В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:
1.Урок сообщения нового материала.
2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их
проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.
4.Урок смешанного типа.
Потребность в классификации уроков у ученых – педагогов возникла давно. К. Д. Ушинский дал следующую классификацию уроков:
1.Уроки смешанные, имеющие целью повторение пройденного и
сообщение нового материала,
2.Уроки устных и практических упражнений, на которых
осуществляется повторение и закрепление знаний, умений и навыков.
3.Уроки письменных упражнений,
4.Уроки оценки знаний, которые проводятся после определенного
периода обучения и в конце года(47,с.97)
Основные типы уроков изобразительного искусства с точки зрения Кузина В.С. :
ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. История искусств для начинающих художников. Урок № 2.
1.Урок сообщения нового материала,
2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их
проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.
4.Урок смешанного типа.
Использование данных типов уроков в преподавании изобразительного искусства обуславливается, прежде всего, особенностями каждого вида занятий по этому предмету.
Для того чтобы осуществлять процесс планирования уроков ИЗО в начальной школе, необходимо опираться на программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендуемые Министерством Образования в госстандарте. В настоящее время это:
1.Программа В.С.Кузина «Изобразительное искусство»(35, с.233)
2.Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (35, с.258)
3.Программа Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд».(35, с.290)
4.Программа Полуянова «Изобразительное искусство».
Виды и типы занятий по изобразительному искусству в школе. Урок – основная форма обучения детей изобразительному искусству в начальной школе.
Методика проведения уроков изобразительного искусства в начальных классах. Урок – основная форма сотрудничества учителя и учащихся. Определение обучающих, воспитательных и развивающих задач урока. Урок и его материально-техническое оснащение.
Программа, разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, рассматривается как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.
1. Урок изучения нового учебного материала. Формы изучения: урок-лекция; урок-семинар; киноурок; урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа); урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
Введение в изобразительное искусство. Занятие №1. Алексей Шадрин
2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
а) Систематизация и обобщение новых знаний.
б) Повторение и закрепление ранее усвоенных знаний.
в) Применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний
г) Формирование умений и навыков.
д) Контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования ЗУН,
этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения ЗУН; уроки формирования УН.
Видами этого типа уроков являются:
• уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);
• урок — лабораторная работа;
• урок практических работ;
3. Урок обобщения и систематизации
4. Комбинированный урок
5. Уроки контроля и коррекции ЗУН.
Методика преподавания занятий по изобразительному искусству в начальных классах
Учет психолого-возрастных особенностей учащихся младших классов.
Критерии оценки детских рисунков.
Особенности творчества младших школьников (образное решение изображения).
Урок — основная форма сотрудничества учителя и учащихся.
1. учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе основан на познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства и имеет идейно-воспитательную направленность;
2. каждый урок должен быть направлен на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной творческой деятельности; должен способствовать повышению политехнического образования школьников, готовить их к жизни, к общественно полезному труду. Ознакомление с произведениями русского дореволюционного, советского и зарубежного искусства способствует более глубокому познанию действительности учащимися, активному формированию их мировоззрения, идейных убеждений;
3. в процессе преподавания изобразительного искусства в школе — при изучении правил и законов искусства — нужно развивать творческую самостоятельность школьников;
4. с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства необходимо реализовать межпредметные связи изобразительного искусства и таких учебных предметов, как литература, музыка, труд, природоведение, география, черчение и др.;
5. воспитанию чувства патриотизма, гордости за свои народ способствует широкое использование в рисунках учащихся местных и национальных традиций изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры. С этой целью в школах союзных и автономных республик, национальных округов в программу по изобразительному искусству вносятся изменения, позволяющие широко освещать местное народное искусство и современную живопись, графику и архитектуру;
6. эффективным средством развития художественных способностей детей, воспитания их эмоциональной отзывчивости должны быть графические и живописные упражнения, проводимые в 1-4 классах;
7. каждый урок изобразительного искусства должен пробуждать у школьников чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь к Родине, труду;
8. все виды занятий в процессе обучения должны быть взаимосвязаны и проводиться в течение учебного года с учетом особенностей времени года, знаменательных дат, интересов учащихся, межпредметных связей и местных условий школы.
Основными элементами урока являются:
3. Анализ образца
5.Самостоятельная работа учащихся.
1. Кабинет изобразительного искусства должен быть больше обычного класса по площади или с лаборантской комнатой:
— это место для проведения кружковых занятий по изобразительному искусству,
— для оформительских работ,
— хранения подрамников, стендов, бумаги, красок.
2. В классе или поблизости должно быть водоснабжение, т.к. занятия живописью, композицией, лепкой без воды невозможны.
3. Необходимым условием успешных уроков является:
-наличие специальной мебели и приспособлений (натурные столики, подиумы для натурных постановок, переносные светильники, подставки-уголки, одноместные столы с крышкой, устанавливаемой под любым углом, мольберты-хлопушки, карнизы, классные доски для рисования на белой плоскости, мебельные стенки для хранения наглядных пособий), затемнение на окна;
— наличие технических средств обучения (эпидиаскоп, видеопроектор, видеодвойка-TV, интерактивная доска и т.д.).
— наглядный материал (натурный фонд из предметов быта для натюрмортов, гипсовые пособия – геометрические тела, вазы, розетки и т.д.),
— репродукции с картин художников,
— художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты (основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.);
— систематизированные образцы лучших работ учащихся;
— раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).
4. Оформление кабинета изобразительного искусства представляет собой набор художественных стендов для стационарной экспозиции. Это элементарные правила компоновки, схематическое изображение пород деревьев, пропорции фигуры человека, вопросы цветоведения и др. При этом надо помнить, что излишняя информация не способствует качеству обучения.
5. Специальная и методическая литература, наборы видеофильмов, компакт-дисков
Определение обучающих, воспитательных и развивающих задач урока
— обучающая или учебная заключается в подаче теоретических знаний, формирование умений и навыков непосредственно на этом занятий в объеме, предусмотренном программой;
— воспитательная (планируется на раздел, тему, блок занятий, семестр, четверть, год) воспитание эстетических чувств, художественного вкуса, любви к своему краю, народным промыслам и т.д., а также воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности и т.д.;
— развивающая заключается в побуждении учащихся к сравнению, анализу нового материала, его обобщению, использованию на практике; развитие памяти, мышления, воображения, творчества и т.д. Следует включать в урок анализ работа учащихся, сравнение различных изобразительных приемов, умение вычленять особенное и отличительное.
Источник: cyberpedia.su
13. Виды занятий по изо.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с Методологическими позициями программа преподавания изобразительного искусства предусматривает четыре основных вида занятий:
рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Количество часов, отводимых программой на тот или иной вид занятий обучения, представлено в таблице 1. Эти виды занятий в процессе обучения должны быть тесно взаимосвязаны, друг друга и равномерно в течение всего учебного года с учетом степени сложности материала, особенностей времен года и интересов школьников.
Раздел «Рисование с натуры> включает в себя задания по изображению самых разнообразных объектов (примерные объекты по данному разделу указаны в программе). Фактически задания раздела «Рисование с натуры» представляют собой учебные задания по рисунку, и живописи, т. е. все рисунки с натуры выполняются или простым карандашом, или акварельными красками.
Часть учебного раздела рисования с натуры отводится на задания по выполнению набросков по памяти и представлению предметов, изображаемых с натуры, а также тех объектов, которые дети видели на улице и которые невозможно наблюдать в классных условиях (машины, дома, деревья и т.д.). В III классе на рисование с натуры отводится основное количество часов, что объясняется ведущей ролью рисования с натуры в изучении, познании действительности.
Учебные задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 10—20 минут). Иногда наброскам и зарисовкам посвящается весь урок (например, когда необходимо наиболее глубоко изучить характерные особенности формы, пропорций, тональные отношения, пространственное расположение изображаемых объектов). В процессе рисования с натуры учащиеся овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты. Основное внимание учащихся I—II классов направляется на определение и передачу характерной для изображаемого предмета формы, его общего пространственного положения, пропорций.
18. Развитие зрительной памяти и творческого воображения учащихся на уроках изобразительного искусства.
Рисование на темы – это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличия определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигур человека, но и фантазии, хорошей зрительной памяти. Все указанные качества развиваются и в процессе самого композиционного рисования.
На уроках ИЗО прививается умение заранее зримо представлять результат, всемерно развивать представление. Рисование на темы в начальных классах ведется по памяти на основе предварительных наблюдений и по представлению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Большое место в начальных классах по данному разделу учебной работы занимает иллюстрирование литературных произведений, т.е. рисование по воображению.
Следует иметь также в виду и то, что рисование не темы является одним из главных видов учебно-творческой работы школьников по изобразительному искусству, начиная с 1-го класса. Поэтому обучение детей основам ИЗО, объяснение им закономерностей, выразительных средств композиции требуют развития у детей зрительной памяти.
Следует отметить, что зрительная память, а также определяющие ее развитие эстетические суждения учащихся 1-2 классов, формирующиеся в процессе обучения изобразительному искусству, характеризуются краткостью, перечислением деталей (часто механически), описательным уровнем, изолированностью одного суждения от другого, отсутствием сравнений, обобщений, переноса на другие предметы и явления действительности. Как правило, в суждениях школьников младших классов отсутствует самостоятельность, оригинальность, аргументированность.
Данная характеристика развития зрительной памяти учащихся 1-2 классов определяется возрастными особенностями развития восприятия, мышления, памяти, внимания у детей указанных классов, сравнительно небольшим их жизненным опытом, отсутствием умения развернуто и логически обосновывать свои выводы, суждения, слабым знанием произведений изобразительного искусства и изобразительно-выразительных средств художников.
Качественный сдвиг в формировании идейно-эстетических суждений, являющихся одной из предпосылок развития зрительной памяти у учащихся, проявляется только в 3-4 классах, после первого этапа формирования в 1-2 классах. В сущности, в 3-4 классах происходит своеобразный перелом количества в качество. Суждения учащихся 3-4 классов все больше начинают характеризоваться осмысленностью, логичностью, развернутостью, чувственно-эмоциональной глубиной.
Индивидуальные особенности развития зрительной памяти у учащихся 1-4 классов проявляются в самостоятельности, оригинальности, обоснованности суждений, активности привлечения имеющихся знания, старого опыта и зависят от конкретной установки в восприятии, от интересов, эстетического вкуса учащегося.
Работа по памяти должна вестись систематически, постоянно и в любых условиях. В этой работе желательна последовательность от простого к сложному. Каждый рисунок по памяти имеет смысл делать под влиянием определенной художественной задачи: необычная точка зрения, интересный силуэт, свет, ритм, композиционная неожиданность и так далее.
1. Значение комплексного подхода в использовании средств новых информационных технологий и традиционных ТСО в обучении………..2
2. Дидактические основы комплексного подхода в использовании технических средств обучения и воспитания……………………………. 3
3.Комплексный подход в использовании ИТ в обучении………………. 10
Илья Ефимович Репин
Биография Ильи Репина
Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом. Что, несомненно, поможет ему в дальнейшем.
Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд — провинциального иконописца — в Петербург, счастьем — сознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже.
Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Поступив в желанную Академию, он делает стремительные успехи: и уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа.
Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годы пребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. Отчасти так оно и было.
Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж.
Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами — вереница персонажей, каждый из которых — самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.
Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного философа, справа — бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, справа — «Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин являет собой как бы серединный характер между этими двумя противоположностями.
Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек», обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища — последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок.
Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе — таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков».
Широта интересов, отзывчивость таланта — основные свойства творческой натуры Репина. В одно и то же время он способен был работать с различными вещами и в различной манере. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин…» Но не все это ценили.
В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. За какие-нибудь десять — двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Тема крестного хода — одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия.
В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни.
В характеристиках привилегированной части толпы — мещан, купцов, кулаков и помещиков — отчетливы обличительные интонации, имеющие своим источником критическую тенденцию 1860 годов. На лицах — выражение притворного благочестия, сознание собственной значительности, важность.
Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ посвященных революционной теме. Именно эти замыслы имел в виду мастер, когда, собираясь переезжать из Москвы в Петербург, заявлял о своем желании писать картины «из самой животрепещущей жизни».
Источник: studfile.net