Введение в программу что такое психология

С самого начала развития общества человек пытался понять и учитывать психические особенности других людей. Вначале для объяснения поведения человека первыми исследователями данной области использовались внешние по отношению к человеку факторы. Затем греческими философами, в частности Аристотелем, была вдвинута идея о существовании души, которая находится в единстве с телом.

При этом она контролирует мысли и чувства, которые опираются на приобретаемый жизненный опыт. Именно Аристотелем в трактате «О душе» были заложены основы психологии как самостоятельной области знаний. Само же слово «психология», которое образовано от греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), впервые было использовано в $XVIII$ веке в трудах немецкого философа Х. Вольфа.

Замечание 1

В современном понимании психология рассматривается как сфера научного исследования поведения и внутренних психических процессов, а также практическое применение получаемых знаний. Иначе говоря, предметом изучения психологии являются субъективные (душевные) явления, процессы и состояния, осознаваемые или неосознаваемые самим человеком.

Основы общей психологии

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Развитие психологии

Психологией был пройден длинный путь развития, в течение которого наблюдалось видоизменение понимания объекта, предмета и приоритетных целей психологии. В качестве этапов в длительном процессе развития психологии как науки исследователи выделяют следующие моменты:

  1. I этап развития психологии как науки о душе. Возникновение такого понимания произошло более двух тысяч лет назад. При этом наличием души древние исследователи пытались объяснить все странные и непонятные явления, происходящие в жизни человека.
  2. II этап связан с развитием психологии как науки о сознании. Этап начал свое развитие в $XVII$ веке и обусловлен процессом развития естественных наук. В качестве главного метода изучения стало выступать наблюдение человека за самим собой и описание всех важных моментов жизни. При этом под сознанием стали понимать способность думать, чувствовать, желать.
  3. III этап развития психологии как науки о поведении. Его начало связывают с $XX$ веком. Главной задачей психологии стала задача постановки экспериментов и наблюдения за тем, что можно непосредственно увидеть. При этом главными объектами наблюдения стали такие аспекты, как поведение, поступки, реакции человека.
  4. IV этап связан с развитием психологии как науки, которая занимается изучением объективных закономерностей, проявлении и механизмов психики.

«Введение в психологию»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Место психологии в системе наук

Понимание психики и поведения человека невозможно без знаний его природной и социальной составляющих. В связи с этим изучение психологии невозможно без знания биологии человека, особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы. Все это определяет взаимосвязь психологии с физиологией высшей нервной деятельности, которая занимается изучением связи между психическими явлениями и деятельностью ЦНС.

Читайте также:
Как создать сценарий программы

Лекция в 30 минут для студентов. Основы психологии. Психические явления. Темперамент и характер.

Помимо этого, можно проследить взаимосвязь психологии с историей общества и его культуры. Прежде всего это можно увидеть проследив какая роль была сыграна в процессе формирования высших психических функций человека таких исторических достижений цивилизации, как орудий труда и знаковых систем. Невозможно изучение психологии и без знания основ социологии.

Связано это, прежде всего, с тем фактом, что человек является биосоциальным существом. Это проявляется в том, что только жизнь в обществе способствует формированию человеческой психики. Именно специфические особенности конкретного общества, в котором живет и трудится человек, определяет специфику его психической области, поведенческих моментов, мировосприятие, социальные взаимодействия с другими людьми. Этот момент обуславливает также активное развитие социальной психологии, которая пытается разобраться в вопросах, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

Замечание 2

Многие психические процессы, например, такие как сознание, мышление не появляются при рождении человека, а формируются в процессе индивидуального развития, в ходе воспитания и образования. Данный аспект является ярким примером того, что психология довольно тесно связана с педагогикой. Зарождение психологии изначально в философском аспекте обуславливает взаимосвязь с философией. Ведь психологическое «измерение» личности невозможно выделять и изучать без понимания философского учения о человеке, особенностях его индивидуального и общественного бытия, понимания природы человеческого сознания и деятельности.

Источник: spravochnick.ru

Вводная лекция. Введение в курс «Основы психологии»

Психология как наука. Место психологии в системе наук и ее структура. Житейские и научные психологические знания. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Объект и предмет психологии.

Понятие о психике. Сознание, предсознательное и бессознательное психическое. Психика и деятельность. Психологическая наука и психологическая практика.

Вопросы лекции:

1. Психология как наука. Объект и предмет психологии.

2. Понятие о психике. Психика и деятельность.

3. Место психологии в системе наук и ее структура. Методы психологии.

1.Психология как наука. Объект и предмет психологии.

Слово психология в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche — душа , logos – наука, учение). В научном употреблении этот термин появился в XVI ст. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных или психических явлений которые сам человек обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения Позднее, в XVII – XIX стст. область, изучаема психологией расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления [1, с. 23].

Психология, таким образом, это наука о психике и психических явлениях.

История психологии восходит к глубокой древности. Существует два подхода к периодизации истории развития психологии.

Читайте также:
Как задать возможность обработки файла определенного типа некоторой программой

Согласно первому, в истории психологии различают два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего, естествознания; второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. – сер. XIX ст. ) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй чуть больше столетия (сер. XIX ст. – настоящее время) [2, с. 14].

Согласно второму, в истории психологии различают четыре исторических этапа развития.

Первый этап – психология наука о душе. На этом этапе все психические явления объяснялись наличием у человека души. Этот этап охватывает античность, средневековье, частично новое время до XVII ст., когда в результате развития естественных наук был открыт феномен сознания.

Второй этап – психология наука о сознании (с XVII ст. до XX ст.).

Третий этап – психология наука о поведении. Получает развитие в ХХ ст. Предметом изучения на данном этапе является поведение, поступки, реакции человека на внешнее воздействие.

Четвёртый этап – психология как наука, изучающая психику [3, с. 7].

Так или иначе, все авторы учебников по психологии сходятся на мысли, что одно из событий в истории экспериментальной науки стало отправной точкой в развитии психологии как науки. Это открытие в 1878 г. немецким ученым В.

Вундтом (1832 – 1920 гг.) в Лейпциге первой в мире лаборатории экспериментальной психологии [4, с. 28].Этот год считается годом начала психологии как науки. Вскоре И.М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России. Одной из наиболее ярких научных работ того времени, касающихся психологических проблем, была работа «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченова [1, с. 53].

Важным для любой науки является определение её предмета и объекта. Объект науки – это широкая область объективной реальности, которую данная наука изучает. Объектом психологии является человек. Но человек изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвёртых, изучаются закономерности развития конкретного человека [1, с. 16]. Человека как биологическую единицу изучают: антропология, медицина, физиология; как члена общества: социология, антропология, социальная философия и т.д.

Предметом науки является выявление закономерных, сущностных взаимосвязей и механизмов возникновения, которые изучает данная наука. [4, с. 49].

Предметом психологии является психика человека и животных, основные законы ее формирования и функционирования.

Современная психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Источник: studfile.net

Занятие «Введение в мир психологии»

Ведущий записывает все слова на ватманском листе, укрепленном на доске.

Что изучает психология? (Мысли и чувства людей.)

Кто такой «психолог»?

Представь себе, что ты идешь по дороге и чувствуешь, что в ботинок попал камушек. Что ты сделаешь? Конечно, ты остановишься, достанешь камушек, бросишь его на дорожку и спокойно пойдешь дальше. Если же ты продолжишь путь, не обращая внимания на камушек, то он будет мешать тебе все сильнее и сильнее. Так же тебе будет мешать проблема, находясь внутри тебя, пока ты не расскажешь о ней.

Читайте также:
Что нужно людям от программы

Психолог- это тот человек, который поможет тебе решить проблему и спокойно идти дальше.

Для чего необходимо знать психологию ? (Для того чтобы понимать себя и других людей, уметь жить дружно и весело.)

Ритуал приветствия.

Инструкция: Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие?
Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которое мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличием нашей группы. Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия.

Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующей встрече.

Правила поведения на занятиях.

Ведущий говорит о том, что эти правила относятся ко всем участникам. После прочтения каждого правила следует его обсуждение:
— как ты понимаешь это правило?
— готов ли ты следовать ему?
1) Правило активности и ответственности каждого.
2) Правило закрытости группы, т.е. то, что происходит в группе не обсуждается за ее пределами. Не рассказывать другим, что мы узнаем друг о друге на занятиях и как разные ребята ведут себя на них.
3) Правило ответственности и искренности: нужно попытаться быть самим собой, говорить то, что ты думаешь и чувствуешь.
4) Не оценивать поведение участников группы, если они сами об этом не попросят.

5) Правило «Стоп»: тот член группы, который не захочет отвечать на вопрос или участвовать в игре, может сказать «Стоп», но желательно его использовать как можно реже.

Далее ведущий «торжественно обещает следовать всем правилам» и предлагает детям сделать тоже самое.

Литеризация имени.

Каждый участник называет свое имя с буквой. (Например: ласковая Лена, милая Маша и т.д).

«Ласковое имя»

Ведущий рассказывает о том, что на занятиях психологией дети будут стараться называть друг друга ласково. Предлагает придумать ласковые имена каждому участнику.

«Автопортрет»

Участники представляют, что каждый из них стал известным мореплавателем или врачом, ученым или писателем. И ему уже при жизни решено поставить памятник, на котором должно быть написано имя и нарисованы интересные рисунки. Дети придумывают рисунки к своим именам, описывают их устно, а затем рисуют в альбомах рядом с красиво написанным именем.

Оценивание с помощью 10 пальцев: интерес к занятию, желание посетить в следующий раз.

-82%

Источник: videouroki.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru