – строку, содержащую буквенные и специальные символы, нельзя сделать числом, а превращение списка, строки, множества или кортежа в словарь потребует дополнительных манипуляций, которые мы изучим позже.
Практика – задачи с решениями
Задание 1 . Напишите программу, которая запрашивает имя и возраст пользователя, и выводит приветствие и возраст пользователя в следующем году. Пример работы программы:
Как тебя зовут? Катя Привет, Катя! Сколько тебе лет? 14 Здорово! В следующем году тебе будет 15!
name = input(‘Как тебя зовут? ‘) print(f’Привет, !’) age = int(input(‘Сколько тебе лет? ‘)) print(f’Здорово! В следующем году тебе будет !’)
Задание 2. Напишите программу, которая запрашивает имя, фамилию и возраст пользователя, а затем выводит эти данные в столбик с помощью f-строки. Результат работы программы:
Задание 3. Напишите программу, которая выводит на экран прямоугольник 5 х 15, сформированный из звездочек. Пример вывода:
print(‘*’ * 15) print(‘*’ + ‘ ‘ * 13 + ‘*’) print(‘*’ + ‘ ‘ * 13 + ‘*’) print(‘*’ + ‘ ‘ * 13 + ‘*’) print(‘*’ * 15)
Задание 4. Напишите программу, которая получает на вход целое число n из диапазона от 1 до 9 включительно, и выводит результат вычисления выражения nnn – nn – n. Например, если введенное число 3, программа должна вывести 297 (333 – 33 – 3).
num1 = input() num2 = int(num1 * 2) num3 = int(num1 * 3) print(num3 — num2 — int(num1))
Задание 5. Напишите программу, которая получает на вход целые положительные числа a и b, а затем выводит результаты математических операций в следующем формате:
Число а в степени b = 25 Произведение a * b = 10 Сумма a + b = 7 Разница a — b = 3
a, b = int(input()), int(input()) print(‘Число а в степени b =’, a ** b) print(‘Произведение a * b =’, a * b) print(‘Сумма a + b =’, a + b) print(‘Разница a — b =’, a — b)
Задание 6. Напишите программу, которая получает от пользователя вещественные числа a и b – длину и ширину прямоугольника, – и выводит периметр и площадь прямоугольника в следующем формате:
Площадь S = 88.0 Периметр P = 38.0
Площадь вычисляется по формуле S = a * b, периметр P = 2 * (a + b).
a, b = float(input()), float(input()) print(‘Площадь S =’, a * b) print(‘Периметр P =’, 2 * (a + b))
Задание 7. Напишите программу, которая получает на вход число от 420 до 540 (оптимальная продолжительность сна в минутах) и помогает пользователю определить, на какое время (в формате «часы:минуты») нужно установить звонок будильника. Отсчет времени начинается с полуночи.
Пример ввода:
Поставь будильник на 7:50
time = int(input()) print(f’Поставь будильник на :’)
Задание 8. Напишите программу, которая получает на вход целое число n – количество дней, и конвертирует n в годы, месяцы и дни.
Пример ввода:
Годы: 1 Месяцы: 1 Дни: 3
n = int(input(«Введите количество дней: «)) years = n // 365 months = (n — years * 365) // 30 days = (n — years * 365 — months * 30) print(f’Годы: Месяцы: Дни: ‘)
Задание 9. Напишите программу, которая получает от пользователя целое число n – количество секунд, и конвертирует n в часы, минуты и секунды.
Пример ввода:
3426
Часы: 0 Минуты: 57 Секунды: 6
n = int(input()) seconds = n % (24 * 3600) hours = seconds // 3600 seconds = seconds % 3600 minutes = seconds // 60 seconds = seconds % 60 print(f’Часы: Минуты: Секунды: ‘)
Задание 10. Напишите программу, которая получает на вход вещественные числа x1, y1, х2, y2 – координаты точек a (x1, y1) и b (х2, y2) на плоскости – и вычисляет расстояние между a и b.
Пример ввода:
3.6 6.7 5.4 15.2
10.278618584226189
x1, x2, y1, y2 = float(input()), float(input()), float(input()), float(input()) dist = ((x2 — x1) ** 2 + (y2 — y1) ** 2) ** 0.5 print(dist)
Примечание: модуль math, работу с которым мы рассмотрим подробнее позже, имеет функцию dist для вычисления расстояния между точками на плоскости и в пространстве:
import math x1, x2, y1, y2 = float(input()), float(input()), float(input()), float(input()) a, b = [x1, y1], [x2, y2] d = math.dist(a, b) print(d)
Подведем итоги
В этой части мы рассмотрели базовые типы данных в Python, разобрали дополнительные параметры ввода и вывода, научились преобразовывать одни типы данных в другие, написали первые простые программы. В следующей части будем изучать методы работы со строками.
Содержание самоучителя
- Особенности, сферы применения, установка, онлайн IDE
- Все, что нужно для изучения Python с нуля – книги, сайты, каналы и курсы
- Типы данных: преобразование и базовые операции
- Методы работы со строками
- Методы работы со списками и списковыми включениями
- Методы работы со словарями и генераторами словарей
- Методы работы с кортежами
- Методы работы со множествами
- Особенности цикла for
- Условный цикл while
- Функции с позиционными и именованными аргументами
- Анонимные функции
- Рекурсивные функции
- Функции высшего порядка, замыкания и декораторы
- Методы работы с файлами и файловой системой
- Регулярные выражения
- Основы скрапинга и парсинга
- Основы ООП: инкапсуляция и наследование
- Основы ООП – абстракция и полиморфизм
- Графический интерфейс на Tkinter
- Основы разработки игр на Pygame
- Основы работы с SQLite
Материалы по теме
- 5 задач с решениями на Python для начинающих разработчиков
- Аннотации типов в Python: все, что нужно знать за 5 минут
- Фундаментальные структуры данных: массивы и связанные списки с реализацией на Python
Источник: proglib.io