Влияние реформации на программу 12 статей

Общественное движение в Германии XVI в. достигло своего кульминационного пункта в Крестьянской войне 1521-1525гг. Волнения, начались на юго-западе Германии в июне 1524 г. Быстро обнаружилась связь мятежных крестьян с реформационным движением в городах. Большинство крестьянских руководителей в этом первом районе восстания были склонны к переговорам с господами и являлись противниками революционной тактики. Однако пропаганда связанных с Мюнцером анабаптистов стала организующим фактором стихийно начавшихся здесь крестьянских волнений Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационные движения в Германии..

«Статейное письмо»

В кругах, близких к Мюнцеру, в конце 1524 или начале 1525 г. была составлена Первая программа революционного крестьянства — «Статейное письмо», послужившее введением ко всем разнообразным требованиям и жалобам крестьянских общин. Так как до настоящее времени, — говорится в этом документе — на бедных простых людей городов и деревень. налагались большие тяготы со стороны духовных и светских господ и властей, которых те и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простой бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом себя самого, свое потомство и потомство потомства. Объединившемуся народу, говорится далее, необходимо «освободиться полностью». Мирное решение этой задачи допускалось бы только в том случае, если бы все объединились в целях переустройства жизни на основе принципов «общей пользы». В условиях же существования указанных тягот дело не обойдется без кровопролития.

История Нового времени. #12. Реформация

Дальше говорится, что все, кто уклонился и отказался вступить в братское объединение и заботиться об «общей пользе», должны быть поставлены вне общества. Те, которые не служат общей пользе, сами не должны пользоваться услугами других членов общества. Их следует считать отторгнутыми членами, они должны быть подвергнуты «светскому отлучению».

В силу этого все замки знати и все монастыри, являющиеся источником предательства и народного гнета, должны быть немедленно объявлены в «светском отлучении». Только там, где дворянство, монахи или священники откажутся от особого положения, направятся в обыкновенные дома, как другие «чужие люди», и захотят вступить в братское объединение, они должны; быть дружески и добровольно приняты вместе со своим имуществом и получать все, что полагается им по «божественному праву».

Документ не содержит никаких конкретных предложений по, разрешению спорных вопросов с господами и никакой просьбы облегчения тягот. Его составители заявляли о полном устранении силами народа феодальных господ и упразднении зависимости от них крестьян.

Объединенный народ ликвидирует вражеские очаги и установит тот порядок, который он считает справедливым, полагая, что и все прочие должны иметь то, что им принадлежит согласно «божественному праву». В основу этой программы положен принцип передачи власти народу т. е. тот принцип, на котором настаивал Мюнцер. Борьба восставших крестьян против реформации.

Лютер и протестантская реформация — Ускоренный курс мировой истории II #18

На юге Германии стихийно образовалось большое число отрядов восставших крестьян. Господская партия (местные феодалы, верхушка городов и австрийские власти) стремилась разложить ряды восставших путем переговоров и словесных обещаний. Многие вожаки отрядов оказались столь наивными, что поверили господам. Однако группы восставших отвергали подобные попытки господ и призывали крестьянские массы к борьбе. Эти группы не были объединены—и неодинаково представляли себе цели борьбы, но следовали призывам «Статейного письма».

С начала 1525 г. восстание перекинулось на Верхнюю Швабию, образовались крупные крестьянские отряды. Внушительные силы повстанцев располагались, непосредственной близости от центра Швабского союза — города Ульма.

Здесь велась пропаганда умеренности и мирной тактики, а некоторые руководители начали переговоры с господами и заключили перемирие на которое господская партия, занятая собиранием сил для разгрома крестьянских отрядов, смотрела как на средство выиграть время. Пока же крестьянские массы разоряли замки и монастыри, вступали в контакт с социальными низами городов. В кругах руководителей была составлена сводка крестьянских требований. Так возникла ставшая знаменитой программа «12 статей». Как во введении, так и в самих статьях говорится о мирных намерениях крестьян и их стремлении только к смягчению феодального гнета.

«12 статей» получили большое распространение среди восставших крестьян были напечатаны и сделались их официальной программой. Однако намерения составителей статей внести в среду крестьян дух соглашательства с господами не увенчались успехом. Крестьянские массы сочетали конкретные требования «12 статей» с революционной тактикой «Статейного письма». Таким образом, «12 статей», несмотря на их умеренный тон, получили значение программы антифеодальной борьбы. Нарастание революционного настроения наблюдалось и в городах.

Заглавный лист брошюры“12 статей” Господа выражали опасение, что дальнейшее успехи революционных сил приведут к отпадению и средних слоев горожан, а это приведет к подрыву мощи всей княжеско-феодальной системы. Военные силы Швабского союза возглавил трухзес (название придворной должности стольника в Германии) Георг фон Вальдбург.

В первые же дни апреля юн перешёл в наступление и начал поодиночке рассеивать крестьянские отряды. Некоторые из них оказали войскам союза серьезное сопротивлением. Спасло его лишь то, что ему удалось дезориентировать крестьян переговорами с отдельными вожаками отрядов и, действуя всюду шантажом и предательством, внести раскол в ряды восставших. К концу апреля 1525г. основные силы крестьян были разбиты, после чего фон Вальдбург смог направить свои войска на север Германии.

Источник: studwood.net

Влияние реформации на программу 12 статей

«ДВЕНАДЦАТЬ СТАТЕЙ» (Zwölf Artikeln) швабских крестьян — наиболее распространенная обобщенная программа крестьянских требований во время Крестьянской войны 1524-1525 годов в Германии. «Двенадцать статей» были составлены и напечатаны в марте 1525 года во время переговоров руководителей Христианского объединения крестьянских лагерей в Верхней Швабии с Швабским союзом. Умеренные руководители верхнешвабских крестьян привлекли для составления «Двенадцати статей» проповедника Шаппелера из Меммингена, радикального ученика У.

Читайте также:
Как создать копию программы 1 с

Цвингли. В «Двенадцати статьях» и во введении к ним говорится о мирных намерениях крестьян, о том, что они желают смягчения феодальный гнета в соответствии с «божественным правом».

Требуя отмены малой десятины, статья 2 признает обоснованность большой десятины и желает лишь ее более справедливого использования; в статье 4 признается законность повинностей, основанных на существующих феодальных документах; в статьяъ 6 и 7 выражается просьба об облегчении поборов и барщины, но не о полном их упразднении. В других статьях выдвигается требование свободного пользования общинными угодьями. Решительно составлены требования об отмене крепостного состояния крестьян (статья 3) и посмертного побора (Todfall) (статья 11). Умеренный тон «Двенадцати статей» и содержавшиеся в них оговорки не произвели в восставшей массе того эффекта, на который рассчитывали их авторы. Широкие слои крестьян сочетали конкретные и популярные требования «Двенадцати статей» (касавшиеся самых злободневных вопросов крестьянской жизни) с революционной тактикой «Статейного письма». «Двенадцать статей» сделалась фактически общей программой антифеодальной борьбы.

M. M. Смирин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА — ДВИН. 1963.

Двенадцать статей

«12 статей». Требование о введении «божественного права» сделалось в Верхней Швабии, как и в других местах, охваченных Крестьянской войной, общим требованием всех восставших.

Однако в крупных крестьянских лагерях, возникавших в районах городов Кемптена, Кауфбейрена, Меммингена, Бибераха, Ульма, Лейпгейма и у Боденского озера, не было единства в понимании сущности «божественного права». В то время как революционеры толковали его в духе «Статейного письма» — как требование устранения всех господ,— сторонники умеренной тактики, находившиеся под влиянием швейцарского реформатора Цвингли, понимали под лозунгом «божественного права» лишь требование смягчения существующих феодальных тягот и упразднения крепостного состояния крестьян. Пропаганда умеренной тактики имела успех у зажиточных крестьян и многих руководителей. Массы же бедного крестьянства, так же как и городской плебс, жадно слушали революционные речи сторонников Мюнцера.

Внутренняя борьба в крестьянских лагерях в Верхней Швабии, имевшая свои корни в социальной разнородности восставшей массы, препятствовала их согласованным действиям и ослабляла их в борьбе с господами и со Швабским союзом, приступившим к собиранию военных сил для подавления восстания. И даже после того, как в начале марта 1525 г. три главных отряда Верхней Швабии образовали «Христианское объединение», не было достигнуто единства в вопросе о понимании «божественного права». Главные руководители «Христианского объединения», придерживавшиеся умеренной тактики, вступили в переговоры со Швабским союзом о перемирии, которого добивались господа с целью выигрыша времени и завершения своей военной подготовки. Но крестьянские массы действовали в духе «Статейного письма», разрушали дворянские замки и монастыри, устанавливали контакты с городскими низами и разоблачали вероломные планы Швабского союза.

Как мы видим, «12 статей» касались самых злободневных вопросов крестьянской жизни, являвшихся объектом многовековой борьбы. Этим в первую очередь объясняется большое распространение их среди восставших крестьян и превращение в общую для всех слоёв крестьянства программу.

Однако мирный тон «12 статей» и содержавшиеся в них оговорки не произвели в восставшей массе того эффекта, на который рассчитывали их авторы. Наоборот, широкие слои крестьян сочетали конкретные и популярные требования «12 статей» с революционной тактикой «Статейного письма», которой они по-прежнему придерживались, не считаясь с заключённым руководителями «Христианского объединения» перемирием и не признавая его. Расчёты руководителей Швабского союза и господ на внутренний распад крестьянских лагерей не оправдались. «12 статей» сделались фактически общей программой антифеодальной борьбы. Открытые военные действия стали неизбежными.

В этой напряжённой обстановке многое зависело от положения в городах, которое внушало феодалам немалую тревогу. Плебейские массы открыто высказывали свои симпатии крестьянам и помогали им. Поступавшие в Швабский, союз сведения о настроениях городских низов убеждали его руководителей в том, что городские власти сами не справятся с положением, что дальнейшие успехи революционных крестьян могут привести в движение и средние слои горожан. Руководители опасались за судьбу самого Швабского союза, которому грозил распад в случае отпадения городов.

Сознавая опасность сложившейся ситуации, руководители Швабского союза решили форсировать события, поскольку они убедились, что время работает на крестьян: в крестьянские лагери прибывают всё новые и новые силы; всё больше усиливается связь крестьян с городскими низами. В начале апреля 1525 г. командир войск Швабского союза Георг Трухзес, нарушив заключённое с умеренными крестьянскими руководителями перемирие, внезапно напал на крестьянский лагерь у Лейпгейма, близ Ульма. Разбив здесь крестьян, Трухзес двинул свои регулярные силы против плохо вооружённых и организационно не связанных между собой главных крестьянских лагерей Верхней Швабии. Преимущества войск Швабского союза в вооружении и военной организации были очевидны. И всё же расчёты Трухзеса покончить с крестьянами одним ударом не оправдались.

Вероломное нападение Трухзеса на Лейпгеймский лагерь вызвало новую мощную волну революционных выступлений крестьянских масс, которые вышли далеко за пределы Верхней Швабии и Шварцвальда, распространяясь по всей Средней Германии. Отдельные отряды революционных крестьян оказывали Трухзесу ожесточённое сопротивление. В горных районах Трухзес вынужден был прибегать к длительной позиционной войне. У городка Вейнгартен, севернее Боденского озера, Трухзес, зажатый крестьянскими отрядами, почувствовал, по его собственному признанию, опасность военной катастрофы.

Читайте также:
Как удалить программу если пишет подождите

Но Трухзес стремился использовать не одни только военные преимущества своих регулярных войск. Значительное внимание он обратил на то, чтобы деморализовать крестьян переговорами с руководителями отдельных отрядов, противопоставлять одни отряды другим и действовать всюду обманом, шантажом и предательством.

В этом Трухзесу помогали те крестьянские руководители из зажиточных слоёв, которым, по словам Энгельса, «было что терять». Они прислушивались к увещеваниям Трухзеса и шли на переговоры с ним, внося этим в ряды крестьян разложение и деморализацию. Трухзес смог, кроме того, использовать доверчивость крестьян и их неспособность действовать длительное время большими массами.

Решающее значение имела также позиция городов. Не только власти верхнешвабских городов, лицемерно взявшие на себя вначале роль посредников между господами и крестьянами, но и часть городского бюргерства оставила крестьян в самый тяжелый для них момент, а в ряде случаев — прямо помогала Трухзесу. Только плебейские массы городов не участвовали в этом предательстве.

Разбив в конце апреля 1525 г. основные силы верхнешвабских крестьян, Трухзес направился на север — в сторону Франконии и Тюрингии, где создавались новые очаги движения.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 178-180.

Далее читайте:

Публикации:

Aus dem sozialen und politischen Kampf. Die zwölf Artikel der Bauern. hrsg. v. A. Götze und L. E. Schmitt, Halle, 1953; в рус. пер. — Хрестоматия по истории ср. веков, т. 3, М., 1950, с. 122-26.

Источник: www.hrono.ru

Двенадцать статей

Не путать с «Двенадцатью таблицами». В двенадцать статей, 1525.

В двенадцать статей (немецкий Zwölf ARTIKEL ) были частью крестьянских требований Швабского союза во время немецкой Крестьянской войны в 1525 г. Они считаются первый проект в области прав человека и гражданских свобод в континентальной Европе после Римской империи. Собрания в процессе их разработки считаются первым учредительным собранием на немецкой земле.

Инциденты

6 марта 1525 года около 50 представителей групп верхних швабских крестьян ( толпы Бальтрингера, толпы Альгойер и толпы Боденского озера) собрались в Меммингене, чтобы обсудить свою общую позицию против Швабской лиги. На следующий день после трудных переговоров они провозгласили Христианскую ассоциацию Конфедерацией крестьян Верхней Швабии. Крестьяне снова встретились 15 и 20 марта 1525 года в Меммингене и после некоторых дополнительных размышлений приняли Двенадцать статей и Федеральный порядок (Bundesordnung).

«Статьи» и «Орден» являются лишь примерами среди многих аналогичных программ, разработанных во время Крестьянской войны в Германии, которые были опубликованы в печати. В частности, «Двенадцать статей» были напечатаны более 25 000 раз в течение следующих двух месяцев, что составляет огромный тираж для 16 века. Копии быстро распространились по Германии. Поскольку эти два текста не получили дальнейшего развития в ходе Крестьянской войны в Германии, некоторые источники говорят о встрече в Меммингене как о конституционном крестьянском собрании.

Титульный лист Двенадцати статей.

1. Каждый город и деревня имеют право избирать и увольнять своего проповедника, если он плохо себя ведет. Проповедник должен проповедовать Евангелие просто, прямо и ясно, без каких-либо человеческих добавлений, потому что написано, что мы можем достичь Бога только через истинную веру.

2. Проповедникам будет выплачиваться большая десятина. Любые излишки должны использоваться для помощи деревенской бедноте и уплаты военного налога. Малая десятина будет отменена, потому что она была изобретена людьми, потому что Господь, наш Бог, сотворил скот, свободный для человечества.

3. До сих пор с нами обращались как с крепостными, что прискорбно, поскольку Христос искупил всех нас Своей драгоценной кровью, как пастыря, так и дворянина, без исключения. Соответственно, мы заявляем, что мы свободны и хотим оставаться свободными.

4. Это не по браку и не в соответствии со словом Божьим, что бедняк не имеет права охотиться на дичь или птицу или ловить рыбу. Когда Бог, наш Господь, создал человека, Он дал ему власть над всеми животными, птицами в воздухе и рыбами в воде.

5. Знать полностью овладела лесом. Когда бедняку ​​что-то нужно, он должен купить это вдвое дороже. Следовательно, все леса, которые не были куплены (то есть бывшие общинные леса, которые многие правители просто присвоили), должны быть возвращены в деревню, чтобы каждый мог удовлетворить свои потребности в древесине и дровах.

6. Требуемый от нас чрезмерный обязательный труд, который возрастает день ото дня, должен быть уменьшен до того количества, которое, согласно Слову Божьему, выполняли наши родители.

7. Дворянство не должно заставлять нас выполнять больше обязательных работ, чем было согласовано. (Для дворян было обычным делом в одностороннем порядке взимать обязательный труд, который они требовали от своих крепостных.)

8. Многие поля не могут дать достаточно урожая, чтобы платить за них арендную плату. Честные люди должны осмотреть эти земли и установить за них изрядную сумму арендной платы, чтобы фермерам не приходилось работать бесплатно, потому что каждый день работы заслуживает своей оплаты.

9. Постоянно принимаются новые законы, налагающие новые штрафы. Наказания назначаются не в зависимости от правонарушения, а произвольно (наложение штрафов и произвольные приговоры были обычным явлением). По нашему мнению, нас следует судить по старому писаному закону, по существу дела, а не по прихоти.

10. Многие [дворяне] присвоили принадлежащие городам луга и поля (общинные земли, находившиеся в распоряжении всех горожан). Мы хотим, чтобы они вернулись нам всем вместе.

11. «Тодфолл» (своего рода налог на наследство) должен быть полностью отменен, и никогда больше вдов и сирот не будут позорно грабить вопреки Богу и чести.

12. Это наше решение и окончательное мнение, что если одна или несколько статей, перечисленных здесь, противоречат Слову Божьему. мы отменим их, если это будет объяснено нам на основе написанного. Если какие-либо статьи уже были предоставлены нам и впоследствии выяснится, что они были несправедливыми, то они будут недействительны. Точно так же все это при условии, что если здесь будут найдены дополнительные статьи, написанные против Бога и недовольство каким-либо другим человеком.

Читайте также:
В какой программе редактировать видео на Айфоне

Федеральный приказ (Bundesordnung)

Федеральный заказ также достиг большого тиража и, вероятно, был особенно популярен среди крестьян, поскольку он обеспечивал модель федерального социального устройства, основанного на муниципалитете. Было обнаружено, что в соответствии с этим были организованы крестьянские общины в Шварцвальде, Эльзасе и Франконии.

Корни двенадцати статей

Корни Двенадцати статей оспариваются. Некоторые источники приписывают их вождю крестьян (Bauernkanzler) Венделю Гиплеру. Обычно их приписывают реформатору Себастьяну Лотцеру из Меммингена, который, возможно, расширил уже существующие тексты вместе с Кристофом Шаппелером.

16 февраля 1525 г. около 25 деревень, относящихся к городу Мемминген, восстали и, учитывая их экономическое положение и общую политическую ситуацию, потребовали от городского совета значительных улучшений. Жалобы касались таких вопросов, как пионирование, земельный режим, сервитуты в лесах и общинах, а также церковные требования. Крестьяне хотели реформ широким фронтом. В городе создан комитет сельских жителей, и он ожидал увидеть длинный список конкретных требований. Но совершенно неожиданно крестьяне выступили с единой фундаментальной декларацией, состоящей из двенадцати статей. Многие из этих требований впоследствии не возобладали в городском совете, но можно предположить, что статьи ordines provinciales una congregati (представители территории) Меммингена стали основой обсуждения Двенадцати статей, согласованных Конфедерация крестьян Верхней Швабии от 20 марта 1525 г.

Вполне возможно, что требования Йосса Фрица, которые он выдвинул во время так называемого движения Bundschuh в 1513 году, повлияли на статьи представителей территории Меммингена и, таким образом, также повлияли на Двенадцать статей.

Мартин Лютер и двенадцать статей

Крестьянам пришлось нести бремя многочисленных обременений, в которых они были обвинены, и в позиции Мартина Лютера и реформации они увидели подтверждение того, что большинство из них не были предусмотрены волей Божьей.

Но Лютеру не нравились восстания крестьян и их призывы к нему. Возможно, он также видел их негативное влияние на Реформацию в целом. Он призвал крестьян и призвал их хранить мир. Он также написал мужчинам:

«Они поставили двенадцать статей, некоторые из которых настолько справедливы, что посрамляют вас перед Богом и миром. Но почти все они в свою пользу и составлены не лучшим образом. […] Но это невыносимо вечно облагать налогами и рабами, такими как это ».

В мае 1525 г. появился сценарий Лютера « Против кровожадных, вороватых крестьян », в котором он встал на сторону властей и, опасаясь благочестивого строя, призывал к уничтожению крестьян. Это было вызвано, в частности, так называемым « Weinsberger Bluttat [ de ] », крестьянами под командованием Якляйна Рорбаха, убившими Верховного губернатора, графа Людвига Хельфериха из Хельфенштейна и его последователей, после захвата города и замка.

Продолжение эффекта

Фундаментальные идеи, заложенные в этих требованиях, похоже, просуществовали дольше, чем их основные борцы и представители.

Прямое сравнение с американской Декларацией независимости 1776 года дает некоторое совпадение мотивов и воплощения в тексте. Результаты Французской революции, начавшейся в 1789 году в форме современного государства, то есть республики, претворяют в жизнь некоторые из положений крестьян.

В последующие 300 лет крестьяне восставали редко. Только с мартовской революцией 1848/49 г. (Märzrevolution) цели крестьян, сформулированные в Двенадцати статьях 1525 г., были окончательно реализованы.

Второй Ватиканский собор 1965 года определил «высший принцип» реформы литургии, чтобы позволить «сознательное, активное и всестороннее участие верующих» в литургии церкви. В этом контексте соответствующий популярный язык был добавлен к авторитетной до сих пор латыни в качестве языка литургии.

Литература

  • Гюнтер Франц: Die Entstehung der «Zwölf Artikel» der deutschen Bauernschaft, in: Archiv für Reformationsgeschichte 36 (1939), S. 195-213.
  • Питер Бликле: Nochmals zur Entstehung der Zwölf Artikel, в: Ders. (Hrsg.), Бауэр, Райх, Реформация. Festschrift für Günther Franz zum 80. Geburtstag, Stuttgart 1982, S. 286-308.
  • Ders.: Die Revolution von 1525, München 31993. ISBN 3-486-44263-5
  • Ders.: Die Geschichte der Stadt Memmingen. Von den Anfängen bis zum Ende der Reichsstadt, Штутгарт 1997. ISBN 3-8062-1315-1
  • Мартин Брехт: Der theologische Hintergrund der Zwölf Artikel der Bauernschaft in Schwaben von 1525. Christoph Schappelers und Sebastian Lotzers Beitrag zum Bauernkrieg, in: Heiko A. Obermann (Hrsg.), Deutscriech Kirchegges (2), Deutscherg. 1974, с. 30-64 (178-208).
  • Оман, CWC «Немецкая крестьянская война 1525 года». Английский исторический обзор 5, вып. 17 (1890): 65-94. [1]. (включает английский текст Двенадцати статей)
  • Море, Томас Ф. «Ответы немецких князей на крестьянское восстание 1525 года». История Центральной Европы 40, вып. 2 (2007): 219-40. [2].
  • Гюнтер Фоглер: Der Revolutionäre Gehalt und die räumliche Verbreitung der oberschwäbischen Zwölf Artikel, in: Peter Blickle (Hrsg.), Revolte und Revolution in Europa) Historische Zeitschrift, Beiheft 4 NF), München 1975, S. 206-231.
  • Эрнст Вальдер: Der politische Gehalt der Zwölf Artikel der deutschen Bauernschaft von 1525, in: Schweizer Beiträge zur Allgemeinen Geschichte 12 (1954), S. 5-22.

Рекомендации

Внешние ссылки

  • Оригинальный текст Двенадцати статей на немецком языке города Меммингена.
  • Перевод marxist.org
  • Перевод немецкой истории в документах и ​​изображениях; Том 1. От Реформации до Тридцатилетней войны, 1500 — 1648 гг., Жалобы и требования — Двенадцать статей швабских крестьян (27 февраля — 1 марта 1525 г.)

Источник: alphapedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru