Если у вас есть опыт трансляции или записи видеосигнала, вы наверняка знаете, что такое видеокодеки. Видеокодек – это устройство или программа, которая позволяет вам сжимать (кодировать) большие видеофайлы для последующего просмотра или редактирования – название образуется одновременно из таких английских слов – « co mpressor/ dec ompressor» ( ко мпрессор/ дек омпрессор) и « co de/ dec ode» ( ко дировать/ дек одировать).
В контексте особенностей профессиональных настроек прямой трансляции или записи кодеки уменьшают размер (или битрейт) потока данных, позволяя осуществлять передачу данных на широкую аудиторию. Например, сжатый сигнал формата 1080p30 обычно занимает около 4–8 Мбит/с, в то время как несжатой версии сигнала потребовалось бы 1.5 Гб/с – а это в 250 раз больше! С учетом современных ограничений пропускной способности сети было бы практически невозможно осуществить трансляцию с таким высоким битрейтом без использования видеокодеков.
Ютуб портит качество? Решение за 3 минуты! кодеки VP09 и AVC1
Прямая трансляция в 4K?
Трансляция или запись с разрешением 4K, если таковая возможна, определенно имеет свои преимущества. Это, прежде всего, качество и четкость видео, а также широкие возможности для дальнейшей обработки.
С точки зрения форматов и кодеков, разрешение 4К (3840х2160 пикселей) содержит в четыре раза больше пикселей, чем самое популярное современное разрешение Full HD (1920×1080), т.е. в одном кадре вы можете транслировать значительно больше данных для вашей аудитории.
К счастью, уже появились новые кодеки, которые позволяют работать с разрешением 4К и выше.
Кодек H.265 – оптимальный выбор для 4K
H.265, также известный как HEVC, — это преемник кодека современного поколения H.264 (известного как AVC), который способен кодировать/декодировать видеосигнал с разрешением 4K. HEVC устанавливается на большинство телевизоров 4K и компьютерных мониторов. При кодировании H.265 потребляет до 8-10 раз больше вычислительной мощности, чем H.264, тем самым делая HEVC непригодным для трансляции небольших или средних по объему данных с использованием последних технологий. Ресурсы, предоставляющие видео по запросу, как например Netflix, обычно кодируют свой видео-контент заблаговременно, прежде чем сделать его доступным для пользователей. При этом такие ресурсы могут себе позволить как дополнительные вычислительные мощности, так и увеличение времени кодирования, что является необходимым для HEVC при трансляции видео 4K на более низких битрейтах.
Обратите внимание, что старые форматы и кодеки (AVC/H.264) по-прежнему способны обрабатывать видео с разрешением 4K, а разница заключается в том, что новые, типа HEVC, делают это более эффективно. При этом качество видео при увеличенной степени сжатия стало лучше, и это не сказалось на битрейте. HEVC, способный поддерживать разрешения до 8K (8192×4320) – это видео-формат будущего!
Video codec comparison [AV1, VP9, H264, H265]
При этом нет никаких расходов для конечных пользователей, связанных с HEVC/H.265, в то время как производители оборудования, поставщики платных программ и потоковых сервисов обязаны выплачивать роялти за использование HEVC технологии в своих продуктах и/или услугах. Наглядным примером могут стать современные телевизоры или мониторы 4К, в которые кодек H.265 встраивается при производстве, а пользователи фактически получают его бесплатно при покупке соответствующего устройства.
Бесплатные сервисы видео-трансляций (например, YouTube) традиционно были освобождены от выплаты отчислений – но это не коснулось HEVC. Такое исключение породило ряд интересных совместных разработок известных высокотехнологических компаний в сфере создания новых видео-форматов с открытым источником.
«Alliance for Open Media»
Недовольные правилами лицензирования и патентными отчислениями, связанными с HEVC, такие технологические гиганты, как Microsoft, Google, Mozilla, Cisco, Intel, Netflix и Amazon сформировали новый консорциум: Alliance for Open Media (АОМ). Это некоммерческая организация, нацеленная на разработку нового поколения видеокодеков, форматов кодирования видео и связанных с ними технологий. К 2016-2017 годам AOM планирует внедрить новую технологию, позволяющую более эффективно сжимать видеоданные, что в свою очередь существенно снизит нагрузку на интернет-соединение и заметно повысит возможности современных веб-сетей, передающих видео на персональные компьютеры, смартфоны, игровые консоли, потоковые приставки, телевизоры и т. п. Также при использовании нового формата не будет предусматриваться уплата роялти. Отсюда следует, что любая компания сможет создавать ПО, которое будет способно конвертировать, а также создавать файлы без необходимости в оплате лицензионных сборов.
Многие из членов группы уже внесли свой вклад в разработку нового поколения кодеков 4K; в Cisco создали Thor, Mozilla работает с Daala, а Google с VP9. Недавно к Альянсу присоединились AMD, ARM, Intel и Nvidia.
VP9 – самый популярный из кодеков 4K
Кодек VP9 имеет открытый исходный код и его использование не требует уплаты роялти. Популярностью он обязан использованию в веб-приложениях при постепенном переходе от технологии Flash к HTML5.
VP9 в настоящее время реализуется в следующих браузерах:
- Chromium и Google Chrome,
- Opera,
- Mozilla Firefox,
- Microsoft Edge.
Другим крупнейшим пользователем VP9 является популярная видео-платформа от Google, YouTube, которая предлагает VP9 для всех разрешений. Тем не менее, несмотря на популярность VP9 для интернет, у AOM есть большие планы на дальнейшую разработку кодеков 4K.
AV1 – будущее 4K кодеков для интернет
Сейчас члены AOM прилагают совместные усилия для разработки нового видео-формата свободного от уплаты роялти. Он носит название AOM Video (AV) и создается на основе VP9 и технологии на базе кодеков Thor (от Cisco) и Daala (от Mozilla). Первая версия AV1, вероятнее всего, будет выпущена к марту 2017 года.
Цель AV1 – повысить эффективность битрейта по сравнению с HEVC и VP 9 примерно на 50% при поддержке более высоких разрешений (т.е. 4K).
Учитывая, какие именно компании формируют AOM, можно предположить, что AV1 будет поддерживаться крупнейшими браузерами (Mozilla, Microsoft, Google), известными дистрибьютерами контента (Netflix, Amazon, YouTube) и многими производителями оборудования.
Что значат 4K кодеки для прямой трансляции?
Как мы уже упоминали выше, новые кодеки типа H.265 меньше подходят для прямых трансляций, так как процесс кодирования видеосигнала с использованием данных кодеков у стандартного компьютера занимает гораздо больше времени и требует значительной вычислительной мощности. До тех пор, пока новые технологии не станут менее затратными в плане использования компьютерных ресурсов, рекомендуем придерживаться кодеков H.264/AVC для потокового передачи данных в режиме реального времени. Кодеки с открытым исходным кодом, такие как VP9, в настоящее время не входят в программное/аппаратное обеспечение большинства устройств – но это может измениться в ближайшем будущем.
Тем не менее, не важно, какой тип 4K кодека или видео-формата вы предпочли бы, у вас в любом случае есть возможность трансляции или записи в 4K с помощью адаптивной потоковой технологии. Даже если вы кодируете сигнал в одном формате, например, в AVC, большинство потоковых сервисов, таких как YouTube, автоматически перекодируют ваш H.264-поток в VP9 (или AV1 в будущем).
Пользователи наших устройств для захвата, записи и трансляции сигнала могут быть уверены, что продукция Epiphan с поддержкой 4K гарантировано работает с разрешениями 4K, и теперь ваши трансляции будут еще более яркими и динамичными.
Последние статьи
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы узнавать о новых статьях:
- H.264/AVC или H.265/HEVC: Краткий гид по сжатию видео
- SRT или NDI для удалённого видеопроизводства
- Новинки Pearl: Новый MultiViewer и улучшения в CMS
- NDI и NDI|HX для сетевого производства видео
- Поддержка NDI для «комнат» в Zoom и производство видео в реальном времени
- Pearl Nano: улучшенное качество записи и трансляций
- Почему виртуальные мероприятия будут в выигрыше и после пандемии
- 5 причин, почему виртуальные мероприятия останутся с нами
- Дикий Запад удаленного видеопроизводства
- Выбор камеры для стримов в 2021 году
- Epiphan Cloud: простое управление несколькими устройствами
- Аудиооборудование для трансляций
- 7 непростых уроков о видеопроизводстве
- Видео 4K для онлайн трансляций
- Искусственный интеллект и транскрибирование в реальном времени
- HyFlex: новый формат в образовании
- Удалённый гость на стриме: что и как
- Где может пригодиться кадрирование?
- KVM2USB: 6 лет работы в космосе
- Как лучше выглядеть в Скайпе и Зуме: 5 простых советов
Источник: epiphan.ru
Что такое кодеки и почему Movavi не поддерживает H.265
Если вы уже достаточно близко познакомились с видеомонтажом, то наверняка не раз встречали загадочный термин “кодек” (codec). Рассказываем, что это за технология и зачем она нужна – а заодно отвечаем на один из наиболее частых вопросов наших пользователей.
Что такое кодек?
Кодек — это технология сжатия, состоящая из двух компонентов: кодировщика для сжатия файлов и декодера для их распаковки. Сам термин “кодек” – это комбинация слов “кодировать” и “декодировать” (co / dec). Говоря простым языком, кодек помогает упаковать большой объём данных так, чтобы они занимали совсем немного места, а потом при необходимости развернуть их обратно. О том, как всё это работает, мы уже довольно подробно писали в этой статье .
Зачем нужны кодеки?
Видео и аудио – это, как правило, довольно тяжёлые и неповоротливые файлы. Чтобы их было удобно хранить, скачивать, загружать и передавать (в том числе в формате прямых эфиров), их удобно уменьшать – или, другими словами, сжимать. Без такой возможности загрузка видео и аудио заняла бы в три-пять раз больше времени, чем сейчас.
Без кодеков у нас не было бы ни Netflix, ни видеозвонков.
Типы видеокодеков
Видеокодеки можно разделить на две группы:
- MPEG LA: AVC, HEVC, VVC
- Бесплатные и с открытым исходным кодом: VP8, VP9, AV1
Давайте подробнее рассмотрим самые распространенные и их менее популярные аналоги, о которых тоже важно знать.
H.264 / AVC
Самый популярный кодек, который чаще всего используют для декодирования данных – h.264, или AVC (Advanced Video Coding). Он обеспечивает хорошую скорость обработки и помогает сохранять высококачественные видеофайлы в относительно небольшом размере. Он поддерживается большинством систем и устройств: при работе с ним крайне редко возникают проблемы.
H.265 / HEVC
Можно сказать, что это “преемник” H.264. HEVC – это высокоэффективный видеокодек: степень сжатия у него почти вдвое выше, чем у h.264. Файл, закодированный в HEVC, будет как минимум на 50% меньше, чем файл, закодированный в AVC. Это чрезвычайно полезно для разрешений выше 2K, а также для стриминговых сервисов.
Обратной стороной HEVC является то, что его намного сложнее кодировать: для этого требуется в три раза больше ресурсов для подготовки видео к воспроизведению. Кроме того, он платный. Хотя HEVC постепенно становится всё популярнее, за последние пять лет он так и не смог составить существенную конкуренцию H.264.
H.264 против H.265: почему H.265 не популярен и почему мы не используем его в Movavi
Основная причина, по которой внедрение h.265 происходит так медленно, – сложности с его лицензированием.
В отличие от h.264, который имеет 1 патентный пул, h.265 имеет 3 патентных пула. Каждый из этих трех пулов имеет свой собственный порядок лицензирования патентов, и он различается для разных типов патентовладельцев и типов устройств (если вы уже запутались, то не удивляйтесь – вот поэтому с h.265 всё так сложно). Но это не единственная проблема. Эти три патентных пула включают не всех владельцев IP, а только треть! Это означает, что даже если компания получит одобрение на лицензию от всех трех пулов, это не избавит её от потенциальных проблем со стороны правообладателей патентов.
До сих пор не существует четкого порядка лицензирования, который бы позволил коммерческим компаниям спокойно использовать H.265. Именно поэтому кодек h.265 пока остаётся недооценённым. Некоторые основные браузеры (Chrome, Firefox) вообще не поддерживают его, а некоторые (Edge) обеспечивают только частичную поддержку. Из-за этого многие поставщики контента остановились на h.264: по крайней мере, он всегда будет работать.
Итак, теперь вы знаете, почему мы не используем его в Movavi:
- Это сделает наши программы более дорогими
- Мы рискуем проблемами с лицензированием
- Любые видео, которые вы сохраняете с помощью h.265, не будут воспроизводиться на некоторых устройствах или в браузерах.
H.266 / VVC
В этом году был выпущен преемник H.265. Разработчики этого стандарта обещают на 50% больше эффективности. Будем надеяться, что их политика лицензирования не будет такой сложной, как у HEVC.
VP9
VP9 был разработан Google как бесплатный кодек с открытым исходным кодом. Первоначально он использовался для YouTube: благодаря ему битрейт (скорость обработки видео) снизилась на 50% больше, чем с помощью предыдущего кодека VP8.
Он хорош для видео с высоким разрешением и стриминга, но его сложнее декодировать. Кроме того, он поддерживается не так широко, как h.264.
AV1
Это тоже бесплатный кодек с открытым исходным кодом. Он был разработан Alliance for Open Media, в состав которого вошли Amazon, Netflix, Google, Microsoft, Cisco и Mozilla. По словам его создателей, он на 30% эффективнее, чем HEVC – правда эту информацию ещё не проверяли независимые исследователи. С ним всё неплохо, но пока AV1 поддерживается далеко не всеми системами. Даже некоторые устройства Apple не признают этот кодек.
Как видите, существует множество кодеков, и все они меняются и развиваются. Пока h.264 и VP9 по-прежнему остаются самыми популярными – просто потому, что они широко поддерживаются и легко интегрируются. Но прогресс не стоит на месте, и с каждым годом на рынке появляются всё более эффективные решения для сжатия информации – а значит, кодеков будет становиться всё больше.
Источник: www.movavi.io
H.265 vs VP9: раскладываем по полочкам информацию о кодеках
Данные кодеки соревнуются за право стать форматом компрессии видео следующего поколения, вдвое превосходя по своей эффективности действующий отраслевой стандарт – H.264. Они будут иметь решающее значение для определения способов доставки 4K/Ultra HD контента на наши телевизоры, персональные компьютеры и планшеты ближайшие несколько лет. Помимо этого, они могут ускорить и облегчить загрузку и потоковую трансляцию HD-видео на медленных соединениях благодаря способности вдвое уменьшать размер файлов с 720p и 1080p видео.
К тому же кодеки H.265 и VP9 являются вполне совместимыми и с 8К-контентом, что делает их, по большому счёту, одной из основ будущего мира телевидения и видео в эпоху отмирания физических носителей. Вот почему они так важны.
Кодек H.265 изначально разрабатывался как HEVC (данную аббревиатуру следует расшифровывать как «High Efficiency Video Coding» – «Высокоэффективное кодирование видео») совместными усилиями двух известных альянсов — Video Coding Experts Group (VCEG) и Moving Picture Experts Group (MPEG). В апреле 2013 года HEVC был официально утверждён в качестве кодека, который должен прийти на смену H.264. Как и в случае с H.264, разработчики программного обеспечения и производители оборудования должны получать за определённую плату лицензии на использование кодека.
В то же время, кодек VP9 имеет открытый исходный код и его использование не требует уплаты роялти. Он был разработан компанией Google в качестве преемника кодека VP8 – относительно успешной альтернативы H.264. В процессе разработки кодек VP9 носил рабочее имя «NGOV» (Next Gen Open Video – Открытое видео нового поколения), и компания Google уже включила его поддержку в браузеры Chrome, а также в YouTube.
Совершенно не так, как вы, наверное, себе это представляете. В то время, как принцип формата 4К заключается в увеличении качества картинки за счёт уменьшения размера отдельных пикселей её формирующих, кодек H.265 по сути делает эти пиксели большими, дабы уменьшить битрейт (и, соответственно, размер файла). При воспроизведении же файла данный кодек проделывает с видео целую серию трюков, возвращая назад все необходимые детали.
В частности, H.264 может взять макроблок размером 16х16 пикселей и провести девять «направленных интрапредсказаний» или же обоснованных предположений, которые позволяют перестроить пиксели внутри каждого из блоков. Кодек H.265 может взять суперблок размером 64х64 и провести 35 «направленных интрапредсказаний», дабы перестроить пиксели в нём. Подобно кодеку H.264, кодек H.265 изменяет размер обрабатываемых блоков. К примеру, он может использовать намного меньшие блоки (до 4х4 пикселей), формирующие такие детализированные фрагменты изображения, как черты лица, и блоки большего размера для отображения неба или относительно однородного фона.
Кодек VP9 в целом делает то же самое. Он также может захватывать суперблоки размером 64х64, однако, в отличие от H.265, они не обязательно должны быть квадратными, а, стало быть, кодек для большей эффективности обработки берет блоки размером 64х32 или 4х8. С другой стороны, он имеет лишь 10 вариантов предсказания для их перестройки. Циники утверждают, что достоинство использования VP9 вместо H.265 состоит лишь в возможности избежать нарушения авторских прав.
Само собой разумеется, что для всех этих преобразований обеим стандартам требуются большая мощность процессора в сравнении с H.264 и VP8. Однако, учитывая тот факт, что мощности процессоров всё же значительно выросли с момента запуска данных кодеков в 2003 и 2008 годах соответственно, это не такая уж большая проблема.
Для начала скажем, что мы, в общем-то, сейчас сильно упрощаем теорию по данным форматам, однако несмотря на то, что в итоге они позволяют получать файлы примерно одинакового размера, первые отзывы экспертов говорят о том, что кодек H.265 обеспечивает более высокое качество видео, а VP9 больше подходит для потоковой трансляции видео.
Большее количество вариантов предсказания даёт кодеку H.265 преимущества визуально, но, в то же самое время, кодек VP9 устанавливает более строгие правила декодирования, что делает получаемые потоки более последовательными и надёжными. Эти различия дают возможность понять, на что же именно обращали внимание создатели кодеков в первую очередь. Впрочем, официально обе стороны утверждают, что предлагаемые ими стандарты не имеют недостатков.
Сравнение H.265 и VP9 подобно сравнению HDMI и DisplayPort в том смысле, что отсутствие необходимости уплачивать роялти за VP9 и DisplayPort должно давать им определённые преимущества, но богатые истории предшественников H.265 и HDMI указывают на то, что они должны иметь более широкую поддержку в отрасли. Ранее это сделало H.264 победителем в борьбе за лидерство с VP8.
На этот раз схватка ожесточённее. Компания Google использовала различные технологические выставки для того, чтобы продемонстрировать тот факт, что кодек VP9 уже получил поддержку компаний LG, Panasonic, Sony, Samsung, Toshiba, Philips, Sharp, ARM, Intel, Nvidia, Qualcomm, Realtek Semiconductor и Mozilla. Как мы упоминали выше, компания Google таже встроила поддержку кодека VP9 в свой браузер Chrome и в платформу YouTube.
Однако обратной стороной медали является то, что упомянутые компании также поддержали кодек H.265, и даже компания Google обеспечит его поддержку в браузере Chrome, а также не исключает поддержки на платформе YouTube.
Соответственно, большая часть компаний склоняется к тому, чтобы поддержать оба формата, а стало быть, в итоге мы получим ситуацию, сходную с аудиоплеерами: сложно найти плеер, который бы не поддерживал как MP3, так и AAC.
СЛЕДУЕТ ЛИ ПЕРЕЖИВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОДДЕРЖКИ ФОРМАТОВ?
На фоне упадка физических носителей и усиления 4K/Ultra HD ещё не было большего давления на новые стандарты компрессии видео для доставки контента. К счастью, оба формата хороши, пусть и немного по-своему и, в отличие от форматных войн прошлого, очень похоже на то, что в итоге они оба займут своё место под солнцем, поскольку в отрасли, скорее всего, не готовы ни к тому, чтобы всецело зависеть от уплаты лицензионного сбора, ни к тому, чтобы броситься в объятия к Google. А это значит, что, скорее всего, в большинстве устройств, которые появятся на рынке, будет присутствовать поддержка обеих форматов. Великолепная новость для всех нас!
Любопытно, что на горизонте уже слышен топот копыт, предвещающий появление третьего формата. Альянс Xiph.Org Foundation ведёт разработку собственного кодека, получившего название Daala или NetVC. И, несмотря на то, что на сегодняшний день он ещё достаточно сырой и требует доработки, в Xiph уверяют, что по своей производительности их детище будет «на голову выше» как H.265, так и VP9. Ничто не вечно под Луной – это выражение особенно справедливо, когда речь идёт о мире технологий!
Теги: Кодирование, Технологии
Поделиться записью
- Поделиться Facebook
- Поделиться Twitter
- Share on WhatsApp
- Поделиться Vk
Источник: adview.ru
VP9 больше полезен как концепция, чем как технология
В кодеке H.265 нет ничего магического, новаторского или удивительного, и поэтому мы не должны утверждать, что это будет наш следующий видеокодек.
H.264 был обиходе видеоконференцсвязи достаточно долго. Он стандартизован в 2003 году и сегодня уже является устаревшей технологией. В свою очередь, H.265 не достаточно новаторский, он продолжает обычную траекторию развития этого семейства кодеков – одни и те же концепции, просто больше возможностей и больше вычислительной мощности, благодаря чему достигается меньший битрейт для заданного качества изображения.
Мы не одни так считаем. Например, Дэйв Михельс написал большой пост в No Jitter , предполагая, что H.265 не получит широкого распространения. В чем причина? Google и VPX-кодеки.
Все меняется вокруг нас: социальные сети, мобильная связь, облака и данные. Также пришло время для кардинальных изменений в кодировании видео. Глядя на видеокодек в качестве технологии, необходимо менять мышление и думать, как можно изменить саму парадигму того, что может быть сделано с видеокодеком.
SVC (Scalable Video Coding) является шагом в правильном направлении. Но этого не достаточно, так как этот подход по-прежнему лежит в области технических возможностей и преимуществ. Дополнительно нужно рассматривать некоторые другие кодеки, такие как VP9 и даже ORBX .
VP9
VP9 является следующим шагом от Google после VP8. Он рассматривается как альтернатива H.265 с точки зрения технической спецификации, что делает их взаимозаменяемыми (так же, как H.264 и VP8).
Какая разница между VP9 и H.265? Бесплатность!
H.265 наследует традиции предшественников – большое количество патентов с соответствующими лицензионными отчислениями.
Нет ничего плохого в роялти. Однако они препятствуют инновациям и создают большой барьер для входа в комитет по разработке. Это хорошо для участников данной команды, но плохо для клиентов.
Даже если вы хотите заплатить за кодек – это будет довольно сложной и утомительной задачей. Настоящей головной болью. И в мире Freemium, в котором мы живем сегодня, она становится непомерно высокой.
В Инженерном совете Интернета (Internet Engineering Task Force, IETF) считают, что кодек должен быть бесплатным.
ORBX
ORBX имеет еще более далеко идущие последствия. Этот видеокодек написан в . JavaScript. Звучит странно, но почему бы и нет?
К основным преимуществам можно отнести динамичность, благодаря чему служба может решить, как видеокодек ведет себя и работает — без необходимости дополнительных загрузок или обновления программного обеспечения.
Это также открывает дверь для большего количества разработчиков и для творчества.
P.S.
Кодек будущего должен отвечать совсем другим требованиям. Он не должен быть продолжением текущей траектории «рост производительности для улучшения качества». Он должен решить проблему с другой точки зрения. И именно поэтому VP9 важнее как понятие. То, что он выступает за иную идеологию.
Уже не столь важны его точные спецификации и способен или не способен этот кодек сжимать на чипе ARM.
См. также:
- Проблема несовместимости оборудования для видеоконференций может погубить весь рынок
- Открытые стандарты – это не открытый исходный код
- Стандарты видеоконференцсвязи: соответствие не означает совместимость!?
Источник: www.aethra.ru