Воспитательная система школы
Воспитательная система школы – это система, организующая целостный воспитательный процесс через интеграцию двух основных подсистем школы: обучающую и воспитывающую. В ней объединяются все педагогические воздействия на детей, создающие единое воспитательное пространство, в котором развивается личность учащегося.
Обучающая подсистема дает ученикам определенный уровень образованности, который соответствует их потенциалу и обеспечивает дальнейшее личностное развитие. Воспитывающая подсистема должна создавать у детей систему ценности, обеспечивающую стремление саморазвиваться и самосовершенствоваться во всех направления деятельности людей.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
К функциям воспитательной системы можно отнести:
- организовать целостный учебно-воспитательный процесс (единство целей и содержания, форм и методов);
- разрабатывать и реализовывать воспитательные программы, в рамках которых будут спроектированы и созданы наиболее благоприятные условия для разностороннего развития учеников;
- организовывать совместную творческую и развивающую деятельность школы, семьи и общественности;
- развивать гуманистические отношения детей и взрослых;
- формировать творческий потенциал личности учеников.
Принципы и концепция осуществления воспитательной работы
Направленность воспитательной деятельности школы предполагает поиск внутренних источников развития, рациональное использование накопленного инновационного потенциала, с использованием следующих основных принципов: партнерства, целостности, саморазвития.
Планирование воспитательной работы в школе
Основная цель воспитательной деятельности школы – развивать личность учеников, раскрывать потенциал творческих способностей, социализировать учеников на основании традиционных ценностей российского общества.
«Воспитательная система школы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Этой целью обеспечивается решение следующего ряда воспитательных задач:
- обеспечивать уровень образования и духовно-нравственное воспитание, соответствующее современным требованиям, на основании системного обновления содержания воспитания и образования, внедрение современных педагогических технологий и инноваций;
- создать психолого-педагогические условия, учитывающие индивидуально-личностный потенциал учеников, чтобы лучше реализовать общие цели обучения;
- развивать у учеников смостоятельное мышление и способность самообразовываться и саморазвиваться;
- формировать чувство гражданственности, любви к Родине и семье, уважительное отношение к духовному и культурному наследию своего народа и народов мира;
- обеспечивать адресную поддержку одаренных детей и детей-инвалидов в разных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
- создать условия по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Иными словами, поставленные задачи должны развивать в учениках общечеловеческие ценности, сделать их членами социума, которые бы выполняли единые нормы и требования многонационального общества, а также воспитывать личности, имеющие собственную систему нравственных и культурных ценностей.
Воспитание в школе: анализ нововведений-2022
В школе обязательно есть план воспитательной работы на учебный год и каждый месяц. У каждого классного руководителя есть план воспитательной работы с классом на учебный год. Воспитательная деятельность регламентируется локальными актами школы.
Всю внеурочную деятельность учеников и учителей общеобразовательной школы организуют таким образом, что коллективные творческие дела объединяют в творческие модули. Центром такого модуля выступает яркое общее ключевое дело. Это дает возможность создать внутри школы периоды творческой активности, задавать четкий ритм жизни коллектива школьников, избегая стихийности, оказывать дополнительную действенную помощь классному руководителю.
Избегать стихийности помогает циклограмма школьных дел на месяц:
- Первая неделя месяца – задания от органов самоуправления:
- понедельник – заседание комитета культуры;
- вторник – совет комитетов по образованию и оформительского комитета;
- среда – комитеты труда и спорта;
- четверг – дисциплинарный комитет;
- пятница – старостат.
- Втораянеделя месяца – организация предметных недель и классных часов, на которых обсуждают информацию с заседаний органов самоуправления и организация подготовки к реализации ключевого дела;
- Третья неделя месяца – проведение тематических классных часов по тематике воспитательного модуля. Ключевое дело 2-4 классов при участии учеников 5-7 классов;
- Четвертая неделя месяца – проведение ключевых дел 5-7 и 8-9 классов. Организационные классные собрания, с целью анализа проведенных дел.
Приоритетные направления воспитательной работы
Выделяют ряд направлений воспитательной работы в школах, каждое из которых реализует свои задачи в рамках направленности:
- Нравственно-эстетическое воспитание:
- формирует у учеников культуру поведения, эстетический вкус и уважение личности;
- создает условия для развития у учеников творческих способностей.
- Гражданско-патриотическое воспитание:
- формирует у учеников такие качества, как чувство долга, ответственности, чести и достоинства личности;
- воспитание любви и уважения к традициям Отечества, семьи и школы.
- Экологическое воспитание:
- ученики изучают природу и историю родного края;
- формирование правильного отношения к окружающей среде;
- организует работу по совершенствованию туристских навыков;
- содействует проведению исследовательской работы учеников;
- проводят природоохранные акции.
- Физкультурно-оздоровительное воспитание:
- формирование у учеников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- популяризация занятий спортом и физкультурой;
- пропаганда здорового образа жизни.
- Самоуправление в школе и в классе:
- развитие у учеников активности, ответственности, самостоятельности и инициативности;
- развитие самоуправления в школе и в классе;
- организация учебы актива классов.
- Проектная деятельность:
- стимулирование интереса учеников к исследовательской деятельности и научной работе;
- обучение учеников использованию проектного метода в социально-значимой деятельности.
- Методическая работа:
- изучение и обобщение опыта работы классных руководителей;
- оказание методической помощи классным руководителям при осуществлении работы с классом.
- Работа кружков и спортивных секций:
- сохранение постоянно работающих секций и кружков;
- контролирование работы секций и кружков;
- увеличение количества спортивных секций.
- Контроль за воспитательной деятельностью:
- соблюдение подотчетности всех частей воспитательной деятельности;
- выявление недостатков воспитательной работы и работа по их устранению.
Источник: spravochnick.ru
Что за новые программы воспитания начали применять в школах с 1 сентября?
С 1 сентября 2021 года программа воспитания становится неотъемлемой частью образовательной программы. Ранее в Министерстве просвещения России подготовили примерные программы для воспитательной работы. В прошлом году их апробировали в 17 тысячах учебных заведений.
В чем суть воспитательных программ?
Каждая образовательная организация разрабатывает и утверждает воспитательную программу самостоятельно. Примерная программа воспитания была одобрена 2 июня 2020 года и размещена в реестре примерных основных общеобразовательных программ на портале fgosreestr.ru.
Программа должна содержать конкретное описание воспитательной работы с детьми. Среди направлений воспитательной работы рассматриваются:
- патриотическое воспитание;
- проектная деятельность (в т. ч. учебно-исследовательская);
- волонтерская деятельность;
- культура, творчество, досуг;
- спорт и здоровый образ жизни;
- укрепление семейных ценностей;
- профилактика негативных явлений в школьной среде и т. д.
Зачем вводят воспитательные программы?
Программы воспитания направлены на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Используя их, педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.
Какие мероприятия будут проводить в рамках воспитательных программ?
Воспитательные программы будут включать социальные школьные проекты, дискуссионные площадки, спортивные праздники, посещение театров, музеев, экскурсии и другие мероприятия.
На школьном уровне могут проводиться:
- разные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел;
- общешкольные праздники, творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) конкурсы, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами;
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования;
- капустники — театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами юмора, пародий, импровизаций;
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, в соревнованиях, олимпиадах и т. д.
Ссылки:
Источник: aif.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВОЗРАСТНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
Программа — изложение цели и содержания деятельности организации, объединения или отдельной личности.
Программа воспитания — изложенная в соответствии с целями воспитания перспектива развития образовательно-воспитательного учреждения (направления, этапы, ресурсы, мероприятия, критерии эффективности), ориентированная на средний или долгосрочный период. Программа может быть комплексной и целевой. Комплексная программа затрагивает все сферы жизнедеятельности образовательной организации. Целевая программа связана с обеспечением эффективности какого-либо направления воспитания детей (программой профилактики наркотической зависимости или девиантного поведения подростков).
Лейтмотивом здесь выступает отношение к миру, познание мира, взаимодействие с миром.
Содержание программы должно быть отражено в ее структуре. Так, например, Н.Е. Щуркова [1] выделяет в программе воспитания две части. Первая часть «Общая модель программы воспитания». В ней определены следующие разделы:
1) «Формирование ценностных отношений к природе как общему дому человечества»;
- 2) «Формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни»;
- 3) «Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле»;
- 4) «Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни»;
- 5) «Формирование образа жизни, достойной человека»;
- 6) «Формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути».
Вторая часть программы — это «Программа воспитания школьника»:
- • «Первоклассник»;
- • «Младшеклассник»;
- • «Младший подросток»;
- • «Старший подросток»;
- • «Старшеклассник»;
- • «Выпускник».
Современная технология педагогического проектирования включает семь основных процедур разработки программы воспитания:
- 1) подготовка информационной справки о наличии системы воспитания в образовательной организации;
- 2) проблемный анализ воспитания детей;
- 3) разработка концепции воспитания;
- 4) определение стратегии и задач перехода к программе воспитания;
- 5) выделение этапов создания программы воспитания;
- 6) разработка плана действий по созданию программы;
- 7) научно-методическая экспертиза программы.
Программа воспитания должна отвечать семи требованиям качества: актуальности, прогностичности, рациональности, реалистичности, целостности, контролируемости, чувствительности к объективным «сбоям».
Качество разработки программы обеспечивается применением «технологической цепочки», которая состоит из нескольких этапов.
Первый этап — конкретизация пространства программы. На этом этапе необходимо ответить на несколько воспросов:
- • какова продолжительность реализации программы (например, программа рассчитана на учебный год, четверть, один тематический день или неделю)? На какие возрастные группы рассчитана программа?
- • на какую категорию детей рассчитана программа (участниками программы могут быть воспитанники общеобразовательной организации, но могут быть и дети с ограниченными возможностями развития (дети-инвалиды), могут быть дети с девиантным поведением, сироты, дети-представители определенного типа общественных организаций, одаренные дети и т.д.)?
Второй этап — выделение духовно-нравственных смыслов и ценностей как детерминант программы воспитания. На этом этапе необходимо ответить на следующие вопросы:
- • какие актуальные воспросы призвана решить создаваемая программа?
- • какое место займет настоящая программа в системе воспитательной деятельности коллектива образовательной организации?
- • какие аспекты актуальных проблем развития воспитания в образовательной организации затрагивает создаваемая программа?
- • какие специфические характеристики социокультурного пространства и воспитательной среды обусловливают особенности программы?
- • в чем заключается особый воспитательный потенциал образовательной организации, детского и педагогического коллективов, окружающей социоприродной среды, на реализацию которого будет направлена программа?
- • каковы духовно-нравственные детерминанты воспитания, определяющие направленность программы?
Ответы на эти вопросы позволят педагогу определить пространство программы и выявить проблему (комплекс проблем), на решение которой она будет направлена, выявить воспитательный потенциал пространства и воспитательной среды образовательной организации.
Третий этап — разработка или применение существующей концепции воспитания, соответствующей направлению программы.
Четвертый этап — определение цели и задач воспитания, соответствующих направленности программы.
Целью программы является решение проблемы воспитания образовательной организации. Цель программы конкретизируется задачами. Каждая задача должна быть ориентирована на достижение конкретного результата. Задачи необходимо формулировать так, чтобы решение или нерешение их можно было так или иначе зафиксировать по завершении программы. Задачи должны быть рассчитаны на конкретный временной период реализации программы, быть реальными, но вместе с тем ориентированными на позитивный результат по достижению цели.
Пятый этап — обоснование и описание содержания программы воспитания.
При конкретизации цели программы задачами выделяются основные содержательные блоки программы, поскольку за счет реализации определенного содержания воспитания достигается прогнозируемый результат.
Содержание программы завершается разработкой механизмов реализации программы, предполагающей наличие модели воспитательного процесса и воспитательной системы.
Структура программы и технология ее реализации могут быть представлены в следующих методических единицах:
- • введение;
- • ресурсное обеспечение программы;
- • возраст детей, для воспитания которых создается программа (возрастная модификация программы);
- • сроки реализации программы;
- • принципы организации воспитательной деятельности;
- • механизм воспитания;
- • организация программы;
- • управление программой:
- — информационное обеспечение программы;
- — методическое обеспечение программы;
- — работа с педагогическими кадрами;
- — работа с обучающимися;
- — создание условий для сотрудничества педагогов, родителей, детей;
- — контроль, анализ и корректировка программы;
- — материально-техническая и кадровая поддержка программы;
Проект программы воспитания подвергается теоретико-методо- логическому анализу (экспертизе) с помощью технологической карты.
Технологическая карта теоретико-методологического анализа программы воспитания [2]
Ведущая идея программы
Механизмы реализации программы
Модель личности обучающегося
Подходы, теории программы
Технология реализации программы
Возможность внедрения программы
Условия реализации программы
Авторское заключение-рецензия на программу (название программы, автор)
В заключении-рецензии отражается научно обоснованное мнение автора рецензии о соответствии анализируемого документа содержанию понятий «программа», «программа воспитания».
Реализация программы осуществляется образовательной организацией по направлениям воспитания (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, детские организации, объединения, краеведческая работа, научно-практические конференции, научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д. При отсутствии возможности для реализации программ воспитания образовательная организация, в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Внедрение программы воспитания в деятельность образовательной организации осуществляется в три этапа.
Подготовительный этап внедрения воспитательной программы. Создание инициативной группы по внедрению инновационной воспитательной программы; определение и расширение субъектов внедрения инновационной воспитательной программы; ознакомление субъектов внедрения с реализацией программы воспитания.
Этап планирования внедрения воспитательной программы. Разработка имитационной модели внедрения воспитательной программы; разработка плана внедрения инновационной воспитательной программы; обсуждение в образовательной организации плана внедрения воспитательной программы; проведение научно- методической и управленческой экспертизы имитационной модели внедрения воспитательной программы; утверждение плана внедрения воспитательной программы на заседании педагогического совета и конференции образовательной организации.
Этап внедрения воспитательной программы. Введение воспитательной программы в воспитательный процесс образовательной организации. Корректировка воспитательной программы в период введения в воспитательный процесс образовательной организации; информационное обеспечение внедрения воспитательной программы; технологическое обеспечение внедрения воспитательной программы в воспитательный процесс (методы, методики, информационно-коммуникативные технологии); организационное обеспечение внедрения (функции субъектов воспитания; организация сетевого партнерства субъектов воспитания); оценка качества внедрения программы и его уровни: результативный, эвристический, креативный.
Результативность воспитания достигается применением многообразия типов и видов программ: федеральная программа воспитания, региональная программа воспитания, программа воспитания образовательной организации или организации и объединения детей и подростков.
Задания для самостоятельной работы
- 1. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М., 2005.
- 2. Программа воспитания школьников «Я — гражданин России» // Народное образование. 2002. № 2. С. 168—177.
- 3. Швецова Л.В. Воспитательные программы современной школы. М., 2006.
Дополнительная
- 1. Чепурных Е. Программа воспитания: итоги реализации // Народное образование. 2002. № 2. С. 13-15.
- 2. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. 48 с.
Источник: studref.com
Растим личность по ФГОСу: что нужно знать о новой воспитательной программе в школе
Изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте требуют сделать подход к воспитанию школьников более системным. В приоритете государства — личностное развитие, современные практики и самостоятельно созданные педагогами материалы. По следам августовского онлайн-педсовета ГК «Просвещение» рассказываем, какие методы помогут учителям справиться с новой задачей.
Зачем нужна программа воспитания
По оценке заместителя директора Лицея МГИМО МИД России (Москва) Ильи Демакова, подходы к воспитанию в школе постоянно меняются, и сейчас система образования находится в поисках нового консенсуса. Ситуацию осложняет то, что многим учителям непонятно, что такое воспитательное действие. Если с учебными все проще: их можно спланировать и детализировать, то воспитание — более запутанный вопрос.
Внести ясность помогает аналогия с игрой: чтобы она состоялась, требуется установить правила. Именно это происходит сейчас с программой воспитания — чтобы она заработала, система образования определяет правила и устанавливает границы.
Кроме того, когда работа ведется в одной системе и определенных рамках, у педагогов появляется возможность оценивать ее эффективность.
«Бояться нормирования не стоит — в данном случае это не формализм и не имитация», — убеждена доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Ольга Журавлева.
Примерная программа воспитания позволяет соблюсти баланс между творчеством педагога и общими целями и задачами, которые заложены в образовательном стандарте. Кроме того, в ней заложен проектный, сценарный подход и гибкость: есть инвариантные модули (курсы внеурочной деятельности) и вариативные.
Как проектировать программу
«Когда мы проектируем программу воспитания, мы отвечаем на вопросы «зачем?», «почему?», «как?» и «какие будут результаты?», — поясняет заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук Алексей Кисляков, — Так учитель понимает свою роль в реализации программы».
Что следует помнить, работая над программой воспитания
1. Содержание важнее формы.
2. Универсального шаблона нет.
Соотнесите шаблонные наработки с реальной образовательной и воспитательной средой, людьми и ресурсами, которые есть в вашей школе, и адаптируйте их.
3. Авторская разработка — самая эффективная.
Большинство не хотят тратить время на разработку и предпочитают адаптировать готовые сценарии. Как правило, дальше планов добавить что-то свое дело не доходит. Но для воспитательного процесса важно, чтобы учителя сами создавали уникальные программы под конкретные ситуации или задачи.
В помощь педагогам ГК «Просвещение» разработала новый цифровой сервис — «ПРОвоспитание». Это цифровой конструктор, который поможет в создании программ воспитания классным руководителям, заместителям директоров и другим специалистам. В нем предусмотрена возможность автоматизировать самоконтроль и самоанализ в вопросе воспитательной работы.
Кроме того, сервис включает:
- готовые шаблоны, которые можно использовать, подстраивать под себя и корректировать;
- готовые сценарии,чтобы облегчить труд педагогам, помочь с подбором материалов;
- библиотеку методических материалов и пособий от ГК «Просвещение».
Ознакомиться с сервисом подробнее и оставить заявку на участие в его закрытом тестировании можно уже сейчас.
Какие трудности ждут учителей
Заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СО «Гимназия № 11 (Базовая школа Российской академии наук)» (Самара) Юлия Дюльдина, выделяет четыре сложных момента, с которыми придется столкнуться педагогам-разработчикам воспитательной программы.
1. Временные затраты.
Прошлогодний дистант стал катализатором для поиска новых форм работы с детьми. Но цифровой контент не систематизирован и не адаптирован к потребностям школы, и, кроме того, не всегда достоверен. В итоге учителям придется тратить слишком много времени на подготовку материалов.
2. Риск «заиграться».
Погоня за новыми форматами воспитательных мероприятий может привести к тому, что потеряется их суть. Школьникам нравится разнообразие и они воспринимают новые программы на ура. Но задача педагога помнить, что у подобных мероприятий, есть четкая цель и структура. Например, они всегда должны завершаться фазой рефлексии. Без нее нельзя оценить, достигнута воспитательная цель или нет.
3. Дефицит родительского времени.
Сложнее всего вовлекать в воспитание всех участников образовательных отношений: учителей-предметников, классных руководителей, детей и родителей. Если с коллегами можно договориться, то родители часто не могут или не хотят посещать школьные мероприятия.
4. Отсутствие критериев оценки.
Фокус программы воспитания — личностный рост и развитие ребенка. Но если для измерения образовательных навыков есть целый арсенал средств, то как измерить результаты воспитания — загадка.
Как отмечает руководитель гуманитарного профиля ГБОУ школы № 1514 (Москва) Марина Бельфер, в целом воспитание учеников зависит от простых вещей. То, как учитель выглядит, говорит о своем предмете и какие учебные материалы (а в случае с литературой — тексты) использует, уже способно серьезно повлиять на детей.
«Сегодня нужно воспитывать человека, который сможет быть открыт к диалогу, критически мыслить, сопереживать, видеть не только текст, но и подтексты, принимать другого, понимать себя, не навязывая что-либо кому-либо», — говорит Бельфер.
Запись лектория «Воспитание в современной школе: имитация или системный процесс?», а также презентации экспертов доступны по ссылке.
Детей-«зумеров», рожденных после 2000 года, называют цифровым поколением. Они не боятся новых технологий, «на ты» со смартфонами, активно пользуются мобильными приложениями и «пилят видосики» в TikTok. Зумеров часто критикуют за то, что они мало читают и прячутся от реальности в виртуальном мире. Но прогресс не остановить, и учителям приходится подстраиваться под этих детей: осваивать новые технологии, не бояться экспериментировать. Для тех, кто хочет быть на одной волне с «зумерами», мы подготовили 5 идей, […]
Умение поддерживать учеников в процессе обучения — навык, который отличает хорошего преподавателя от посредственного. Согласно исследованиям известного американского психолога Кэрол Дуэк, эффективная похвала побуждает двигаться вперед. Мы попросили педагогов-практиков поделиться лайфхаками, как найти правильные слова для каждого. Берите на вооружение!
Источник: xn—-dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai