«Восто́чное партнёрство» (англ. Eastern Partnership; EaP), программная инициатива Европейского союза (ЕС), направленная на активизацию межгосударственного сотрудничества с шестью странами бывшего СССР : Азербайджаном , Арменией , Белоруссией , Грузией , Молдавией и Украиной . Опирается на принципы, обозначенные Глобальной стратегией ЕС и Европейской политикой соседства . Соответствующее проектное предложение было выдвинуто министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям 26 мая 2008 г. Первый саммит «Восточного партнёрства» прошёл 7 мая 2009 г. в Праге.
Расширение ЕС приблизило его к странам постсоветского региона, ЕС стал рассматривать вопросы безопасности и стабильности этих государств как часть своей внешнеполитической повестки. Согласно Совместной декларации Пражского саммита , сотрудничество между странами «Восточного партнёрства» и ЕС основано на взаимных интересах, принципах совместного участия (shared ownership) и ответственности. Программа «Восточное партнёрство» не касается вопроса перспектив членства стран – участниц ЕС и тем самым его фактически не предполагает.
Встреча глав МИД стран-участниц программы ЕС «Восточное партнерство»
Заявленная в декларации цель программы – создание необходимых условий для ускорения политической ассоциации и дальнейшей экономической интеграции между ЕС и заинтересованными странами-партнёрами. Поставленные задачи включают в себя поддержку политических и социально-экономических реформ в странах, что в программных документах привязано к достижению стабильности, безопасности и процветания ЕС, стран-партнёров и всего Европейского континента. Предполагалось, что программа должна также способствовать углублённому взаимодействию стран-участниц между собой, сокращению социально-экономических расхождений. Тем самым программа дополняла вклад других международных институтов в содействие развитию региона.
На саммите «Восточного партнёрства» в Праге в 2009 г. страны договорились о том, что сотрудничество в рамках программы должно подготовить основу для подписания Соглашений об ассоциации между ЕС и теми странами-партнёрами, которые хотели бы достичь большего экономического и политического сближения с ЕС. Помимо расширенных возможностей торговли и инвестирования, Соглашения об ассоциации предполагали создание зон свободной торговли , максимально приближённых к стандартам и практикам регулирования, принятым в ЕС. Кроме того, ЕС взял на себя обязательство содействовать программам институционального развития в странах-участницах посредством проведения тренингов, предоставления технической поддержки и обмена опытом с целью повысить эффективность государственного управления. Другой важной задачей стала либерализация визовых режимов и поддержка программ мобильности.
Прагматический интерес ЕС в подписании соглашений со странами состоял в снижении там российского влияния, диверсификации поставок энергоресурсов, включая участие в различных энергетических проектах, связанных с поставками газа и нефти из Каспийского региона в европейские страны. Цель достижения энергетической безопасности зафиксирована во всех программных документах и включает в себя также задачи обеспечения более эффективного регулирования в энергетической сфере, повышения доли возобновляемых источников энергии.
«Усходняе партнэрства» за 90 сэкундаў | «Восточное партнёрство» за 90 секунд
Пражский саммит обозначил 4 тематических направления развития программы: демократия, надлежащее управление и стабильность; экономическая интеграция и сближение секторальной политики в различных сферах; энергетическая безопасность; контакты между людьми. Вместе с тем дальнейший процесс развития проектной инициативы показал, что страны-участницы в разной степени заинтересованы в сотрудничестве с ЕС.
Последующие саммиты программы – саммит в Варшаве в сентябре 2011 г., в Вильнюсе в ноябре 2013 г., в Риге в мае 2015 г., в Брюсселе в ноябре 2017 г. – всё более подчёркивали расхождение в амбициях стран-участниц по сотрудничеству с ЕС. Линейный и однообразный подход к развитию взаимоотношений с государствами региона оказался неэффективен.
В результате в 2014 г. лишь три страны-участницы действительно подписали Соглашение об ассоциации с ЕС: Грузия, Украина и Молдавия. Долгий процесс переговоров с Арменией по поводу ассоциации с ЕС не привёл к результату ввиду членства страны в Евразийском экономическом союзе . Итоговым компромиссом стали разработка и подписание в 2017 г. Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве Армении с ЕС, исключающего положения о создании зоны свободной торговли, но сохранившего политическую часть прежнего документа. Внеблоковая позиция Азербайджана оказалась неизменной: в 2017 г. руководство страны инициировало переговоры о возможном подписании нового соглашения с ЕС, однако в случае подписания оно будет также отличным от форматов сотрудничества с другими странами. Белоруссия заняла прагматическую позицию, демонстрируя отсутствие мотивации к углублённому сотрудничеству, но отстаивая идею диалога в тех сферах, где между страной и ЕС есть взаимные интересы.
В итоговой декларации саммита «Восточного партнёрства» в Брюсселе 2017 г. страны подчеркнули приверженность к реализации программы как отдельному измерению Европейской политики соседства. В ней подчёркнуты вопросы безопасности, независимости, суверенности и территориальной целостности стран-участниц, сделан акцент на консолидации и продвижении общих ценностей и принципов. Согласно Глобальной стратегии ЕС, цель программы формулируется как усиление государственной, экономической и общественной устойчивости в странах-партнёрах, при этом масштаб и глубина сотрудничества с ЕС определяются их амбициями и нуждами, а также качеством предпринятых реформ («большее за большее»). Саммит также определил 20 ключевых задач до 2020 г. Среди них: обеспечение технической экспертизы и менеджмента организаций гражданского общества; принятие законодательных актов и усиление регулирования с целью достижения гендерного равенства и недискриминации; усиление стратегических каналов коммуникации между ЕС и гражданами стран-партнёров; поддержка малого и среднего бизнеса; расширение и развитие рынков капитала; создание новых рабочих мест в сотрудничестве с местными органами власти; гармонизация цифровых рынков и др.
Шестой саммит партнёрства прошёл 15 декабря 2021 г. в Брюсселе без участия Белоруссии, которая заявила о приостановке своего участия в инициативе ЕС. Остальные страны-участницы и лидеры стран ЕС положительно оценили программу по реализации 20 ключевых задач до 2020 г., а также экономическое взаимодействие между ЕС и странами «Восточного партнёрства». На саммите были озвучены ключевые цели: восстановление экономики, создание устойчивых обществ и демократические реформы в странах – участницах партнёрства. Для реализации этих целей ЕС планирует выделить инвестиции в размере 2,3 млрд евро. Прежде всего будут финансироваться программы, направленные на борьбу с пандемией COVID-19 и продвижением зелёной энергетики.
Айвазян Анна Степановна . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2021. Актуализация: Большая российская энциклопедия, 2023.
Источник: bigenc.ru
Путь «Восточного партнерства»: от политической концепции ЕС к инструменту экспансии НАТО
Для того, чтобы ослабить Россию, в мае 2009 года Евросоюз запустил масштабный проект «Восточное партнерство». Однако вместо желаемого результата Брюссель получил острый кризис.
Головокружение от успехов в Европе давно достигло стадии потери ориентации в экономическом и политическом пространстве. Отдельные голоса реалистов заглушались в хорошо известной манере «зайца на барабане».
Интеллектуалы и бюрократия интерпретировали тезис «не могут же теоретические построения бесконечно противоречить действительности!» как приговор действительности, а не своей культовой либеральной архаике.
С уверенностью можно сказать то, что Европа будет пытаться изменить теорию, а не исправить практики «best practices», которые давно перестали быть лучшими. Значительная часть проблем Европы в целом связана с Европой Восточной.
Специфика десуверенизации в Восточной Европе и на постсоветском пространстве еще нуждается в исследовании. Очевидно, что процессы трансформации национального суверенитета протекают в странах «старой» и «новой» Европы неодинаково. Анализ политических процессов в Восточной Европе показывает, что относительных экономических успехов некоторым государствам удалось достичь, однако суверенитет был безвозвратно утерян.
Парадоксальным образом Польша, отдавшая большую часть суверенитета в ЕС и НАТО, выступила одним из инициаторов десуверенизации Украины, Белоруссии, Грузии, Молдавии, Армении, Азербайджана. Складывается ощущение того, что в концепции польского экспансионизма «от моря до моря» – от Балтийского до Черного – появился еще и Каспий.
Интеграция Восточной Европы в ЕС казалась к 2009 году относительным успехом. Европейская модель управления в стиле «я начальник – ты дурак» встречала явное и скрытое сопротивление. Желание политических элит Болгарии или Румынии войти «своими» в брюссельские институты вызывало отторжение «старожилов» европейской столицы. Однако старый троцкистский лозунг «Движение все – цель ничто» вновь доказал свою актуальность в современной Европе.
Впрочем, одна цель была: профилактически ослабить Россию, которая и так избытком сил в тот момент не страдала. Для этого и был запущен амбициозный проект «Восточного партнерства».
Восточное партнерство (ВП) было провозглашено 7 мая 2009 года в Праге. Целеполагание новой формы деятельности Европейского Союза на востоке Европы было очевидным. Для понимания достаточно ознакомится с основополагающим документом «Совместной декларацией Пражского саммита Восточного партнерства».
Целью новой инициативы было провозглашено «создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами путем содействия политическим и социально-экономическим реформам в странах–участницах Восточного партнерства». Программа была ориентирована на Белоруссию, Украину, Молдавию, Грузию, Армению, Азербайджан.
Главным в Декларации был пункт, согласно которому участники ВП будут руководствоваться в своей деятельности основополагающими европейскими ценностями. При этом детали этих ценностей не уточнялись. Собственно, в этом и была ловушка.
Процесс евроинтеграции к 2009 году породил бюрократического наднационального монстра, который подчинил себе не только местные правительственные круги, но и саму идею. При непомерно раздувшихся амбициях у ЕС практически не было средств на масштабные экономические проекты и уж совсем не было адекватного политического анализа. Идея ВП – найти новые рынки сбыта собственной продукции, обеспечить приток дешевой рабочей силы и получить доступ к иным ресурсам.
«Восточное партнерство» из первоначального проекта евроинтеграции постсоветского пространства превратилось в площадку попыток политической и экономической изоляции России. Это в итоге и спровоцировало острый кризис на Украине. Так что нынешние проблемы ЕС в большой степени являются делом его собственных рук».
События на Украине – результат ошибок во внутренних и внешних отношениях в ЕС, экономические просчеты, последствия высокомерных решений, принятых на основе геополитических, «ценностных», а не прагматических резонов.
«Евросоюз из образца разумной предсказуемости стал, по сути, одним из наиболее явных источников глобальной неопределенности». Показательно, этот абсолютно верный тезис был написан по итогам событий 2014 года.
В последнее время проблематика «Восточного партнерства», конечно же, испытала некоторое забвение в контексте общей мировой политической и экономической конъюнктуры. Сегодня в Европе программа ВП несколько оттеснена из новостного поля новым экономическим кризисом и политическими неурядицами в ЕС и во всем мире. Однако, на самом деле, все происходящее сегодня, и особенно ситуация на Украине, – результат «Восточного партнерства».
Украинский случай стал печальным примером того, как интеграционные инициативы развиваться не должны. Предложенная Брюсселем для Украины политика привела к схлопыванию государственности, ввергла страну-кандидата на вступление в гражданскую войну. По сути, украинская трагедия (еще, думается, далеко не завершенная) весьма сильно дискредитировала идею исключительности западного пути развития.
Восточное партнерство
Восточное партнёрство (ВП) – это совместная политическая инициатива, направленная на углубление и укрепление отношений между Европейским союзом (ЕС), его государствами-членами и шестью восточными соседями: Арменией , Азербайджаном , Беларусью , Грузией , Республикой Молдова и Украиной . Отношения ЕС с его соседями определяются Глобальной стратегией ЕС и пересмотренной Европейской политикой соседства , которые призывают сосредоточиться на повышении стабилизации и устойчивости восточных соседей ЕС.
В этих рамках существует общее обязательство обеспечить ощутимые результаты для граждан всего региона.
На основании текущего списка 20 достигнутых результатов за 2020 год новый свод долгосрочных политических целей – Совместное коммюнике «Повышение устойчивости – Восточное партнёрство, приносящее результаты всем» – был принят 18 марта 2020 года. В нём изложены задачи для Восточного партнёрства после 2020 года , а также меры для повышения устойчивости, способствования устойчивому развитию, а также для достижения ощутимых результатов для общества.
Эти задачи строятся вокруг пяти приоритетных направлений политики:
- Партнёрство, которое СОЗДАЁТ
Вместе устойчивые и интегрированные экономики - Партнёрство, которое ЗАЩИЩАЕТ
Вместе ответственные учреждения, верховенство права и обеспечивает безопасность - Партнёрство, которое ОБЕРЕГАЕТ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Вместе для экологической и климатической устойчивости - Партнёрство, которое ОБЪЕДИНЯЕТ
Вместе для устойчивой цифровой трансформации - Партнёрство, которое ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ
Вместе сделать общества устойчивыми, справедливыми и инклюзивными
Содействие устойчивой цифровой трансформации чётко определяется в качестве ключевой задачи для Восточного партнёрства после 2020 года: «Сильное цифровое присутствие в странах-соседях ЕС будет способствовать росту и устойчивому развитию. В связи с этим ЕС будет продолжать инвестировать в цифровую трансформацию стран-партнёров в соответствии с законодательством и передовым опытом ЕС, а также поддерживать расширение самых инновационных цифровых стартапов в регионе. ЕС также будет продолжать способствовать и помогать усилению кибер-устойчивости стран-партнёров».
Для получения дополнительной информации пройдите по ссылке.
Источник: eufordigital.eu