«Патриотическое воспитание школьников в урочной и во внеурочной деятельности».
Описание воспитательной практики
Основные направления патриотического воспитания:
1. «Связь поколений»
2. «Растим патриота и гражданина России»
3. «Мой край родной»
Основные формы работы
1.Патриотическое воспитание в системе уроков. Урочная деятельность.
2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
3.Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
4.Участие в мероприятиях различного уровня
1. Личностно-ориентированный подход
2. Проектная и исследовательская деятельность
3. Деятельностный подход
4. Метод дифференцированного обучения
5. Информационно-компьютерные технологии
Целевая аудитория воспитательной практики
Учащиеся 1-11 классов. Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия учащихся, педагогов, родителей, социального работника по формированию патриотизма и гражданственности.
Видеоконференция «Практики сопровождения молодых педагогов», пленарная часть
2. Анализ воспитательной практики
Сильные стороны
1.Готовность сотрудничать с волонтерами.
2.Разработанный метод воспитания детей.
3.Наличие всех условий для развития учебно – воспитательного процесса по данному направлению.
4.Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем.
5.Возможность воспитания и вовлечение в процесс не только талантливых, одаренных, обучаемых детей.
6.Развитие личностных качеств учащихся.
8.Индивидуальная ответственность за свои действия.
Слабые стороны
1.Низкая инициативность, активность, самостоятельность участников. 2.Планировние работы на продолжительный период (год, четверть) не позволяет предусмотреть возникающие проблемы.
Возможности
1.Наличие возможности доступа к изучению передового опыта профессионального воспитания. 2.Привлечение родителей в воспитательный процесс. 3.Приобреение навыков информационно- — поисковой деятельности. 4.Право на оптимизацию личной деятельности.
Угрозы (риски)
1.Нестабильность внешней среды. 2.Право на ошибку.
3. Актуальность внедрения воспитательной практики
Актуальность формирования чувства патриотизма в школьном возрасте нашла свое отражение и содержании ФГОС. В нем указывается, что портрет выпускника школы включает в себя следующие личностные характеристики:
-любовь к своему народу, краю и Родине;
-уважение и принятие ценности семьи и общества;
-любознательность, активность, заинтересованность в познании мира и т.д.
4. Цель и задачи воспитательной практики.
Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию юных россиян в процессе формирования активной жизненнойпозицииичувстваответственности засвойличныйвыборизабудущее России.
“Научить жить здесь и теперь”,
“Формирование способности жить в условиях постоянных перемен”.
Проектирование рабочих программ воспитания разработка и реализация
– развитие чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
– воспитание гражданственности и патриотизм;
– формирование социально активной личности;
5.Механизм внедрения практики (описание деятельности по реализации практики, в том числе взаимодействие с социальными партнерами).
1. Личностно-ориентированный подход
2. Проектная и исследовательская деятельность
3. Деятельностный подход
4. Метод дифференцированного обучения
5. Информационно-компьютерные технологии.
Основные формы (методы) работы
1.Патриотическое воспитание в системе уроков. Урочная деятельность.
2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
3.Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
4.Участие в мероприятиях различного уровня.
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики
Основные ресурсы: кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.
Для проведения необходимы кадровые ресурсы: на каждом этапе работы обучающихся сопровождают организаторы (педагоги, родители или старшеклассники-волонтёры).
К методическим ресурсам относятся основные положения разработки воспитательного мероприятия: обоснование выбора, цель, задачи, технология, приёмы, форма проведения.
Материально-техническая база предполагает наличие помещений (кабинетов, рекреаций) с компьютерной техникой и доступом в Интернет, а в случае дистанционной работы – наличие выхода в Интернет с домашних устройств детей и родителей.
6.Ключевые мероприятия практики (таблица, включающая разделы: тема мероприятия, формат проведения и краткое пояснение деятельности).
Период реализации воспитательной практики
Наименование этапа
Длительность
Временные рамки проекта
Патриотическое воспитание в системе уроков. Урочная деятельность
Весь период обучения
Сентябрь — май
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности
Весь период обучения
Сентябрь — май
Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями
Весь период обучения
Сентябрь — май
Участие в мероприятиях различного уровня
Весь период обучения
Сентябрь — май
Ключевые мероприятия практики
Тема мероприятия
Формат проведения
Краткое пояснение деятельности
Источник: www.art-talant.org
Практическая подготовка с 2020 года
В прошлом году вступил в силу приказ, который вносит изменения в Закон об образовании в отношении практической подготовки. Практика теперь обязательна для всех, в том числе для учебных центров. Это значит, что мы теперь не сможем обучать дистанционно и пользоваться готовыми курсами Учи.Про?
«Специалистов избыток, а не хватает » — так можно кратко охарактеризовать ситуацию на рынке труда.
Причина в том, что образовательная система до сих пор развивается в стороне от производства и бизнеса. В итоге выпускники получают знания, которые им не понадобятся, а работодатели безуспешно ждут готовых высококвалифицированных специалистов.
Два года назад в Госдуме начала работу группа по трудовому воспитанию обучающихся. Ее цель — решить вопрос нехватки профессионалов на кадровом рынке.
Результатом деятельности группы стал законопроект, который вводит в систему образования понятие «практической подготовки».
Нормативная база практической подготовки
На данный момент принято три документа, которые регламентируют понятие практической подготовки и порядок её организации:
- Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ N 885, Минпросвещения РФ N 390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся».
Также есть разъяснения Минобрнауки по принятым НПА — Письмо Минобрнауки России от 30.10.2020 N МН-5/20730 «О направлении вопросов-ответов».
Отличие практической подготовки от практики
До июля 2020 года в Законе об образовании присутствовало понятие «практика»:
Практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью» (ст. 2, пункт 24 273-ФЗ).
В новой редакции практику заменили на практическую подготовку:
«Практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы» (ст. 2, пункт 24 273-ФЗ).
Практическая подготовка как форма организации образовательной деятельности включает в себя практику как вид учебной деятельности. Это становится понятно, если мы обратимся к пунктам 6, 7 и 9 Приказа 885/390 «О практической подготовке обучающихся»:
6. Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
7. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
9.Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Таким образом, к практической подготовке относится непосредственно практика, а также практические занятия, практикумы, лабораторные занятия и даже занятия лекционного типа, если их цель — сформировать, развить, закрепить практические навыки и компетенции, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
Программы, по которым образовательная деятельность обязана организоваться в форме практической подготовки
В соответствии со ст. 13 частью 6 Закона об образовании, практическая подготовка обязательна для основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) или их отдельных компонентов.
К ОПОП относятся (ст. 12, часть 3, пункт 2 Закона об образовании):
- образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
- образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
Для остальных программ практическая подготовка факультативна.
Практическая подготовка в программах ДПО и ПО
PRO наставничество — «Траектория сотрудничества»: от теории к практике
Дерова Ирина Владимировна, преподаватель
КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж», г. Енисейск, Красноярский край
В 2021 году коллектив краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Енисейский педагогический колледж» принял участие в конкурсе образовательных организаций Красноярского края по внедрению целевой модели наставничества. По результатам конкурсного отбора колледж получил статус региональной пилотной площадки по апробации (пилотированию) программы наставничества в номинации «Адаптация в новом коллективе» (форма взаимодействия педагог-студент). Наставничество в колледже представляет собой целенаправленную деятельность администрации, опытных педагогических работников по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество.
Для реализации региональной целевой модели наставничества в колледже была создана рабочая группа, одной из задач которой стала подготовка программы «Траектория сотрудничества» в рамках направления деятельности «Наставничество обучающихся в профессиональных образовательных организациях». В ходе работы был обозначен круг проблем, связанных с адаптацией к новым образовательным условиям, которые возникают у студента при поступлении в колледж. Большая часть студентов испытывает сложности в саморазвитии, общении со сверстниками в условиях изменяющейся действительности.
Адаптация студентов является актуальной и важной задачей для образовательного учреждения, так как от успешности процесса адаптации студентов зависят многие факторы: качественное освоение профессиональной образовательной программы, эффективность социального становления, профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста [2,с.113].
Обучение в колледже является практико-ориентированным. Первокурсники уже на первоначальном этапе обучения начинают свою профессиональную социализацию и активное вхождение в новую деятельность. Особыми факторами понимания роли наставничества выступали внешние вызовы: реализация национальных проектов, процесс цифровизации образования, запросы современного общества на квалификации и профессии, технологизация общества, приводящая к снижению межличностных контактов, необходимых для коллективных форм взаимодействия в процессе профессионального роста специалиста.
Программа «Траектория сотрудничества», разработанная и реализованная в колледже, была направлена на адаптацию студентов-первокурсников специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в новом коллективе. Целью программы «Траектория сотрудничества» являлось вовлечение наставляемых в период апробации в разные виды деятельности для развития и формирования коммуникативных умений на основе социальных практик взаимодействия.
Аналитические данные, полученные в ходе первичного анкетирования студентов-первокурсников, подтвердили наличие проблем, затрудняющих адаптацию студентов.
Причинами возникновения проблем, по мнению участников педагогического консилиума и результатам первичного анкетирования, являются:
— недостаточность практического опыта взаимодействия (студент не умеет отвечать на вопросы в ходе встречи, не умеет самостоятельно договориться о правилах и вопросах группового обсуждения в соответствии с задачей);
— отсутствие условий для проявления личностной активности в ученическом коллективе (студент не умеет вести диалог);
— личностные особенности (скромность, закрытость);
— низкий уровень вербальной и невербальной коммуникации (студент не умеет строить высказывание, давать полный развернутый, аргументированный ответ);
— дефицит речевой культуры (студент не владеет речеведческой культурой);
— высокая ситуативная тревожность (студент испытывает дискомфорт при общении);
— негативный опыт взаимодействия в период школьного обучения (студент не умеет различать вопросы на понимание и на отношение).
Также у студентов наблюдалось наличие дефицита метакомпетенций и навыков SoftSkills: умение работать в команде, отсутствие самоорганизации, несформированность коммуникативных навыков.
Выявление группы наставляемых проводилось в течение «вводного семестра». Так в колледже условно называются первые недели обучения. В ходе «вводного семестра» студенты нового набора прошли собеседование с психологом, приняли участие в первичном тренинге на взаимодействие с членами нового коллектива, стали участниками образовательного модуля «Наш коллектив».
Куратором студенческой группы был составлен социально-демографический паспорт. В результате первичного анкетирования «Адаптированность студентов в колледже» (по методике Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крылова), анкеты «Исследование уровня адаптации первокурсников», были выявлены обучающиеся, испытывающие трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности [1,с.42].
Анализ первичных данных, собранных в ходе мероприятий «вводного семестра», позволил определить список (потенциальных) наставляемых студентов из 13 человек.
Следующий этап работы – подбор (отбор) наставников.
Педагоги колледжа добровольно изъявили свое желание участия в апробации программы наставничества, что явилось, на наш взгляд, положительным фактором в ее дальнейшей реализации. Однако считаем, что педагог-наставник должен соответствовать следующим основными критериям:
— коммуникативные и организаторские умения;
— умение видеть связь между проблемой профессиональной деятельности и проблемой в личном пространстве;
— умение включаться в личное пространство наставляемого;
— профессионализм;
— широкая сфера интересов;
а также первичный интерес к наставничеству в целом.
Наставникам была предложена анкета, в ходе заполнения которой необходимо было ответить на ряд вопросов, выявляющих мотивы и целевые установки педагога по участию в программе.
В результате отбора участниками программы апробации стали 13 наставнических пар.
Наставнические пары были определены на основе приведенных выше методик и первичного анкетирования наставников, первой и второй встречи с фиксацией результатов сотрудничества, которые послужили отправной точкой для создания профиля наставляемого и наставника.
Реализация программы наставничества «Траектория сотрудничества» включала следующие этапы:
— обсуждение слабых и сильных сторон с фиксацией в дневнике наставника и наставляемого;
— создание индивидуальной траектории развития личностного потенциала наставляемого;
— вовлечение в социальные практики,
— участие в тренингах «Работа в команде», «Самопрезентация», «Самопредъявление в коллективе»;
— подведение промежуточных результатов во время финальной встречи;
— выстраивание перспектив дальнейшего сотрудничества наставнических пар.
В процессе сотрудничества были апробированы следующие формы взаимодействия:
— групповые — организация тренингов, модулей, конференций, акций, мероприятий онлайн и офлайн формата, деловые игры, диспуты, конкурсы;
— индивидуальные — диалоговые встречи разной тематики, обсуждение вопросов, рабочие собеседования по индивидуальной траектории развития.
В процессе деятельности наставнических пар удалось создать условия для успешной адаптации студентов-первокурсников, построить эффективную программу психолого-педагогического сопровождения, направленную на формирование у студентов коммуникативных умений, с учетом их личностных результатов и запросов. Несформированность практических умений коммуникации для выстраивания взаимодействия в новом коллективе у студентов 1 курса — это та проблема, которая была решена в процессе сотрудничества наставника и наставляемого.
В ходе реализации программы и применения механизмов взаимодействия участников наставнических практик были выстроены индивидуальные траектории для развития личностного потенциала каждого наставляемого, способствующие адаптации и эффективному взаимодействию в коллективе, вследствие чего получены результаты:
— сформированность умений для выстраивания взаимодействия в новом коллективе — не менее 90 % наставляемых показывают оптимальный уровень коммуникативной компетенции;
— психологическая устойчивость у наставляемых к новой образовательной среде — по результатам анкетирования более 85% студентов демонстрируют данный показатель;
— сформированность умений составлять быстрые суждения о реакциях людей, а также прогнозировать их — не менее 90 % наставляемых показывают оптимальный уровень коммуникативной компетенции.
Важным результатом для наставников стало приобретение опыта сотрудничества в наставнической паре, а также повышение профессиональной квалификации.
Наиболее успешными практиками для адаптации в новом коллективе и формированию коммуникативных умений студентов стали следующие практики:
1. Сопровождение наставником наставляемого в ходе учебно-исследовательской деятельности.
За период пилотирования программы наставляемый принял участие в научно-практической конференции «Учись. Твори. Исследуй», представлена научная статья на Курчатовских чтениях и исследовательская работа на Кытмановских чтениях.
Результативное участие наставляемой в дистанционной олимпиаде по психологии и по направлению «Классное руководство» (диплом 1 степени). Проведение исследования по психологии. Составлен и проведен опрос (подобрана методика, организовано исследование). По результатам исследования написана статья «Влияние виртуального общения на межличностные отношения студентов». Данная статья была представлена на финальном мероприятии.
2. Организация наставником обучения наставляемых навыкам SoftSkills на платформе «Российское Движение Колледжей».
Участником программы «Траектория сотрудничества» пройдены 7 этапов по направлениям: «Адаптивность», «Креативность», «Проектное мышление», «Работа в команде», «Целеустремленность», «Курсы координатора». Получены сертификаты по каждому направлению деятельности. Прохождение учебных программ на платформе способствовали формированию коммуникативных умений у наставляемого, опыта работы в команде, умение самопрезентации.
3. Вовлечение студента-наставляемого в творческую деятельность через участие в торжественных и праздничных концертах, участие в танцевальных площадках, открытие сезона спортивных игр. Создание новостей и репортажей на студенческом телевидении ПроСтуда ТВ.
Участники программы были включены в мероприятия разного уровня и направленности в соответствии с воспитательной программой колледжа и индивидуальной траекторией развития.
Сегодня студенты-участники программы по направлению «Наставничество» могут быть в позиции наставника для студентов младших курсов при подготовке к чемпионатам и конкурсам, олимпиадам и викторинам, участии в научно-практических конференциях, организации мероприятий в соответствии с воспитательной программой колледжа.
Результаты контрольного анкетирования показали, что студенты демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности, отсутствие тревожности. Наблюдаются высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе, что свидетельствуют о том, что участники программы чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам. При необходимости могут обратиться к однокурсникам, педагогам, сотрудникам колледжа за помощью. Студенты-наставляемые проявляют активность и берут инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают взгляды и интересы друг друга.
Наставническая деятельность – одна из важнейших форм самовыражения человека, которая наряду с другими видами деятельности формирует эту личность.
Наставничество в колледже – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, духовности, физических сил, подготовка к жизни в целом, а также активное участие в профессиональной самореализации.
Практика наставничества в колледже расширяется. В настоящее время разработаны и реализуются программы для формата взаимодействия «педагог – молодой (новый) педагог», «работодатель – студент», «студент – студент», что соответствует тенденциям современного образования.
Источник: xn—-btb1bbcge2a.xn--p1ai