Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, представлены следующими типами: учреждения дополнительного образования детей, учреждения дополнительного образования взрослых, учреждения дополнительного образования смешанного типа.
Дополнительное образование детей — «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».
При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов,
Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным [Проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции 5-6 сентября 2010 года. — Пенза — Ереван — Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. — 487 с.].
20 01 21 Проектируем рабочую программу воспитания специфика дополнительного образования
1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.
2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.
3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.
4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 — 12 учащихся — это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.
6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.
7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.
9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Федеральная образовательная программа ДО: воспитательные, обучающие и развивающие задачи
10. Возможность развития дистанционной формы обучения.
11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.
Осмыслению сущности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей способствуют исследованияА.П. Асмолова, Н.Л. Буйловой, В.А. Березинойи других, а также вышеуказанные особенности системы дополнительного образования детей позволяют выявить ее основные функции:
· образовательная (получение новых знаний);
· воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров);
· развивающая (развитие познавательной сферы);
· функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка);
· функция социализации (освоение социального опыта);
· функция самореализации (самоопределение и саморазвитие);
· креативная (раскрытие творческих способностей);
· компенсационная (углубление и дополнение основного образования);
· профориентационная (предпрофессиональное самоопределение);
· рекреационная (организация досуга);
· интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).
Учреждение дополнительного образования детей, по мнению И.А. Щетинской, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована» [Щетинская, А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие / А. И. Щетинская. — Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. — 100 с.].
В постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» определены следующие виды образовательных учреждений дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, спорта, культуры и т.д.; центры дополнительного образования детей, развития детей и юношества, оздоровительно-образовательные центры и т.д.; дома детского и юношеского творчества; станции юных натуралистов, детского и юношеского творчества; школы искусств, спортивные школы; студии. До 2006 года в этот перечень также входили: музеи литературы и искусства; клубы юных натуралистов, туристов и т.д.; детские оздоровительно-образовательные лагеря.
Методологической базой учреждений дополнительного образования детей является «парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. В основе дополнительного образования детей лежат идеи педагогики развития, педагогики свободы» [Щетинская, А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие / А. И. Щетинская. — Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. — 100 с.].
Анализ исследований Л. М. Андрюхиной, А. Г. Асмолова, В. А. Березиной, О. Е. Лебедева и других ученых, приверженцев понимания дополнительного образования как средства творческого развития ребенка позволяет определить принципы построения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей:
· принцип гуманизма — утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры;
· принцип детоцентризма — приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправный субъект образовательного процесса;
· принцип демократизма — право каждого ребенка на выбор своей траектории развития;
· принцип кульутросообразности — ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества;
· принцип природосообразности — учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
· принцип дифференциации и индивидуализации образования — выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами;
· принцип творчества — развитие творческих способностей детей; · принцип системности — преемственность знаний;
· принцип сотрудничества — признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.
Дополнительное образование — это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует ключевые компетентности:
· в сфере познавательной деятельности;
· в сфере социально-трудовой деятельности;
· в сфере гражданско-правовой деятельности;
· в сфере культурно-досуговой деятельности.
В условиях становления информационного общества доминируют следующие компетентности:
· компетентности познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, принятие нестандартных решений в проблемных ситуациях);
· компетентности практической деятельности (умение наблюдать, рефлексировать, навыки опытно-исследовательской деятельности, проектирование, моделирование);
· компетентности владения информационными технологиями (преобразование информации, информационная культура).
Таким образом, современное дополнительное образование — это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Рабочая программа воспитания ПДО пример
рабочая программа
Рабочая программа воспитания для обучающихся детского объединения «____________» разработана педагогом дополнительного образования-руководителем детского объединения согласно требованиям следующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
3. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р (ред. От 30.03.2020);
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;
6. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. От 16.07.2020);
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16);
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Программа воспитания ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на 2021-2024 гг. (проект);
10. Методические рекомендации «Рабочая программа воспитания в системе дополнительного образования ГБУ ДО ЦТТ».
Актуальность программы
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)
Адресат программы
Рабочая программа воспитания предназначена для всех групп обучающихся, а также их родителей (законных представителей) детского объединения «_______________» в возрасте _______ лет.
Данная программа воспитания рассчитана на один учебный год.
Источник: nsportal.ru
Программа воспитательной работы в дополнительном образовании детей и подростков
Направленность программы «Таланты без ограничения» — социально-педагогическая, художественная.
Новизна программы.
Весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала учащегося, мотивацию к самореализации и к личностным достижениям учащихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в связи со сложившейся в мире и нашей стране эпидемиологической обстановкой и введением ограничительных мер, многие проекты пришлось адаптировать под условия дистанционного формата. Большинство форм прекрасно подходят для режима удаленной работы за счет применения современных дистанционных технологий. В этом учебном году полностью пришлось отказаться от массовых мероприятий, таких как: концерты, спектакли, личные встречи, и данная программа раскрывает максимально интересные формы работы в данных образовательных условиях.
Педагогическая целесообразность программы. Главный акцент делается на раскрытие, формирование, становление и развитие творческого потенциала каждого учащегося, умение адаптироваться в заданных условиях, развивать коммуникативные способности; создание условий для творческого взаимодействия родителей и учащимися; развитие предметных и содержательных связей между учащимися в процессе творческой деятельности. Специфические принципы дистанционных технологий основываются как на общепедагогических принципах, так и на: интерактивности, открытости, гибкости, адаптивности, идентификации, индивидуализации, что позволяет разнообразить досуг учащихся, обеспечить новые площадки для творческой реализации учащихся, творческих коллективов и образовательных учреждений в целом.
Отличительные особенности.
Отличительными особенностями является, во-первых, наличие авторских разработок:
1. Разработки разнообразных он-лайн конкурсов для учащихся, направленных на достижение поставленных целей и задач данной программы;
2. Разработки по съемке видеороликов и фильмов, замещающих концертную деятельность в условиях ограничительных мер.
Во-вторых, наличие актива учащихся, созданного для достижения целей и поставленных задач программы, а также реализации концертно-исполнительской (съемке видеороликов) деятельности в планируемых мероприятиях МОУ Центр Ворошиловского района. В актив входят учащиеся объединений художественного и организационного-методического отделов, а именно: «Инфинити», «Мельпомена», «Калинка», «Аэлита», «Аюшки», «Фейерверк», «Родничок», «Мираж», «Надежда», «Справушки».
В-третьих, предусмотрено оказание методической и практической помощи со стороны педагога-организатора по подготовке к участию в дистанционных конкурсах театральной направленности учащимся МОУ Центр Ворошиловского района, а также по запросу ОУ Ворошиловского района (разработаны методические рекомендации по подготовке ко конкурсам чтецов, по подготовке агитбригад и инсценировок).
Четвертая особенность заключается в том, что для каждого он-лайн конкурса создается одноименная открытая группа в социальной сети ВКонтакте, где публикуются вся актуальная информация, фото и видеоматериалы, что позволяет легко взаимодействовать участникам конкурса с организаторами, а также между собой.
Цель программы «Таланты без ограничений»: создание благоприятных условий для социализации, развития творческих способностей и возможностей учащихся и их педагогов, с применением современных образовательных дистанционных технологий.
Задачи, поставленные на 2020-2021 учебный год:
1. Развитие интереса у учащихся к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности;
2. Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности учащихся в общении;
3. Воспитание здорового образа жизни, формирование экологической культуры;
4. Способствовать реализации интересов и потребностей учащихся в различных видах общественной деятельности;
5. Обеспечить участие учащихся в различных конкурсах, фестивалях, проектах и акциях районного, городского, всероссийского и международного уровня;
6. Рост качества проводимых мероприятий;
7. Развитие роста профессионального мастерства, а также распространения опыта работы педагогов;
8. Повышение стремления к достижению высоких результатов в деятельности, в том числе педагогической;
9. Предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения в условиях ограничительных мер.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня коммуникативных навыков и культуры общения (коммуникативный потенциал);
2. Развитие потребностей у детей к самовыражению, познавательной, творческой активности (художественный потенциал).
Способы проверки ожидаемых результатов:
1. Анализ подготовки и проведения мероприятий с применением дистанционных форм организации.
2. Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников, охват зрителей).
3. Социальные показатели (заинтересованность учащихся, педагогов и родителей).
4. Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий в он-лайн режиме.
Формы проведения досуговых мероприятий в данной программе:
• Развлекательные программы;
• Конкурсы творческого мастерства;
• Акции;
• Праздничные мероприятия – съемка видео поздравлений.
Проекты, запланированные на 2020-2021 учебный год:
Уровень ОУ:
• Новогодняя развлекательная программа «Новогодний карнавал» (проводится в группах объединений МОУ Центр отдельно);
• Видео поздравление «С новым годом, мамы, с новым годом, папы!»;
• Видео поздравление «8 марта»;
• Отборочный тур на районный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»;
• Отборочный тур на районный этап городского фестиваля детского художественного творчества «Калейдоскоп детских фантазий».
Муниципальный (районный) уровень:
• Видео-приветствие для августовской районной педагогической конференции;
• Видео поздравление для педагогических работников Ворошиловского района «С Днем Учителя»;
• Видео поздравление для педагогических работников Ворошиловского района «Новогодний экспресс»;
• Районный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»;
• Районный этап городского фестиваля детского художественного творчества «Калейдоскоп детских фантазий».
Городской уровень:
• Видео-приветствие для августовской районной педагогической конференции;
• Городской дистанционный творческий конкурс «Один в один»;
• Городской конкурс профессионального мастерства среди педагогов образовательных учреждений Волгограда «От игры к успеху»;
• V открытый городской фестиваль-конкурс уличных танцев «Танцующий город»;
• «Битва семиклассников», городской конкурс со спортивным, интеллектуальным, творческим этапами.
Региональный уровень:
• I открытый региональный конкурс-фестиваль уличных танцев «Танцы в сети» г. Волгограда и Волгоградской области.
Методы, использованные в данной программе:
1. Соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях);
2. Метод импровизации (используется в развлекательных программах);
3. Метод наблюдения;
4. Метод игры;
5. Метод контроля.
Для достижения выше указанных целей и задач необходимо использование современных инновационных технологий:
• Интернет технологии;
• Информационно и коммуникационные технологии;
• Технология оценивания;
• Технология «Портфолио»;
• Интерактивные технологии;
• Электронные технологии;
• Облачные технологии.
Целевая аудитория:
Учащиеся и педагогические работники МОУ Центр Ворошиловского района, ОУ Ворошиловского района, города Волгограда и Волгоградской области.
Срок реализации программы воспитательной работы – 1 год.
Методическая работа
1. Разработка сценарного материала для проведения мероприятий
2. Разработка положений о конкурсах и фестивалях, планируемых в 2020-2021 учебном году
3. Разработка методических рекомендаций для педагогов по подготовке выступлений к творческим конкурсам
4. Участие в методических заседаниях отдела организационно-массовой и методической работы
5. Участие в проведении инструктивно-методических совещаний, конференций, консультаций учреждения, района, города
6. Работа с интернет ресурсами
7. Знакомство с нормативными документами
8. Знакомство с новинками методической литературы
9. Поиск и внедрение новых, нетрадиционных, более интересных и доступных форм организации мероприятий
Аналитическая деятельность
1. Анализ работы за 2020-2021 учебный год.
2. Заполнение документа «Критерии и показатели эффективности деятельности педагогических работников» за 2020-2021 учебный год.
3. Перспективный план работы на 2021-2022 учебный год.
Информационная деятельность
1. Оформление сценарной продукции, систематизация в тематические папки.
2. Формирование банка методической продукции отдела.
3. Публикация методических материалов на интернет-порталах, в блоге на педагогическом сайте и печатных изданиях.
4. Изучение и распространение позитивного опыта профессиональной деятельности педагогических работников
Консультативная деятельность
1. Организация и проведение консультаций с педагогами, ответственными за участие от ОУ в планируемых мероприятиях.
2. Организация и проведение консультаций с родителями учащихся по организации планируемых мероприятий.
3. Работа в составе жюри конкурсов различного уровня.
4. Участие в семинарах и мастер-классах различного уровня в качестве спикера.
Список используемой литературы:
1. Поддубная И. А. «Дистанционные образовательные технологии» г. Оленегорск Мурманской области 2020
2. Хромцова, Ю. Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении г. Краснодар: Новация, 2020
3. Ховатова Л. В. «Реализация воспитательной деятельности в условиях дистанционного обучения статья» Доклад для методического объединения воспитателей ГПД, 2020
Скачать Программа воспитательной работы «Таланты без ограничений» на 2020-2021 учебный год
Ваш браузер должен поддерживать фреймы
Источник: ped-kopilka.ru