Существует определённое соответствие положения глаз человека тому, в какой сенсорной модальности (ВАК) он производит обработку информации на данный момент.
При этом есть существенные дополнения к простой модели ВАКАд. Есть разделение на то, что преимущественно обрабатывается правым полушарием (воспоминание, аналоговая информация) и левым (конструирование, дигитальная информация).
В — визуальное вспоминание.
Предыдущий зрительный опыт, зрительная память.
Всё, что человек может вспомнить визуально: цвет входной двери в квартиру, как выглядит 100 рублей и т.д. При этом сюда будет относиться и ранее сконструированные образы, если человек о них вспоминает.
В К — визуальное конструирование.
Создание нового опыта, планирование, математические расчеты.
Всё визуально конструируемое человеком в данный момент: как будет выглядеть этот человек, если пострижётся налысо, африканский слон заляпанный розовой краской и т.д. Так же сюда будет относиться визуализация математических расчётов.
Ключи Доступа к Разуму. Там, где smart не работает.
А — аудиальное вспоминание.
Звуковая память – интонации, голоса, звуки, музыка.
Все воспоминания об аудиальном опыте: звук капающей из крана воды, звук флейты, голос вашего начальника и т.д.
А К — аудиальное конструирование.
Создание нового аудиального опыта, сочинение музыки.
Собственно, всё что человек не слышал ранее, но может придумать. Новые интонации, звуки, голоса.
Ад — внутренний диалог.
Контроль речи, проговаривание.
Разговор с собой, проговаривание. Задать себе вопрос и ответить на него.
Спроси себя: — Что всё это значит?
Внутренний диалог так же отвечает за контроль речи, то есть анализ правильного построения фраз и того, что стоит говорить, а что нет.
К — кинестетика.
Телесная память, ощущения, вкус, запах, осязание, метаощущения. Всё, что связано с ощущениями, переживаниями и так далее.
Глаза будут двигаться только в том случае, если человеку нужно найти информацию.
То есть, если нужная информация находится в «оперативной памяти», то движения глаз не будет. Как метафора: движение глаз похоже на мигание лампочек у компьютера. Одна лампочка мигает, когда считываются данные с жёсткого диска, другая – когда с CD , третья – когда читается дискета.
Когда человек на что-то смотрит — ключей глазного доступа не будет.
КГД проявляются только в процессе внутренней обработки информации. Если человек смотрит на что-то снаружи, ключей глазного доступа не будет.
Схема дана для человека, на которого вы смотрите.
Мнемоническое правило: все буквы «К» справа (для человека, на которого вы смотрите).
Данная схема будет работать в 90 – 95% случаях.
Эта схема верна для большинства людей, правда с определёнными личными нюансами. Например, для левшей возможно инверсия вокруг вертикальной оси (В/А/Ад В К /А К /К). Поэтому эту схему желательно проверять в каждом конкретном случае
Беспарольная аутентификация
Так же эта схема верна для большинства народов, за исключением басков. Для них схема приблизительно такая: В – сверху, А – по бокам, К – внизу; при этом нет подразделения на конструирование и воспоминание.
Вопросы доступа
Список вопросов, при помощи которых можно, с большой долей вероятности, получить доступ к нужной модальности.
Источник: trenings.ru
Глазные ключи доступа
Как мы уже выяснили в НЛП решающее значение имеет то, какова стратегия восприятия мира человеком. С учётом этого важную роль среди технологий НЛП играют так называемые «глазные ключи доступа» — способ понимания внутренней стратегии восприятия мира человеком, построенной на основе сенсорного опыта знания об объекте, через глазодвигательные реакции.
«Человек систематически передвигает глаза в различных направлениях в зависимости от того, как он думает. Неврологические исследования показали, что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными с активизацией различных частей головного мозга. Эти движения называются латеральными глазными движениями в литературе по неврологии.
В НЛП они называются глазными ключами (сигналами) доступа, потому что они являются визуальными сигналами, которые позволяют понять, как люди получают доступ к информации» О’Коннор Дж. Сеймор Дж. Введение в нейро-лингвистическое программирование Челябинск. 1997. с. 57-58..
1. Взгляд влево вверх — человек извлекает из памяти зрительные образы.
2. Взгляд вправо вверх — человек конструирует зрительные образы, которые ранее не встречал в своём опыте.
3. Расфокусированный взгляд вперёд — соответствует зрительным образам.
4. Взгляд по горизонтали влево — слуховые воспоминания.
5. Взгляд по горизонтали вправо — слуховое конструирование.
6. Взгляд влево вниз — внутренний монолог или диалог (человек разговаривает сам с собой) и контроль речи (человек тщательно выбирает слова в общении).
7. Взгляд вправо вниз — переживание, представление кинестетических ощущений.
Техника наведения транса
Трансом в НЛП принято называть изменённое состояние сознания, в котором сосредоточение внимания происходит на внутренних стимулах. Поскольку внутренние стимулы используются во многих технологиях НЛП (например, при оптимизации стратегий), состояние транса считается очень важным Гиллиген С. Терапевтические трансы: Руководство по эриксоновской терапии. М. 1997. с. 270..
«Транс — это особое состояние, которое интенсифицирует терапевтические взаимоотношения и сосредоточивает внимание пациента на нескольких аспектах внутренней реальности; транс не обеспечивает принятие внушений. Эриксон полагается на определённые формы коммуникации, чтобы вызвать, мобилизовать и сдвинуть ассоциативные процессы и навыки мышления пациента в определённых направлениях, чтобы достичь терапевтических целей. Он полагает, что гипнотическое внушение — это и есть процесс вызывания и использования собственных психических процессов пациента такими способами, которые лежат за пределами досягаемости его собственного, обычного, произвольного и волевого контроля» Эриксон М., Росси Э. Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения. М. 1999. с. 57.
1. Поднимите руки перед собой, согнув в локтях, ладони параллельно друг другу. Почувствуйте, что между ладонями существует магнитное поле. Дайте себе время ощутить это поле, поток энергии между ладонями.
2. А сейчас я хочу, чтобы вы начали думать о слове «да», и, делая это, вы можете обнаружить, что ваши ладони начинают сближаться или удаляться друг от друга в то время как наше тело говорит «да».
3. А сейчас я хочу, чтобы вы начали думать только о слове «нет» и выяснили, будут ли ваши ладони сближаться или удаляться в то время как ваше тело говорит «нет».
4. По мере того как вы почувствуете, что медленно входите в транс — и только тогда,- ваши руки начнут медленно опускаться на колени.
5. И ваше сознание может задать вопрос, на который может ответить только ваше подсознание, и это единственный вопрос, на который может ответить только ваше подсознание: «Какой палец “поднимет” ваше подсознание, подавая сигнал ”да”»? И вы можете думать только о слове «да» и с любопытством ждать, какой палец поднимет ваше подсознание.
6. А сейчас вы можете думать о том, какой палец «поднимет» ваше подсознание, когда вы подумаете о слове «нет». Подумайте о слове «нет» и с любопытством ждите, какой палец «поднимет» ваше подсознание.
7. По мере того как я буду считать до десяти, с каждой цифрой вы будете погружаться в транс всё глубже, и когда я скажу «десять», вы сможете обнаружить, что находитесь в глубоком трансе. Один… глубже… глубже… три… глубже… ещё глубже… и десять, глубокий транс.
8. И когда вы уже погрузились в глубокий транс, то есть только сейчас, в глубоком трансе, вы можете понять, что способны погрузиться в транс ещё глубже… Одиннадцать… глубже… двенадцать… глубже пятнадцать… и, наконец, двадцать. В два раза глубже, чем вы себе представляли раньше.
9. И вы можете начать исследовать внутренний мир, открывшийся перед вами. Когда вы идёте по коридору, глубоко внутри себя, на одной стене вы можете видеть образы и картины, представляющие всё то, что вы любите в жизни и чего хотите… Вы говорите этому «Да». Ну, а на другой стене вы видите картины, изображающие всё то, что вам в жизни не нравится, и вы испытываете соответствующие чувства, говоря всему этому «Нет».
10. И продолжая идти по коридору, который опускается вниз, вы продолжаете видеть картины на стенах. Возможно, это будут портреты людей из вашего прошлого или прошлого других людей, с которыми вас связывают определённые отношения в настоящем, или тех, с кем вы хотели бы общаться в будущем.
11. И продолжая идти, вы можете увидеть стену с картинами, изображающими всё, о чём вы мечтаете, на что надеетесь, ваши мечты и надежды… вы можете услышать музыку… эмоциональную мелодию вашей жизни. Символы всего важного, что вам удалось понять в вашей жизни.
12. И ещё дальше и глубже, и вы видите зеркала на обеих стенах коридора. Зеркала отражаются в зеркалах, и вы видите бесконечное множество отражающихся друг от друга образов, и видите себя в бесконечном количестве зеркал, и находитесь в бесконечном количестве мест.
13. И размышляя над одним образом, потом над другим, третьим… вы можете понять, что у вас есть все ресурсы, которые когда-либо могут вам понадобиться для того, чтобы реализовать ваши мечты и осуществить надежды, которые так важны для вас.
14. И дайте себе время испытать в полной мере ощущение безопасности и уверенности. Это ваше собственное чувство. И только тогда, когда вы почувствуете себя в безопасности и ощутите уверенность в том, что способны учиться и развиваться, начинайте медленно возвращаться в эту комнату, в настоящий момент.
Источник: studentopedia.ru
38. Нлп: понятие о модальностях, «ключах доступа»
Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством сво¬их органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия носит название модальности. Говорят о зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной) модальностях и модальности, основанной на обонятельно-вкусовых и телес¬ных ощущениях (кинестетической).
Одна из модальностей у человека обыч¬но доминирует, остальные являются сопутствующими. Поэтому для одного мир — это прежде всего то, что он видит, для другого — то, что он слышит, для третьего — то, что он ощущает. Существует зависимость между домини¬рующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, ко¬торыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи.
Так, человек, у которого доминирует визуальная модальность, будет чаще использовать слова: «видеть», «яркий», «отчетливый», «перспектива», «туманный» и т. д. Это зрительные предикаты. Аудиальные предикаты- слова «слышать», «звучать», «скрипеть», «кричать», «оглушительный» и т.д.; кинестетические- «чувствовать», «теплый», «прикасаться», «давя¬щий», «тяжелый», «ароматный» и т. д.
Предикаты формируются у клиента на подсознательном уровне, и те¬рапевту, чтобы быстро сформировать раппорт, нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым прибегает клиент. Предикаты речи являются «ключами», дающими доступ к его внутренним психическим процессам.
Не менее важными «ключами доступа» к бессознательному являются невербальные, внешние проявления мышления, эмоций. Это поза, тембр го¬лоса, мимические реакции, ритм дыхания и т. д. Для аудиапов характерна сдержанная жестикуляция, преимущественно в горизонтальной плоскости, голос обычно ритмичный, четкий, слова хорошо артикулированы, «телефон¬ная» поза, в глаза смотрят редко; для визуапов- порывистые, энергичные жесты, направленные вверх, голос резкий и быстрый, быстро переходят на крик, поза прямая, направление взгляда — поверх голов; для кинестетиков — движения округлые, жесты направлены вниз, голос глуховатый, грудной, мямлящий, направление взгляда — снизу; для людей с преобладанием ауди- ально-дигитальной системы («внутренний диалог») — движения мягкие, гиб¬кие, голос монотонный, затухающий, взгляд — над людьми, зрительный кон¬такт кратковременный.
Прекрасными «ключами доступа» к бессознательному являются глаз¬ные паттерны. Это движения глазных яблок (рис. 1), тесно связанные с до¬минирующей модальностью, в которой человек воспринимает и отражает мир.
Для правшей движения глаз вверх и влево отражает визуальную эйде¬тику, вверх и вправо — визуальное конструирование; горизонтально-влево- аудиальное воспоминание, горизонтально-вправо — конструирование ауди- альных образов; вниз-влево — «внутренний диалог» (аудиально-дигитальный или аудиально-дискретный канал), вниз-вправо — кинестетические образы.
Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент вос¬принимает мир, находить «ключи доступа», умение включаться в модаль¬ность клиента и говорить с ним с позиции его модели мира называется в НЛП подстройкой.
Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых является доминирующей, то примерно так же он и отражает мир. Прежде чем дать ответ на вопрос, пациент должен «получить доступ» к сво¬ей собственной информации, к своим собственным неосознанным психиче¬ским процессам.
Система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, представляющая эту информацию сознанию, — доминирующей ре¬презентативной, а система, сверяющая полученный результат, — референтной.
Человек редко воспринимает и отражает мир в какой-то одной модаль¬ности, поэтому психические процессы (при одинаковых внешних стимулах) и поведение (как результат) у всех людей разные.
Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведе¬ния, называется в НЛП стратегией поведения. Обычно при всем многообра¬зии форм поведения в той или иной ситуации человек выбирает какую-то одну как более для него приемлемую. Если у человека есть опыт реагирова¬ния в определенной ситуации, он выбирает определенный стереотип поведе¬ния исходя из имеющегося у него опыта. Это помогает избежать риска, но ограничивает творческий подход к решению ситуации, делает поведение ме¬нее гибким.
Социально незрелый или больной человек для каждой ситуации имеет одну стратегию поведения, социально-зрелый — две-три. Чем больше страте¬гий, тем больше выбор и тем лучше адаптация. Исходя из этого психотера¬певт должен установить, что ограничивает выбор клиента, что можно изме¬нить в его внутренних стратегиях, чтобы выбор увеличился, а также научить пациента делать не один, а несколько выборов.
В НЛП есть понятие «метамодель». Это набор лингвистических средств для получения информации, которая скрыта от самого пациента.
Человек воспринимает мир субъективно, поэтому каждый имеет свою модель мира («карту мира»). Иногда субъективная модель мира пациента не поддается коррекции (бредовые больные).
Опытный психотерапевт сначала примет модель мира клиента, «под¬строится» к нему. Лишь распознав метамодель пациента, терапевт может за¬няться коррекцией его субъективной модели мира. Наиболее эффективна в таком случае лингвистическая коррекция:
Язык отражает субъективный мир человека. С помощью лингвистиче¬ских средств психотерапевт может менять субъективный мир клиента, а не окружающий его объективный мир. Поэтому основное правило НЛП заклю¬чается в следующем: признавая за человеком право на собственные правила, позволить всему остальному миру иметь свои.
Источник: studfile.net