- Домашняя страничка Андрея Ленского
- Последние записи
- Архив
- Друзья
- Обо мне
В гостях у Псмита
ЖЖ Андрея Ленского
Как научиться играть в ЧГК
По просьбам из комментариев — небольшая статья о том, как научиться брать вопросы «Что? Где? Когда?». Рассчитана на начинающих. Возможно, первая из цикла.
В свое время в журнале ЛКИ уже публиковалась статья «Во что играют знатоки», где тоже есть методы взятия вопросов; здесь я попытался зайти с другой стороны.
На мой взгляд, самое существенное отличие между новичком и опытным игроком — в умении извлекать дополнительную информацию из вопроса.
С точки зрения новичка, для поиска ответа игрок располагает:
а) текстом вопроса;
б) внешними сведениями об упомянутых в вопросе реалиях.
Поэтому он зачастую преувеличивает значение эрудиции (пункт б) для игры в ЧГК, полагая, что игрокам-победителям известны какие-то тайные факты, позволяющие им, в отличие от «простых смертных», взять сложный вопрос. Иногда бывает и так, но гораздо чаще причины другие. И вот одна из них.
Что? Где? Когда? Специгра. Выпуск от 22.11.2020
Представим себе, что некий вопрос вам задает знакомый (честно желая узнать ответ) — и что точно такой же вопрос вам задается на турнире ЧГК. Во втором случае у вас есть существенная дополнительная информация:
в) это вопрос ЧГК, предназначенный для того, чтобы его взяли.
Умение пользоваться этим фактом — главное, что приобретает игрок с опытом. (Нельзя не отметить, что именно это явление ограничивает применимость навыков ЧГК в реальной жизни.)
Этот прием отчасти подобен известной логической задаче про мудрецов и разноцветные шапки: вывод предлагается делать из того факта, что автор предполагает возможность взятия вопроса. Назовем это «принципом возможности взятия» (ПВВ).
Первый и самый простой вывод: само слово-ответ вам, по всей вероятности, известно.
Например, если нас просят ответить, как что-либо называется по-монгольски, по-армянски или по-ацтекски, это, по всей вероятности, означает, что слово позаимствовано русским языком: никто не ожидает от знатока умения бегло говорить по-ацтекски. Выбор тем самым уже сильно ограничен: на ацтекском мы знаем (с некоторыми искажениями) слова «томат», «шоколад»… на худой конец, «аксолотль», но это уже вопрос скорее для «Своей игры».
Далее, это должно быть еще и хорошо выбираемое слово. Так, например, если в вопросе речь идет о поэте, а вас просят назвать его любимую стихотворную форму — о Пушкине и Лермонтове можно сразу забыть, потому что, даже зная точно, что речь идет о них, вы не сможете однозначно назвать ответ. Стоит вместо этого поразмыслить об Омаре Хайяме, Басё или Эдварде Лире. Таким образом вы, по крайней мере, во много раз сократите область перебора.
Обратите внимание: никто не говорит, что вопрос нужно брать с начала. Его можно хватать за любое место, за любую приметную фразу, ограничивающую набор возможных вариантов.
Следующий уровень понимания ПВВ — решение «обратной задачи» . Представим себе, что вы вопросник, пытающийся сделать вопрос из некоего факта: используете ли вы те же самые слова? Возможно, какие-то слова нипочем не будут использованы, а какие-то, напротив, четко указывают: да, именно в этом случае именно так и надо говорить? Эти «ключевые слова» — опять-таки подспорье для сокращения перебора во много раз. Когда из стилистики вопроса выпирает некое слово, за него стоит схватиться и поискать, почему вопросник выбрал именно его.
Что? Где? Когда? – Вопрос о Юрии Никулине (04.11.2006)
Простейший пример: вам обещают «не придираться к правописанию ответа» — значит, в ответе ошибки весьма вероятны. Если просят назвать что-то «абсолютно точно», значит, уточнение существенно меняет смысл ответа.
Особенно важен этот метод в вопросах «с заменами». Если в качестве замены выбран не нейтральный «ИКС» или «ПЕРВЫЙ», а что-то более интересное, то надо задуматься, почему взято именно это.
Еще один возможный ход рассуждения на ту же тему: «а стоит ли такой ответ написания вопроса»? Например, если вас просят назвать непарнокопытное, то ответ «лошадь» выглядит подозрительно банально. «Тапир» или, скажем, «Пегас» имеют больше шансов.
Здесь следует сделать два важных примечания.
1. Если в вопросе сказано что-то вроде «писатель Иван Косомордов утверждает, что…» или «13 июля 1845 года…», то это может быть сделано не потому, что имя господина Косомордова или точная дата необходима вам для взятия — это может быть еще и «метка», то есть средство, с помощью которого жюри потом с полным основанием не засчитает правдоподобные, но не соответствующие этому факту ответы. Нет однозначного способа распознать метку, но этот навык тоже постепенно нарабатывается; для начала стоит просто помнить, что эта методика существует.
2. Увы, не все вопросники умеют писать вопросы, и не все редакторы пакетов умеют их редактировать. Поэтому в вопросах встречаются неудачные словесные обороты, бессмысленные замены, тривиальные ходы и другие неприятности. К этому приходится приспосабливаться и делать поправку на уровень вопросного пакета. Но это уже следующий уровень пилотажа.
Пользоваться нужно не только тем, что сказано в вопросе, но и тем, чего в вопросе не сказано! Назовем эту разновидность ПВВ «методом многозначительных умолчаний» (ММУ).
Так, например, если в вопросе о спрашиваемой личности используются нейтральные выражения («персона», «особа») и ничто не указывает на ее пол — вероятно, это не случайно: пол особы в этом контексте «неожиданный». Скажем, если речь идет о воине — то стоит подумать о кавалерист-девице или амазонке Ипполите, а если герой вопроса стоит в одном смысловом ряду с несколькими дамами — то, напротив, искать стоит мужчину.
Если герой вопроса обтекаемо назван «монархом» или «правителем», то это, весьма вероятно, потому, что настоящий его титул явно укажет на ответ. Стало быть, вряд ли это «банальный» король, скорее шахиншах, консул или штатгальтер.
Это сравнительно простые примеры, при некотором опыте ММУ идет гораздо дальше. Если бы вы писали этот вопрос, вы бы указали конкретное произведение Л. Толстого, о котором идет речь? А в вопросе не указано? Это «ж-ж-ж» неспроста!
Теперь зададимся вопросом: как тренировать ПВВ. Тут зачастую возникает проблема: легкие вопросы (например, с детских турниров) ПВВ зачастую не требуют, а вопросы высокого уровня трудно взять, и, оказавшись в тупике перед ним, легко сдаться и отказаться от тренировки.
Здесь отлично работает решение задачи вспять: вы смотрите ответ сложного вопроса и строите для себя способ его взятия. При этом нужно исходить из заведомого существования метода, которым вы могли бы взять этот вопрос. Ситуация, когда нужны какие-то экзотические сведения, встречается, но в сотню раз реже, чем полагают новички. И поначалу стоит исходить из того, что неизвестная вам информация вам не пригодится.
Повторюсь, главное — сразу отказаться от мысли, что для взятия вопроса вам не хватает эрудиции! Конечно, если в ответе от вас требуют назвать по имени вождя племени агути Дундук-Кирдыка, а вы об этом достойном муже слышите впервые, то этот вопрос и в самом деле следует «списать в брак»: видимо, он рассчитан не на вас. А вот если Дундук-Кирдык упомянут в тексте вопроса, то ваше незнакомство с подробностями его общественной и частной жизни не является оправданием для невзятия. Именно эта ошибка чаще всего мешает научиться брать вопросы ЧГК.
Если найти способ все равно не удалось, можно прочитать комментарий, поискать в интернете и проверить, действительно ли с дополнительными данными (которые широко доступны, но вас почему-либо миновали) вопрос можно взять. Однако делать это надо только после того, как вам не удалось подогнать вопрос под ответ. Можно, к примеру, при тренировке в одиночку подглядеть, в каком веке жил Карл V или кто входил в сборную России по футболу (предполагая, что в реальной команде это кто-нибудь да знает), но более специфичные данные априори будем считать ненужными.
Разумеется, тренироваться нужно на хороших вопросах. Благо в базе вопросов их хватит на много-много тренировок. Новичкам не следует брать «случайный пакет», а стоит тренироваться на реальном наборе вопросов с реального турнира, причем с хорошим редактором (тут начинается «вкусовщина», но я бы назвал хорошими редакторами, например, Евгения Поникарова, Максима Руссо, Константина Науменко, Мишеля Матвеева, Бориса Моносова, Максима Поташева, Илью Иткина, Юрия Выменца). Ни в коем случае не следует тренироваться на вопросах интернет-турниров и телефонных турниров, там совершенно другие законы.
Эту статью прошу считать черновиком. Замечания, дополнения, исправления и вопросы приветствуются.
Источник: andrey-lensky.livejournal.com
Тест для знатоков: ответите на вопросы игр «Что? Где? Когда?»❔
«Что? Где? Когда?» — одна из самых интеллектуальных игр отечественного телевидения. Наверняка у каждого был любимый знаток – Александр Друзь, Максим Поташев и, конечно, сам основатель игры легендарный Владимир Ворошилов… Было время передача собирала у телевизора всю семью, хотя и транслировалась поздним вечером. Да и сейчас она не теряет популярности.
За кого болели вы – за телезрителей или знатоков?
Предлагаем вспомнить игру, любимую миллионами телезрителей, и посоревноваться с самими знатоками. Мы подготовили вопросы из разных передач. Вам нужно выбрать один ответ. А после прохождения теста будет доступен результат и правильные ответы.
Что ж, вперед – за Хрустальной совой!)
На сколько вопросов для знатоков получилось ответить у вас? Делитесь результатами в комментариях!)
Источник: dzen.ru
Все вопросы программы что где когда
Вопросы составлены знатоками из интеллектуальной программы «Что? Где? Когда?». Поэтому придётся задействовать все свои умственные способности. Удачи!
Начало теста:
1 вопрос
Уровень воды в пресноводном озере Баринго в Кении в самые жаркие дни не опускается, а поднимается. Из-за чего это происходит?
Варианты ответов:
- Самые жаркие дни совпадают с самыми дождливыми. Из-за этого и поднимается уровень воды в озере
- Ледники на вершинах гор начинают таять и из-за этого поднимается уровень воды
- На озеро приходят купаться животные и тем самым поднимают уровень воды
2 вопрос
20-летняя Кейт Уинслет и 87-летняя Глория Стюарт в 1997 году были номинированы на «Оскар». Эта ситуация была уникальна в истории премии. В чём же её уникальность?
Варианты ответов:
- Глория Стюарт — мама Кейт Уинслет. И номинированы были одновременно мать и дочь
- На тот год это были самая молодая и самая старая актрисы, которых номинировала киноакадемия
- Уинслет и Стюарт сыграли одну и ту же роль и, соответственно, номинированы на «Оскар» тоже за одну и ту же роль
3 вопрос
Вот этот памятник установлен в городе Бонне. Кому он посвящён?
Варианты ответов:
- Это памятник Пушкину
- Это памятник музыканту
- Это памятник шрифту Брайля
4 вопрос
Китайское слово «хуаньтоу» состоит из двух иероглифов. «Хуань» означает «звать, кричать». А «тоу» употребляют, когда говорят о круглых предметах. Что китайцы называют «хуаньтоу»?
Варианты ответов:
- Спасательный круг
- Барабан
- Гонг
5 вопрос
Какая пословица появилась на Руси в Смутное время, когда бояре ждали на престол польского королевича Владислава?
Варианты ответов:
- Семеро одного не ждут
- Персты в язвы вложить
- В тихом омуте черти водятся
6 вопрос
«Серебряные иглы с белым ворсом» и «костный мозг зелёного феникса с высокого пика». О том и о другом упоминал в своём трактате китайский император Хуэй-цзун. Что это?
Варианты ответов:
7 вопрос
В конце XIX — начале XX века в Японии появилась профессия «бэнси» — в переводе «болтун, говорун». По какой причине необходимость в этой профессии вскоре отпала? Что тогда появилось?
Варианты ответов:
- Радио
- Звуковое кино
- Реклама
8 вопрос
Ещё Геродот подробно описывал, как в течение 21 дня развивается зародыш в курином яйце, хотя в те времена не было ни рентгена, ни ультразвука. Как Геродоту удалось это узнать?
Варианты ответов:
- На ощупь, определял особым способом тряски яйца
- Разбивал каждый день по яйцу
- Он взвешивал каждый день по яйцу
9 вопрос
У африканской народности суахили есть легенда, повествующая о том, что первый человек спустился на землю с неба. А кто помог ему это сделать?
Варианты ответов:
- Ангел
- Бог
- Жираф
- Аист марабу
10 вопрос
Из афоризма Поля Декурселя следует, что бедность является внучкой богатства. Назовите родственницу обоих, также упомянутую в этом афоризме.
Варианты ответов:
- Деньги
- Государство
- Лень
- Жадность
Идет подсчет результатов
Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Поделиться тестом:
Вставить на сайт: HTML-код
Попробуйте пройти эти тесты:
Комментарии:
Комментариев нет, будьте первыми! Команда Разработчиков 13 сентября 2018
Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook
Новые тесты от Андрей
Популярные тесты от Андрей
Популярные тесты
Преимущества
Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория.
Без рекламы!
Создавайте тесты онлайн, всё бесплатно. У нас можно бесплатно: создать тест онлайн для для учеников, друзей, сотрудников, для вашего сайта, с ответами и результатами — Все Бесплатно!
Пользователям
Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?
Конструктор Тестов ру — это огромное количество интересных и бесплатных тестов на сообразительность, IQ, зрение, знания правил дорожного движения, программирования и многое другое. Если Вам понравилось, обязательно поделитесь со своими друзьями в социальных сетях или просто ссылкой. А еще Вы можете легко создать свой тест и его будут проходить десятки тысяч людей.