Следующий компонент содержания обучения информационным технологиям – информационная безопасность.
Информационная безопасность – состояние защищенности информации при ее получении, обработке, хранении, передаче и использовании от различного вида угроз.
Источниками угроз информации являются люди, аппаратные и программные средства, используемые при разработке и эксплуатации автоматизированных систем (АС), факторы внешней среды. Порождаемое данными источниками множество угроз безопасности информации можно разделить на два класса: непреднамеренные и преднамеренные.
Непреднамеренные угрозы связаны со стихийными бедствиями, сбоями и отказами аппаратно-программных средств. Реализация этих угроз приводит, как правило, к нарушению достоверности и сохранности информации в АС, реже – к нарушению конфиденциальности, однако при этом могут создаваться предпосылки для злоумышленного воздействия на информацию.
Преднамеренные угрозы связаны с незаконными действиями посторонних лиц и персонала АС. В общем случае в зависимости от статуса по отношению к АС злоумышленником может быть: разработчик АС, пользователь, постороннее лицо или специалисты, обслуживающие эти системы.
#1 Классификация вредоносных программ
Разработчик владеет наиболее полной информацией о программных и аппаратных средствах АС и имеет возможность осуществления несанкционированной модификации структур на этапах создания и модернизации АС. Он, как правило, не получает непосредственного доступа на эксплуатируемые объекты АС.
Пользователь может осуществлять сбор данных о системе защиты информации методами традиционного шпионажа, а также предпринимать попытки несанкционированного доступа к информации и внедрения вредительских программ. Постороннее лицо, не имеющее доступа на объект АС, может получать информацию по техническим каналам утечки и перехвата информации, а также осуществлять вредительские действия методами традиционного шпионажа и диверсионной деятельности. Специалисты, обслуживающие АС, обладают различными потенциальными возможностями злоумышленных действий. Наибольший вред могут нанести работники службы безопасности информации. Далее идут системные программисты, прикладные программисты и инженерно-технический персонал.
В зависимости от механизма действия вредительские программы делятся на четыре класса:
· «логические бомбы»;
· «черви»;
· «троянские кони»;
· «компьютерные вирусы».
«Логические бомбы» — это программы или их части, постоянно находящиеся в ЭВМ или вычислительных системах и выполняемые только при соблюдении определенных условий. Примерами таких условий могут быть: наступление заданной даты, переход АС в определенный режим работы, наступление некоторых событий установленное число раз и т. п.
«Червями» называют программы, которые выполняются каждый раз при загрузке системы, обладают способностью перемещаться в системе и самовоспроизводить копии. Лавинообразное размножение программ приводит к перегрузке каналов связи, памяти и, в конечном итоге, к блокировке системы.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
«Троянские кони» – это программы, полученные путем явного изменения или добавления команд в пользовательские программы. При последующем выполнении пользовательских команд наряду с заданными функциями выполняются несанкционированные, измененные или какие-то новые функции.
«Компьютерные вирусы» – это небольшие программы, которые после внедрения в ЭВМ самостоятельно распространяются путем создания своих копий, а при выполнении определенных условий оказывают негативное воздействие на АС.
Обработанная, структурированная информация стоит очень дорого, так же как и программы работы с этой информацией. В связи с переходом к рыночному хозяйству возникает необходимость создания правовой базы в области охраны авторских прав на программное обеспечение и на базы данных. Нужно воспитывать культуру использования программного обеспечения и информации.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Информационная услуга – получение и представление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Особого внимания заслуживают такие виды информационных услуг, которые оказываются библиотечной сферой, так как библиотеки являются местом сосредоточения информационных ресурсов страны:
· предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
· выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
· получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, досье);
· организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.);
· выдача результатов информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений и т.п.).
Для автоматизации работы с данными, относящимися к различным типам, очень важно унифицировать их форму представления – для этого обычно используется прием кодирования, то есть выражение данных одного типа через данные другого типа. Естественные человеческие языки – это не что иное, как системы кодирования понятий для выражения мыслей посредством речи. К языкам близко примыкают азбуки (системы кодирования компонентов языка с помощью графических символов).
Источник: studopedia.su
Вредительские программы
Большую угрозу безопасности информации в АС представляет несанкционированная модификация алгоритмической, программной и технической структур системы. Несанкционированная модификация структур может осуществляться на любом жизненном цикле АС. Несанкционированное изменение структуры АС на этапах разработки и модернизации получило название «закладка». В процессе разработки АС «закладки» внедряются, как правило, в специализированные системы, предназначенные для эксплуатации в какой-либо фирме или государственных учреждениях. В универсальные АС «закладки» внедряются реже, в основном для дискредитации таких систем конкурентом или на государственном уровне, если предполагаются поставки АС во враждебное государство. «Закладки», внедренные на этапе разработки, сложно выявить ввиду высокой квалификации их авторов и сложности современных АС.
Алгоритмические, программные и аппаратные «закладки» используются либо для непосредственного вредительского воздействия на АС, либо для обеспечения неконтролируемого входа в систему. Вредительские воздействия «закладок» на АС осуществляются при получении соответствующей команды извне (в основном характерно для аппаратных «закладок») и при наступлении определенных событий в системе. Такими событиями могут быть: переход на определенный режим работы (например, боевой режим системы управления оружием или режим устранения аварийной ситуации на атомной электростанции т. п.), наступление установленной даты, достижение определенной наработки и т. д.
Программные и аппаратные «закладки» для осуществления неконтролируемого входа в программы, использование привилегированных режимов работы (например, режимов операционной системы), обхода средств защиты информации получили название «люки».
Одним из основных источников угроз безопасности информации в АС является использование специальных программ, получивших общее название «вредительские программы».
В зависимости от механизма действия вредительские программы делятся на четыре класса:
«Логические бомбы» — это программы или их части, постоянно находящиеся в ЭВМ или вычислительных системах (ВС) и выполняемые только при соблюдении определенных условий. Примерами таких условий могут быть: наступление заданной даты, переход АС в определённый режим работы, наступление некоторых событий установленное число раз и т.п.
«Червями» называются программы, которые выполняются каждый раз при загрузке системы, обладают способностью перемещаться в ВС или сети и самовоспроизводить копии. Лавинообразное размножение программ приводит к перегрузке каналов связи, памяти и, в конечном итоге, к блокировке системы.
«Троянские кони» — это программы, полученные путем явного изменения или добавления команд в пользовательские программы. При последующем выполнении пользовательских программ наряду с заданными функциями выполняются несанкционированные, измененные или какие-то новые функции.
«Компьютерные вирусы» — это небольшие программы, которые после внедрения в ЭВМ самостоятельно распространяются путем создания своих копий, а при выполнении определенных условий оказывают негативное воздействие на АС.
Поскольку вирусам присущи свойства всех классов вредительских программ, то в последнее время любые вредительские программы часто называют вирусами.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
40.Вредительские программы
Одним из основных источников угроз безопасности информации в КС является использование специальных программ, получивших общее название «вредительские программы».
В зависимости от механизма действия вредительские программы делятся на четыре класса:
«Логические бомбы» — это программы или их части, постоянно находящиеся в ЭВМ или вычислительных системах (ВС) и выполняемые только при соблюдении определенных условий. Примерами таких условий могут быть: наступление заданной даты, переход КС в определенный режим работы, наступление некоторых событий установленное число раз и т.п.
«Червями» называются программы, которые выполняются каждый раз при загрузке системы, обладают способностью перемещаться в ВС или сети и самовоспроизводить копии. Лавинообразное размножение программ приводит к перегрузке каналов связи, памяти и, в конечном итоге, к блокировке системы.
«Троянские кони» — это программы, полученные путем явного изменения или добавления команд в пользовательские программы. При последующем выполнении пользовательских программ наряду с заданными функциями выполняются несанкционированные, измененные или какие-то новые функции.
«Компьютерные вирусы» — это небольшие программы, которые после внедрения в ЭВМ самостоятельно распространяются путем создания своих копий, а при выполнении определенных условий оказывают негативное воздействие на КС.
Поскольку вирусам присущи свойства всех классов вредительских программ, то в последнее время любые вредительские программы часто называют вирусами.
41.Методы защиты информации.
Перечислим основные методы защиты информации: 1) Препятствие — метод физического преграждения злоумышленнику пути к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям и т.д.);
2) управление доступом — метод защиты информации регулированием использования всех ресурсов компьютерной информационной системы (элементов баз данных, программных и технических средств). Управление доступом включает такие функции защиты, как: — идентификация пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора); — опознание (установление подлинности) объекта или субъекта по предъявленному им идентификатору; — проверка полномочий, т.е. проверка соответствия дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту; — разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента; — регистрация (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам; — регистрация (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе) при попытках несанкционированных действий;
3) маскировка — метод защиты информации путем ее криптографического закрытия. [. ] При передаче информации по каналам связи большой протяженности данный метод является единственно надежным;
4) регламентация — метод защиты информации, при котором возможности несанкционированного доступа сводятся к минимуму;
5) принуждение — метод защиты информации, при котором пользователи и персонал системы вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации, чтобы не подвергнуться материальной, административной или уголовной ответственности;
6) побуждение — метод защиты информации, который побуждает пользователя и персонал системы не нарушать установленный порядок за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм (как регламентированных, так и неписаных).
Источник: studfile.net