Отдельные стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К.
Толстого, Н.А. Некрасова будут читаться в период изучения.
1.А.Н. Островский «Гроза» — для текстуального изучения.
«Бесприданница», «Снегурочка» — обзор.
2.И.А. Гончаров «Обломов» — для текстуального изучения.
«Обыкновенная история» — обзор.
3.И.С. Тургенев «Отцы и дети» — для текстуального изучения.
«Дворянское гнездо», «Накануне» — обзор.
4.Н.С. Лесков «Очарованный странник» — обзор. «Леди Макбет Мценского уезда» — чтение.
5.М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» -изучение.
«Господа Головлевы» — обзор.
6.Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» — изучение.
7.Н.Г. Чернышевский «Что делать?» — обзор.
8.Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»- для изучения.
«Братья Карамазовы» — обзор.
9.Л.Н. Толстой «Война и мир» — изучение.
«Анна Каренина» — обзор.
10.А.П. Чехов
«Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка», «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Палата № 6», «Вишневый сад».
Все произведения школьной программы в кратком изложении. Русская и зарубежная литература.
11 «А» класс
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Чистый четверг».
- А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».
- Л. Андреев «Иуда Искариот».
- А. Платонов «Усомнившийся Макар».
- Е. Замятин «Мы».
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
- В. Набоков «Машенька».
- М.А. Шолохов «Тихий Дон».
- А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
- В. Распутин «Прощание с Матёрой».
- Ю. Трифонов «Размен».
- Э. Хемингуэй «Старик и море».
- А. Вампилов «Утиная охота».
- Т. Толстая «Кысь».
- В. Пелевин «Жизнь насекомых» или другие произведения.
- Шаламов «Колымские рассказы».
- В. Шукшин «Чудики».
- Произведения о Великой Отечественной войне, В. Астафьева, В. Быкова, К. Воробьева и др. (по выбору).
- В. Распутин «Прощание с Матерой».
Источник: xn—-7sb3aeojv5b4b2a.xn--p1ai
Школьная литература
Повести Ч. Айтматова прежде всего о человечности и о том, к чему приводит ее отсутствие. О природе, о животном мире, который тесно переплетается с миром людей, зависим и уязвим перед насилием и жесток. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
«Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его – оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимется. А . Подробнее
Все произведения школьной программы в кратком изложении. 9 класс
0 0 0 Отложить Слушал
«Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его – оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимется. А . Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Не тратьте время на поиски литературных произведений, ведь в этих книгах есть все, что необходимо прочесть по школьной программе: и для чтения в классе, и для внеклассных заданий. Избавьтесь от длител. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Сборник метапредметных задач на основе романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» поможет глубже понять произведение и тоньше прочувствовать атмосферу эпохи. Также вам придётся много думать, искать и фан. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Добрый русские сказки для самых маленькихВ книгу «Русские народные сказки» вошли самые знаменитые народные сказки для малышей в классических обработках и пересказах А.Н. Афанасьева, К.Д. Ушинского, А. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
В пособии в наглядной и доступной форме приводятся сведения за весь школьный курс обществознания.Издание окажет помощь старшеклассникам при подготовке к урокам, различным формам текущего и промежуточн. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Классическая литература в новой озвучкеПовесть «Очарованный странник» представляет собой один из нестареющих шедевров сказовой прозы Лескова – писателя, в совершенстве владевшего этой литературной фор. Подробнее
1 0 0 Отложить Слушал
Николай Семёнович Лесков – русский писатель, публицист, литературный критик. Не имея совершенно никакого «снисхождения к злу», на протяжении многих десятилетий Лесков в своих художественных произведен. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Повесть про верность, преданность и отчаяние, толкающее на тяжелые поступкиВ книгу вошла повесть А. Куприна «Белый пудель». Эта история уже больше века трогает сердца читателей, и неспроста. Верность. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Драматичный роман Айтматова про дружбу«И дольше века длится день» – один из самых популярных романов Чингиза Айтматова. Главный герой – Едигей, стрелочник на железнодорожном разъезде Боранлы-Буранный. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Вольные сочинения на разные темы: это и память, и литература, и преподавание. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Классика в новом прочтении«Отцы и дети» – один из самых сильных романов И.С. Тургенева, чья «проблемность», актуальная еще в XIX веке, не утратила своей яркости и сейчас.Вечный конфликт между молодост. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Классические произведения Тургенева И.С. в аудиоформате! «Записки охотника» – сборник рассказов и очерков о жизни русской деревни. Тургенев первым среди писателей воспел красоту сельских пейзажей и пе. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Цикл «Стихотворения в прозе» создан Иваном Тургеневым в последние годы жизни. Несколько десятков небольших произведений затрагивают самые разные темы – одни посвящены общественно-политическим проблема. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
«Кладовая солнца», по определению самого Михаила Пришвина, – это сказка-быль. Необычный жанр был выбран писателем неслучайно: он, с одной стороны, хотел подчеркнуть реализм повествования, а с другой –. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Рабочая тетрадь создана в соответствии с требованиями ФГОС НОО по программе для 4 класса «Школа России» и является дополнением к курсу «Литературное чтение». Может быть использована с другими учебно-м. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Рабочая тетрадь создана в соответствии с требованиями ФГОС НОО по программе для 3 класса «Школа России» и является дополнением к курсу «Литературное чтение». Может быть использована с другими учебно-м. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Рабочая тетрадь создана в соответствии с требованиями ФГОС НОО по программе для 2 класса «Школа России» и является дополнением к курсу «Литературное чтение». Может быть использована с другими учебно-м. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО по программе для 1 класса «Школа России» и является дополнением к курсу «Литературное чтение». Может быть использована с другими учеб. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Волк и журавльВолк и котВорона и лисицаДве бочкиЗеркало и обезьянаКот и поварКукушка и петухЛебедь, щука и ракЛисты и корниМартышка и очкиМышь и крысаСтрекоза и муравейТрудолюбивый медведьЧиж и голубь Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Инсценированные страницы рассказа.Пожилая женщина вспоминает свои юные годы, военный госпиталь, в котором она работала медсестрой, и письма, которые ей писал бывший раненый боец, начиная их словами: «. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Радиоспектакль по мотивам одноименного фантастического романа об экспедиции профессора Челленджера и его друзей в чудом сохранившийся на Земле уголок первобытного мира, где обитают динозавры и другие . Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Самый сильный, глубокий, горький и драматичный роман Чингиза Айтматова, впервые опубликованный в 1986 году и ставший одним из главных литературных событий конца ХХ века в нашей стране.Трагичны судьбы . Подробнее
1 0 0 Отложить Слушал
Студия «МедиаКнига» представляет аудиокнигу – итоговую работу классика русской литературы Николая Алексеевича Некрасова – «Кому на Руси жить хорошо».Книга прочитана популярной киноактрисой и актрисой . Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Студия «МедиаКнига» представляет аудиокнигу Евгений Иванович Замятина – великого русского писателя, публициста и литературного критика, киносценариста, инженера. В аудиокнигу замечательного русского п. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829) стала классикой русской литературы. Огромную популярность у читателей и зрителей бессмертная комедия получила не только из-за критики. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
«Ох, и до чего же вкусные эти «кусочки!» – подумала маленькая кошечка Брюква, учуяв запах свежеиспечённых блинов, доносившийся из соседней квартиры. Домашняя любимица вспоминает, как будучи трёхмесячн. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Необычный наглядный справочник с дудлами – универсальный ключ к пониманию курса по литературному чтению в 1—4-х классах. Каждая страница книги продумана опытными методистами и содержит теоретические с. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Золотая классика русской литературы в исполнении резидента «Квартета И» Камиля Ларина. Рекомендована для прослушивания школьникам и взрослым всех полов и вероисповеданий. Подробнее
2 0 0 Отложить Слушал
Любимая русская классика теперь в аудиоформате.«Горе от ума» – шедевр русской литературы, произведение, разобранное на цитаты и крылатые фразы чуть ли не от первого до последнего слова. «Собрать бы кн. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Сборник рассказов талантливого детского писателя теперь в аудиоформате! В аудиокнигу вошли такие рассказы и сказки, как: «Бумажный змей», «Некрасивая елка», «Пропавшие нитки» и многие-многие другиеЕвг. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Литературное наследие Николая Алексеевича Некрасова обширно и разнообразно по жанрам, и в эту сравнительно небольшую книгу вошла лишь малая его часть, но самая блистательная – лирика.Неиссякающая сила. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Студия «МедиаКнига» представляет аудиокнигу «Дом с мезонином» Антона Павловича Чехова – великого русского писателя, классика мировой литературы, почётного академика Императорской Академии наук по разр. Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
В учебнике изложены основы общей экологии: абиотические факторы и адаптация к ним; влияние абиотических факторов на растения; экология популяций; биоценозы и межвидовые взаимоотношения в них; экосисте. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
У всех счастье разное – показал урок русского языка, где задали написать сочинение на эту тему. И как здорово, что счастье бывает разным. Девочке по имени Николь выпадает возможность сравнить эти поня. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Вклад Льва Николаевича Толстого (1828–1910) в мировую культуру трудно переоценить. Великий мыслитель и философ, он придавал огромное значение просвещению крестьянства и обучению крестьянских детей. Та. Подробнее
0 0 0 Отложить Читал
Волк и журавльВолк и котВорона и лисицаДве бочкиЗеркало и обезьянаКот и поварКукушка и петухЛебедь, щука и ракЛисты и корниМартышка и очкиМышь и крысаСтрекоза и муравейТрудолюбивый медведьЧиж и голубь Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Волк и журавльВолк и котВорона и лисицаДве бочкиЗеркало и обезьянаКот и поварКукушка и петухЛебедь, щука и ракЛисты и корниМартышка и очкиМышь и крысаСтрекоза и муравейТрудолюбивый медведьЧиж и голубь Подробнее
0 0 0 Отложить Слушал
Небольшой рассказ о школьной поездке в театр; история о том, как такое, на первый взгляд, несложное дело может превратиться в настоящее приключение. Подробнее
Источник: aldebaran.ru
Как меняли школьную программу по литературе? Почему в 30-е убрали Достоевского, а в 2000-е пытались вернуть «Как закалялась сталь»?
Пока в Госдуме спорят, стоит ли убрать из школьной программы по литературе «Архипелаг ГУЛАГ» или вернуть изучение «Молодой гвардии» и чтение рассказов о пионерах, «Собака.ru» попросила литературоведа, доцента НИУ ВШЭ Михаила Павловца рассказать о том, почему и как раньше меняли школьную программу по литературе: зачем при Сталине исключали Достоевского и кому не угодил Маяковский.
valiantsin suprunovich
Как вообще появилось такое понятие, как «школьная программа по литературе»?
Такого предмета, как «литература», до революции не было , была словесность, в рамках которой изучался язык в различных его модусах, в том числе и художественном. Первые программы по литературе появились в 1919 году, они были региональными, в первые годы опирались на гимназические списки, но потом в них было введено большое количество молодой советской литературы.
Собственно, никогда в истории отечественного образования школьники не проходили столько современной им литературы, сколько в 1920-1930-е годы, однако причина тому была общей с самой идеей литературы как отдельного школьного предмета: идеологическая индоктринация подрастающего поколения в коммунистическом духе. Во имя этой идеи в середине 1920-х вообще отказались от совсем юного предмета, растворив изучение литературы в «обществоведении» (в подходе к художественным произведениям доминировал вульгарно-социологический подход), но уже к началу 1930-х годов, когда «Великий поворот» индустриализации потребовал массового производства идейно закаленных строителей социализма, литературу вернули, превратив ее в то, чем она являлась все советское время и чем ее пытаются вновь сделать сегодня.
Сам принцип единого для всей страны перечня обязательных произведений, подкрепленный единым для каждого класса «стабилизированным» учебником, был закреплен Постановлением ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» в 1933 году. Список со временем, конечно, обновлялся, учебники тоже сменяли друг друга, так что одно их поколение, уходящее, могло сосуществовать с новым, экспериментальным, но общий подход «одна страна – один учебник – один список» просуществовал до начала 1990-х
«Если TikTok интереснее учителя, у меня плохие новости для педагога»: Лев Лурье и Кирилл Загустин о школе в 2022 году
Как менялся этот единый для всех список обязательных авторов при Сталине?
Какого-то специального адресного «вырезания» я не припомню: списки, особенно списки современных авторов, обновляли очень аккуратно. Разве что во второй половине 1930-х выкинули попавшего в немилость Демьяна Бедного и вернули только после войны.
Наиболее заметный процесс «изъятия» из литературы значительной ее части – в военное и послевоенное время: прежде всего, из программ убирали модернизм и авангардизм, выстраивая одноколейную линию преемственности от отечественной и мировой классики (прежде всего реалистической) – к литературе социалистического реализма как прямой наследницы классики и высшему достижению мировой культуры. Так, после войны из программы исчез Достоевский (как «реакционер»), Блок (как мистик – оставлена была только поэма «Двенадцать»); Маяковский был представлен только своими революционными вещами .
При этом во второй половине 1940-х годов стали появляться идеологически выверенные тексты о Великой отечественной войне («Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Молодая гвардия» Фадеева – впрочем, ему пришлось в начале 1950-х переписать роман, идеологически выпрямив его линию, чтобы учителям не приходилось разбирать со школьниками «ошибки писателя»).
Master1305
Что же произошло со школьной программой во время Хрущевской оттепели?
В годы Оттепели многое поменялось в стране, но вот состав программы по литературе изменился мало, разве что немного часов поубавилось да ушли произведения, восхваляющие Сталина: литературе была отведена роль консервативная, скрепляющая, обеспечивающая неизменность строя даже при некоторой либерализации политического режима.
Так же продолжалось и при Брежневе?
А вот брежневское время стало периодом довольно интересных изменений: во-первых, прямолинейно идеологический курс был сменен на более мягкий, апеллирующий не столько к сознательности юных читателей и их готовности к труду по усвоению основного списка, сколько к их чувствам, и можно даже сказать – чувствительности, которая не столь уж и лишняя там, где речь идет о произведениях искусства.
«Консервативный поворот» в советской идеологической политике привел не только к организации ВООПИК (Всесоюзное общество охраны памятников, – Прим. ред.) и первой выставки древнерусской живописи в Третьяковке (читай: иконописи), не только к появлению «деревенской прозы» и моде на все национальное (после изоляционизма сталинского времени и левого интернационализма хрущевского), но и к тому, что в школьную программу были возвращены Достоевский, Блок и введен Есенин, чей юбилей страна впервые отметила в 1965 году. Но – не Цветаева, не Ахматова, не Хлебников, не Булгаков и не Набоков. Стали разрешены осторожные намеки на религиозность и особый путь России, вообще консервативный субстрат русской национальной культуры, но либерализм по-прежнему оставался под запретом.
Как происходило изъятие? То есть книжки перемещали в спецхран? Убирали из школьных библиотек? А что было с учебниками?
Roman Samborskyi
Убрали ли каких-то писателей при Перестройке и кого добавили?
Перестройка в этом смысле мало что добавила к школьной программе, кроме того, что на уроках внеклассного чтения стало возможно обсуждать так называемую «возвращенную литературу» – толстые журналы с произведениями Замятина, Набокова, Солженицына, Войновича выходили миллионными тиражами, горячо обсуждались книги, осторожно приоткрывающие завесу умолчания над белыми пятнами нашей истории (например, сага А. Рыбакова «Дети Арбата» и ее продолжение). Но официально утвержденная программа стояла на страже консервативно-советских ценностей и соответствующего канона.
Все изменилось только в 1991 году, когда новая программа по литературе почти ни от чего не избавилась, но зато пополнилась всем тем, чем взахлеб зачитывались изголодавшиеся по качественной литературе советские граждане: писателями Серебряного века, русской эмиграции первой и третьей волны, даже литературным андеграундом! И тогда стало понятно, что Н. Островский с Фадеевым не могут составить конкуренцию Бунину с Булгаковым . Причем выбор в тот короткий, но весьма позитивный период делали не чиновники, а учителя и их ученики. Этот читательский рай закончился в конце 90-х, когда первыми признаками очередного «консервативного поворота» стало введение «обязательного минимума содержания» литературы как школьного предмета: с одной стороны, это объяснялось подготовкой к переходу на рельсы ЕГЭ (на котором проверять планировалось знание конкретных произведений, а значит, – они должны быть названы). Но с другой – тем самым вновь под контроль ставился процесс чтения.
Впрочем, распространенность книжек и сайтов с краткими пересказами решила и эту проблему: школьники книги читать почти перестали – а методисты и стоящие за ними чиновники не предпринимали особых усилий, чтобы усадить школьника за книгу. Ведь еще неизвестно, что он в этой книге вычитает, краткий же пересказ даст ему общее представление о сюжете программного произведения, учебник же и лекция учителя – будут содержать необходимые знания и интерпретации, которые и можно будет проверить. Тем самым школьный предмет «литература» давно уже стал предметом «учебник по литературе».
«Попытки привить детям сформированные чиновниками ценности имеют ровно обратный эффект» Лев Лурье — об идее аналога советской пионерии
Убирали ли кого-то из литераторов уже после перестройки из школьной программы?
Да, наиболее ортодоксальных авторов все-таки убирали: так, в программе 1991 года еще были роман Горького «Мать» и роман Н.Островского «Как закалялась сталь», но уже не было пьесы К. Тренева «Любовь Яровая» или статьи В. Ленина «Памяти Герцена».
Источник: www.sobaka.ru