Цель работы: усвоить назначения и использование операторов ввода данных и вывода результата, оформления программы на Паскале, освоение программы с линейной структурой, используемых, как правило, для реализации обычных вычислений по формулам.
Краткие теоретические сведения
Программа на Паскале состоит из двух частей: описания используемых данных и операторов по их преобразованию. Вторая часть также называется программным блоком. Общий вид программы:
program (имя программы);
label (список меток);
const (список постоянных значений);
type (описания сложных типов данных);
var (описания данных программы);
begin (начало программного блока)
end. (конец программы)
Имя программы состоит не более чем из 8 знаков, начинается с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркивания. Программа начинается со слова program и заканчивается, словом end с точкой. Операторы, разделы и описания разделов заканчиваются точкой с запятой.
Описательная часть программы состоит из четырех разделов. Раздел меток label, раздел констант const и раздел типов type. Их использование будет рассмотрено в дальнейшем, по мере необходимости. Основным является раздел переменных var. В нем указываются имена переменных, используемых в программе, и их тип.
Структура программы на языке Pascal
Для числовых данных применяются основные описатели типов integer (целый) и real (вещественный). Например, в программе используются две целочисленные переменные и одна вещественная. Раздел переменных может иметь вид: var i,j: integer; x: real;
Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Когда при переводе на язык машинных кодов транслятор встречает описание переменной, он отводит для этой переменной ячейку памяти и ставит в соответствие имени переменной номер первого байта ячейки. Программный блок содержит операторы, описывающие алгоритм решения задачи.
Для сообщения данных компьютеру служат операторы ввода и вывода. Оператор ввода помещает вводимое значение переменной в отведенную для нее ячейку.
Оператор ввода: read (список имен); . Оператор read (читать) останавливает работу программы и ждет; пока пользователь наберет на клавиатуре число и нажмет . Введенное число помещается в оперативную память, в отведенную ячейку. Если список ввода содержит несколько имен, то для каждого надо ввести свое значение. Числа вводятся или через пробел, или через запятую, или нажатием клавиши . Например: read (i, j); требует ввода двух целых чисел. После работы этого оператора курсор располагается за последним числом, но не переводится на новую строку. Для перевода курсора на новую строку экрана дисплея после ввода данных надо использовать оператор readln (список имен);
Для вывода результатов работы программы на экран дисплея служит оператор write (список вывода);. Оператор write (писать) выводит данные на экран дисплея. Список вывода — перечисленные через запятую имена результатов или арифметические выражения, являющиеся результатом работы программы. Также в список вывода, для пояснения, входят заключенные в апострофы тексты.
Урок1. Структура программы на языке Паскаль
Например: write (x=«, x);. Этот оператор напечатает на экране, начиная с той позиции, где находится курсор, текст, заключенный между апострофами, и значение переменной х из оперативной памяти. Значение будет выведено в форме вещественного числа с плавающей точкой.
Чтобы число было выведено в форме с фиксированной точкой, надо после имени соответствующей переменной указать два целых числа, отделив каждое двоеточием. Первое из этих чисел показывает, сколько позиций занимает число (включая десятичную точку и знак числа). Второе равно количеству цифр дробной части числа. Например, для печати числа —23.57 как значения переменной x, оператор печати примет вид: write (`x= `, x:6:2);.На экран будет выдано x=-23.57. Перевод курсора на новую строку осуществляется оператором пустого вывода writeln;. Если надо перевести курсор после печати, то применяется writeln (список вывода);
После вывода результатов работы программы на экран в Турбо Паскаль система так быстро возвращается в редактор текстов программы, что пользователь не успевает увидеть эти результате. Чтобы задержать изображение, в конце программы следует ставить оператор пустого ввода readln;
Например: Пусть требуется найти сумму, произведение и разность двух данных чисел. Для каждого из чисел надо придумать имя переменной и указать ее тип. Затем ввести эти числа в отведенные ячейки и, используя возможность оператора вывода содержать арифметическое выражение, напечатать результаты. program P1;
write (`введите два числа через пробел, затем нажмите `);
readln (a, b);
write (` a + b = `, a + b, `a*b = `, a*b, `a — b = `, a- b);
Служебные слова Паскаля, выделенные жирным шрифтом, при наборе текста программы на клавиатуре никак не выделяются, их различает транслятор (синоним — компилятор). Поэтому служебные слова нельзя использовать в качестве имен. Первый оператор программного блока выводит на экран подсказку для пользователя — что он должен сделать. Для ввода данных рекомендуется создавать подобные подсказки.
При решении задач имена присваиваются не только исходным данным, но и результатам, а также получаемым промежуточным значениям. Поскольку в рассматриваемом примере надо получить три результата, введем для них переменные x, у, z.. В программе этим переменным будут присвоены значения суммы, произведения и разности двух вводимых чисел.
program P2;
var a, b, x, y, z: real;
write (`введите два числа через пробел, затем нажмите `);
readln(а, b);
write (`a + b = `, x, ` а * b = `, у, ` а — b = `, z);
Источник: vuzlit.com
Структура программы на языке Паскаль
Программа, написанная на алгоритмическом языке, переводится на язык машинных команд:
· program – необязательная строка;
— присваивается составителем программы (строится по правилам составления переменных).
Описательная часть программы
Все переменные, используемые в программе, должны быть описаны.
Описание начинается со служебного слова var.
program ff;
Var
i,n: integer;
x,y,z: real;
begin;
Список переменных от типа отделяется “: ”, одно описание от другого — “; ”, список переменных перечисляется через “, ”.
Если в программе используются метки, то они описываются с помощью служебного слова label. Метки могут быть числовые и символьные.
В программах на Паскале можно использовать константы, которые описываются с помощью служебного слова const.
Const
n=100;
Переменная — константа (n), более в программе не описывается, ее тип определяется присвоенным ей числовым значением.
Для определенияпользовательского типа данных используют служебное слово — type.
Type
in=integer;
Var
a,b: in;
С помощью служебного слова uses можно подключать к программе стандартные библиотечные модули. Стандартные модули объединяют функции определенного назначения и, в случае необходимости, подключаются к программе.
Например, для использования функции очистки экрана (clrscr), к программе подключают стандартный модуль crt.
Uses
crt;
Исполнительная часть программы
Выполнение программы начинается именно с исполнительной части.
Отдельные инструкции, входящие в программу, называются операторами. Операторы отделяются один от другого – “; ”.
Операторы бывают трех типов:
Структура составного оператора:
Begin
end;
Операторы языка Паскаль
Оператор присваивания
где “: =” – знак присваивания.
Следующие выражения читаются одинаково
x:=2; x:= 2;
y:=d+beta; y:=d+Beta;
Заглавные и прописные буквы в программе интерпретируются одинаково.
Операторы ввода-вывода
Оператор ввода:
Где readln — имя оператора ввода;
— список имен переменных, разделенных запятыми.
readln (a,b,c);
По данному оператору с клавиатуры необходимо ввести значения переменных a, b и c.
readln;
По этому оператору компьютер ожидает нажатия любой клавиши. Используется как последний в программе, чтобы успеть записать результаты вычислений.
Оператор вывода:
Где writeln — имя оператора вывода;
— список переменных вывода, разделенных запятыми.
writeln;
Оператор writeln без списка вывода можно использовать для пропуска пустых строк при оформлении вывода результатов.
В операторе writeln можно использовать формат вывода значений переменных.
writeln (’ a = ’, a:8:3, ’ b = ’, b:4);
Первая цифра (8) после имени переменной вещественного типа определяет количество позиций, выделенных под число, включая знак и десятичную точку, а вторая цифра (3) определяет количество позиций выделенных под дробную часть числа. Цифра, стоящая после имени переменной целого типа, определяет количество позиций, отводимых под число, включая знак.
При a =341.154, b = 2 результат на экране будет выглядеть:
При a = 1.3, b = 144 результат на экране будет выглядеть:
Источник: cyberpedia.su
Основы программирования: ТЕМА 02. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ В ПАСКАЛЕ. ВВОД И ВЫВОД ДАННЫХ.
презентация к уроку по информатике и икт (8 класс) на тему
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране дисплея. Создатель Паскаля Никлаус Вирт предложил первую версию строгого по форме и простого для написания программ языка в 1968 году, когда не существовало персональных компьютеров.
Данные презентации составлены по темам из раздела 3 учеб.для общеобразовательных учебных заведений авт. А.А.Кузнецов, Н.В.Ипатова «Основы информатики», 8-9 кл.:
ТЕМА 1. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ.
ТЕМА 2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ В ПАСКАЛЕ. ВВОД И ВЫВОД ДАННЫХ (+)
ТЕМА 3. РАБОТА В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ. РАБОТА В СИСТЕМЕ ABC ПАСКАЛЬ.
ТЕМА 4. УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР.
ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИКЛОВ.
ТЕМА 6. МАССИВЫ.
ТЕМА 7. АЛГОРИТМЫ ОБРАБОТКИ ТАБЛИЦ.
ТЕМА 8. ОПЕРАТОР ВАРИАНТА.
ТЕМА 9. ПОДПРОГРАММЫ.
ТЕМА 10. РЕКУРСИЯ.
ТЕМА 11. ОБРАБОТКА СТРОК В ПАСКАЛЕ.
ТЕМА 12. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА.
ТЕМА 13. ЗАПИСИ.
ТЕМА 14. ФАЙЛЫ В ПАСКАЛЕ.
В каждой презентации теоретический материал, примеры, базовые задачи, программы, вопросы и задания к теме. Презентации могут быть использованы на уроках информатики.
А.А.Кузнецов, Н.В.Ипатова
«Основы информатики», 8-9 кл.:
–Раздел 3. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Скачать:
![]() |
168.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основы программирования Учитель информатики и ИКТ ГОУ г.Москвы СОШ №310 «У Чистых прудов» Цыбикова Т.Р.
Структура программы в Паскале. Ввод и вывод данных. Тема 2. 03.11.2013 2 Цыбикова Т.Р.
Программа на Паскале Программа на Паскале состоит из двух частей : описания используемых данных , операторов по их преобразованию. Вторая часть также называется программным блоком. 03.11.2013 3 Цыбикова Т.Р.
Общий вид программы program ( имя программы ); label ( список меток ); const ( список постоянных значений ); type ( описания сложных типов данных ) ; var ( описания данных программы ); b egin ( начало программного блока ) ( алгоритм ) end . ( конец программы ) 03.11.2013 4 Цыбикова Т.Р.
Имя программы Имя программы состоит не более, чем из 8 знаков, начинается с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркивания. Программа начинается со слова program и заканчивается словом end с точкой. Операторы , разделы и описания разделов заканчиваются точкой с запятой. 03.11.2013 5 Цыбикова Т.Р.
Описательная часть программы Описательная часть программы состоит из четырех разделов. Использование таких разделов как раздел меток label , раздел констант const , раздел типов type будет рассмотрено по мере необходимости. Основным является раздел var . В нем указываются имена переменных, используемых в программе и их тип. Для числовых данных применяются основные описатели типов integer и real . 03.11.2013 6 Цыбикова Т.Р.
Раздел переменных Например, в программе используются две целочисленные переменные и одна вещественная. Раздел переменных может иметь вид: var i,j: integer ; x: real ; Имена переменных одного типа перечисляются через запятую , затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Когда при переводе на машинный язык транслятор встречает описание переменной, он отводит для этой переменной ячейку памяти и ставит в соответствие номер первого байта ячейки. 03.11.2013 7 Цыбикова Т.Р.
Программный блок Программный блок содержит операторы , описывающие алгоритм решения задачи. Для сообщения данных компьютеру служат операторы ввода и вывода . Оператор ввода помещает вводимое значение переменной в отведенную для нее ячейку. Оператор ввода : read ( список имен) ; 03.11.2013 8 Цыбикова Т.Р.
Оператор ввода Оператор read (читать) останавливает работу программы и ждет, пока пользователь наберёт на клавиатуре число и нажмет . Введенное число помещается в оперативную память, в отведенную ячейку. Если список имен содержит несколько имен, то для каждого надо внести свое значение. Числа вводятся или через пробел , или через запятую , или нажатием клавиши . read ( список имен) ; 03.11.2013 9 Цыбикова Т.Р.
Например, read ( i,j); требует ввода двух целых чисел. После работы этого оператора курсор располагается за последним числом, но не переводится на новую строку. Для перевода курсора на новую строку экрана дисплея после ввода данных надо использовать оператор readln ( список имен ); 03.11.2013 10 Цыбикова Т.Р.
Оператор вывода Для вывода результатов работы программы на экран дисплея служит оператор write ( список вывода ); Оператор write (писать) выводит данные на экран дисплея. С писок вывода – перечисленные через запятую имена результатов или арифметические выражения, являющиеся результатом работы программы. Также в список вывода, для пояснения, входят заключенные в апострофы тексты. write ( список вывода ); 03.11.2013 11 Цыбикова Т.Р.
Например, write (‘ x= ‘ , x ); Этот оператор напечатает на экране, начиная с той позиции, где находится курсор, текст, заключенный между апострофами , и значение переменной x из оперативной памяти . Значение будет выведено в форме вещественного числа с плавающей точкой. 03.11.2013 12 Цыбикова Т.Р.
Чтобы число было выведено в форме с фиксированной точкой Чтобы число было выведено в форме с фиксированной точкой, надо после имени соответствующей переменной указать два целых числа, отделив каждое двоеточием . Первое из этих чисел показывает, сколько позиций занимает число (включая десятичную точку и знак числа). Второе равно количеству цифр дробной части числа. 03.11.2013 13 Цыбикова Т.Р.
Например, для печати числа -23.57 как значения переменной x , оператор печати примет вид: write (‘ x= ‘ , x :6:2 ); На экран будет выдано x= -23.57 03.11.2013 14 Цыбикова Т.Р.
Оператор пустого вывода Перевод курсора на новую строку можно осуществить оператором пустого вывода writeln ; Если надо перевести курсор после печати, то применяется writeln ( список вывода ); 03.11.2013 15 Цыбикова Т.Р.
Оператор пустого ввода После вывода результатов работы программы на экран в Турбо Паскаль система так быстро возвращается в редактор текстов программы, что пользователь не успевает увидеть результаты. Чтобы задержать изображение, в конце программы следует ставить оператор пустого ввода readln ; 03.11.2013 16 Цыбикова Т.Р.
Рассмотрим пример программы Пусть требуется найти сумму, произведение и разность двух данных чисел. Для каждой из чисел надо придумать имя переменной и указать ее тип. Затем ввести эти числа в отведенные ячейки. Напечатать результаты, используя возможность оператора вывода содержать арифметическое выражение. 03.11.2013 17 Цыбикова Т.Р.
Пример программы program E1; var a,b: real ; begin writeln (‘ введите два числа через пробел, затем нажмите ‘); readln ( a,b ); writeln (‘ a+b = ‘, a+b , ‘ a*b= ‘,a*b, ‘ a-b= ‘,a-b); end. 03.11.2013 18 Цыбикова Т.Р.
Служебные слова Паскаля Служебные слова Паскаля, выделенные жирным шрифтом, при наборе текста программы на клавиатуре никак не выделяются, их различает транслятор (синоним-компилятор). Поэтому служебные слова нельзя использовать в качестве имен. Первый оператор программного блока выводит на экран подсказку для пользователя − что он должен сделать. Для ввода данных рекомендуется создавать подобные подсказки. 03.11.2013 19 Цыбикова Т.Р.
Пример программы program E1; var a,b: real; begin writeln (‘ введите два числа через пробел и затем нажмите ‘); readln ( a,b ); writeln(‘ a+b = ‘, a+b , ‘ a*b= ‘,a*b, ‘ a-b= ‘,a-b); end. Первый оператор программного блока выводит на экран подсказку для пользователя — что он должен сделать. Подсказка для пользователя пишется между апострофами. 03.11.2013 20 Цыбикова Т.Р.
При решении задач имена присваиваются При решении задач имена присваиваются не только исходным данным , но и результатам , а также получаемым промежуточным значениям. Поскольку в рассматриваемом примере надо получить три результата, введем для них переменные x, y, z. В программе этим переменным будут присвоены значения суммы, произведения и разности двух вводимых чисел. 03.11.2013 21 Цыбикова Т.Р.
Например, program E 2 ; var a, b , x, y, z: real ; begin writeln (‘ введите два числа через пробел, затем нажмите ‘); readln ( a,b ); x:= a+b ; y:=a*b; z:=a-b; writeln(‘ a+b = ‘,x, ‘ a*b= ‘,y, ‘ a-b= ‘,z); end. 03.11.2013 22 Цыбикова Т.Р.
Вопросы и задания Для чего необходимо описывать данные в программе? Как описать переменные одного типа, например, вещественного? Какой оператор используется для ввода данных? Куда попадают введенные с клавиатуры числа при работе оператора ввода? Как перевести курсор на новую строку после ввода данных?
03.11.2013 23 Цыбикова Т.Р.
Вопросы и задания Как вывести результаты работы программы на экран дисплея? Как сделать, чтобы данные выводились с новой строки? Как увидеть результаты ввода на экране дисплея, если уже сработал write ? Можно ли получить результат вычислений без использования оператора присваивания? 03.11.2013 24 Цыбикова Т.Р.
Вопросы и задания Напишите программу вычисления среднего арифметического двух чисел. Напишите программу вычисления расстояния между двумя точками плоскости. Напишите программу вычисления площади треугольника по формуле Герона. Напишите программу вычисления площади боковой поверхности куба.
Напишите программу вычисления площади и гипотенузы прямоугольного треугольника, если известны его катеты. 03.11.2013 25 Цыбикова Т.Р.
Вопросы и задания Напишите программу вычисления суммы модулей трех вещественных чисел. Напишите программу вычисления площади круга, если известна длина окружности. Напишите программу вычисления площади равностороннего треугольника. Напишите программу возведения числа в четвертую степень за две операции.
Напишите программу возведения числа в седьмую степень за четыре операции. 03.11.2013 26 Цыбикова Т.Р.
Вопросы и задания Напишите программу определения времени встречи двух автомобилей, если известно расстояние между двумя пунктами, откуда они вышли навстречу друг другу одновременно, а также их скорости. Напишите программу вычисления суммы арифметической прогрессии, если известен её начальный член и разность, а также количество её членов. УКАЗАНИЕ : при работе на компьютере укажите разные форматы вывода чисел с фиксированной точкой, выполните программу для разных данных несколько раз. 03.11.2013 27 Цыбикова Т.Р.
Литература А.А.Кузнецов, Н.В.Ипатова «Основы информатики», 8-9 кл .: Раздел 3. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, С.87-91 03.11.2013 Цыбикова Т.Р. 28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы программирования: ТЕМА 03. РАБОТА В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ. РАБОТА В СИСТЕМЕ ABC ПАСКАЛЬ.
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране .
Основы программирования: ТЕМА 11. ОБРАБОТКА СТРОК В ПАСКАЛЕ.
В памяти компьютера могут храниться числа и символы. Любой символ занимает один байт памяти. Для данного, соответствующего одиночному символу, используется описатель char. Символы могут объединяться в.
Учебное пособие «Ввод и вывод данных в Паскале»
Разработка урока «Ввод и вывод данных в Паскале» с электронным пособием разработанным на языке программирования Делфи 7.
Система программирования Basic-256. Операция присваивания. Ввод и вывод данных.
Презентация к уроку. Алфавит языка. Понятие велечины. Линейный алгоритм.
Зачёт по теме «Организация ввода и вывода данных».
презентация к уроку «История и общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных»
Данную презентацию можно использовать на уроках информатики в 8 классе при изучении программирования.
Технологическая карта урока информатики по теме «Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов», 8 класс
тема «Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмовhttps://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2014/01/26/osnovy-programmirovaniya-tema-02-struktura-programmy-v» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]