Врожденные программы поведения что это

Врожденные основы нашего поведения

В основе поведения человека в группе, взаимодействия групп друг с другом лежат врождённые программы. Они же находятся в основе индивидуального и общевидового (видоспецифического) поведения.

Программы имеют разную степень сложности, регулируют отношения, различные аспекты жизни человека, вида в целом.

Борьба за ресурсы, статус, стремление к сотрудничеству, кооперации, взаимоподдержке, агрессивное поведение и много чего еще в жизни каждого из нас – это ежедневные проявления работы врожденных поведенческих программ.

Их творец — эволюция человека.

Врожденное поведение (инстинктивное) разнообразно, но его, подчас, очень хорошо маскируют способности человека к обучению, мышлению.

Врожденность (инстинктивность) действий у многих до сих пор ассоциируется с чем-то плохим, низменным. Считается, что ее нужно всячески скрывать и подавлять с помощью воли, морали, разума. Потрясающая глупость.

Необходимо понимать, что мозг может с момента рождения действовать только в том случае, если есть какая-то основа – базовое поведенческое программное обеспечение, которое позволяет узнавать задачи, решать их, учиться именно так и тому, что нужно для выживания.

Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретенные формы поведения. Видеоурок

Программы состоят из компонентов. Их комбинаций создавалось много. Неудачные сочетания выбраковывались посредством гибели двуногих носителей. Удачные оставались жить, размножались, передавались наследникам.

Программы формируются медленно. Став ненужными, они перестраиваются или разрушаются также очень медленно. Многие унаследованные программы не исчезнут никогда, ибо они являются фундаментом социальной, рассудочной деятельности.

Человек приходит в мир с программами поведения в нем. Это врожденная информация, подсказывающая человеку, что нужно делать в той или иной ситуации. Полученное из прошлого выстрадано, проверено неисчислимым количеством поколений предков, условий жизни и обстоятельств, которые отправляли в будущее лучшее поведение, ведущее к успеху, обеспечивающее его.

Врожденное наследие проявляется как в обычных действиях, так и в наших странностях, пристрастиях, привычках, хобби. Для многих их происхождение неясно. Правда, многое становится понятным после путешествия к образу жизни наших далеких предков.

Врожденные программы закладывались миллионы лет. Надстройка над ними развивается всего лишь несколько тысячелетий. Так новые, возвышенные мотивы соседствуют со старыми, низменными, пришедшими из прошлого.

Быстро их не убрать.

Человеку необходимо признать это для того, чтобы не заниматься смешной, бессмысленной борьбой за отмену того, о чем имеет весьма смутное представление.

Литература
Бутовская М.Л. «Этология необходима в гуманитарных вузах…»
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
Моррис Д. Голая обезьяна

Врождённые и приобретённые формы поведения


Протопопов А.И. Интервью сайту ethology.ru

В своё время книга Виктора Дольника » Непослушное дитя биосферы» привела меня к пониманию людей, почему в своём большинстве они стремятся к доминированию и агрессивные , почему такие сложные отношения между мужчиной и женщиной. Важно и необходимо изучить книги Виктора Дольника уже в школе в старших классах.
А люди – те же звери”
А. Кольцов, русский поэт.

Никто не станет отрицать мощной роли инстинктов (врожденных программ поведения) в жизни людей. Они созданы Естественным Отбором (процесс выживания наиболее приспособленных животных), передаются генами из поколения в поколения, составляют фундамент рассудочной деятельности человека.

Страсть к охоте, рыбалке, тяга к земле, влечение к собакам, любовь к родине, родителям, – это всё инстинкты. Говоря современным языком – человек запрограммирован. Распад СССР – это, помимо прочего, закономерный итог безумной борьбы с частной собственностью, с инстинктом Собственности. Человек в силу своей природной запрограммировонности будет интенсивно работать только в том случае, если увидит в этом материальную выгоду. Рабочие, крестьяне при советской власти правильно не хотели трудиться и приумножать государственную собственность (в конечном итоге она досталась чубайсам, абрамовичам, прохоровым и т.д.) А вот свою частную собственность они бы с удовольствие приумножали.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Источник: proza.ru

3. Поведение

У животных и человека генетически заложены врождённые программы поведения. Эти программы сложились на основе исторического опыта вида. Они способствуют удовлетворению основных жизненных потребностей.

когда грудного ребёнка выкладывают на живот, он рефлекторно поворачивает голову в сторону Такое движение позволяет ему свободно дышать.

Более сложным уровнем врождённого поведения — это инстинктивное поведение. Инстинкт — это цепочка взаимосвязанных безусловных рефлексов, обеспечивающих потребности организма в питании, размножении, безопасности.

У некоторых животных известно такое явление, как запечатление (импринтинг). Это способность детёнышей, только появившихся на свет, запоминать признаки своих родителей.

вылупившиеся из яиц цыплята, гусята, утята признают своей мамой первое живое существо, которое они увидят.

dog-g407b39d5a_640.png

Рис. (1). Запечатление
Явление запечатления наблюдается и у человека.

известны случаи, когда новорождённый ребёнок оказывался среди животных. У такого человека на всю жизнь остаются повадки животных, ему трудно освоить человеческую речь и не удаётся обучиться письму.

Приобретённое поведение. Элементарная рассудочная деятельность

Самое простое приобретённое поведение основано на условных рефлексах. Взаимодействуя постоянно с окружающей средой, животное обучается находить пищу и укрытия, спасаться от врагов.

Но приобретённое поведение не сводится только к формированию условных рефлексов.

бездомная собака никогда не бросится под движущуюся машину, несмотря на то, что условного рефлекса на такую ситуацию у неё нет.

Читайте также:
Наименование дополнительной образовательной программы это что

И. П. Павлов, анализируя опыты на человекообразных обезьянах, пришёл к выводу, что животные способны свойственны не только условные рефлексы, но и способность улавливать связь между вещами.

В опыте обезьяна пытается добраться до бананов, соорудив для этого горку из ящиков.

obezjana2.png

Рис. (2). Обезьяна строит вышку
В другом опыте обезьян учат выбирать предмет, отличающийся от двух других по какому-нибудь признаку.

obezjana1w1018.png

Рис. (3). Обезьяна учится выбирать

Способность некоторых животных и человека определять взаимосвязи между предметами и явлениями и приспосабливаться к изменяющимся условиям называют рассудочной деятельностью.

Рассудочная деятельность даёт возможность быстро адаптироваться к постоянным изменениям в окружающем мире, а также позволяет предвидеть развитие событий и подготовиться к ним.

Высшего развития рассудочная деятельность достигает у человека и проявляется в виде мышления — совокупности умственных процессов, связанных с познанием.

Сознание и мышление человека

Важнейшей особенностью высшей нервной деятельности человека является сознание. Сознание — это субъективное отражение в мозге человека окружающей действительности. Оно формируется из разных сведений, представленных формулами, образами или буквами, которые называют знаниями.

Мышление — это познавательная деятельность, которая позволяет в обобщённом виде передать другим людям своё понимание окружающей действительности.

Основу мышления и сознания составляет анализ разнообразной информации, которая поступает в наш мозг от органов чувств и от внутренних рецепторов, воспринимающих любые изменения внутри организма.

Результатом мышления могут быть понятия. Глубина и смысл понятий зависит от глубины познания.

понятие «сообщество», с которым знакомятся пятиклассники, развивается при дальнейшем изучении биологии. Выпускник школы имеет более глубокое представление о сообществе как о совокупности взаимодействующих организмов по сравнению с учеником пятого класса.

Поведение человека
Поведение животных и человека зависит в первую очередь от жизненных потребностей.

  • У человека от рождения есть жизненно важные базовые потребности в воде, пище, в контактах с другими людьми. Человек не сможет выжить, если базовые потребности не удовлетворять.
  • С возрастом появляются вторичные потребности: материальные и духовные (желание вкусно поесть, носить красивую одежду, послушать любимую музыку, посмотреть новый спектакль и др.). Эти потребности у всех людей разные, они зависят от характера, воспитания и возможностей человека.

Потребности вызывают изменения в работе мозга. Некоторые его структуры переходят в возбуждённое состояние, и формируется мотивация, т. е. побуждение к действиям, которые приведут к удовлетворению потребности.

Мозг человека не способен одновременно эффективно работать на основе большого числа мотиваций. Всегда на первом месте находится какая-то наиболее значимая мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое.

Удовлетворение потребностей связано с таким явлением как доминанта . Ввёл это понятие в физиологию высшей нервной деятельности русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский. Он утверждал, что при формировании потребности в головном мозге образуется устойчивый очаг возбуждения (доминанта). Этот очаг объединяет разные структуры мозга, которые работают взаимосвязано и согласованно до тех пор, пока не произойдёт удовлетворение данной потребности.

Доминанта тормозит возникновение возбуждения в других частях мозга. Она функционирует до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая её потребность. Доминанта лежит в основе внимания, она позволяет человеку сосредоточиться на выполнении главной задачи.

увлечённый важным делом человек не видит и не слышит ничего, что происходит рядом. Когда же главная жизненная задача выполнена, доминанта угасает, а организм создаёт новые функциональные системы для решения других задач и удовлетворения новых потребностей.

Источник: www.yaklass.ru

Врожденная программа поведения: что это и как она работает

Врожденная информация передается с помощью генов. Хранится на клеточном уровне.

Научные исследования показали, что многие нейроны (нервные клетки) ответственны за хранение той или иной информации.

Одни из них хранят сведения о представителях разных видов, другие – обеспечивают образ определенного места в пространстве, третьи – обладают умением записывать (запоминать) новую информацию — запечатлять.

Настрой нейрона может изменяться под влиянием генной программы клетки.

Для узнавания образа, реализации врожденной программы, ее части, достаточно одного нейрона, которых в мозгу сотни миллионов.(1)

Врожденные (инстинктивные) программы пришли к нам с генами наших предков – человеческих и дочеловеческих. Они входят в генетический код. Передаются из поколения в поколение. Являются формой эволюционной адаптации.

Формировались естественным отбором постепенно, медленно. Медленно изменяются, уходят из человеческой жизни. Если в реальности какие-то программы не работают, то это вовсе не значит, что они исчезли. Они вполне могут остаться в качестве атавизмов, ждущих ситуацию (сигнальный стимул), которая будет в состоянии их «разбудить». Так, например, у человека есть программа шевеления ушами.

Она не используется уже несколько миллионов лет. Но при наличии желания и напряжения ее можно вернуть к жизни.

Различные комбинации программ и составляющих их компонентов постоянно проверялись жизнью. Неудачные выбраковывались через гибель носителя. Помогающие ему жить дальше передавались через воспроизводство наследникам.

Суть любой программы предельно понятна и рациональна для тех условий, для каких ее создал отбор.

Для достижения одной и той же цели у нас может быть несколько врожденных программ поведения. Они сформированы в разное время. Одни могут быть относительно молодыми, другие очень древними.

«Включение» поведенческой программы происходит посредством релизера – какого-либо сигнального стимула или сигнатуры — группы релизеров.

Другими словами, определенные врожденные (инстинктивные) действия (программа) вызываются определенными раздражителями (они же — релизеры, сигнальные стимулы).

Важнейшие признаки релизера (образы, характеристики) заложены в программу. Она — информация, совокупность поведенческих актов, с помощью которых человек выжил, победил.

Релизером может быть что угодно: слуховые, обонятельные, осязательные, визуальные сигналы (слова, жесты, запах, расцветка, вид и т.д.) объекта, с которым осуществляется контакт.

Стимулов и определенных ответов на них множество. Так, например, специфические вещества – феромоны, свидетельствующие о готовности к половому контакту, запускают половые поведенческие реакции. Определенные ответные действия могут быть вызваны звуковыми стимулами (пением, криками, угрозами, плачем, смехом), комплексами движений в родительском, социальном, половом поведении (ритуалами приветствия, позами угрозы и подчинения, демонстрацией симпатии), внешними условиями (окружающей средой, ситуацией).

Врожденное поведение может реализовываться и без явных сигнальных стимулов. В этом случае оно называется спонтанным (порог реагирования существенно снижен). Пример такого поведения — гневный крик человека, не обращенный к кому-либо конкретно.

Читайте также:
Программа upgrade что это

Порог реагирования может быть высоким. Для того, чтобы вызвать врожденную реакцию раздражитель должен быть весьма сильным.

Мозг не может работать без врожденных программ. Для выработки действий ему необходимы программы как узнавать задачи, их решать, как учиться и чему.

Мозгу трудно распознавать в окружающем мире релизер, признаки которого носят обобщенный характер. Мозг может принять за раздражитель сигнал, имеющий случайные, фрагментарные черты настоящего релизера. Программа в этом случае среагирует вхолостую.

Врожденное наследие – набор поведенческих программ. Это определенные, готовые ответы (правила поведения) на имеющееся. Так, появление предмета, имеющего желтый цвет, черные пятна или полосы, немедленно настораживает человека, привлекает его внимание. В наличии важнейшие характеристики опаснейшего в прошлом врага человека – леопарда.

Регулированием и реализацией врожденного поведения занимается лимбическая система головного мозга.

Как только обстановка (характеристики внешнего сигнала) совпадает с шаблоном (характеристики архивного внешнего сигнала в программе), при соответствующем внутреннем мотивационно-эмоциональном состоянии возникает желание.

У человека желание – не есть действие.

Кора головного мозга, особенно его лобные доли (неокортекс), занимаются контролем возникающих желаний, их отбором.

Это достигается с помощью влияния рассудка (мышления) – процесса, наиболее сложной формы высшей нервной деятельности, на принятие того или иного решения.

В основе рассудочной деятельности лежит способность улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления внешнего мира, оперировать этими законами в новой ситуации с целью построения программы адаптивного поведенческого акта, адекватное поведение, основанное на восприятии связей между предметами, представлении об отсутствующих предметах, скрытом оперировании символами.(2)

До практических поступков доходят не все желания.

Если нельзя, но очень хочется – выбор человека часто бывает на стороне желания.

В случае прохождения желания мимо неокортекса,рассудок пытается вразумительно объяснить случившееся, не осознавая при этом истинной мотивировки.

Поэтому ответы бывают так нелепы и странны.

Неокортекс способен жестко контролировать мозг. При сильном усилии воли есть возможность подавить любой инстинкт.

Но это только возможность.

Литература
(1) Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Дольник В.Р. Право на землю
Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
Дольник В.Р. Археология человеческих пристрастий
Дольник В.Р. Такое долгое, никем не понятое детство
(2) Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
Протопопов А.И. Этология человека и её место в науках о поведении
Протопопов А.И. Интервью сайту ethology.ru

Источник: www.chitalnya.ru

Врожденные программы поведения что это

Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 8 класс>> Врожденные и приобретенные программы поведения

§ 54. Врожденные и приобретенные программы поведения

1. Как возникли врожденные формы поведения?
2. Почему в детстве люди легко овладевают языком?
3. Чем рассудочная деятельность отличается от условно-рефлекторной?
4. Почему в ходе выработки навыка временно ухудшаются результаты?

Врожденные программы поведения — безусловные рефлексы, инстинкты.

Они есть как у животных, так и у человека. Они «обобщают» исторически (филогенетически) сложившийся видовой опыт и способствуют удовлетворению основных потребностей, то есть продолжению жизни.

Поскольку на разных стадиях индивидуального развития (онтогенеза) организм находится не в одинаковых условиях, безусловные Рефлексы особей разного возраста могут различаться. Но у всех представителей вида данного возраста и пола в норме они одинаковы. Приведем несколько примеров.

Если младенца положить на живот и приподнять его на руках, его тело выгнется дугой (рис. 116). Этот рефлекс направлен против силы тяжести.

Когда грудной ребенок, лежащий на животе, приподнимает голову и смотрит перед собой, она обращена вперед.

Однако он устает и опускает голову, она поворачивается в сторону. Этот рефлекс защищает нос и рот от попадания посторонних веществ, а также от удушья, поскольку, уткнувшись в подстилку, ребенок мог бы задохнуться. У взрослого человека эти безусловные рефлексы отсутствуют.

Рефлексы новорожденных и грудных детей

Другой формой врожденного поведения является инстинкт.

Подобно всем рефлексам инстинкты вызываются комплексом внешних и внутренних причин и представляют цепочку безусловных рефлексов, благодаря которым животные и человек приспосабливаются к той или иной среде.

Запечатление — свойство новорожденных животных в момент созревания анализаторов фиксировать в памяти образы своих родителей, место рождения, образы существ своего вида, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты.

Так, у инкубаторских утят, после того как они вылупились из яйца и сформировался зрительный анализатор, возникает рефлекс следования. Они запечатлевают первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним, как за наседкой, по пятам. Это может быть человек, ботинки, спичечный коробок. Такое состояние продолжается довольно короткое время, всего 13—16 ч. Механизм запечатления (импринтинга) был открыт австрийским ученым, лауреатом Нобелевской премии Конрадом Лоренцем (1903—1989), основателем этологии — науки о поведении животных.

Возрастные периоды, в которых происходит запечатление, могут быть разными для различных анализаторов. Есть они и у млекопитающих животных, и у человека. Например, речью люди легко овладевают в младенческом возрасте. В более позднем возрасте изучение языка дается им с гораздо большим трудом.

Приобретенные программы поведения.

Условные рефлексы являются наиболее простыми из них. Они позволяют животному подкараулить жертву, уйти от преследования хищника, укрыться от непогоды, подыскать комфортное место для отдыха.

Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная деятельность. Здесь на основе прошлого опыта образуются новые связи, которых раньше не было. Вот один из типичных примеров. Собаку приучили вставать на задние лапы. Такое движение стало сигналом получения пищи. Поэтому собака часто стала использовать свой навык для выпрашивания корма.

Это обычный условный рефлекс, возникший в результате сочетания позы «служить» с кормом. Рассмотрим иной случай. Собака просится на прогулку: лает, виляет хвостом. Но это не дает должного эффекта. Тогда она встает на задние лапы перед дверью, хотя никто ее этому не учил.

Имеющийся навык собака использует для другой цели. И если он будет подкреплен, животное возьмет его «на вооружение».

К рассудочной деятельности можно отнести и способность животного строить свое поведение с учетом перемещения добычи. Если сделать экран с небольшим отверстием, поставить его перед животным, а за экраном перемещать приманку, то животное, обладающее более высоким уровнем высшей нервной деятельности, например ворона, бежит к месту, где кончается экран и там поджидает добычу, а не пытается протиснуться в узкую щель, как курица.

Читайте также:
Что за программа мастерс

Динамический стереотип — это объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку, которая подкрепляется лишь в конце, когда все условно-рефлекторные действия выполнены. После выработки динамического стереотипа в коре большого мозга образуется система последовательных положительных и отрицательных условно-рефлекторных связей. У животных динамический стереотип формируется так: животному в одной и той же последовательности дают ряд условных сигналов, последовательно вызывающих ряд положительных и тормозных условных рефлексов, а подкрепление дают не после выполнения каждого условно-рефлекторного действия, а в конце всей цепочки. При выработке динамического стереотипа наступает момент, когда после первого сигнала животное выполняет все действия, не дожидаясь дополнительных стимулов.
Слово «стереотип» означает «постоянство». Однако это постоянство динамическое, поскольку оно возникает в процессе жизни и в процессе жизни может исчезнуть или измениться, если изменятся условия, лежащие в основе его формирования.

И. П. Павловым было показано, что поддержание динамического стереотипа связано с положительными эмоциями, а его разрушение — с отрицательными. Сформировавшийся динамический стереотип не всегда приносит пользу. Иногда он может стать препятствием для овладения новыми навыками, в преодолении вредных привычек.

Примером динамического стереотипа является наше письмо.

Во время учебы сначала вырабатывалась связь между звуком и соответствующей буквой, потом между слогом и его графическим изображением, наконец между словами и их написанием. Заметим, что смысл слова становится ясным лишь после того, как написаны (или прочитаны) все буквы. Если в основе написания каждой буквы лежит условный рефлекс, то в основе написания слова лежит динамический стереотип, поскольку смысл слова (подкрепление) становится понятным, когда все буквы написаны. Но все это было лишь тогда, когда мы учились читать, теперь нам достаточно прочесть начало слова или даже начало фразы, чтобы уловить смысл текста.

Начальные стимулы приводят в движение всю цепочку.

Чтобы проследить, как формируется динамический стереотип, попробуем его переделать, выработать навык зеркального письма. Все элементы букв должны быть ориентированы в противоположную сторону: справа налево, как показано в образце (рис. 117).

Лабораторная работа

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа

Условия работы. Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа.

Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология». С правой стороны проставьте затраченное время.

Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, около каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.

Оформление результатов

Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый номер попытки, на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова.

Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.

График выработки навыка зеркального письма

Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты становятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после того, как результаты станут стабильными, а динамический стереотип выработанным.

Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:

1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?
2. Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?
3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным?

Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты; запечатление (импринтинг), этология.

Приобретенные программы поведения: условный рефлекс, рассудочная деятельность, динамический стереотип, положительные и отрицательные эмоции, навыки, привычки.

1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным?
2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
3. Что такое инстинкт?
4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?

Примером динамического стереотипа может быть письмо и чтение. Нередко мы пишем под диктовку, пропуская звуки, которые слышатся, но не пишутся, либо проставляя те, что не слышатся, но пишутся. Вспомните, как вырабатывался у нас этот динамический стереотип.

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник: edufuture.biz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru