Лингвистической основой методики работы над частями речи в школе является учение о частях речи как разрядах слов, объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики.
Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (частям речи) осуществляется на основании трех признаков:
— семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т.д.);
— морфологического (морфологические категории слова);
— синтаксического (синтаксические функции слова).
В связи с этим работа должна быть направлена на осознание детьми общности в русском языке определенных групп слов, их роли в общении людей.
Ведущим лингвометодическим положением, определяющим последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных языковых явлений. В начальных классах от общего ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход позволяет сравнивать части речи уже на начальном этапе их изучения, тем самым способствуя более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий. Учащиеся начальных классов усваивают следующие признаки частей речи:
Основные направления подготовки обучающихся начальных классов к проверочным работам по русскому яз.
- что обозначает слово (предмет, признак или действие);
- на какие вопросы отвечает;
- как изменяется или какие имеет постоянные категории;
- каким членом предложения чаще всего является;
- какие имеет окончания, как чаще всего образуется.
Программа 1 класса включает проведение классификации слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. Во 2 классе школьники получают первоначальные представления о самостоятельных частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол): лексическое значение и вопрос. Во 2 же классе школьники знакомятся с синтаксической функцией предлогов.
3 класс является центральным в формировании понятия «части речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: ролью в языке, обобщенным лексическим значением, категорией рода, числа, падежа, времени (у глаголов), функцией в предложении. В 4 классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: склонении имен существительных и имен прилагательных, глаголов по временам и лицам. Также в 4 классе большое внимание уделяется развитию навыков правописания безударных окончаний.
Умение распознавать части речи формируется с опорой на понимание сути признаков. Программой начальных классов не предусматривается специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на эти две группы.
Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи. Для этого рекомендуется проводить работу над синонимами, антонимами, многозначными словами, а также словами, употребляемыми в прямом и переносном смысле.
Изучение частей речи в начальной школе по системе развивающего обучения. Модуль I
Имя существительное изучается на протяжении 4 лет обучения.
Объем материала в каждом классе, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имён существительных как языкового явления, задачами изучения и возрастными возможностями младших школьников.
Задачи изучения имён существительных:
- формирование грамматического понятия «имя существительное»;
- овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, географические названия;
- ознакомление с родом имён существительных, употребление «ь» у существительных с шипящими на конце;
- развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;
- выработка навыка правописания падежных окончаний имён существительных (частично);
- обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления их в речи;
- овладение операциями анализа, сравнения слов и обобщения.
Все задачи решаются во взаимосвязи.
Имя существительное как часть речи характеризуется определённым лексическим значением и грамматическими признаками. Общим для лексического значения имён существительных является предметность. Семантика же существительных разнообразна:
- конкретные предметы (билет, тетрадь);
- живые существа (сестра, бабочка);
- явления природы (снег, дождь, туман);
- качества (синева, храбрость);
- действия (бег, ходьба);
- состояния (радость, сон);
- события (война, революция).
Грамматические признаки имён существительных:
- существительные бывают мужского, женского и среднего рода;
- изменяются по числам и падежам;
- могут быть одушевленными и неодушевленными;
- в предложении чаще всего бывают подлежащим или дополнением;
- с именем существительным согласуется прилагательное, в числе — глагол.
Пропедевтическая подготовка к изучению имени существительного начинается в 1 классе в период обучения грамоте. Дети учатся различать предмет и слово как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова, начинает формироваться умение классифицировать слова на группы по смыслу. Это развивает умение сравнивать, абстрагировать. Во 2 полугодии 1 класса закрепляется умение классифицировать слова по вопросам.
Во 2 классе проводится специальная работа над лексическим значением имён существительных и их грамматическими признаками (отвечает на вопрос, обозначает предмет), учащиеся учатся отличать слова, которые отвечают на вопрос кто? от слов, которые отвечают на вопрос что?, учатся писать некоторые слова с большой буквы.
В 3 классе углубляются и систематизируются знания учащихся о лексическом значении имён существительных, о существительных собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевленных, знакомятся с родом и числом, с изменением существительных по падежам. Но задача формирования навыка правописания падежных окончаний не ставится. На 1 же уроке с целью выделить основные лексические группы, указать признаки, раскрыть роль в речи проводится систематизация слов, обозначающих предметы, выделяются группы слов, обозначающие людей, животных, вещи, явления природы, события. Устанавливаются общие для всех групп слов признаки: отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предметы.
При работе с существительными, которые обозначают действия и качества, надо обращать внимание на признаки, которыми эти существительные отличаются от прилагательных и глаголов (вопрос и окончание).
Традиционно род имён существительных определяется в школе путем подстановки местоимений:
Но ошибки все же встречаются. Необходимо проводить устные упражнения на замену существительных местоимениями при пересказе, составлении рассказов.
В 3 классе при изучении рода имён существительных проводятся специальные уроки по правописанию родовых окончаний имён существительных, особое внимание уделяется правописанию окончаний имён существительных среднего рода. Обращается внимание на согласование существительного с прилагательным.
Первоначально даются упражнения с четкими ориентирами на местоимения он, она, оно, мой, моя, моё, имена существительные даются в именительном падеже. Со временем даются более сложные упражнения. Предлагается работать с текстом, в котором существительные даются в косвенном падеже, необходимо использовать слова, которые вызывают у учащихся затруднение в определении рода.
Особо изучаются имена существительные на шипящие, их правописание. «Ь» — выполняет грамматическую роль — показывает, что существительное женского рода. Правило учащиеся выводят самостоятельно, сопоставляя слова мужского и женского рода, но необходимо предупредить, что «ь» пишется у существительных женского рода, единственного числа в именительном падеже (в род. падеже не пишется).
В процессе работы над числом в 3 классе формируются умения:
- различать слова в ед. и мн. числе по смыслу и окончанию;
- образовывать от формы ед. числа форму мн. числа, от формы мн. числа форму ед. числа.
На основе наблюдений учащиеся усваивают сущность категорий числа. Делается вывод: если существительное обозначает один предмет — ед. число, много — мн. число. В начальной школе не даются группы имен существительных, которые употребляются только в ед. числе или только во мн. числе. В процессе работы над формой числа необходимо использовать упражнения и на распознавание рода.
В 3 классе при работе над родом и числом имён существительных учащиеся учатся выделять в предложениях слова, связанные по смыслу и грамматически. Учащиеся четко должны знать, как и с каким словом связано в предложении имя существительное. Только после этого можно начинать работу над падежами.
Уже в 1-2 классах дети знакомятся с изменением формы слова, обращается внимание детей на то, что при составлении предложения приходиться изменять слово, но смысл слова не меняется. В 3 классе учащиеся изучают окончание, наблюдая за изменением окончания в зависимости от другого члена предложения, учащиеся выделяют изменяемую часть и выясняют, для чего она служит. Устанавливается зависимость между вопросом и окончанием. Учащиеся знакомятся с названием падежей, вопросами и предлогами каждого из падежей.
В 4 классе основная задача: научить сознательно использовать падежные формы существительных для выражения мыслей и правильно писать падежные окончания.
Т.Г. Рамзаева предлагает изучать падежные окончания в следующем порядке:
- именительный падеж 1, 2, 3 скл.,
- родительный падеж 1, 2, 3 скл.,
- дательный падеж 1, 2, 3 скл.,
- сопоставление родительного и дательного падежей 1, 2, 3 скл.,
- родительный и винительный падежи 1 и 2 скл.,
- творительный падеж 1, 2, 3 скл.,
- предложный падеж 1, 2, 3 скл.,
- сопоставление родительного, дательного и предложного падежей.
Система работы над именами существительными в 4 классе условно делится на 4 ступени:
1 ступень.
Повторение понятия о склонении как изменении окончаний имён существительных по вопросам в зависимости от связи слов в предложении, изучение особенностей каждого из падежей.
Ознакомление со склонением проводится еще в 3 классе в процессе анализа предложения. Наблюдая за изменением окончаний, учащиеся приходят к выводу, что изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Наблюдения над предлогами заносятся в специальную таблицу. На 1 ступени большое место отводится формированию умения отличать один падеж от другого. Важно учить распознавать падежи по совокупности признаков: вопрос, предлог, окончание, член предложения.
Изучение каждого падежа лучше проводить по плану:
- Значение
- Вопросы
- Предлоги
- Роль существительного в предложении.
2 ступень. 1, 2, 3скл. существительных.
Формируется умение распознавать скл. имён существительных по роду и окончанию в начальной форме.
Сначала проводятся упражнения на установление признаков каждого из скл.: род и окончание. Выясняется, чем сходны имена существительные и как определять их скл. Постепенно усложняются материал упражнений и задания.
После того, как учащиеся научились определять скл. в им. падеже, предлагается определить скл. в косвенных падежах. Для этого надо поставить сущ. в им. падеж.
3 ступень. Правописание падежных окончаний имен сущ. в ед. числе.
Задача: формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и развитие осознанного употребления имён существительных в разных падежах.
- Вопрос к существительному в предложении
- По вопросу и предлогу — падеж
- Скл.
4 ступень. Склонение и правописание имён существительных во мн. числе.
1) Ознакомление с особенностями скл. имён сущ. во мн. числе.
В учебнике: во мн. числе сущ. не различаются по скл. (неграмотно), т.к. формируется представление, что скл. категория непостоянная. Лучше: во множественном числе падежные окончания едины для всех существительных.
2) Совершенствование умения правильно употреблять в речи имена сущ. мн. числа, исправление речевых ошибок.
Работа носит практический характер с элементарными обобщениями.
При изучении склонения сущ. используются приемы:
- Сравнение окончаний. Ответы школьников на вопросы, в каком падеже стоит то или иное слово в данном предложении.
- Придумывание предложений, в которых слово нужно употребить в различных падежах, сопоставление предложений и словоформ (им. и вин. падеж).
- Выполнение заданий по определению падежа (устно, иногда письменно. Напр., укажите вин. падеж слова лес).
- Подбор слов, изменяющихся по данному образцу.
- Сопоставление слов с ударными и безударными падежными окончаниями.
Методика изучения имен прилагательных обусловлена их лингвистическими особенностями. Прилагательное обозначает признак предмета.
Прилагательные рассматриваются в связи с существительным, т.к. грамматические признаки имен прилагательных зависят от имени существительного.
В 1 классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить вопросы. Очень важно направлять внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного.
Во 2 классе проводится специальная работа над лексическим значением имён прилагательных и их грамматическими признаками (отвечает на вопрос, обозначает признак предмета). Учащиеся подбирают признак к предмету, развивают умение с помощью вопроса устанавливать связь в предложении, выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного.
В 3 классе изучается изменение прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных.
В 4 классе — склонение имен прилагательных и правописание падежных окончаний.
В 3 и 4 классах зависимость прилагательных от существительных все более конкретизируется. Одновременно в речь детей вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных.
Изучение имени прилагательного включает четыре этапа.
Источник: studfile.net
Методика изучения частей речи
Лингвистической основой методики работы над частями речи в школах является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики».
Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (частям речи) осуществляется на основании трех признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. д.), б) морфологического (морфологические категории слова) и в) синтаксического (синтаксические функции слова)3.
Работа, следовательно, и должна быть направлена на осознание учащимися общности в языке определенных групп слов, их роли в общении людей.
В качестве ведущего лингво-методического положения, определяющего последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных языковых явлений. В начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, согласно которому от общего’ ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи уже на начальном этапе их изучения и тем самым способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий.
Имена существительные, имена прилагательные и глагол учащиеся начальных классов осознают с пяти сторон:
1)что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),
2) на какие вопросы отвечает,
3) как изменяется или какие имеет постоянные категории,
4) каким членом предложения чаще всего выступает в предложении,
5) какие имеет окончания; как чаще всего образуется.
По указанным пяти параметрам учащиеся проводят и сопоставление изучаемых частей речи.
По мере изучения постепенно углубляются знания о грамматических признаках каждой части речи. I класс, согласно школьной программе, включает проведение классификации слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. II класс является центральным в формировании понятия «часть речи».
Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), функция в предложении. В III классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Также в III классе большое место занимает формирование навыков правописания окончаний.
На следующей таблице представлен объем знаний учащихся начальных классов о частях речи (в сопоставлении):
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
1. Обозначает предмет | 1. Обозначает признак предмета | 1. Обозначает действие предмета |
2. Отвечает на вопрос кто? что? | 2. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? | 2. Отвечает на вопросы что делать? что делает? и др. |
3. Бывает мужского, женского или среднего рода | 3. Изменяется по родам в единственном числе | 3. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам |
4. Изменяется по числам | 4. Изменяется по числам | 4. Изменяется по числам |
5. Изменяется по падежам (склоняется) | 5. Изменяется по падежам (склоняется) | 5. Изменяется по лицам (спрягается) |
6. В предложении чаще всего бывает подлежащим или второстепенным членом | 6. В предложении относится к существительному и чаще всего бывает второстепенным членом | 6. В предложении чаще всего бывает сказуемым |
Умение распознавать части речи формируется у учащихся с опорой на владение совокупностью признаков. Например, чтобы узнать, какими частями речи являются слова дружба, дружный, дружил, ученик II класса рассуждает так: что? — дружба, слово обозначает предмет, женского рода, это существительное; слово дружный отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета изменяется по родам: дружный, дружная, дружное, в предложении употребляется с существительным: дружный класс, дружная семья, дружное звено; это прилагательное; что делал? — дружил, слово обозначает действие предмета, изменяется по временам: дружит — настоящее время, будем дружить — будущее; это глагол.
Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.
Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.
Для более успешного решения этой задачи программа рекомендует в процессе изучения частей речи проводить работу над синонимами, антонимами (без терминов), познакомить учащихся с многозначностью слов, употреблением слова в прямом и переносном смысле. При этом необходимым условием является связь обучения с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по радио, узнают из книг.
Формируя у учащихся умение наблюдать, подмечать существенное, повышая уровень знаний школьников об окружающем мире, учитель одновременно осуществляет задачи развития их речи.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Изучение частей речи
К моменту поступления в школу усвоение ребенком системы родного языка в основном завершается, происходит это без опоры на теорию языка в разных видах деятельности дошкольников. В начальных классах начинается усвоение комплекса теоретических знаний в области морфологии, изучающей грамматические свойства слова (грамматические значения, средства выражения этих значений, грамматические категории).
Курс «Морфология» для начальной школы опирается на учение о частях речи, принятое в русской грамматической науке, где распределение слов по частям речи производится по совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков, свойственных слову. Традиционно учащиеся начальных классов усваивают признаки самостоятельных частей речи в такой последовательности:
- 1) что обозначает (называет) слово — предмет, признак или действие;
- 2) на какие вопросы отвечает (вопрос как обобщённое отражение семантики);
- 3) какие имеет постоянные категории;
- 4) как изменяется;
5) каким членом предложения чаще всего бывает.
Этой последовательности ученик придерживается и при проведении морфологического разбора слова.
Ночь тёмным покрывалом укрыла землю.
Тёмным (покрывалом) — покрывалом каким? тёмным, обозначает признак предмета по цвету, это имя прилагательное, нач. ф. — какой? тёмный, в ед. ч., ср. р., тв. п., второстепенный член предложения.
Укрыла — ночь что сделала? укрыла, обозначает действие предмета, это глагол, нач. ф. — что сделать? укрыть, в прош. вр., ед. ч., ж. р., главный член предложения — сказуемое.
Землю — укрыла что? землю, обозначает предмет, это имя существительное, нач. ф. — что? земля, ж. р., в ед. ч., вин. п., второстепенный член предложения.
Морфологические понятия осваиваются по той же схеме, что и любые другие понятия: наблюдение, выделение существенных признаков изучаемого объекта; введение термина и определение понятия; обогащение понятия новыми признаками, применение понятия в практических действиях. Изучение морфологии начинается с общего ознакомления со всеми частями речи и продолжается последовательным изучением каждой лексико-грамматической группы слов. Это дает возможность сравнить части речи уже на первом этапе их изучения и способствует более чёткому выделению существенных признаков формируемых грамматических понятий.
Изучение основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола) начинается с 1-го класса. На этапе предварительных наблюдений учащиеся выполняют словарно-логические упражнения, подбирая видовые названия к родовым и родовые к видовым (Мяч, кукла, юла — игрушки. Окунь и карась — рыбы.
Земля — планета.)’, выделяют семантические группы имён существительных (посуда, одежда, животные и т.п.), называют их одним словом — предметы. Так постепенно подготавливается введение понятия названия предметов. Такой же путь проходит введение понятий названия признаков, названия действий. Классификация слов разных частей речи проводится с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают, формируется умение ставить вопросы к словам. Материалом для наблюдения на этом этапе являются слова, лексическое значение которых не расходится с грамматическим, — существительные с конкретно-предметным значением, глаголы, обозначающие физические действия.
На теоретическом этапе формируются понятия имя существительное, имя прилагательное, глагол. Вводятся соответствующие термины, видовые понятия определяются через родовое -части речи. Изучаются основные грамматические категории каждой части речи: число, род, падеж имени существительного и имени прилагательного, время, число, лицо глагола. Дети учатся опознавать слова каждой из частей речи не только по морфологическому вопросу и значению, но и по комплексу грамматических признаков.
Углубление морфологических понятий происходит во время изучения синтаксических тем при составлении словосочетаний и предложений, проведении синтаксического анализа. На основе знаний о словоизменительной парадигме имени существительного, имени прилагательного, глагола формируется умение правописания надежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глагола.
Источник: ozlib.com