Основой восстановительной медиации является концепция восстановительного правосудия, которая разрабатывается и реализуется в форме различных практик во многих странах мира. Восстановительное правосудие — это новый подход к тому, как обществу необходимо реагировать на преступление, и практика, построенная в соответствии с этим подходом.
Идея восстановительного правосудия состоит в том, что всякое преступление должно повлечь обязательства правонарушителя по заглаживанию вреда, нанесенного жертве. Государство и социальное окружение жертвы и правонарушителя должны создавать для этого необходимые условия. Восстановительный подход предполагает вовлечение и активное участие жертвы и обидчика (а также всех затронутых преступлением людей) в работу по решению возникших в результате преступления проблем с помощью беспристрастной третьей стороны – медиатора. Такие программы проводятся только при условии добровольного согласия сторон.
Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание.
Восстановительная медиация. Работа с отказами сторон, процесс медиации.
Значение идеи и практики восстановительного правосудия шире, чем реагирование на преступление. Восстановительное правосудие (точнее, восстановительный подход) кроме криминальных ситуаций может применяться в системе общего, профессионального и дополнительного образования, системе социальной защиты, МВД, судебной системе и семейно-бытовой сфере для преодоления негативных последствий конфликтов.
Настоящие стандарты восстановительной медиации опираются на имеющиеся международные и зарубежные документы: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 2002/12 «Об основных принципах использования программ восстановительного правосудия в уголовных делах», «Рекомендация № R (99) 19 Комитета Министров Совета Европы государствам – членам Совета Европы, посвященная медиации в уголовных делах» (принята Комитетом Министров 15 сентября 1999 года на 679-й встрече представителей Комитета), «Рекомендуемые стандарты к программам медиации ровесников, реализуемым в рамках среднеобразовательных учебных заведений», разработанные Ассоциацией по разрешению конфликтов США, «Национальные стандарты для связанных с судом программ медиации» Центра по разрешению споров и Института судебной администрации, а также другие стандарты медиации.
Стандарты восстановительной медиации разработаны и приняты Всероссийской Ассоциацией восстановительной медиации.
Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода.
При разработке стандартов учтен опыт работы по проведению программ восстановительного правосудия в различных регионах России в течение 12 лет.
Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.
Школьные службы примирения и восстановительная медиация
Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.
Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.
Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.
Программы восстановительной медиации могут реализовываться на базе учреждений системы образования, социальной защиты, молодежной политики и иных, осуществляющих социальную помощь по территориальному (муниципальному) принципу. В территориальные (районные, муниципальные) службы случаи могут поступать из КДНиЗП, административных органов, учреждений социальной защиты, правоохранительных органов, суда, образовательных учреждений, от граждан.
Территориальные службы могут реализовывать разные программы: медиацию, круги сообществ, школьные конференции, круги заботы, семейные конференции (при условии прохождения подготовки по методике их проведения специалистами службы).
Руководитель (координатор, куратор) территориальной (муниципальной) службы примирения имеет подготовку в качестве медиатора, осуществляет общее руководство службой, планирует развитие и продвижение службы, организовывает порядок и контроль реализации программ, ведет мониторинг и анализ реализации программ в учреждении, выстраивает взаимодействие с заинтересованными учреждениями и ведомствами. По согласованию с КДНиЗП служба может осуществлять мониторинг реализации программ медиации на территории муниципального образования.
Программы восстановительной медиации могут осуществляться в службах примирения. Службы примирения при исполнении своих функций должны быть независимыми и самостоятельными. Деятельность служб примирения должна получить официальный статус в рамках структур, в которых она создается.
Служба примирения использует разные программы: медиацию, круги сообществ, школьную конференцию, а также может разрабатывать свои оригинальные программы, основанные на принципах восстановительной медиации.
Источник: studfile.net
Восстановительная медиация это программа
Даровских Юрий Владимирович
Восстановительная медиация и восстановительное правосудие в работе с несовершеннолетними
Restorative mediation and restorative justice in dealing with minors
Авторы:
Ганиев Талгат Габтельфартович
кандидат юридических наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИНПР, Тюменский государственный медицинский университет, г. Тюмень, Россия
Ganiev Talgat Gabtelfartovich
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Public Health and Health Care, INPR, Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia
Даровских Юрий Владимирович
кандидат юридических наук, доцент, АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права», г. Тюмень, Россия;
Darovskikh Yuri Vladimirovich
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Autonomous Nonprofit Organization “West Siberian Regional Center for Mediation and Law”, Tyumen, Russia
Аннотация: в статье рассматриваются понятия «восстановительная медиация», «восстановительное правосудие восстановительная практика», цели, мотивы, результаты и стороны восстановительной медиации. Авторы, определяя соотношение указанных понятий, считают, что последовательное внедрение медиативных практик в сферу уголовной юстиции позволит не только восстановить ущерб, причиненный правонарушением, но восстановить – рессоциализировать несовершеннолетнего правонарушителя.
Resume: the article discusses the concepts of «restorative mediation», «restorative justice restorative practice», goals, motives, results and aspects of restorative mediation. The authors, determining the correlation of these concepts, believe that the consistent introduction of mediation practices in the sphere of criminal justice will allow not only to restore the damage caused by the offense, but to restore — re-socialize the juvenile offender.
Ключевые слова: восстановительное правосудие, несовершеннолетний правонарушитель, восстановительная медиация, восстановительные практики.
Key words: restorative justice, juvenile delinquent, restorative mediation, restorative practices.
Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.
В последние годы все больше стало уделяться внимания необходимости использования новых примирительных практик и/или медиации, особенно в тех сферах социально значимых общественных отношений, где это уже давно является жизненно необходимым и настоятельным требованием существующей практики. Прежде всего, речь идет о возможностях применения медиативных технологий / медиации в сфере обеспечения и защиты прав детей (несовершеннолетних), в том числе, которые характеризуются признаками девиантного поведения, уже совершивших правонарушения или тех, кто находятся в условиях, несоответствующих нормальному ходу их воспитания и развития, опасных для их жизни и здоровья.
Вместе с тем, до настоящего времени, пока ни практикой, не на нормативном уровне не сформировано одинаково понимаемых представлений этих самых мер, которые собственно и должны внедрятся в нашу повседневную жизнь и быть неотъемлемой составляющей профессиональных компетенций тех самых должностных лиц, на которых собственно и возложены обязанности по их применению на практике.
Именно поэтому считаем необходимым обратить внимание на отдельные моменты указанной проблемы.
В соответствии с п. (а) ст. 3 Европейской Директивы относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах медиация – это любой процесс вне зависимости от его обозначения, в котором две или более стороны спора прибегают к помощи третьей стороны с целью достижения соглашения о развитии их спора, и вне зависимости от того, был ли этот процесс инициирован сторонами, предложен или назначен судом или предписывается национальным законодательством государства-члена ЕС. Это определение, в рамках указанной юрисдикции включает в себя медиацию, проводимую судьёй, не участвующим в каких-либо судебных процедурах в связи с соответствующим спором. По сути, это деятельность суда или судьи, которые стремятся урегулировать спор в рамках судебных процедур, затрагивающих соответствующий спор.
Однако за последние несколько лет специалисты, применяющие медиативные технологии на практике в России пришли к пониманию важности различий между восстановительным правосудием и восстановительными практиками и медиацией. Практики и тренера, работающие с несовершеннолетними «…по-прежнему включают медиацию в число «восстановительных практик» или «восстановительных подходов» наряду с такими процессами, как круги для решения проблем, круги обсуждения, эмоциональной грамотности, активное слушание». При этом, нанесенный несовершеннолетним правонарушителем вред заглаживается им и направлен на восстановление нарушенных прав потерпевшего. Этот процесс называют как «восстановительная медиация», «медиация потерпевшего и правонарушителя» или «уголовная медиация».
Действительно, службы восстановительного правосудия несовершеннолетних ведут работу по внедрению программ восстановительного правосудия в практику комиссий по делам несовершеннолетних, совершенствуют навыки социальных педагогов школ по применению примирительных технологий, путем внедрения программ восстановительного правосудия, обработки данных, поступающих от конфликтных комиссий, проведения ознакомительных семинаров и тренингов.
Всё это важно для дальнейшего развития «восстановительного правосудия» или «восстановительной практики», а также для тех, кто заинтересован в этом или несет ответственность за реализацию этих процессов. Вместе с тем, специалисты, которые внедряют эти практики, должны быть уверены, что они не причиняют вред тем, с кем они работают.
Положительная медиация может приводить к восстановительному исходу, который возможен тогда, когда сторона (стороны) готова признать, что его действия нанесли «вред» другой стороне и возместить или загладить причиненный вред. В таких случаях одна (или обе) стороны могут даже извиниться друг перед другом и предложить в полном объёме, насколько это возможно при совершении преступления. Пожалуй, это и есть восстановительный исход, но очень важно отметить, что этот результат является побочным продуктом процесса. Медиация, в первую очередь, определяется необходимостью разрешения спора или конфликта. При том понятно, что медиация не исходит из предположения, что заглаживание вреда или восстановление отношений является главной задачей, да и задача ли это медиации вообще.
Восстановительное правосудие мотивируется, прежде всего, необходимостью загладить причиненный вред. Это происходит, только в том случае и после того, как лицо, причинившее вред, полностью и по своей воле признается в своих действиях и будет готово взять на себя ответственность за них. Именно в этом можно отметить отличие восстановительного правосудия от медиации.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Все эти действия направлены на организацию диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать друг друга, понять позицию и цели. Диалог между конфликтующими сторонами способствует изменению отношений: от отношений жёсткой конфронтации, твёрдых предубеждений, необоснованной подозрительности и агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Порой только медиатор может помочь выразить и услышать точки зрения, мнения, мотивы сторон, что, в конечном счёте, и может привести к взаимопониманию. В процессе взаимодействия с медиатором участники конфликта должны найти для себя такой выход, при котором они — обе стороны были бы в выигрыше. Именно на такого рода результат и нацелена процедура медиация.
Важнейшим результатом восстановительной медиации являются такие восстановительные действия сторон как извинение, прощение, искреннее стремление загладить причиненный вред. Именно это помогает исправить последствия разрешаемой конфликтной ситуации, порождённой совершением правонарушения несовершеннолетним.
Кроме того, фактическим результатом процедуры восстановительной медиации является заключение медиативного или мирового соглашения, передаваемого в орган, направивший случай на медиацию. Медиативное или мировое соглашение может учитываться органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников конфликта.
Поэтому восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации между сторонами конфликта и направлена на налаживание взаимопониманий, обретение способности к диалогу и желанию решить ситуацию, принять компромиссное решение. Классический же вариант медиации характеризуется тем, что в нем предпочтение отдается разрешению конкретного спора или конфликта, а взаимопонимание между сторонами может быть достигнуто не во всех случаях.
Однако главное заключается в том, что наличие конфликта или спора в любом случае требует его урегулирования или разрешения. А вот способ этого урегулирования и будет влиять на окончательный результат этой ситуации. При этом под результатом следует понимать, не только выводы или признание – «кто прав, кто виноват», а прежде всего, постконфликтное состояние участников этой ситуации, восстановление их эмоциональных и физических ресурсов, возвращение к полноценной социальной доконфликтной активности. Только это и позволяет сделать все эти практики, а проще говоря, действия эффективными средствами восстановительного характера.
Именно поэтому внедрение так называемого восстановительного правосудия, которое входит в концепцию уголовного правосудия государства, сосредоточивается, прежде всего, на потребностях жертв преступления и лиц их совершивших, является важной первоочередной задачей.
В России интерес к восстановительному правосудию существует с конца 1990-х гг., однако на государственном уровне основы для его развития были заложены лишь в 2014 году с утверждением Правительством РФ Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.
В настоящее время этот процесс еще только начинает развиваться, а в соответствии с Концепцией государственной семейной политикой институт медиации должен быть внедрен в сферу семейно-правовых отношений для разрешения споров между супругами, в том числе, при расторжении брачных отношений. Основная цель, которая заложена внедрением медиации – профилактика семейного неблагополучия и детской безнадзорности, как последствий затянувшихся и длящихся годами семейных конфликтов от которых, прежде всего, страдают несовершеннолетние дети.
Преимущества восстановительного правосудия или любых восстановительных практик перед традиционными формами уголовной юстиции практически не оспариваются. Восстановительные процессы должны разрешать «конфликт» между преступником и жертвой. В данном случае мы даже не принимаем во внимание различие в понятиях конфликта, спора или причинения вреда жертве правонарушения. Мы рассматриваем, как и отмечалось выше, конечный результат – состояние участников этого конфликта и их социальную полезность.
Восстановительное правосудие, являющееся целостным подходом реагирования на правонарушения в обществе, обычно противопоставляют классическому «карательному» или ретрибутивному правосудию, хотя реализация концепции восстановительного правосудия невозможна без взаимодействия с официальной системой уголовного судопроизводства [4].
Восстановительное правосудие имеет свою профилактическую цель, помочь преступнику в будущем избежать совершения преступлений через добровольное осознанное принятие ответственности и чистосердечное раскаяние в совершенном деянии. Термин «восстановительное правосудие» как раз и был создан для того, чтобы обратить внимание на то, как он противопоставляется традиционному, карательному способу «отправления правосудия». Возможно, наказание нельзя полностью исключить из восстановительного правосудия, но оно не должно быть нормой, а случаи его использования и цели должны быть строго оговорены.
Осознание преступником может происходить в результате осознания им того, как причиненный вред повлиял на жизни потерпевшего, какие для него наступили последствия, а также, что виноват в этом он – правонарушитель. Потерпевший в свою очередь получает возможность понять, какие жизненные обстоятельства заставили преступника совершить преступление, при личной встрече задать ему вопросы, касающиеся мотивов и причин, побудивших его на его совершение, а при желании больше узнать о его личности.
Восстановительное правосудие при производстве по административным, уголовным делам в отношении несовершеннолетних, является исключительно государственной функцией и может осуществляться назначенными в установленном законом порядке должностными лицами, кроме того регламентировано действующим законодательством. В сочетании с восстановительным подходом, восстановительно-медиативными технологиями оно может обеспечить не только соблюдение прав и законных интересов всех сторон конфликта с участием несовершеннолетнего правонарушителя, в первую очередь потерпевшего, но и сможет способствовать эффективной реализации такой важной цели назначения наказания, как ресоциализация правонарушителя и предупреждение совершения новых преступлений.
Поэтому в конечном итоге, посредством восстановительных практик создаются условия для прямого или опосредованного диалога между участниками «конфликта», пострадавшими от преступления и теми, кто несет ответственность за совершённое преступление.
Таким образом, можно утверждать, что восстановительное правосудие следует воспринимать в качестве процессуального механизма комплексного урегулирования уголовно-правового конфликта с участием несовершеннолетнего, в процессе действия которого применяются различные восстановительные практики с использованием медиативных технологий.
Считаем, что затронутая в настоящей работе тема является актуальной и требует дальнейшего внимания специалистов в области права, профессиональных медиаторов, а также практиков в сфере уголовной юстиции и всех, кто занимается вопросами защиты прав несовершеннолетних.
Список литературы:
1. Дерек Брукс, Йен Макдона. Различия между медиацией и восстановительным правосудием/практикой. Вестник восстановительной юстиции. Выпуск № 13. М., 2016 с.108-123.
2. Шамликашвили Ц. Что восстанавливает восстановительное правосудие? // Медиация и право. 2010. № 3. С. 22-30.
3. Зер Х. Восстановительное правосудие. Новый взгляд на преступление и наказание. М., 2002, с. 104-106.
4. Садовникова М. Н., Кровушкина А. А. Восстановительный подход в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом: Методические рекомендации : метод. пособие для практ. работников / М. Н. Садовникова, А. В Лозовский., Э. Л. Раднаева. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2015. – 258 с.
Источник: na-obr.ru
Восстановительная медиация
Научитесь разрешать конфликты любой сложности
Единственная в России комплексная программа онлайн обучения по восстановлению конфликтных отношений
Практическая направленность
Реальный опыт
и авторские наработки
«Война заканчивается только
по обоюдному согласию»
Восстановительная медиация направлена на восстановление отношений между людьми, будь то семья, школа или работа.
Знания и навыки полученные на курсе могут быть использованы как в школе, так и в трудовых коллективах, с клиентами, работодателями, пациентами.
Но основной целью курса является научить слушателей разрешать конфликты в школе между детьми, детьми и педагогами, педагогами и родителями.
Вы не можете оградиться от конфликтов, но вы можете научиться управлять ими и восстанавливать разрушенные отношения
Авторы и ведущие курса
Коновалов Антон Юрьевич
- Научный сотрудник и преподаватель Московского государственного психолого-педагогического университета.
- Руководитель направления «Школьные службы примирения» Общественного центра «Судебно-правовая реформа».
- Председатель Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы.
- Профессиональный медиатор и тренер по медиации.
Дубинина Юлия Александровна
Программа курса
С 19 сентября по 19 октября 2022 года
Продолжительность: 4 недели
- Восстановительный подход в разрешении конфликтов.
- Понятие и принципы восстановительного подхода.
- Техники и методы проведения примирительной встречи.
- Отработка практических навыков
- Коммуникативные компетенции ведущих восстановительных программ.
- Коммуникативные навыки.
- Активное слушание: виды техник (молчание, переформулирование, перефразирование, резюмирование, рефрейминг).
- Вопросные техники (виды и правила постановки вопросов)
- Конфликт и его разрешение.
- Структура конфликта.
- Искажение субъективного восприятия в конфликтной ситуации.
- Стратегии поведения в конфликте и способы управления конфликтом.
- Отработка навыков разрешения конфликтов
- Позитивный подход к проблеме преодоления сопротивления.
- Модель лестницы к сотрудничеству
- Буллинг как явление
- Буллинг в коллективе. Пути преодоления.
- От чего зависит формирование буллинг структуры
- Как прекратить буллинг
- Клеймение и его последствия
- Традиционные практики примирения
- Круги сообщества
- Проведение кругов примирения
Научитесь быстро решать любые конфликты
Получите систему по восстановлению конфликтных отношений
Научитесь слушать и слышать оппонентов переговоров
ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЫ
Поймете как правильно общаться с людьми, чтобы вас слышали
Будете понимать позицию каждого участника спора
Научитесь управлять конфликтами с пользой для себя
Особенности обучения на курсе Восстановительная медиация
120 часов обучения теории и практики разрешения конфликтов.
Интерактивное дистанционное обучение — учиться можно не выходя из дома или офиса.
Доступ к курсу остается у вас на срок до 4 месяцев после окончания обучения.
Отработка практических навыков в игровой форме на живых вебинарах.
Получение обратной связи от преподавателя.
У вас навсегда остаются все теоретические материалы, включая рабочие тетради.
Вы получаете доступ к личному кабинету онлайн-школы на обучающей платформе
Каждую неделю в вашем личном кабинете открывается новый модуль программы
В течение недели изучаете уроки в удобном для вас режиме
В выходные дни участвуете в живых онлайн-вебинарах с преподавателем и другими студентами курса
Этапы занятий
По окончании обучения получаете удостоверение о повышении квалификации установленного образца
По окончании курса выдается
документ о повышении квалификации установленного образца.
Отзывы о Высшей школе медиации
Восстановительная медиация — это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
Наталия Кузнецова
- Людям возвращается возможность САМИМ решить свою ситуацию, без манипуляций, изгнания, агрессии, психологического, физического давления.
- Заглаживание вреда, исцеление жертвы, принятие ответственности за решение, восстановление отношений, участие сообщества — основные принципы восстановительного подхода.
Олеся Максимова
Эксперт СЭП РФ, Юрист, Медиатор
Благодаря курсу #ВШМ_insta_advokat «Восстановительная медиация» и его ведущему Антону Юрьевичу Коновалову изменилась моя родительская позиция, хотя изначально я шла на курс посмотреть, что за зверь такой «восстановительная медиация».
Яна В. Стюф
Медиатор, Юрист и медик
- Ругаться стало не интересно. совсем! Местами даже смешно.
- Любой (ну или почти любой) конфликт можно разрешить, если разобрать его по полочкам.
- Как мы ошибаемся, когда думаем за других. Вдвойне ошибаемся, когда навешиваем на них свои стандарты и шаблоны.
Юлия Штыхина
Юрист, Медиатор
Елена Ракович
Юрист, Медиатор
Форматы участия и цены
Тариф
«Базовый»
Доступ к закрытой учебной платформе с занятиями
5 обучающих модулей
5 практических вебинаров с обратной связью от преподавателей курса
Практические задания по каждому модулю
Методические материалы в электронном и печатном виде (стоимость 2500 включена в стоимость) бесплатной доставкой по России
Чат с участниками
В случае успешного прохождения — электронный сертификат
Доступ к курсу в течение 1 месяца после обучения (с возможностью платного продления)
Внимание.
Для выпускников ВШМ скидка на тариф «Базовый» составляет 10%
Подходит для тех, кто хочет получить теоретическую базу
Тариф
«Оптимальный»
Подходит для тех, кто хочет укрепить свои коммуникативные навыки
Тариф
«Персональный»
Подходит для тех, кто хочет освоить максимальное количество коммуникативных навыков
Доступ к закрытой учебной платформе с занятиями
5 обучающих модулей
5 практических вебинаров с обратной связью от преподавателей курса
Практические задания по каждому модулю
Методические материалы в электронном и печатном виде (стоимость 2500 включена в стоимость) с бесплатной доставкой по России
Чат с участниками
В случае успешного прохождения — удостоверение о повышении квалификации с бесплатной доставкой по России
Доступ к курсу в течение 2 месяцев после обучения (с возможностью платного продления)
Внимание.
Для выпускников ВШМ скидка на тариф «Оптимальный» составляет 20%
Для получения скидки свяжитесь с вашим куратором.
Доступ к закрытой учебной платформе с занятиями
5 обучающих модулей
5 практических вебинаров с обратной связью от преподавателей курса
Практические задания по каждому модулю
Проверка домашних заданий
Методические материалы в электронном и печатном виде с бесплатной доставкой по России
Чат с участниками
Отдельный чат с преподавателями
Конференц-звонки в ZOOM с преподавателями курса до 5-ти человек
В случае успешного прохождения — удостоверение о повышении квалификации с бесплатной доставкой по России
Доступ к курсу навсегда
Источник: club-pravo.ru