1. Педагогический совет Современные воспитательные технологии
31 октября 2017г.
2. Цель: Интеграция и применение педагогических усилий и умений для успешного формирования социально адаптированной личности
Цель:
Интеграция и применение
педагогических усилий и
умений для успешного
формирования социально
адаптированной личности
школьника.
3.
Задачи:
• познакомиться с существующими
современными воспитательными
концепциями и технологиями;
• способствовать активизации учителей
в освоении и внедрении в учебный
процесс современных педагогических
(воспитательных) технологий.
4.
Любая деятельность может быть либо
технологией, либо искусством. Искусство
основано на интуиции, технология – на
науке. С искусства все начинается,
технологией заканчивается, чтобы затем все
начиналось сначала.
В.П. Беспалько
5.
«Технология» от греческого
Реализация оздоровительно-воспитательной технологии Здоровый дошкольник| Вебинары Воспитатели России
techne –искусство, мастерство,
умения и «logos» — наука, учение
Технология- это совокупность
приемов, применяемых в какомлибо деле, мастерстве, искусстве.
6. Технология
– это одновременно система
совокупности знаний, умений,
навыков, методов, способов
деятельности и алгоритм, научная
разработка решения
каких-либо проблем.
7. Воспитательные технологии
• Воспитательные технологии – это одно из
средств воспитания, система научно
обоснованных приемов и методик,
способствующих установлению таких
отношений между субъектами процесса,
при которых в непосредственном контакте
достигается поставленная цель –
приобщение воспитуемых к
общечеловеческим культурным ценностям.
8. Критерии технологичности
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
9. Воспитательные технологии включают следующие компоненты:
Диагностирование
Целеполагание
Проектирование
Конструирование
Организационно – деятельностный
компонент
• Контрольно – управленческий компонент
10. Принципы осуществления воспитательной технологии
— Учет уровня воспитанности (знание особенностей
ученика и уровня воспитанности на данный
момент жизни)
— Принцип меры («не переиграть», мера доли
эмоционального и рационального в
воспитательном воздействии)
— Принцип оригинальности и новизны воздействия
(профессиональный рост, мастерство педагога,
использование новых форм)
— Принцип компенсаторности (возможность
возмещения недостающего у педагога качества
или умения)
11. Содержанием воспитательных технологий являются:
• Научно обоснованные социализированные
требования
• Передача социального опыта
22.03.2023 Воспитательные аспекты технологического образования школьников (предмет «Технология»)
• Постановка цели и анализ сложившейся
ситуации
• Социализированная оценка ученика
• Организация творческого дела
• Создание ситуации успеха
12. Традиционные педагогические технологии
13. Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова
• Коллективное творческое дело – КТД – коллективный
поиск, планирование и творческая реализация
поставленной цели.
• Коллективное – потому, что это товарищеское,
межличностное общение воспитателей и воспитанников.
• Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а
по – новому, лучше чем было.
• «Всё творчески, иначе зачем?»
• Дело – потому, что его результат – общая польза и радость.
«Дело, а не мероприятия!»
• Выделяют трудовые, познавательные, художественные,
спортивные, общественно – политические,
организаторские дела.
14. Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов)
• Индивидуализированное воспитание
предполагает развитие или коррекцию
индивидуального сознания через механизм
саморегуляции. Основная задача применения
рефлексивной технологии – обеспечение
помощи воспитаннику, поддержки в трудной
работе по самосовершенству.
• В качестве основной формы технологии
индивидуального рефлексивного
самовоспитания предлагается ситуационный
классный час (Н.П. Капустин).
15. Технология индивидуальной педагогической поддержки О.С. Газмана
Смысл поддержки – поддерживать можно лишь то,
помогать можно лишь тому, что уже имеется в
наличии.
Педагог оказывает поддержку в решении жизненно
важных проблем:
— укрепление здоровья;
— формирование нравственности;
— развитие способностей, являющихся базой для
становления способности к самоопределению,
самореализации
16. Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.
• Главная цель: нравственно – воспитанный
мыслитель, любящий Родину и свободу.
• Конечная цель воспитания: умный, добрый,
честный, порядочный человек.
• Подцели: воспитание гуманистических
отношений, чувства красоты. Человечности,
сострадания, уважения к родителям.
17. Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову)
• Воспитательная система класса – это
способ организации жизнедеятельности и
воспитания членов классного сообщества,
представляющий собой целостную и
упорядоченную совокупность
взаимодействующих компонентов и
способствующий развитию личности и
коллектива.
18. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л Селиванова)
Целевые ориентации (подсистема целей)
-Формирование личности – главная цель школы.
-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей детей.
-Превращение школы в большую воспитательную систему.
-Формирование целостной научно обоснованной картины.
-Создание доброжелательных отношений педагогического
коллектива, учеников и родителей.
• -Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля,
Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
19. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой)
• Духовная культура личности может
рассматриваться как способность индивида
к усвоению, реализации и сознанию новых
ценностей в практической деятельности.
• Отсюда два направления данной
способности: усвоение общечеловеческих
ценностей личностью и собственная
творческая деятельность, ориентированная
на создание новых ценностей.
20. Технология персонифицированного (индивидуализированного) воспитания
Индивидуализированное воспитание –
такая организация воспитательного
процесса,
при которой
индивидуальный подход,
индивидуализация воспитания и
индивидуальная модель
взаимодействия учителя и ученика
являются приоритетными.
21. Технологии личностно-ориентированного обучения
Технологии личностноориентированного обучения
• Создание наиболее благоприятные условия
для развития личности ученика как
индивидуальности. В рамках личностноориентированных технологий
самостоятельными направлениями
выделяются гуманно-личностные
технологии, технологии сотрудничества и
технологии свободного воспитания.
22. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Целевыми ориентациями являются:
• способствование становлению, развитию и
воспитанию в ребенке благородного
человека путем раскрытия его личностных
качеств;
• развитие и становление познавательных сил
ребенка;
• идеал воспитания – самовоспитание.
23. Технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко).
• Технология свободного
воспитания стимулирующие и
развивающие познавательную
субъективную активность,
предоставляют детям полную
свободу выбора занятий.
24. Технология создания «ситуации успеха»
• Дать детям радость труда, радость успеха в учении,
пробудить в их сердцах чувство гордости,
собственного достоинства – это первая заповедь
воспитания. Радость или, точнее, её ожидание
должны пронизывать всю жизнь и деятельность
ребенка. Для школьника ожидание радости –
источник его движения вперёд. Радость сама по
себе не возникает. Её горючее – успех.
Обязательный и непременный успех, который
окрыляет человека. А ребёнка тем более.
• Ситуация успеха может стать спусковым
механизмом дальнейшего движения личности.
Особенно если это касается учебы.
25. Технология педагогического разрешения конфликта
• Технология конструктивного устранения
противоречий в отношениях между
субъектами. Критерий правильного
разрешенного конфликта – обогащение
внутреннего мира каждого из участников
конфликта. Способы разрешения
конфликта; юмор, «психологическое
поглаживание», компромисс, анализ
ситуации, подавление партнера, разрыв
связи.
26. Технология педагогики сотрудничества
• Педагогику сотрудничества надо
рассматривать как особого типа
«проникающую» технологию, так как её идеи
вошли почти во все современные
педагогические технологии. Целевыми
ориентациями данной технологии являются:
• Переход от педагогики требований к
педагогике отношений
• Гуманно – личностный подход к ребёнку
• Единство обучения и воспитания
27. Современные воспитательные технологии
• Здоровьесберегающая технология
• Технология проектной деятельности (социального
проектирования)
• Информационно-коммуникационная
• Игровая технология
• Арт-технология
• КТД
• Кейс-технологии
• Шоу-технологии
• Диалоговые технологии
• Информационное зеркало
28. Здоровьесберегающие технологии
• Цель технологии: сохранение физического и
психического здоровья ребенка и обучение
навыкам сохранения его.
• Медико-гигиенические технологии (МГТ).
• Физкультурно-оздоровительные технологии
(ФОТ).
• Экологические здоровьесберегающие
технологии (ЭЗТ)
• Технологии обеспечения безопасности
жизнедеятельности (ТОБЖ).
29. Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)
• Цель технологии: формирование умений работать
с информацией, развитие коммуникативных
способностей учащихся, подготовка личности
«информированного общества», формирование
исследовательских умений, умений принимать
оптимальные решения.
ИКТ называют интерактивными, так как они
обладают способностью «откликаться» на
действия ученика и учителя, «вступать» с ними в
диалог. Их можно использовать на всех этапах
процесса обучения, и воспитания.
30. Проектные технологии
• Школьники самостоятельно и охотно
приобретают знания из различных источников,
учатся ими пользоваться, приобретают
коммуникативные умения, развивают
исследовательские умения и системное
мышление. Ведущая форма технологии
проектного обучения – игра, во время которой
дети делятся на группы, создают и защищают
свой проект.
• Социальное проектирование
31. Шоу-технологии
• Шоу-технологии, используемая в
воспитательной работе, имеет три основных
особенности: — деление участников на
выступающих («сцену») и зрителей («зал»); соревновательность на сцене; — заготовленный
организаторами сценарий шоу-программы.
Схема реализации технологии: подготовка
шоу-программы → проведение
воспитательного шоу → подведение итогов.
• Технология « Ток-шоу»
32. Диалоговые технологии
• «Дебаты» Интеллектуальное соревнование,
развивающее умение активно отстаивать свои
взгляды и суждения.
• «Круглый стол» — это одна из форм проведения
дебатов.
«Коммуникативное письмо»
• Незаконченное предложение
• «Мозговой штурм»
33. Технология «Арт-педагогика»
34. Технология «Коллаж»
• Педагогическая технология
«Коллаж» предполагает изучение
темы или проблемы путем
создания обучающимися плакатов
из найденных иллюстраций, цитат
и других имеющихся средств.
35. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)
• Кейс (ситуация) – это
соответствующая реальности
совокупность взаимосвязанных
факторов и явлений, размышлений и
действий персонажей,
характеризующая определенный
период или событие и требующая
разрешения путем анализа и принятия
решения.
36. «Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий».
• Цель работы тьютора – персональное сопровождение
ученика в образовательном пространстве для
становления у него устойчивых мотивов обучения,
реализации личностных потребностей и интересов,
самоопределения, осознанного и ответственного выбора
жизненного пути. Тьюторское сопровождение –
образовательная технология, в рамках которой основной
формой взаимодействия является индивидуальное и
групповое консультирование учащихся и родителей
(законных представителей) по вопросам формирования
и реализации ИОТ, ИУП, выбора и продолжения
образования; проведение рефлексивно-проектных
мероприятий с учащимися по вопросам формирования и
реализации ИОТ; подготовка и реализация
профессиональных проб и социальных практик.
37. Работа в группах
1 группа (учителя начальных классов, 2 группа (учителя-предметники )
1. Создать систему правил «Десять заповедей успешного воспитания»,
представляющих десять действий педагога, успешно способствующих
воспитанию личности школьника на уроках.
2. Презентовать в виде плаката
3 группа (кл. рук-ли 5-7)
1. Определить наиболее нужные и важные технологии, которые необходимо
использовать на уроках и во внеурочных мероприятиях для реализации
воспитательных задач.
2. Презентовать в виде плаката
4 группа (кл. рук-ли 8-11)
1. Создать систему правил «Десять НЕ», представляющую десять действий
педагога, не способствующих воспитанию личности школьника на уроках.
2.. Презентовать в виде плаката
38.
Заключение
Владение педагогическими технологиями
обеспечивает
педагогу
возможность
организации педагогического воздействия в
соответствии с его основным назначением –
переводом ребенка в позицию субъекта. А
это означает, что уровень овладения
педагогической технологией для нас должен
быть
не
элементарным,
а
профессиональным.
39.
40.
Пусть
температура
воспитания
ваших учеников
будет всегда
плюсовой и
никогда не
опускается до
нуля и ниже.
41.
42.
Пусть
светит в
вашем
классе
радуга
открытий
43.
Пусть минует вас град «неудов» и
«двоек»,
.
а «пятерки» и успехи льются рекой
44.
Пусть геомагнитное поле класса всегда будет
умеренно спокойным.
Ведь учитель – магнит,
притягивающий или отталкивающий учеников.
45.
Пусть ваш класс будет парником – парником
любви, доброты, уважения и порядочности. В
таком парнике вырастут дружные зрелые,
сильные всходы. И это будет –
замечательный парниковый эффект
46. Решение педагогического совета:
• Проанализировать информацию, полученную в ходе
педсовета и спланировать изучение современных
воспитательных технологий с учетом предпочтений
педагогов на практических семинарах или на
заседаниях МО классных руководителей в будущем
учебном году.
• Создать банк данных методических разработок
учителей школы и классных руководителей с
использованием современных воспитательных
технологий.
• Оформить методическое пособие (буклет, памятку) по
рассмотренным технологиям в течение учебного года.
Источник: ppt-online.org
Воспитательные технологии
Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых. Длительное время эта проблема разрабатывалась в рамках соответствующих методик. Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления. Это значительно расширяет сферу научных исследований, придает педагогической теории прикладной характер.
Публикация «Воспитательные технологии» размещена в разделах
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
В любой педагогической системе «воспитательная технология» — понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.
Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:
Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий, которые используются педагогами:
1. Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.
Технология коллективного творческого воспитания ( другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И. П. Ивановым и его сподвижниками.
Организация творческого воспитания — это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.
В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание. Планирование, реализация цели, анализ результатов.
Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше, чем было.
«Всё творчески, иначе зачем?»
Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»
Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.
КТД имеет следующие этапы (стадии).
-Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного мероприятия.
-Коллективное планирование (сбор – старт).Задача педагога и Совета дела – разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод мозговой атаки.
-Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу микроколлективов, проверку готовности.
-Непосредственное проведение КТД.
-Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.
2. Технология совместного творческого воспитания.
Методика КТД впервые была разработана С. Т. Шацким, в 1950-е годы, она была детализирована до уровня технологии.
Технология совместного творческого воспитания – технология социализирующего воспитания, её основная цель – развитие общественного сознания личности. Она применяется в работе с группой от5 до 30 человек, которые разбиваются на группы, где и начинается проектирование любого дела.
3. Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О. С. Газман).
Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ребенку в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.
4. Технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского.
Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.
Конечная цель воспитания : умный, добрый, честный, порядочный человек.
Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.
5. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л Селиванова).
Целевые ориентации (подсистема целей)
-Формирование личности – главная цель.
-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей детей.
-Формирование целостной научно обоснованной картины.
-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, детей и родителей.
-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А. С. Макаренко, «коммунарской методики» И. П. Иванова и педагогики сотрудничества.
6. Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания.
1-Индивидуализация воспитания – это : 1)направление в развитии воспитательных технологий, которое предполагает углублённую диагностику личности ребёнка, проектирование на этой основе — индивидуальной программы его развития, рефлексию результатов; 2)предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств; 3) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;4) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации (индивидуализации) личности.
Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.
7. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н. Б. Крыловой).
Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.
Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.
Профессиональное овладение педагогическими технологиями даст педагогу возможность так организовать педагогическое воздействие, что ребенок из позиции объекта перейдёт в позицию субъекта.
Рассмотрение теоретических положений технологии воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей воспитания. Это позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности, направить воспитание на более результативное решение задач по формированию личностной сферы человека современного общества.
Список использованной литературы
1. Вигман, С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / С. Л. Вигман. – М. : Велби, 2004. — 208 с.
2. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович. — М. : Гардарики, 2003. — 475 с.
3. Калюжный, А. С. Личностно-ориентированное воспитание в высшей военной школе: Монография / А. С. Калюжный. – Н. Новгород: НФВИУ, 2004. — 214 с.
4. Орехова, В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / В. А. Орехова. – М. : КНОРУС, 2006.
5. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад – М. : БРЭ, 2002. — 528 с.
6. Поляков, С. Д. Воспитательные технологии / С. Д. Поляков. – М., 2003.
7. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии Е. В. Советова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
8. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. для студентов вузов / И. Ф. Харламов. — М. : Гардарики, 2002. — 517 с.
Публикации по теме:
Игровые технологии в ДОУ «Развитие координационных способностей через «степ-аэробику»» Слайд 1 Развитие координационных способностей через «степ-аэробику» Слайд.
Игровые технологии в ДОУ Игровые технологии в ДОУ Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое.
Интерактивные технологии в ДОУ «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой»,.
Квест-технологии Играем по-новому?А. С. Пушкин: О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг,.
Здоровьесберегающие технологии (Слайд 1) Ведущая: Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек.
Открытое занятие по ФЭМП с элементами технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии сенсомоторного развития Бойко Лариса Открытое занятие по ФЭМП с элементами технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии сенсомоторного развития.
Здовьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Солнышко» с. Приморка З СЛАЙД 2 В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние.
Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на.
Здоровьесберегающие технологии в ДОО Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление.
Источник: www.maam.ru
Модернизация воспитательной работы в школе: стратегия, ценности и смыслы
31 июля 2020 года Президентом РФ был подписан Указ о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, с 1сентября 2020 г. закон вступил в силу.
Изменения направлены на то, что воспитание должно быть нацелено не только на развитие личности ребёнка, создание условий для его самоопределения и социализации, но и на формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям, к природе и окружающей среде. Т.е. изменилось само представление о патриотизме в воспитании. Если раньше мы связывали с патриотизмом военную тематику, теперь в теме патриотизма мы говорим о любви к своей Родине, в том числе Малой, о любви к своим близким, природе и т.д.
Таким образом тема патриотизма стала более многогранна, что дает нам больше возможностей и вариаций в работе как с детьми, так и родителями.
Следует отметить, что педагогический взгляд на воспитание в школе менялся в зависимости от идеала личности.
- Советское время — государственный заказ на воспитание «строителя коммунизма»;
- 90-ые годы — школьное воспитание потеряло идеологическую основу;
- 2009 год — принята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
На данный момент важнейшим нормативным документов в сфере воспитания является «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 29 мая 2015 года.
В 2021 году по Указу Президента РФ в 10 пилотных регионах России были введены новые ставки Советников директоров по воспитанию. Наша школа принимает участие в этом пилотном проекте, что так же можно рассматривать как модернизацию воспитания в школе.
Меняется социальная ситуация и возникла необходимость создать такую программу воспитания, которая позволила бы избежать прошлых ошибок.
Ценности как основа воспитания
- уровень НОО – усвоение знания основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей;
- уровень ООО – формирование позитивного отношения к этим общественным ценностям;
- уровень СОО – приобретение соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.
Принципиальное отличие разработанной программы заключается в том, что она носит модульный характер: модули отражают основные направления деятельности по воспитанию в образовательной организации. Эти модули возникли не случайно: изучалась массовая практика и анализировались предыдущие программы воспитания. (Программа разрабатывалась Институтом воспитания и детства, который тоже является новшеством для нас, а значит и элементом модернизации системы воспитания) Всё это позволило разработать модули инвариантные, которые встречаются фактически в каждой школе, и вариативные, которые школа может выбирать и дополнять.
Модульный характер даёт некую свободу для образовательных учреждений, поскольку они действуют по заранее проложенному пути, но могут добавлять и свои модули. Кроме того, они не носят привычные названия по направлениям: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание и прочие. Каждый модуль может реализовать разные воспитательные направления, при этом определённые приоритеты для конкретного модуля остаются. Например, если ребёнок идет в поход – это не только, например, экологическое воспитание, присутствует и патриотическое, и нравственное воспитание.
Инвариантные модули характерны фактически для всех школ: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация».
Что касается вариативных модулей, то здесь разнообразие значительно больше: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
Учитель начальных классов, он же классный руководитель, имеет возможность реализовывать практически все модули рабочей программы воспитания.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, я организую: работу со всем коллективом ребят, а также индивидуальную работу с учащимися; работу с учителями, преподающими в данном классе, например, с учителями английского языка для достижения более высоких результатов их работы. В рамках данного модуля еженедельно провожу классные часы.
Новая философия воспитания требует от нас проведения мероприятий в новых форматах. Поэтому классные часы стараюсь проводить в виде квестов, квизов, конференций, диспутов. Это интересно детям. Они с удовольствием воспринимают материал, т.к. эти форматы ближе современным ребятам.
Модуль «Школьный урок»
Модуль «Школьный урок» нам, учителям начальных классов, реализовать гораздо проще, т.к. мы ведем практически все предметные области у наших детей. В каждом уроке всегда есть воспитательные смыслы и задачи. Поэтому именно этот модуль дает нам большую возможность достигнуть нужных результатов в воспитании, которые нам диктуют Федеральные концепции. Наши учебные занятия сами по себе имеют современный формат, т.к. соответствуют ФГОС.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает: установление доверительных отношений между учителем и его учениками; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.
Внеурочная деятельность вошла в нашу практику вместе с ФГОС. На ней ребенок «добирает» нужные ему знания, опыт и практики, которые не успевает получить во время учебных занятий. В рамках внеурочной деятельности работаем над проектами по различным областям, оказываем шефскую помощь, участвуем и в социальных проектах. Например, делали кормушки для птиц.
Это был проект, который позволил проявить социальную активность, а так же улучшить детско- родительские отношения, т.к. в проекте были и дети, и родители. По- моему, получилось совсем неплохо.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. На мой взгляд, этот модуль наиболее приоритетный, т.к. родители – наши партнеры в вопросах воспитания и обучения.
Работу с родителями стараюсь выстраивать на принципах позитивной педагоги. Современное пандемийное время научило нас работать в постоянном и тесном контакте с родителями. Множество чатов в мессенджерах, онлайн- родительские собрания. Все это позволило выстроить нашу работу в более плотном взаимодействии.
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам — предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Мы всего лишь 3-ий класс, поэтому активного участия в школьном самоуправлении не можем принимать, но мы его участники.
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка — подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Большого упора на профориентационную работу мы не делаем, т.к. это приоритет старшей школы. Но о профессиях говорим, конечно, и на уроках Окружающего мира, и на занятиях по внеурочной деятельности. Делаем проекты с ребятами о профессиях их родителей, но в заключении дети говорят о том, кем бы они хотели стать и почему.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела — это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми.
В этом модуле ведем большую работу, т.к. здесь находятся традиционные мероприятия нашей школы. Это и День знаний, День грамотности (8 сентября), День матери и День отца и т.д. Дети всегда с интересом и желанием принимают участие в этих мероприятиях. Поэтому, на мой взгляд, за этим модулем большое будущее. Именно в нем достигаются глобальные цели в воспитании.
Модуль «Детские общественные объединения»
Это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В нашей школе действует ДОО «Гармония», членами которого являются мои ребята. В конце декабря 2021 года в нашей школе появилось Первичное отделение «Российского движения школьников», которое мы тоже начали осваивать. Надеюсь, что это даст нам возможность выполнять Федеральную повестку воспитания.
Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа– развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
На данный момент в нашей школе не очень развита медийность, но на педагогическом совете школы перед коллективом была поставлена задача о развитии школьных медиа. Этому нам только предстоит учиться.
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
Этот модуль дает нам возможность в непринужденной обстановке закреплять на практике все теоретические знания о воспитания, которые мы получаем в школе. Возможность сходить в поход мы имеем не часто, но все же обязательно используем ее. Прекрасный модуль для развития всех направлений воспитания.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация; размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников; озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей; благоустройство классных кабинетов.
По возможности также работаем и по реализации этого модуля. Совместно оформляем стенды в нашем классе, а иногда и помогаем в оформлении школьных выставок.
В современном мире особую роль играет волонтерство. В нашей школе модуль «Волонтерство» также добавлен в рабочую программу воспитания. Это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтёрство может может быть событийным и повседневным.
Событийное – это разовые акции, повседневное – постоянная деятельность обучающихся. Например, посильная помощь пожилым людям, сбор помощи для нуждающихся, приюту для животных, акции «Будь здоров», «Каждой пичужке — своя кормушка», участие в организации праздников, благоустройства. Научиться помогать бескорыстно не так просто.
Совсем недавно, в конце сентября, дети моего класса принимали участие в региональной добровольческой Акции «Осенняя неделя добра». Ребята приносили игрушки, канцтовары, корм для животных. Затем, все собранное, было отправлено волонтерами в детские сады и приют для бездомных животных. Т.е. с малых лет приучаемся к милосердию, сострадаю и доброте, а вырастим, возможно, станем волонтерами.
Еще одним современным направлением, которое необходимо развивать в школе, является наставничество. Причем в роли наставляемого всегда будет ученик, а в роли наставника как сами ребята, так и педагоги, представители предприятий, органов власти разных уровней. Программа наставничества не столько дает представление о высших человеческих ценностях, сколько помогает осознать эти ценности и в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними, формировать духовные потребности.
Подводя итог, еще раз подчеркну, что все вышеперечисленное о модернизации воспитательного процесса отвечают духу времени. Главная цель их – воспитание духовно-нравственной, патриотически настроенной личности, человека, которого можно отпускать во взрослую жизнь, человека, которым мы будем гордиться. Важно, кем станет наш выпускник, но еще важнее, каким человеком он будет в жизни. И во многом ответы на эти вопросы зависят от нас с вами.
И напоследок слова гениального воспитателя А. Макаренко «Научить ребенка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно»
Источник: www.uchportal.ru