О чем речь? Возрастные особенности обучения напрямую влияют на скорость восприятия материала. Да и уровень интереса, мотивации разительно отличается у ребенка и осознанного взрослого. Однако парадокс заключается в том, что чем мы старше, тем менее восприимчива наша память.
В чем особенность? Нужно понимать, что несмотря на фундаментальную важность возраста, есть еще ряд иных факторов влияния на скорость обучаемости. Существуют также индивидуальные особенности личности, которые обуславливают успех и неудачи в рамках работы с информацией при освоении того или иного предмета.
- Понятие «возраст» и возрастные периодизации
- Учет возрастных особенностей в обучении
- Возрастные особенности обучения детей
- Возрастные особенности обучения взрослых
- Как повысить эффективность обучения людей разного возраста
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains
Понятие «возраст» и возрастные периодизации
Процесс обучения во многом зависит от индивидуальных особенностей учащихся: памяти, внимательности, темперамента, скорости усвоения нового материала и т.п. Важно учитывать и характерные черты различных возрастных периодов. В возрастной психологии есть несколько определений понятия «возраста» и подходов к его анализу.
Возрастные особенности детей. Часть 2/4. От 3 до 7 лет
В наиболее общей классификации выделяют:
- Абсолютный (календарный, хронологический) возраст — время от момента возникновения объекта до момента измерения его возраста. Определяется он в количестве лет, месяцев, дней или других единиц времени.
- Условный возраст — период в условной системе отсчета, который определяется относительно других периодов, выделенных по качественным и количественным признакам. Иначе его называют «возрастом развития».
Для вас подарок! В свободном доступе до 09.07 —>
Скачайте ТОП-10 нейросетей, которые помогут облегчить
вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Среди разновидностей условного возраста:
- Психологический возраст — период, который зависит от уровня психического развития и устанавливается путем диагностики и сравнения с нормой.
- Биологический возраст — период, который определяется уровнем развития организма человека, состоянием всех его органов и систем: нервной, кровеносной, пищеварительной, опорно-двигательной, дыхательной, половой, иммунной и других. Функции организма сравнивают с нормой, определенной на основе статистических данных для популяции хронологического вида.
- Социальный возраст — период, который определяется уровнем социального развития человека и устанавливается путем сравнения его с условной нормой.
Исследователями в области возрастной психологии предпринимались попытки выстроить возрастную периодизацию психического развития ребенка. Все существующие подходы можно объединить в три группы.
Хронологические (последовательные) периодизации
Основаны на аналогии с этапами различных процессов развития человечества (онтогенеза). Например, концепция развития ребенка, разработанная С. Холлом, согласно которой до 20 лет человек проходит пять стадий развития: дикость, охота и рыболовство, пастушество, земледелие, промышленность и развитие.
Возрастные особенности детей. Часть 1/4. От 0 до 3 лет
Периодизации, которые опираются на развитие какой-либо системы (признака) в организме человека
В основе таких периодизаций лежат как физиологические, так и психосоциальные признаки. Например, П.П. Блонский выделял этапы возрастного развития ребенка с учетом появления и смены зубов. Его концепция включает периоды беззубого детства (до 8 мес.), детства молочных зубов (до 6,5 лет) и постоянных зубов (от 6,5-7 лет и старше). В отличие от него, З. Фрейд за основу для своей теории взял психосоциальное развитие (концепцию бессознательного поведения человека).
Периодизации, основанные на взаимодействии человека с окружением — социальном поведении
На социальных потребностях, которые характерны для разных возрастов человека, основана эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Согласно ей, развитие личности проходит восемь психосоциальных стадий с ведущим типом кризиса на каждой из них. В результате происходит формирование определенных качеств личности:
- Младенчество (до 1 года) — период формирования базового доверия к миру, к окружающим людям, которое основано на доверительных отношениях с матерью.
- Раннее детство (до 3 лет) — период формирования самостоятельности и начальных понятий о разрешенном/запрещенном, хорошем/плохом, опасном/безопасном.
- Дошкольный возраст (до 5-6 лет)— период знакомства с социальными ролями при помощи игр, формирования понятия ответственности и навыков самоконтроля.
- Школьный возраст (с 6 до 11-12 лет) — период, когда ребенок получает основные знания, формирует умения и навыки. При правильном подходе дети учатся проявлять инициативу, получать удовольствие от творчества и созидательного труда.
- Отрочество и юношество (с 12 до 20 лет) — период, когда у ребенка появляется потребность в самоидентификации: он воспринимает себя как часть некой социальной общности (этнической, расовой, религиозной и др.). Проявляется интерес к выбору будущей профессии, осознание себя как взрослого человека.
- Молодость (с 20 до 30 лет) — период построения доверительных, глубоко интимных партнерских отношений, которые подразумевают умение находить компромиссы, заботиться друг о друге, уважать друг друга и разделять ответственность.
- Зрелость (с 30 до 40 лет) — период формирования более глубоких связей с окружающим миром, ответственности за будущие поколения, профессиональной и творческой реализации. Обратной стороной прохождения кризиса может стать безответственность и инертность.
Кризис, характерный для каждого возрастного периода, может проявить положительные и отрицательные личностные качества на основе индивидуального опыта и потребностей человека.
В возрастной психологии существуют и другие возрастные периодизации, которые опираются на разные аспекты формирования личности. Одной из главных задач на сегодняшний день является выработка единого общепринятого подхода к выделению возрастных этапов.
Учет возрастных особенностей в обучении
Мотивация детей к обучению, формированию новых навыков отличается от мотивации взрослых. Для школьников приоритетом являются внешние факторы: оценки, авторитет среди одноклассников, личность учителя, поощрения покупкой школьных принадлежностей, предметов для хобби. С возрастом обучение становится более осознанным, взрослые понимают, что важно не только получить теоретические знания, но и применить их на практике, состояться профессионально.
Узнай, какие ИТ — профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Получить подборку бесплатно
Уже скачали 21568
Для более полного понимания возрастных особенностей обучения важно учитывать специфику каждого возрастного периода:
Возраст 7-14 лет
К 7 годам, когда ребенок начинает посещать школу, у него формируется осознанное отношение к обязанностям ученика (внутренняя позиция школьника). Учебная деятельность становится основой развития.
Однако отношение к учебному процессу у детей может быть разным. Они не сразу привыкают к учебной нагрузке, большому количеству уроков, которые не всегда соответствуют их интересам. Одной из возрастных особенностей обучения и воспитания школьников 7-14 лет является то, что у них еще нет понимания далекой перспективы обучения: поступления в вуз, построения успешной карьеры. Они имеют представление об этом только со слов родителей.
Важнейшее значение приобретает форма подачи учебного материала: интерактивные занятия, игры, квесты. Дети лучше всего воспринимают то, что популярно среди их сверстников. Они быстрее осваивают новые направления и технологии: работу с социальными сетями, компьютерными программами.
Помимо общей учебной нагрузки, у детей появляются хобби, которые важно поощрять. Ребенка можно записать на курсы по популярным направлениям (видеосъемке, созданию компьютерных игр, иностранным языкам) — многие из них теперь доступны в онлайн-формате.
Учебная программа помогает лишь заложить базу для развития познавательных способностей ребенка. Дополнительные занятия позволят расширить его кругозор, выбрать наиболее интересные современные дисциплины и направления.
Возраст 14-18 лет
В подростковом возрасте приоритетом становится не учебная деятельность, а отношения со сверстниками. Ребенку хочется завоевать авторитет среди одноклассников, своей компании. Задача взрослых — помочь ему в этом.
Кроме того, необходимо поощрять интерес к учебе, разговаривать о выборе будущей профессии, рассказывать о различных аспектах профессиональной деятельности. Популярные среди современных школьников сферы — IT, дизайн, маркетинг и предпринимательство.
Вне зависимости от выбранного направления, интересов, важно поддерживать с ребенком конструктивный диалог, находить доступные объяснения сложным понятиям, приводить примеры из жизни, разговаривать с ребенком на одном языке. Тогда обучение будет в удовольствие.
Возраст 18-40 лет
Возрастные периоды 18-20 и 35-40 лет объединены на основе схожести в социальных и профессиональных потребностях человека. Для обоих периодов важное значение приобретает практическое применение полученных ранее навыков, а также достойная оплата за выполненную работу.
Переосмысление профессионального опыта нередко приводит к тому, что человек задумывается о повышении квалификации, дополнительном образовании, смене профессии. При наличии семьи, детей людям часто приходится совмещать работу, учебу и выполнение семейных обязанностей.
Многие курсы разработаны с расчетом на гибкий график, при котором материалы можно изучать в любое удобное время в онлайн-формате (в записи, в форме вебинаров). Чаще всего взрослые отдают предпочтение курсам с гарантированным трудоустройством и максимально быстрым профессиональным стартом, когда начать зарабатывать можно уже после нескольких месяцев обучения.
Возраст 40-55 лет
Примерно в 40 лет человек сталкивается с одним из самых сложных кризисов — кризисом среднего возраста. Наступает время переосмысления жизненных ценностей, профессиональных достижений, общественного положения. В случае острого недовольства каким-то из упомянутых аспектов некоторым хочется кардинальных перемен в различных сферах жизни.
Люди в возрасте 40-55 лет люди часто меняют работу, уходят в новые отношения, пересматривают устоявшиеся привычки.
Только до 10.07
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне
В этот период человек, основываясь на предыдущем опыте, понимает свои сильные и слабые стороны, знает, какой он хотел бы видеть свою дальнейшую жизнь.
Такое глубокое переосмысление себя дает возможность выбрать максимально интересное и подходящее по формату обучение и реализоваться в выбранном направлении.
Возраст старше 55 лет
Пенсионный возраст — вовсе не повод ставить жизнь на паузу и сужать круг интересов. У многих людей с активной жизненной позицией появляется гораздо больше времени для учебы, творчества, путешествий. Сохранять активность и позитивный взгляд на мир очень важно для психического и физического здоровья.
Обучение в возрасте старше 55 лет приобретает все большую популярность. Во многих курсах учитывают возрастные особенности, принципы обучения адаптируют для людей старшего возраста: включают дополнительную поддержку кураторов, различные форматы подачи материала и подготовки домашних заданий. Освоение новых знаний помогает поддерживать мозговую активность, быть в курсе последних тенденций и трендов, лучше понимать подрастающее поколение.
Возрастные особенности обучения детей
- Любой предмет воспринимается детьми во взаимосвязи с отношением к педагогу. Личность учителя, его авторитет, его любовь к предмету часто мотивируют гораздо больше, чем оценки и поощрение родителей. Особенно, если учитель поддерживает в сложные моменты, помогает детям проявлять свои творческие способности.
- Методы обучения и возрастные особенности тесно взаимосвязаны. Лучшая форма обучения детей — игра. В игровых сценариях можно использовать вымышленных персонажей, различные предметы и материалы.
- Обучение важно максимально приблизить к реальным жизненным обстоятельствам. Например, некоторые упражнения для изучения лексики и грамматики иностранного языка можно заменить материалами из СМИ (видео, аудио, печатными).
- При обучении желательно менять виды деятельности, так как дети быстро устают от однообразных упражнений и заучивания материалов из учебников.
Возрастные особенности обучения взрослых
- При обучении взрослых необходимо ставить перед ними реальные, понятные, достижимые цели. Важно, чтобы они осознанно выбирали направление деятельности и рассчитывали свои силы.
- Приоритетом является практическая составляющая и трудоустройство. Преподавателям важно сразу сосредотачивать внимание на том, как можно применить теоретические знания.
- Желательно делать курс максимально сжатым по времени, без лишней информации. Взрослых она будет только раздражать.
- В обучении стоит использовать больше инфографики, иллюстраций, видеоматериалов, так как мозг быстрее анализирует и усваивает такой тип информации.
Как повысить эффективность обучения людей разного возраста
Для успешного обучения детей и взрослых важно не только учитывать в процессе обучения возрастные особенности, но и соблюдать несколько базовых правил, которые помогут быстрее усвоить и закрепить знания:
- Обеспечить тихую спокойную обстановку
Исследования многих российских и зарубежных ученых показали, что слишком высокий уровень шума — выше 80-85 дБ — значительно снижает качество усвоения информации. Особенно сильное влияние шум оказывает в сочетании с другими отвлекающими факторами. Поэтому для обучения важно найти оптимальные условия.
- Использовать разные форматы подачи материала
Комбинированная подача материала значительно увеличивает процент усвоения информации. Поэтому иллюстративный материал важно сопровождать пояснениями, чтобы задействовать слуховое восприятие, а в формат лекций — включать аудио- и видеоматериалы.
Популярные статьи
- Позаботиться о максимальной концентрации внимания
И у взрослых, и у детей необходимо выработать привычку учиться и сосредотачивать внимание на главной информации. Для этого стоит озвучивать цели занятия, напоминать о них, выделять наиболее важные факты и цифры, избегать побочных тем.
Современные обучающие курсы и технологии обучения позволяют сделать процесс получения новых знаний индивидуальным, комфортным и доступным для людей разного возраста — от дошкольников до пенсионеров.
При выборе того или иного курса стоит определить для себя цели обучения (сменить профессию, найти подработку, углубить знания в определенной сфере), наиболее интересные направления, рассчитать свои финансовые возможности, время, которое вы готовы уделять занятиям. Если речь идет о детях, то важно учесть их предпочтения и уровень подготовки. Ведь результат во многом зависит от ответственного осознанного подхода к обучению.
Источник: gb.ru
Соответствие содержания учебника возрастным и психологическим особенностям учащихся
В содержании учебника учтены:
· Уровень личностного развития учащихся данной возрастной группы.
Данное требование реализуется в 3 классе, прежде всего, через обращение к имеющимся знаниям учащихся о культуре своего и других народов, например, с. 18—23, 28—29, 38—39 и др., о профессиях (с. 19, 39, 50, 64, 68 и др.). Умение сотрудничать в общей работе развивается закладываться при выполнении проектных заданий, которые являются доминирующими в курсе 3 класса.
Самооценка и поддержание уверенности в себе развивается в процессе выполнения групповых проектных заданий. Сохранение мотивации к предмету технологии обеспечивается системным построением заданий, балансом их сложности и доступности. Выполнение групповых проектных работ позволяет осуществлять взаимопомощь, учит радоваться успехам учащихся, как своей группы, так и других.
· Ведущая деятельность, характерная для учащихся данной возрастной группы.
Содержание учебника и его методический аппарат набавлен на поддержание активной познавательной деятельности учащихся. Она реализуется в процессе опытных исследований, обсуждений, в самостоятельном поиске ответов на выявленные проблемы с опорой на рисунки, вопросы учителя и включенные в приложение памятки по дизайн-анализу изделий, оценке выполненной работы и др. Реализацию потребности исследовать, искать причинно-следственные связи обеспечивает яркий, чёткий иллюстративный ряд учебника, позволяющий проводить учебные наблюдения, сравнения, изучение конструктивных особенностей изображенных изделий, подбирать подходящие материалы. В учебнике предусмотрено достаточное количество заданий на проведение пробных тренировочных упражнений, как способ самостоятельного открытия нового знания и умения (например, с. 25, 26, 33, 34 и т.д.), проблемные вопросы в рубрике «Советы мастера». Минимальное количество текстов для чтения, максимальное число проблемных вопросов позволяет организовывать беседы и диалоги между учителем и учащимися, между самим учащимися, поддерживающие и стимулирующие природную познавательную активность учеников.
· Жизненный опыт обучающихся данной возрастной группы, в том числе опыт жителей городской и сельской местности.
По логике самого учебного предмета технологии естественным образом строится на жизненном опыте детей. В частности, изучение каждой темы, особенно познавательной её части, отталкивается от жизненного опыта учеников, предложений в первую очередь вспомнить и обсудить то, что ученики уже знают по теме урока. На страницах учебника имеются обращения с просьбой рассказать об аналогичных по теме традициях родного края, например, с. 21, 23, 29, 39 и др. Изделия подобраны таким образом, чтобы их могли без материальных проблем изготовить ученики, проживающие в любой местности страны. Кроме этого, в методическом пособии учителю указано о возможности замены изделий при соблюдении определённых дидактических условий.
· Гендерный подход.
Третьеклассники, как мальчики, так и девочки, в силу своих психофизиологических особенностей любознательны во всех видах деятельности. Поэтому в учебнике представлены самые разнообразные практические задания и познавательные материалы декоративно-прикладного и технического характера, позволяющие выполнять их всеми учащимися, а также выявлять учителю интересы и наклонности детей.
4. Содержание учебника реализует принцип научности, учитывающий возрастные и психологические особенности учащихся начальной школы, а именно:
· Предоставляет возможность «расширения» информационного поля учащегося (наличие ссылок на внешние ресурсы: пособия, рабочие тетради, книги, журналы, интернет-ресурсы и пр.).
Первый раздел учебника «Информационная мастерская» обучает учеников самостоятельно (без помощи учителя) работать с внутренними познавательными ресурсами компьютера и с ОЭР на внешних носителях. Раздел учебника «Справочник мастера», включающий памятки по выполнению отдельных этапов работы, рисунки-подсказки, текстовый словарик технико-технологических терминов, изучаемых и обсуждаемых в 3 классе, позволяют расширить возможности самостоятельного поиска информации и её использования, а также кругозор, стимулируют интерес к учебному предмету. Учебник дополнен рабочей тетрадью. Её материал позволяет организовать дополнительные занятия, изготавливать изделия дома детям вместе с родителями.
· Способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета (рубрики, задания повышенной трудности, дифференциация, задания для проектной деятельности, творческие задания, практические работы и пр.)
Данное требование реализуется в первую очередь наличием в каждой теме познавательной части под рубрикой «Обсудим вместе». Предлагаемые вопросы позволяют выстроить беседу таким образом, чтобы информация была представлена широко во всех аспектах — познавательно, профориентационно, личностно. В большинстве тем в практической части представлено по несколько образцов изделий.
В некоторых случаях они заметно различаются по сложности изготовления. Это позволяет дифференцировать задания или сделать учащимся самостоятельный выбор. Кроме того, в учебнике увеличено число технических заданий, стимулирующих и инициирующих познавательную деятельность и техническое творчество, способствует развитию технических интересов и конструкторско-технологического мышления учеников, имеющих соответственные природные способности и интересы.
· Содержит сведения о передовых достижениях современной науки, техники и технологий в соответствующей предметной области, например с.10—15, 39, 54—55, 86—87.
· Знакомит с определёнными теориями, идеями, понятиями, фактами, относящиеся к данной области знаний с учетом ступени обучения и в соответствии с фундаментальным ядром общего образования.
Одна из задач курса — дать ученикам первоначальныеосновы технологического образования. В связи с этим изучение содержания курса строится на основе открытия и освоения учениками универсальных технико-технологических понятий и способов обработки материалов, доступных детям.
В связи с этим, в 3 классе дается познавательная информация о компьютере, его составных частях, соответствующая терминология, вводится понятие «творчество» (с. 8), «проект» как творческая работа (с.
6—9), расширяются представления о технологии ручной обработки материалов (открываются как частные способы обработки материалов на основе известных, так и новые — о развёртке — с. 69), технические знания и умения — о подвижных механизмах — с. 108—117 и др. Школьники совершенствуют умение читать сложные чертежи развёрток и выполнять на их основе разметку деталей (с. 68—79), изготавливать изделия на основе доступных художественных техник (с. 90—101).
Источник: megalektsii.ru
Новости
Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста (6 – 11 лет)
Младший школьный возраст: в помощь педагогам
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни в среднем занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). Этот период связан с увеличением физических и умственных нагрузок, расширением социальных границ ребенка и адаптацией в обществе. Ребёнок по-другому оценивает себя и свои способности, переживает очередной кризис и учится быть самостоятельным и ответственным человеком. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.
Физиологические особенности развития в младшем школьном возрасте.
Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой.
Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам). Нервная система младших школьников неустойчива.
Возбуждение и торможение нервной системы связано с ее малой подвижностью. Баланс между нервным возбуждением и торможением не сложился. Отсюда быстрая утомляемость, невозможность долго выполнять монотонную работу, младшие школьники быстро отвлекаются, не умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Также отмечается торопливость в действиях, неточность, неаккуратность.
Развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа).
Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. В этот период идёт активная смена молочных зубов, выпадает около двадцати молочных зубов, в том числе и коренные.
Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие асимметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия.
Это требует особого внимания к организации нормальной позы детей и использование физических нагрузок. Существенные изменения отмечаются во всех органах и тканях тела, продолжается формирование позвоночника. Особенно важно внимание к формированию осанки, поскольку впервые ребенок вынужден носить тяжелый портфель со школьными принадлежностями. Моторика руки ребенка несовершенна, так как не сформировалась костная система фаланг пальцев. Роль взрослых состоит в том, чтобы обращать внимание на эти немаловажные аспекты развития и помогать ребенку самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».
Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к бегу, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. С возраста 5-7 лет до 10-11 лет быстро увеличивается длина конечностей, превышая скорость роста тела. Прирост массы тела отстает от скорости увеличения длины тела.
Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках этой деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.
Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление.
Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.
Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них — слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание.
Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными.
Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних — леность мысли, у других — отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих — повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.
Память и запоминание. Младшие школьники запоминают первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью.
Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тесты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становиться сложнее и больше по объему. Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя.
Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал.
У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя. Наиболее трудный случай — медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.
Общение. Обычно потребности младших школьников в общении, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении.
В первом классе взаимодействия с одноклассниками через учителя (я и моя учительница). 3-4 класс — этап формирования детского коллектива (мы и наша учительница). Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным качествам. Складывается детский коллектив.
Чем более референтен класс, тем больше ребёнок зависит от того, как его оценивают сверстники. В третьем — четвёртом классе резкий поворот от интересов взрослого, к интересам сверстников (секреты, штабы, шифры и т. д.).
Эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний.
Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.
Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания дети говорят неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания.
Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Предложи свою тему
Принимай участие в жизни и работе Российского движения школьников
Источник: rdsh.education