С помощью приведенных выше простых программ вы изучили не только операторы ввода-вывода, но и освоили некоторые правила написания программного кода в Паскале. Перечислим их.
После каждого оператора (кроме begin и end) ставятся точка с запятой. После слова begin ничего не ставится, а после слова end, означающего конец программы, нужно ставить точку.
Текстовая (строковая) переменная в Паскале заключается в апострофы ‘. ‘ (для сравнения: в Бэйсике она заключается в двойные кавычки «. «).
Служебные слова (program, begin, end, integer, real и т.д.) обычно
• пишутся строчными буквами, а имена констант, переменных, процедур,
• функций начинаются с прописных букв. Операторы записываются только X строчными буквами.
В одной строке программы содержится один оператор. Логически подчиненные структуры записываются на одну позицию правее той структуры, которой они подчинены.
Эти правила написания программ не являются обязательными, то есть вы можете, например, набирать операторы прописными буквами или каждую строку программы начинать с крайней левой позиции. Кроме того, в одной строке может быть несколько операторов, разделенных точками с запятой. Однако читать и проверять такую программу будет не удобно. Поэтому рекомендуется пользоваться приведенными правилами, которые общеприняты среди программистов.
Язык Паскаль с нуля | #4 Основные действия над числами в pascal.
Вопросы для самоконтроля.
1. Как записывается процедура вывода текста?
2. Как будет выглядеть процедура вывода значений нескольких переменных?
3. Запишите оператор ввода константы, текста, нескольких переменных.
4. Что произойдет, если для переменной будут введены данные, которые не соответствуют определенному для нее типу?
5. Какими правилами обычно руководствуются при записи программ на языке Паскаль?
6. Зачем вводятся различные отступы начала строки в тексте программы?
Типы переменных
Целый | integer |
Вещественный | real |
Логический | Boolean |
Символьный | Char |
Пример:
Это означает, что у нас описано три переменных.
В программе операторы могут быть:
Примеры программ
Ваша первая программа
Пример №1
text=’Я программирую на Турбо Паскале’;
Begin
End.
Пример №2
Program Primer;
Var k, l, m: integer; (вводимые числа)
Begin
Writeln (‘введите целые числа k, l, m:’);
End.
Ввести с клавиатуры два целых числа, найти отношение первого числа ко второму и вывести полученный результат на экран.
Program Primer;
Var n1, n2: integer; (вводимые числа)
Begin
Write (‘n1=’); (сообщить о вводе n1)
Readln (n1); (ввести n1)
Write (‘n2=’); (сообщить о вводе n2)
Readln (n2); (ввести n2)
x:=n1/n2; (найти результат)
Writeln (‘n1/n2=’,x); (вывести результат)
End.
Программа №1 Program First; Var t: integer; y: real; begin t:=2; y:= exp(2*t); write (‘y=’,y); end. | Программа №2 Program Second; Var i: integer; y: real; begin For i:=1 to 10 do y:=i/2; end. |
Информатика. 8 класс. Тема: «Общие сведения о языке программирования Паскаль»
Самостоятельно составить программу функции:
Источник: cyberpedia.su
21. Структура программы паскаль.
Алфавит языка Паскаль. Программный текст представляется в виде последовательности строк, которые состоят из символов, образующих алфавит языка. Алфавит данного языка состоит из прописных и строчных букв (27 букв), десяти арабских цифр (0,1,2. ) и двадцати двух специальных символов.
Лексическая структура языка Паскаль. Символы из алфавита используется для построения лексем. Лексема – это минимальная единица языка, которая имеет самостоятельный смысл. В Turbo паскаль существуют следующие классы лексем:
- служебные слова (55 слов): построены из букв. Каждое служебное слово является неделимым образованием, смысл которого фиксирован в языке. Данные слова нельзя использовать в качестве имен, которые вводит программист;
- идентификаторы: используются в программе для обозначения имен типов, меток, переменных, констант, процедур и функций. Идентификаторы состоят из цифр и букв алфавита языка паскаль. Первый символ должен быть буквой. В языке паскаль длина идентификатора в принципе не ограничена, но компилятор понимает только первые 63 символа идентификаторов. Идентификаторы вводятся в программу посредством описания. Строчные и прописные буквы в идентификаторах и служебных словах воспринимаются одинаково;
- знаки операций: образуются из одного или нескольких специальных символов и предназначены для описания действий по преобразованию данных и вычислительных значений;
- разделители: формируются из специальных символов. Их основная задача — отделение операторов друг от друга и отделение элементов описания;
- комментарии: их наличие позволяет пользователю правильно использовать программу. Наличие комментариев в программе не изменяет смысл программы, поскольку при трансляции программы, комментарий пропускается транслятором. Комментарий представляет собой последовательность символов не обязательно из символов алфавита языка, т.е. допускаются русские буквы. Комментарии могут быть заключены в или (*. *).
- заголовок программы;
- раздел описания программы;
- раздел действий;
- точка.
- шапка программы;
- ввод исходных данных;
- предметная часть задачи;
- вывод результатов работы программы.
Источник: studfile.net
Начальные сведения о программах на языке Pascal
Аннотация: Начальные сведения об алгоритмах, компиляции, отладке и тестировании. Начальные сведения о программах на языке Pascal. Идентификаторы. Переменные и типы данных. Константы. Метки.
Простейшие операторы. Ввод с консоли и вывод на консоль.
Алгоритм и программа
Наш курс посвящен изучению не только языка Pascal , но и некоторых алгоритмов , решающих наиболее известные задачи программирования, поэтому начнем мы со знакомства с некоторыми основополагающими понятиями.
Алгоритм — это последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленную задачу.
Программа же представляет собой набор команд на языке, понятном исполнителю, реализующий некоторый алгоритм . В нашем случае исполнителем является компьютер , а языком программирования будет язык высокого уровня Pascal . К сожалению, любой язык высокого уровня удобен только человеку, пишущему или отлаживающему программу , но совершенно непонятен компьютеру. Программа на таком языке называется исходным текстом и хранится во внешнем файле с расширением .pas.
Для перевода программы на язык низкого уровня , понятный исполнителю-компьютеру, существуют специальные программы-переводчики — компиляторы . Результатом работы компилятора (иными словами, результатом процесса компиляции) является исполняемый код , который записывается в файл с расширением .exe.
Свойства алгоритма
Любой алгоритм должен обладать следующими свойствами:
- массовостью ( алгоритм должен уметь решать не одну конкретную задачу, а целый класс однотипных задач);
- результативностью ( алгоритм должен выдавать результат своей работы);
- определенностью (на каждом шаге выполнения алгоритма исполнитель должен точно знать, какой шаг будет следующим).
Эти же свойства присущи и программам , реализующим алгоритмы . Если же хотя бы одно из них оказывается невыполненным, программа полностью теряет смысл.
Компиляция, отладка и тестирование
Никто не станет спорить с тем, что неграмотно написанный текст очень сложно, а порой и вовсе невозможно правильно перевести на другой язык. Это верно для естественных языков, это верно и для языков программирования. Но если переводчик-человек иногда может как-то догадаться, что же именно хотел сказать автор неграмотного текста, то программе-переводчику такое не по силам. Любой компилятор требует, чтобы программа , подаваемая ему для перевода, была абсолютно правильно составлена.
В языке программирования, как и в любом другом языке, существуют синтаксис — правила записи его конструкций — и семантика — смысл его конструкций. Компилятор проверяет только синтаксис . Поиском же семантических ошибок занимается программист в процессе тестирования и отладки своей программы
Отладка — это поиск и исправление ошибок в программе . Тестирование — это составление специальных наборов входных и выходных данных (тестов), а затем исполнение программы и проверка полученных результатов в поисках возможных семантических или логических ошибок.
Чтобы уменьшить затраты времени и сил на отладку , нужно писать синтаксически и логически правильные программы . Технологиям написания надежных программ , их тестирования и отладки будет посвящена последняя лекция нашего курса.
Средства разработки программ
Существует довольно большое количество средств написания программ на языке Pascal , позволяющих составлять, компилировать, исполнять и отлаживать программы на этом удобном языке структурного программирования 1 Подробное изложение истории языка Pascal , перечисление его «потомков», описание его преимуществ и взаимоотношений с другими языками программирования можно найти в статье Р. Богатырева «Летопись языка Паскаль» . Самыми известными сегодня являются Turbo Pascal (он же Borland Pascal ), Object Pascal (не путать с Delphi ) и Free Pascal . Их различные, в том числе и бесплатные, версии можно найти в Сети. Для определенности мы будем опираться на самую распространенную (хотя и не во всем соответствующую стандартам ISO) реализацию — Turbo Pascal .
Итак, в составе среды разработчика Turbo Pascal имеются:
- текстовый редактор, в котором можно набирать тексты программ ;
- компилятор , превращающий исходные тексты в исполняемый код ;
- отладчик, помогающий обнаруживать и исправлять ошибки в программе
Из многочисленных возможностей, предоставляемых средой Turbo Pascal , мы упомянем лишь самые важные — те, без которых написание программ становится совсем уж затруднительным.
- Нажатие клавиш F1, Alt+F1, Ctrl+F1 открывает экранную подсказку.
- Нажатие клавиши F2 позволяет сохранить исходный текст программы .
- Нажатие клавиши F3 открывает диалог выбора нужного файла (по умолчанию, отображаются только файлы с расширением .pas).
- Нажатие клавиши Alt+F5 показывает консоль (см. п. «Ввод и вывод: консоль» ниже) с результатами работы программы .
- Нажатие клавиши Ctrl+F9 начинает процесс выполнения программы . Если она еще не была откомпилирована, предварительно будет вызван компилятор
- Клавиши F7 и F8 обеспечивают трассировку — пошаговое выполнение программы , позволяющее проследить за процессом ее выполнения.
- Дополнительное окно Debug/Watch показывает текущее состояние выбранных переменных .
Более подробно о возможностях среды Turbo Pascal можно узнать в любом руководстве по ее использованию (в том числе и во встроенном Help).
Структура Pascal-программы
Для того чтобы Pasсal-компилятор правильно понял, какие именно действия от него ожидаются, ваша программа должна быть оформлена в полном соответствии с синтаксисом (правилами построения программ ) этого языка.
Приступим же к изучению этих правил.
Любая Pascal -программа может состоять из следующих блоков (напомним, что квадратными скобками здесь и далее помечены необязательные части):
program ; [ uses ;] (см. лекцию 13) [ label ;] (см. п. «Метки и безусловный переход» ниже) [ const = ;] (см. п. «Константы» ниже) [ type = ;] (см. лекцию 2) [ var : ;] (см. п. «Переменные и типы данных» ниже) [ procedure ;] (см. лекцию 8) [ function ;] begin end. (* конец основного тела программы *)
Сразу же необходимо сделать важную оговорку: поздние версии компиляторов языка Pascal уже не требуют указывать название программы , то есть строку
program ;
проще говоря, можно опустить. Но это возможно только в том случае, если вся программа содержится в одном модуле-файле. Если же программа состоит из нескольких самостоятельных кусков — модулей (см. лекцию 13), то каждый из них должен иметь заголовок (program или unit).
Любой из перечисленных необязательных разделов может встречаться в тексте программы более одного раза, их общая последовательность также может меняться, но при этом всегда должно выполняться главное правило языка Pascal : прежде чем объект будет использован, он должен быть объявлен и описан.
Внешний вид исходного текста программы
Компиляторы языка Pascal не различают строчные и прописные буквы, а пробельные символы игнорируют, поэтому текст программы можно структурировать так, чтобы читать и отлаживать его было наиболее удобно.
Например, операторы каждого логически единого блока программы стоит записывать с небольшим отступом от левого края экрана, и чем глубже вложенность блока , тем шире должны быть отступы перед входящими в него операторами . Этому правилу подчиняются все примеры, приводимые в курсе наших лекций 2 Отклонения от этого правила возможны в связи с ограничениями, связанными с версткой книги. . Кроме того, встроенный редактор среды Turbo Pascal автоматически выравнивает левые края строк. И еще один полезный совет: для облегчения отладки программы не следует записывать на одну строку несколько операторов .
Источник: intuit.ru