Контрольная работа №1
Грамматические нормы
Упр. 14. Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения.
1.Змеи относятся к животным класса пресмыкающихся.
2.При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не поскользнуться и не упасть прямо на проезжей части.
3.Эта история может стать самым смотрящимся сериалом.
4.У него был вспыльчивый характер.
5.Его предсмертные слова произвели большое впечатление.
Упр. 15. К приведенным словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными.
определения определения
Ядовитый Аэрозоль Яблочное Повидло
Старинное Бра Бешеная Мышь
Вареное Щупальце Ржавый Рельс
Эксклюзивный Тюль Продвинутая Молодежь
Гнилой Толь Трудовая Мозоль
Срочная Бандероль Яичная Вермишель
Старая Вуаль Полный Тезка
Мелкая Фасоль Тихий Тамада
Упр. 16. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Нам Врали! Рассекречена Тайна гибели Гагарина
1. Необходимо вымыть волосы шампунем от перхоти.2.Домик на пригорке был черный и крытый толем. 3. Наконец я смогла купить пять метров красивого тюля. 4.Ставень слетел с петли. 5. Снова разболелась мозоль. 6. Покупатель попросил показать ему левую туфлю. 7. Заказную бандероль можно получить в окне № 5. 8. Манжеты платья оформлены красивой аппликацией из контрастного материала.
9. В доме есть большой зал.
Упр. 17. Образуйте форму единственного числа следующих существительных.
Туфли Туфля Щупальца Щупальце
тапочки Тапочек Бакенбарды Бакенбарда
босоножки Босоножка Чучела Чучело
погоны Погон Ласты Ласта
клипсы Клипса Банкноты Банкнота
плацкарты Плацкарта
Упр. 18. Вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования выделенных существительных с определениями и сказуемыми по форме рода.
1. Кофе был чуть теплый. 2. Избранное жюри посмотрело всю программу. 3. «Таймс» опубликовал интересную статью. 4. Человекообразный шимпанзе обитает в Африке. 5. ООН объявила о своих действиях.
Упр. 19. Образуйте нормативные формы множественного числа следующих существительных.
Жемчуга Слесари Профессора Договоры
Купола Паспорта Тракторы Пальто
Округа Выборы Директора Редакторы
Ордеры Инженеры Корпуса Ордена
Сорта Бухгалтеры Ректоры Катера
Векселя Приговоры Шоферы Рапорты
Конструкторы Прожекторы Цеха Сваты
Упр. 20. Выберите из скобок один из вариантов; подчеркните его.
1.Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шоферы. 2.Выборы губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договоры о сотрудничестве. 3. В летнее время у многих людей начинаются отпуска. 4. В нашем кондитерском отделе всегда свежие торты. 5. Многие цеха завода переориентированы на выпуск новой продукции.
Упр. 21. От существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа.
Апельсины Апельсинов Мандаринов
баклажаны Баклажанов Носков
Самолёт Потерял Крышу В Воздухе – Вот Что Произошло
башкиры Башкир Простыней
блюдца Блюдец Полотенец
ботинки Ботинок Сапог
будни Будней Серег
валенки Валенок Солдат
вафли Вафель Туфель
граммы Граммов Чулок
гектары Гектаров Яслей
грузины Грузин
Упр. 22. Просклоняйте: 26 тетрадей, 1658 студентов, 395 карандашей. Пользуйтесь справочными материалами.
Им. 26 тетрадей, 1658 студентов, 395 карандашей
род. 26 тетрадей, 1658 студентов, 395 карандашей
дат. 26 тетрадям, 1658 студентам, 395 карандашам
вин. 26 тетрадей, 1658 студентов, 395 карандашей
твор. 26 тетрадями, 1658 студентами, 395 карандашами
пред. 26 тетрадях, 1658 студентах, 395 карандашах
Упр. 23. Запишите предложения, заменяя цифры словами.
1. К две тысячи десятому году количество первоклассников в нашем городе значительно уменьшится. 2. Библиотека института ежегодно пополняется тремя-четырьмя сотнями книг.
3. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен одной тысяче тремстам двадцати шести килограммам.
4.Небольшой старинный город с четырьмя тысячами шестьюстами семьюдесятью пятью жителями, красиво расположенный по обеим сторонам живописной реки, привлекает много туристов.
5.Теплоход с тремястами восьмьюдесятью восемью экскурсантами отправился в очередной рейс.
6.В двух тысячном году в нашем институте был открыт новый факультет.
Упр. 24. Исправьте ошибки, вызванные неправильным образованием падежной формы количественных числительных.
1.Во время полета была выполнена широкая программа медико-биологических исследований, включавшая в себя около пятидесяти экспериментов.
2.С семи русских кораблей успели выпустить по неприятелю более восьмисот снарядов.
3. Протяженность столичной подземной дороги достигла ста семидесяти трех километров, а автобусных и троллейбусных линий четырех тысяч трехсот километров.
4.Вместе с новыми тысячей двумястами тремя словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше четырех с половиной тысяч слов.
Упр. 25. Образуйте от приведенных ниже глаголов формы 1 лица единственного числа настоящего времени; 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени; повелительного наклонения.
Образец: люблю – любит – любят – люби.
бегать Бегаю, бегает, бегают, бегай
бежать Бегу, бежит, бегут, беги
бриться Бреюсь, бреется, бреются, брейся
ехать Еду, едет, едут, езжай
ездить Езжу, ездит, ездят, езди
класть Кладу, кладет, кладут, клади
махать Машу, машет, машут, маши
победить Побеждаю, побеждает, побеждают, побеждай
сыпать Сыплю, сыплет, сыплют, сыпь
хотеть Хочу, хочет, хотят, хоти
Упр. 26. Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами.
1. Я смогу убедить вас в правильности моих взглядов. 2. Если я не сдам экзамен, то окажусь в неприятном положении. 3. В данном положении я, скорее всего, почувствую неудобство. 4. Я уверен, что в этих соревнованиях я одержу победу.
Упр. 27. Найдите ошибки в употреблении следующих словосочетаний. Исправьте их.
1. Отчитаться в израсходовании полученного аванса.
2.Отзыв о статье.
3. Уделять внимание каждой мелочи.
4.Превосходство новой техники над старой.
5.Смириться с неумолимой судьбой.
6.Уверенность в торжестве справедливости.
Упр. 28. Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Удивляться (результаты) Удивляться результатам
преклонение (талант) Преклонение перед талантом
уплатить (квартира) Уплатить за квартиру
упрекать (грубость) упрекать за грубость
уверенность (победа) уверенность в победе
тормозить (развитие) тормозить развитие
поехать (Кавказ, Крым, Белоруссия) поехать на Кавказ, в Крым или Беларусь
выйти (автобус, троллейбус) выйти из автобуса или троллейбуса
платить (проезд) оплатить проезд
заведовать (отделение) заведовать отделением
управляющий (филиал) управляющий филиалом
уделить внимание (дисциплина) уделить внимание дисциплине
согласно (приказ, распоряжение) согласно приказу или распоряжению
Упр.29. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
1.С этим мы ознакомим вас позже.
2. Докладчик подчеркнул необходимость строительства.
3. Высказывается критика того, что мы делаем.
4.Решимость парламента свелась лишь к предоставлению полномочий.
5.Магазин, ориентирован специально на школьников.
6.Уверенность каждого в своем завтрашнем дне.
7.Контролировать ход лечения.
8.Озабоченность безопасностью границ.
9.Вчера брат приехал из Москвы.
10.В журнале опубликована рецензия на книгу.
11. По окончании переговоров представители делегаций подписали совместное заявление.
Упр. 30. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Он учился в школе хорошо, благодаря своим хорошим способностям.
2.Девушка очень тосковала по брату.
3.Первый год с приезда его жизнь складывалась нормально.
4.Он выехал из города согласно предписанию.
5.На этот вечер смогли приехать престарелые люди изо всех районов города.
6.В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры выходящих новинок художественной литературы.
7.Представитель строительной организации вновь заверил заказчика в своей готовности выполнить работу в срок.
8.Факты, которые изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.
9.Студенты уделяют внимание записям во время лекций.
10.Преподаватель указал на то, что в работе имеется ряд ошибок.
Если вы хотите купить контрольную работу Русский язык и культура речи
или задать вопрос по работе, пишите через форму обратной связи.
Хотите предложить свою цену ? Торг уместен.
Источник: diplomshop.ru
Примеры тестовых заданий для проведения текущего и рубежного контроля
Задание 1. Расставьте ударение в словах:
баржа, бармен, бомбардировать, валовой, искра, квартал, обеспечение, ходатайство, диспансер, договор, дремота, ломоть, мышление.
Задание 2. Составьте предложения со словами:
атл а с – а тлас; бр о ня – брон я; к и рка-кирк а; х а ос –ха о с; лебединый – лебяжий; факт – фактор.
Задание 3. Найдите правильный вариант:
холеный – холеный; свеклА – свЁкла; афЕра – афЁра.
Задание 4. Устраните ошибки, связанные с неверным употреблением слов или непониманием значения слова.
1. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.
2. Выступающий оперирует положительными примерами из жизни групп.
3. Важным фактором хорошего качества знаний являются систематические знания.
4. Эта борьба ведётся под тезисом защиты прав человека.
Задание 5. Найдите ошибки, связанные с многословием.
1. Строительство школы не должно замирать на мёртвой точке.
2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
Задание 6. Найдите и исправьте лексические ошибки (плеоназм, тавтология).
Главная суть, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, впервые дебютировать.
Задание 7. Найдите лексические ошибки, объясните, чем они вызваны, запишите исправленный вариант.
1. В конце соревнований авторитарному жюри предстоит назвать победителей.
2. Партнёр – это соучастник какого-то действия, события, игры.
3. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака лёгких и других заболеваний.
4. Так и просидел весь день у телефона, думал, она позвонит, всё ждал ветра в поле.
5. Имидж – это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни.
Задание 8. Исправьте ошибки в данных предложениях.
1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.
2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя.
4. Помещик был груб со своими придворными.
5. Помещики жестоко угнетали своих крепостников.
Тесты
1. Из указанных слов диалектным является …
2. К профессиональной юридической лексике относится слово…
3. Молодежный жаргон характеризует речь …
а) студентов, школьников, учащихся профессионально-технических учебных заведений;
б) сельских жителей;
в) городского населения;
г) представителей определенной профессии.
4. Высшей формой национального языка и основой культуры речи является…
а) общеупотребительная лексика;
б) диалектная лексика;
в) литературный язык;
г) стилистически сниженная лексика.
5. К особенностям литературного языка относятся …
а) только устойчивость (стабильность), наличие устной и письменной формы;
б) только обязательность для всех носителей языка;
в) только наличие устной и письменной формы;
г) устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, обработанность, наличие устной и письменной формы, наличие функциональных стилей, нормированность.
6. Функциональный стиль – это…
а) система языковых средств, которая используется только в устной речи;
б) система языковых средств, которая используется только в письменной речи;
в) система языковых средств, которая используется только в речи жителей определенной местности;
г) система языковых средств, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
7. Следующие основные стилевые особенности: научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности – имеет … стиль.
8. Такие функции, как изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция), имеет … стиль.
9. Данный текст относится к … стилю речи.
Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимости от других органов государственной власти (Извлечение из Статьи 75 Конституции РФ).
10. В понятие нормы литературного языка входит …
а) умение подбирать иноязычное слово;
б) принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм слов и предложений;
в) умение разбирать слово по составу;
г) умение подбирать однокоренные слова.
11. Слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, – это …
12. Слова, которые НЕ являются синонимами, – это …
а) равнодушный, бесчувственный;
б) боязливый, трусливый;
в) навязчивый, заносчивый;
г) робкий, несмелый.
13. Существительное, в котором допущена ошибка, связанная с наименованием лица по профессии, – это …
а) менеджер Елисеев;
б) менеджер Елисеева;
в) кандидат наук Семенов;
г) кандидатша наук Семенова.
14. Предложение, в котором допущена ошибка, связанная с неверным употреблением формы числа имени существительного, – это …
а) Пастух приложил свою дудочку к губам, и над лугом поплыли нежные тоны свирели.
б) На холсте Левитана нежные голубые тона неба передают прозрачность утреннего воздуха.
в) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шоферы.
г) Л.Н. Толстой сумел создать неповторимые художественные образа.
15. Предложение, в котором допущена ошибка, вызванная неправильным образованием падежной формы количественных числительных, – это …
а) Библиотека института ежемесячно пополняется тремястами книгами.
б) Во время полета была выполнена широкая программа медико-биологических исследований, включавшая в себя около пятидесяти экспериментов.
в) С семи русских кораблей успели выпустить по неприятелю более восемь снарядов.
г) Протяженность столичной подземной дороги достигла ста семидесяти трех километров.
16. Основными синтаксическими единицами являются …
а) словосочетание, предложение, текст;
б) только словосочетание;
в) только предложение и текст;
17. Предложение, в котором допущена ошибка, связанная с неверным согласованием сказуемого с подлежащим, – это …
а) Река Дон широко разлился прошлой весной.
б) Гора Эльбрус высокая.
в) Дели изнывал от зноя.
г) Метро открылось в шесть утра.
18. Предложение, в котором допущена ошибка, связанная с неверным употреблением падежных форм и предлогов, – это …
а) Вчера брат приехал из Москвы.
б) Уверенность каждого в завтрашнем дне.
в) Докладчик подчеркнул о необходимости строительства.
г) С этим мы познакомим вас позже.
19. Предложение, в котором НЕТ ошибок, связанных с неверным употреблением деепричастного оборота, – это …
а) Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.
б) Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.
в) Пользуясь газовыми плитами, следите за их исправностью.
г) Катание на лодках, находясь с маленькими детьми, категорически воспрещается.
20. Предложение, в котором НЕТ ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм современного русского языка, – это …
а) Ясная картина состояния озонового слоя планеты возникает, изучив работы европейских и русских ученых.
б) Средства массовой информации призывают россиян участвовать в выборах.
в) Книга, которую я взяла в библиотеке, которая находится недалеко от школы, мне понравилась.
г) В супермаркет были завезены вина, ликероводочные изделия и настойки.
21. По алфавиту расположены слова в строке …
а) декада, мораль, афоризм;
б) аргумент, диван, шедевр;
в) гарнизон, балкон, увертюра;
г) юбилей, поликлиника, чемодан.
22. Буква «И» пишется в слове …
а) Бл..стела трава в бриллиантах дождя.
б) Все по-французски вслух читает зап..ршись.
в) Ящик зап..рается автоматически.
г) Было тихо, дым весь пал в лощину и всё заст..лил.
23. Буква «Т» пишется в слове …
а) Никита возвращался с моло..ьбы.
б) Мишка сидел на краю коло..ца.
в) Она сла..ко потянулась и побежала за хозяином.
г) В сумерки Никита побежал через двор к лю..ской.
24. Буква «Ь» пишется в слове …
а) взбираеш..ся на гору;
б) медведь неуклюж..;
в) точечный массаж..;
г) совсем невтерпёж..
25. ПРИ- пишется в слове …
а) непр..ступная крепость;
Источник: mydocx.ru
Миссия выполнена: экипаж МКС провел на орбите более 50 экспериментов
Экипаж корабля «Союз МС-16» завершил орбитальную миссию. Корабль, доставивший космонавтов на МКС, впервые полетел на ракете-носителе «Союз-2.1а» полностью российского производства. Как готовился к своей миссии экипаж и чем занимался на станции – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Максима Красоткина.
«В походах я с 12 лет, сплавляюсь, до сих пор этим занимаюсь. Это действительно увлечение всей жизни».
Для Ивана Вагнера этот поход оказался самым продолжительным и долгожданным. Готовился целых 10 лет. До того, как попасть в отряд космонавтов, работал в Центре управления полетами. Впервые оказавшись на МКС, посмотрел на коллег уже если не свысока, то с высоты точно.
«Поздравляю весь экипаж, что собрались вместе. Иван, самые теплые слова тебе, ты воспитанник нашего отдела».
Иван полетел в команде опытных космонавтов. Для Криса Кессиди и Анатолия Иванишина это уже третий полет. Занимались на орбите вещами неожиданными: сыграли в шахматы с Землей и даже провели урок по физике на тему радиации.
«Заряженные частицы мы здесь в буквальном смысле можем видеть. Это характерно, когда мы засыпаем, с закрытыми глазами иногда мы видим вспышки», – рассказал Анатолий Иванишин.
На борту МКС провели около полусотни экспериментов. Например, печатали на биопринтере живые ткани. В отсутствие гравитации клеточная конструкция получилась объемной, а главное, живой. Пока это частицы размером в пару миллиметров, но это первый шаг к искусственному выращиванию целых органов или участков кожи человека.
«Есть ситуации, которые могут возникнуть в космосе, например, неожиданно большое радиационное облучение, которое на трассе рассчитать невозможно. Если есть какие-то повреждения, то опять же помогут тканевые конструкты. Нужно научиться их делать, консервировать и хранить», – объяснила заместитель директора по научной работе Института медико-биологических проблем РАН Лариса Буравкова.
Результаты экспериментов вернулись на Землю с предыдущим экипажем, а Вагнера, Иванишина и Кессиди встречают сегодня в особых условиях: пандемия. У спускаемого аппарата сокращенная вдвое команда специалистов, а родственники проходят медкомиссию. Маленьких детей и вовсе не подпускают близко к космонавтам.
«Дети часто имеют скрытые инфекционные заболевания. До 12 лет даже в госпитали не пускают детей, чтобы проведать больных пациентов», – сказала начальник клинического отдела Медицинского управления Центра подготовки космонавтов Лариса Войтулевич.
Полноценно встретиться с родными космонавты смогут только через две недели, когда сдадут все анализы, и с ними врачи проведут уже свои эксперименты, ради которых и была экспедиция длиною в полгода.
Все космонавты на Земле сразу получат индивидуальные средства защиты. Ими также обеспечены поисковые группы. Все спасатели сдали тесты на наличие вирусных и инфекционных заболеваний. Подтверждено, что они не болеют. Техника обработана дезинфицирующими растворами.
Источник: mir24.tv