Для анализа изучения комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» мы взяли школьные программы по литературе под редакцией А.Г. Кутузова [6], под редакцией В.Я. Коровиной [22] и под редакцией Г.С. Меркина [23].
Государственным образовательным стандартом и школьными программами предусмотрено изучение различных аспектов творчества А.П. Чехова в пятых, шестых, седьмых, восьмых, девятых, десятых и одиннадцатых классах. Каждая из анализируемых программ имеет свои особенности.
В школьной программе по литературе под редакцией Г.С. Меркина под литературой подразумевается базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
В школьной программе по литературе под редакцией Г.С. Меркина А.П. Чехов изучается с 5 класса. Программа предусматривает на изучение литературы 68 часов, из которых творчеству писателя выделяется 2 часа. Ученики знакомятся с детскими и юношескими годами классика, им предлагается чтение и анализ рассказов «Пересолил», «Злоумышленник», даются такие понятия как юмор и комическое.
А.П. Чехов. «Вишневый сад». Персонажи, история, жанр. Видеоурок 35. Литература 10 класс
В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям. На этом этапе происходит включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений.
Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю. На изучение творчества Чехова выделено 3 часа. Дети знакомятся с сатирическими и юмористическими рассказами «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим «.Усваивают основные понятия: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
В 7 классе так же общее количество уроков литературы 68, из них 2 выделено на изучение Чехова. Для изучения предлагаются рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника», в которых разоблачаются беспринципность, корыстолюбие, чинопочитание, самоуничижение. Рассматривается своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Даются такие понятия: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
В 8 классе общее число уроков литературы 68, 2 часа в неделю. Изучение творчества Чехова не предусмотрено.
В 9 классе основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Литература 10 класс (Урок№52 — Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад».)
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Рассказам Чехова выделен 1 час, предлагаются для изучения такие произведения: «Тоска», «Смерть чиновника».
В 10 классе литературу изучают 3 часа в неделю, 105 часов, из них 7 часов отведено творчеству А.П. Чехова: рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Вводятся понятия «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова, образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Акцент сделан на выразительность художественной детали, глубину психологического анализа как отличительной черты чеховской прозы. Представлено новаторство Чехова-драматурга, соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад», лирическое и драматическое начала в пьесе. Анализируются фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии, роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе, функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде», сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Именно изучению пьесы «Вишневый сад» посвящено 4 урока, из которых последний – сочинение по творчеству писателя.
В 11 классе школьная рабочая программа под редакцией Г.С. Меркина изучение творчества Чехова не предусматривает.
В школьной программе по литературе под редакцией А.Г. Кутузова литература понимается как искусство слова, литературное произведение рассматривается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В связи с этим целью литературного образования становится «формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова» [6].
В 5 классе ведущей проблемой является связь литературы и фольклора. На раздел «Литература» отводится 52 часа из 70 часов всего курса. При изучении жанровых особенностей рассказа и его отличий от сказки предлагается чтение рассказов А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» (3 часа).
В 6 классе поднимается проблема «Роды и жанры», на изучение литературы отводится также 70 часов, но творчество А.П. Чехова не изучается. В 7 классе на изучение литературы отводится 70 часов, ведущая проблема — «Характер – герой – образ». Для анализа в классе предлагаются рассказы «Хамелеон» и «Смерть чиновника», для внеклассного чтения — « Толстый и тонкий».
Попутно даются понятия «Речевая характеристика персонажа», «юмор», «сатира», «комическая ситуация». В рамках творческого практикума предполагается инсценировка одного из рассказов. В 8 классе на изучение литературы отводится такое же количество часов, как и в 7 классе, проблема — «Литература и традиция», творчество А.П. Чехова не изучается.
В 9 классе на изучение литературы отведено 105 часов, ведущей признается проблема «Автор – образ — читатель». Здесь рассматривается своеобразие тематики и проблематики рассказа «Скрипка Ротшильда», дается понятие детали и ее художественных функций.
Для 10 – 11 классов программа А.Г.Кутузова предлагает два уровня: базовый (105 часов) и профильный (175 часов).
В 10 классе базового уровня творчество А.П. Чехова не изучается. В 11 классе рекомендуются для обязательного чтения рассказы «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», пьесы «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», а так же рассказы «Попрыгунья», «Душечка», «Крыжовник», «О любви», «Дом с мезонином», «Невеста» — на выбор учителя. Всего теме «Жизнь и творчество А.П. Чехова» уделяется 9 часов.
Так, школьная рабочая программа под редакцией А. Г. Кутузова в 11 классе предусматривает 7 часов на изучение творчества Чехова в общем, из которых 3 часа отводится на непосредственное изучение самой пьесы «Вишневый сад»: 1-2 часа «Прошлое, настоящее и будущее России в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад». Проблема времени, памяти и забвения».
3 час «Образы – символы в пьесе «Вишневый сад».
На уроках рассматриваются следующие вопросы: своеобразие жанра, драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст, интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд», утверждение высокого назначения человека и его творческой преобразующей деятельности, символические образы.
В рамках профильного уровня рассматривается трансформация традиционных тем и образов русской литературы в прозе Чехова. Затрагиваются проблема человеческого счастья («Ионыч», «Душечка»), вопрос о назначении человека («маленькая трилогия») и общественных иллюзий («Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»). Изучаются особенности поэтики чеховских произведений.
На изучение пьесы «Вишневый сад» отведено 4 часа. К базовым вопросам добавляется более подробное рассмотрение истории создания и сценической жизни произведения.
Таким образом, в данной программе изучению творчества А.П. Чехова уделяется достаточное количество часов, темы рассматриваются подробно и в полном соответствии с требованиями Государственного стандарта.
Проанализировав три разных программы по литературе можно сделать вывод о том, что все они соответствуют Государственному стандарту среднего (полного) общего образования по литературе, но структура и наполненность программ различаются. Мы выяснили, что программа по литературе А.Г. Кутузова отличается жанрово-родовым структурным принципом, считает важной проблемой формирование эстетического отношения школьников к искусству слова. Планирование уроков предполагает определенную свободу выбора учителем произведений и вопросов для изучения и обсуждения, что подтверждается насыщенностью учебного материала.
Изучение литературы по программе под редакцией Г.С. Меркина представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Изучение учебного материала проходит эффективнее и намного оптимальнее, создаются возможности для реализации литературного образования.
Осуществляется интеграция знаний и сведений из смежных дисциплин, соблюдена логика и доступность учебного материала, учитываются возрастные особенности. Учащимся предлагается выполнение разнообразных заданий: творческих, развивающих речь, мыслительных. По нашему мнению, учебный комплекс под редакцией Г.С Меркина наиболее современен и эффективен для изучения литературы.
Источник: studfile.net
В каком классе читают Чехова
К девятому классу с творчеством А. П. Чехова знаком каждый: в пятом классе школьники проходят рассказ «Ванька» (тот самый, в котором мальчишка посылает письмо «на деревню дедушке»), в шестом — «Степь», в седьмом — произведения «Студент» и «Человек в футляре».
В каком классе изучают Чехова Каштанка
Что из Чехова проходят в школе
Сборник произведений Антона Павловича Чехова от Animedia Company состоит из рассказов, входящих в школьную программу по литературе, таких как: «Анна на шее», «Беззащитное существо», «В аптеке», «Волк», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Егерь», «Злоумышленник», «Ионыч», «Каштанка», «Крыжовник», «Лошадиная фамилия».
В каком классе проходят Чехова Хамелеон
10 класс. Драматургия А. П. Чехова (1860-1904).
В каком классе изучают Чехова лошадиная фамилия
Урок литературы в 6 классе «Юмористический рассказ А. П. Чехова»Лошадиная фамилия«
Какие рассказы Чехова читают в 5 классе
Чехов А. П. «Жалобная книга», «Мальчики», «Налим», «Детвора», «Лошадиная фамилия».
Что нужно читать в 5 классе
Мир приключений и фантастики:
- А. Беляев «Человек — амфибия»
- Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»
- Ж. Верн « Пятнадцатилетний капитан»
- М. Твен «Приключения Тома Сойера»
- Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»
- А. Жвалевский, Е. Пастернак «Я хочу в школу»
- Я. Корчак «Король Матиуш Первый»
Какие рассказы Чехова читать в 6 классе
Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова в 6-м классе (урок-игра):
- Цель урока:
- Вступительное слово учителя:
- Основная часть урока:
- Рассказ»Лошадиная фамилия«
- Рассказ»Мальчики«
- Рассказ»Пересолил«
- Рассказ»Злоумышленник«
- Рассказ»Хирургия«
Какие рассказы Чехова проходят в 10 классе
Чехов.»Черный монах«,»Анна на шее«,»Степь«,»Учитель словесности«.»Чайка«.»Три сестры«,»Дядя Ваня«.
В каком классе проходят Чехова Чайка
Зарубежная литература 11 класс.
Какие романы проходят в школе
10 книг из школьной программы, которые стоит перечитать взрослым:
- «Война и мир», Л. Н. Толстой
- «Котлован», А. П. Платонов
- «Отцы и дети», И. С. Тургенев
- «Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков
- «Обломов», И. А. Гончаров
- «Герой нашего времени», М. Ю. Лермонтов
- И. А. Бунин, рассказы
- «Евгений Онегин», А. С. Пушкин
Что читают в 6 классе по литературе
- Л. Н. Толстой «Отрочество»
- А. П. Чехов «Степь»
- Ч. Айтматов «Ранние журавли»
- Дж. Лондон «Белый клык»
- А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- М. Рид «Всадник без головы»
- А. С. Пушкин «Дубровский»
Что читать летом с 5 на 6 класс
Список литературы на лето для учеников 5−6 классов:
- Караткевіч У. Бацькаўшчына.
- Колас Я. Крыніца.
- Далідовіч Г. Страта.
- Колас Я. Дарэктар.
- Василиса Прекрасная, Финист — Ясный Сокол. Читать можно здесь.
- Жуковский В. Спящая царевна.
- Пушкин А. Сказки, Повести Белкина.
- Гоголь Н. Майская ночь, или Утопленница.
Какие книги нужно читать в 11 лет
«Поезд в Невероятные места» и другие книги для детей 10–12 лет:
- Марк Твен, «Приключения Тома Сойера»
- Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»
- Дмитрий Емец, «Таня Гроттер и магический контрабас»
- Памела Трэверс, «Мэри Поппинс»
- Кеннет Грэм, «Ветер в ивах»
- Клайв Льюис, «Хроники Нарнии»
- Роальд Даль, «Чарли и шоколадная фабрика»
- П.
Какие книги читают в школе
Главные книги школьной программы по литературе: нужны ли они:
- «Повесть временных лет»
- «Слово о полку Игореве»
- Лев Толстой «Война и мир»
- Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»
- Михаил Шолохов «Тихий Дон»
- Александр Островский «Гроза»
- Николай Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
В каком классе проходят Ионыч
Чехов «Ионыч». 10 класс
Что значит Вишневый сад Чехов
Вишнёвый сад — это символ старого, прошлого времени. Для Раневской это — настоящие воспоминания о детских годах. Она не хочет расставаться с ним, ей важно сохранить сад на память. Гаев поддерживает свою сестру, ведь он тоже вырос в этом доме, также наблюдал и восхищался деревьями, на которых растёт вишня.
В каком классе проходят дядя Ваня
Внеклассное чтение для 11 гуманитарного класса
»Черный монах«,»Анна на шее«,»Степь«,»Учитель словесности«.»Чайка«.»Три сестры«,»Дядя Ваня».
Какой жанр у Вишневого сада
Комедия.
«Вишнёвый сад» — пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре.
03.04.2023 В каком классе читают Чехова
Школьная программа по литературе включает в себя произведения Антона Павловича Чехова, одного из наиболее известных и влиятельных писателей русской литературы. В школах разного уровня учатся разные произведения Чехова, в зависимости от возраста и уровня знаний учащихся.
К примеру, в пятом классе школьники знакомятся с рассказом «Ванька», где мальчик отправляет письмо своему дедушке на деревню. В шестом классе ученики изучают произведение «Степь», а в седьмом — «Студент» и «Человек в футляре». В седьмом классе также проходят рассказ «Каштанка».
В десятом классе ученики изучают драматургию А. П. Чехова, включая в себя произведения, такие как «Вишневый сад» и «Хамелеон». В шестом классе проходит урок литературы, на котором анализируется юмористический рассказ Чехова «Лошадиная фамилия».
Кроме того, сборник произведений Антона Павловича Чехова, выпущенный компанией Animedia, включает в себя рассказы, которые входят в школьную программу по литературе. Среди них «Анна на шее», «Беззащитное существо», «В аптеке», «Волк», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Егерь», «Злоумышленник», «Ионыч», «Крыжовник», и, конечно же, «Каштанка» и «Лошадиная фамилия».
Кроме произведений Чехова, в школах также находят место произведениям других авторов. Одни из них — А. Беляев «Человек — амфибия», Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада», Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», М. Твен «Приключения Тома Сойера», Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», А. Жвалевский, Е. Пастернак «Я хочу в школу» и Я. Корчак «Король Матиуш Первый».
Все эти произведения помогают развивать у школьников любовь к чтению, аналитические и критические способности, а также расширяют их кругозор и общее образование.
Источник: peresolila.ru
В каком классе проходят пьесу «Вишневый сад» А.П. Чехов?
А.П Чехов свое произведение под названием «Вишневый сад» написал в самом начале XX столетия в 1903 году. По жанру это комедия, так определил сам писатель. Пьеса в четырех действиях. Сам сюжет тут крутится вокруг имения Л.А Раневской, которое хотят за долги продать. Ей его предлагают сдавать в аренду, но она не хочет чтобы вырубали вишневый сад.
Героев много и каждый занят своими проблемами. В конце Лопахин, который предлагал Раневской вариант с вырубкой сада и разбивания имения на участки для сдачи в аренду все-таки выкупает имение. Это произведение проходят по обязательной программе школьники в 10-м классе.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Extri mal [150K]
8 месяцев назад
Практически все произведения известного российского писателя Антона Павловича Чехова входят в школьную программу, и «Вишнёвый сад» не является исключением.
В нем писатель знакомит нас с женщиной Любовью Раневской, у которой довольно тяжёлая судьба и она похоронила мужа и сына. Ей тяжело оставаться в семейном поместье и она решает на несколько лет уехать из страны. Когда она возвращается, то у неё накапливается немало долгов и ей приходится продать поместье, в котором находится ее любимый вишнёвый сад. Ей тяжело расставаться с тем, к чему она так привыкла.
Произведение достаточно грустное и ученикам младших классов будет сложное к восприятию, поэтому проходят его в десятом классе.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Краси вая полян а [36.7K]
более года назад
Пьесу Антон Павловича Чехова, моя дочь изучала в 2020 году, когда началась пандемия Ковид. Тогда резко всех перевели на карантин и запретили выходить из дома. Должно было начаться дистанционное образование, к которому никто не были готовы. Мой ребёнок просто не ходил в школу, изучая всё самостоятельно.
Но в это время платные обучающие платформы открыли свои ресурсы на несколько месяцев для всех желающих. Мы очень переживали, что их программа обучения не будет совпадать с нашей школой. Но переживания наши были напрасны. Так что наша десятиклассница совершенно спокойно продолжила изучение предметов 10 класса.
Были и уроки литературы, где как раз среди прочего изучали пьесу А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Я с удовольствием смотрела некоторые уроки вместе дочерью, было очень интересно, наверное потому что преподаватели были из МГУ.
Пьесу «Вишнёвый сад» лучше всего прочесть самостоятельно и послушать анализ пьесы от профессионала.
Источник: www.bolshoyvopros.ru