Виды восстановительных программ медиации

Критерии, по которым случай может быть принят в работу:

• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;

• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как

минимум, свое участие) в содеянном.

2. если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП),

выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические

последствия успешного проведения программы;

3. связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении

индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние

(обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными

органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями

Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности,

непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или

криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных

MEDIATION UP Типы восстановительных программ восстановительная медиация, круги сообществ

органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ

разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на

протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их

реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный

выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:

· достижение и удержание контакта со сторонами;

· создание условий для конструктивного выражения эмоций;

· создание безопасной атмосферы во время работы;

· создание условий для взаимопонимания.

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

Фаза. Создание основы для диалога со стороной

Задача: представить себя и программу.

Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно,

принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют

специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна

быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам –

безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен

позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть:

· кто он и его роль в деле;

· роль и функции организации, которую он представляет;

· его взаимоотношения со сторонами.

Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…).

Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий

программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или

службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша

организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом

и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах

добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней

MEDIATION_UP: Типы восстановительных программ: восстановительная медиация, круги сообществ.

участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую

информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах.

Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении,

в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.

Фаза. Понимание ситуации

Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с

точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

Возможные действия медиатора:

1. Обсуждение ситуации

· помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать

о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о

друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его

· внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;

· в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;

· обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию,

рассказать о ценностях восстановительной медиации.

обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что

человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении

ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

3 фаза. Поиск вариантов выхода

Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход

Обсуждаемые вопросы:

· какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти

выходы могут привести;

· пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;

· варианты заглаживания вреда;

· в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на

адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании

вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;

· если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы

несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и

ближайшего социального окружения;

· рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой

· обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия,

направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются

стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;

· предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать

на встрече (сформировать повестку дня);

· проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного

· если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия.

Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы

восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае

категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать

вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;

· независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то

· если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.

Фаза. Подготовка к встрече

Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной

своей роли на встрече.

Возможные действия медиатора:

· рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах,

роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц).

Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении

правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести

· если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право

Читайте также:
Инфо бухгалтер недостатки программы

отказаться от участия в программе;

· пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за

безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть

ответственность сторон за принятие решения;

· обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место

· поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

Правила встречи

1. Не перебивать — у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.

2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.

3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече

(только результат или подписанный договор).

4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв,

перенести продолжение встречи на другой день.

5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с

Источник: cyberpedia.su

Основные восстановительные программы в службе примирения

Восстановительные программы– формы организации восстановительного процесса, такие как: восстановительная медиация, программа по заглаживанию вреда, круг сообщества, школьная восстановительная конференция, семейный совет (семейная конференция) и другие.

Восстановительная медиация («программа примирения», «программа по заглаживанию вреда») – программа, при реализации которой конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий восстановительной медиации создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда).

Круг сообщества – программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, межэтническими конфликтами, для поддержки пострадавших и пр. Круг сообщества помогает участникам восстановить смыслы и цели того, что их волнует, с учетом культурных и ценностных ориентиров. Важнейшей особенностью кругов является привлечение к обсуждению проблемы заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение, а также способствует поддержке позитивных изменений в сообществе.

Семейная восстановительная встреча (семейная конференция) -программа, способствующая активизации ресурса семьи для выработки членами расширенной семьи собственного плана по выходу из трудной жизненной ситуации (или социально опасного положения) для обеспечения безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи. Вероятность выполнения семьей собственного плана значительно выше, чем планов, разработанных специалистами.

Профилактические восстановительные программы – программы по ситуациям, имеющим риск развития (эскалации) конфликта или совершения правонарушения, в рамках которой участники берут на себя ответственность за их предотвращение и/или улучшение отношений. В ходе программы реализуются принципы восстановительного правосудия (восстановительной медиации – в соответствии со стандартами восстановительной медиации).

Обеспечение качества работы ведущего восстановительных программ

1. Оценка качества проведения восстановительных программ осуществляется внутри профессионального сообщества (ассоциации медиаторов) на соответствие деятельности концепции восстановительного подхода и стандартам восстановительной медиации.

2. Ведение документации по случаю, составление отчета (с соблюдением требований конфиденциальности).

3. Регулярное прохождение супервизий на соответствие работы стандартам восстановительной медиации.

4. Регулярное повышение квалификации и освоение новых программ.

5. Наличие процедуры обратной связи от участников конфликта, прошедших восстановительную программу.

Квалификация куратора (руководителя) службы примирения и ведущего восстановительных программ

  1. Куратор (руководитель) службы примирения и ведущие восстановительных программ должны пройти очное обучение у квалифицированных тренеров, имеющих собственную практику проведения медиации и восстановительных программ в образовательной сфере.
  2. Куратор (руководитель) службы примирения и ведущие восстановительных программ должны проходить супервизию их работы со случаем в профессиональном сообществе.
  3. Куратор (руководитель) службы примирения и ведущие восстановительных программ должны иметь возможность участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительным практикам.

Организация восстановительного подхода в образовательных организациях

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие

возможные «деформации» позиции медиатора

Ответственность сторон и медиатора – Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также за соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
Заглаживание вреда обидчиком – В ситуации где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
Есть еще один принцип, который относится к службам примирения:
Самостоятельность служб примирения – Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
4.2. Процесс медиации
Медиатор в школьной или территориальной службе примирения почти всегда сталкивается с ситуацией, что стороны конфликта поначалу не готовы встречаться, слушать и слышать друг друга, мирно разрешать сложившуюся ситуацию, иначе они помирились бы и без медиатора. Поэтому чтобы стать медиатором, требуется специальная подготовка. Медиатор учится устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, разъяснять принципы восстановительной медиации. Медиатор должен помочь человеку осознать последствия своих поступков, принять на себя ответственность за исправление негативных последствий случившегося и организовать конструктивный диалог между сторонами конфликта.
В ходе примирительной встречи (и в процессе подготовки к ней на предварительных встречах с каждой из сторон конфликта) участники постепенно переходят от недоверия, непонимания, сильной неприязни и враждебности к другой стороне и иных деструктивных состояний к успокоению, пониманию необходимости поиска конструктивного выхода из конфликта, а затем — к нахождению взаимоприемлемого решения и выполнению его (уже за пределами процесса медиации).
Позиция медиатора является основным инструментом для осознания сторонами случившегося с ними, принятия на себя ответственности за поиск выхода и совместную выработку решения. Позиция – это определенный взгляд на конфликт, на людей в этом конфликте и на возможные способы выхода из него. И, соответственно, оснащение инструментарием, который обеспечивает реализацию этого способа. Тем самым позиция медиатора отличается от позиций других специалистов.
4.3. Потеря позиции медиатора
При потере позиции медиатор попадет в другие «роли» или другие профессиональные позиции, и тогда изменится его взгляд на ситуацию, а отсюда и способ разрешения конфликта и, соответственно, действия, то есть он уже перестанет быть медиатором.
Рис. 4. Возможные «деформации» позиции медиатора
Эти роли, по большей части, «отбирают» ответственность у сторон конфликта, блокируют возможности расширения понимания всех контекстов конфликтной ситуации самим человеком. Медиатор приглашает стороны конфликта к ответственности («возвращает» людям ответственность). Медиатор стремится, чтобы человек сам понял, что с ним произошло, и ответственно подошел к поиску выхода из случившегося.
Удержание позиции медиатора требует подготовки и самоконтроля. Если в роли медиатора выступает человек, который и прежде по роду своей деятельности занимался разрешением конфликтов, то следует иметь в виду, что специалисты тяготеют к способам работы, которые они успешно применяли в своей практике.

Читайте также:
Ast production описание программ

Например, при проведении медиации педагоги часто начинают читать нотации, адвокаты – защищать, психологи диагностировать и консультировать и так далее. Проводящему медиацию бывает непросто увидеть, когда он теряет позицию медиатора и переходит на привычные для него формы работы. Нужен взгляд со стороны. Поэтому позиция медиатора отрабатывается в ролевых играх на тренингах с практикующими медиаторами и оттачивается в последующих супервизиях.
В чем выражается деформация позиции медиатора?
— Медиатор не удерживает ценности и цели восстановительной медиации, а начинает реализовывать ценности или задачи из другой роли (например, оценивать, воспитывать, давать советы, искать виновного и пр.).
— Медиатор не соблюдает процедуру медиации (основных этапов порядка работы медиатора).
— Медиатор пытается уговорить стороны на примирение (например, описывая выгоды и потери их отказа от медиации), а не передать ответственность.
— Медиатор не обеспечивает безопасного пространства встречи.

Потеря позиции случается у всех медиаторов: у новичков – чаще, у более опытных – реже. Важно в ходе тренингов, супервизий и обсуждения кейсов научиться обнаруживать маркеры, свидетельствующие об утере позиции медиатора, и научиться в неё возвращаться.

Часть II. Служба примирения в школе

Напомню, что миссия школьной службы примирения (ШСП) – восстановить и закрепить в школьной среде способность к взаимопониманию как культурную традицию. Эту традицию можно назвать восстановительной культурой взаимоотношений.
Служба примирения в партнерстве с директором и ассоциацией восстановительной медиации инициирует в школе три нижеперечисленных процесса.
1. Формирование нового типа реагирования на конфликтные ситуации
Этот процесс становится возможным за счет того, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ: медиации, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций». Такого рода программы проводятся по всем переданным в службу случаям, где стороны конфликта известны и признают свое участие в произошедшем событии. При проведении программ медиаторы руководствуются стандартами восстановительной медиации и порядком работы медиатора.
Для обеспечения этой работы необходимы:
— создание условий для получения информации о конфликтах;
— информирование педагогического коллектива, школьников и родителей о результатах работы службы (с сохранением конфиденциальности о происходящем на конкретной встрече);
— проведение мониторинга прошедших программ, а также анализ изменений в поведении участников конфликтов и взаимоотношений в школе в результате работы службы примирения.

Особое внимание нужно уделить работе с теми, кто повторно совершает правонарушения, особенно если имеется перспектива направления информации о случае в комиссию по делам несовершеннолетних или в правоохранительные органы. По таким делам работает взрослый медиатор (куратор службы), во встрече участвуют родители.
2. Изменение сложившихся установок педагогов, администрации, школьников и родителей на то, как следует разрешать конфликты; привитие ценностей культуры взаимопонимания
Для этого необходимо не только использование новых технологий (примирительных практик) для разрешения отдельных конфликтов, но и обучение всех членов школьного коллектива основам восстановительной коммуникации, а также включение восстановительных принципов в разные аспекты школьной жизни.
В этой связи важно:
— обсуждение способов реагирования на конфликты в школе, последствий для всех участников, к которым эти способы приводят, и возможностей использования восстановительного подхода (как наиболее «экологичного» способа);
— проведение педсоветов, совещаний и семинаров для согласования усилий по развитию восстановительной культуры в школе;
— изучение методических и других материалов по восстановительным практикам, распространяемым внутри ассоциации восстановительной медиации;
— просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации и родителей с целью донесения ценностей восстановительного подхода, изменения отношения к конфликту и увеличения числа передаваемых в службу примирения случаев;
— выступления на конференциях и в средствах массовой информации с целью популяризации восстановительных практик.
3. Развитие форм воспитания, основанных на восстановительных практиках
Сюда можно отнести следующие задачи:
— Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации и другим типам восстановительных программ.
— Проведение переговоров для налаживания взаимопонимания между существующими в школе группами (взрослых и детей, отличников и «хулиганов», богатых и бедных и пр.), чтобы они могли понять друг друга и увидеть в каждом человека со своим внутренним миром и интересами, исходя из личностных, а не из ролевых отношений.
— Проведение «школьных восстановительных конференций» и «кругов сообщества» для решения важных для школьного сообщества проблемных вопросов.
— Использование восстановительных практик на классных часах, родительских собраниях, при подготовке школьных мероприятий, в классном руководстве, на педагогических советах, в методических объединениях, в работе профсоюза учителей как профилактики профессионального выгорания педагогов и как профилактики стрессов у учащихся при подготовке к экзаменам и пр.
— Выявление потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс, формирование нового класса, конфликты в столовой и пр.) и работа по снижению риска возникновения конфликтов (ведение переговоров, внесение предложений администрации и т. п.).
Структура и организация деятельности службы примирения
В настоящее время служба примирения состоит, как правило, из команды кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и примерно десяти старшеклассников. Все они, включая кураторов, проходят подготовку в качестве медиаторов. Взрослые члены команды участвуют в разрешении ситуаций, которые подросткам не под силу в связи с их статусом. Ниже будет подробнее рассказано об этапах создания службы.
На первом этапе служба примирения может состоять только из взрослых, которые прошли специальную подготовку по проведению восстановительных программ, но в дальнейшем очень важно участие самих школьников, поскольку:
— это даёт возможность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, о которых взрослым неизвестно, куда им доступа нет;
— подросткам проще построить доверительные отношения со сверстниками: они говорят друг с другом «на одном языке»;
— самим подросткам-медиаторам работа в школьных службах примирения позволяет обрести серьезный опыт конструктивной коммуникации, которая им пригодится в дальнейшей жизни.

Читайте также:
Не удалось проверить этот экземпляр программы установка os

Ассоциация медиаторов, например, в лице тренера (или регионального координатора) в ходе обучения и супервизий передает принципы и технологию восстановительных практик.
Информация о конфликтных и криминальных ситуациях (таких как кража, драка, порча имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов; в дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители. Медиаторы проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи.
В среднем работа по запуску службы примирения и активного проведения ею медиаций занимает приблизительно один год.
1. Кураторы (руководители) службы примирения
Куратор – человек, создающий службу примирения, пользующийся доверием учеников, готовый не менее одного учебного года управлять процессом становления службы. Именно к куратору в школе стекается информация о конфликтах.
Куратор обязательно проходит подготовку в качестве медиатора (как минимум, базовый курс по восстановительной медиации), в своей деятельности руководствуется ценностями и стандартами восстановительной медиации и при работе со сложными случаями сам проводит медиацию (или вместе с медиаторами-школьниками).
Направления работы кураторов (руководителей) службы примирения.
Перечисленные ниже направления реализуются командой, состоящей из одного или нескольких кураторов и активных школьников, причем поэтапно (примерно за 1-3 года) и при поддержке регионального координатора школьных служб примирения или ассоциации медиаторов.
1. Внедрение в школу восстановительных практик и формирование восстановительной культуры:
— Создание группы поддержки школьной службы примирения из педагогов и школьников.
— Анализ доминирующих способов реагирования на конфликты в школе.
— Реклама восстановительных практик и восстановительной культуры взаимоотношений.
— Работа с педагогическим коллективом школы, направленная на принятие ими восстановительного подхода к разрешению конфликтов, криминальных ситуаций и напряженных взаимоотношений.
— Проведение восстановительных программ.
— Информирование школьного сообщества о результатах работы службы примирения (с учетом соблюдения конфиденциальности происходящего на встрече) .

2. Организация службы примирения:
— Организация обучения сотрудников школы и школьников восстановительным практикам и повышение квалификации в этой области (обучение проводят тренеры – практикующие медиаторы).
— Отбор школьников в службу примирения.
— Разработка и принятие положения о службе .
— Определение категории дел, с которыми работает служба.
— Определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения.
— Определение времени и места проведения встреч, других организационных вопросов.
— Создание команды школьников – медиаторов службы примирения.
— Отслеживание передачи конфликтных и криминальных ситуаций в службу примирения, нахождение более эффективных способов обращения в службу примирения, фиксация статистических данных в мониторинге, ежегодно передаваемом в ассоциацию медиаторов.
— Проведение занятий со школьниками-медиаторами (ведение клуба медиаторов).

3. Организация работы службы примирения по конкретным ситуациям:
— Регистрация заявок, поступающих в службу.
— По каждому случаю: принятие решения, брать ли случай в работу, какую программу проводить (медиацию, «круг сообщества» или «семейную конференцию»), выбор медиаторов.
— Проведение восстановительных программ по сложным случаям (криминальные ситуации, конфликты с участием педагогов и родителей).
— Поддержка проведения медиации и «кругов сообщества» школьниками-медиаторами.
— Работа с социальным окружением учащегося и родителями.
— Описание работы со случаями.
— Проведение супервизий медиаторов-школьников (анализ работы медиаторов на соответствие стандартам восстановительной медиации).
— Проведение аналитической встречи со сторонами конфликтов (через 2-4 недели после медиации) .

4. Связь с внешними организациями:
— Взаимодействие с КДНиЗП по правонарушениям несовершеннолетних (в том числе повторным).
— Взаимодействие с региональной ассоциацией медиаторов.
— Выступления на конференциях и в СМИ.

5. Развитие службы примирения:
— Повышение собственной квалификации и других медиаторов.
— Обеспечение подготовки детей-медиаторов на место учащихся, окончивших школу.
— Внедрение элементов восстановительной культуры и восстановительных практик в методические советы, родительские собрания, педагогические советы, классные часы и пр.
— Обсуждение потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс и пр.) и работа по снижению риска конфликтов.

Похожие:

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие icon Методические рекомендации по организации и прове дению единого дня.
.
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие icon Проект положения о службе примирения
Целью службы примирения является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных.
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие icon Межрегиональный ежегодный мониторинг деятельности служб примирения по проведению
Обращение к руководителям ассоциаций медиаторов, региональным координаторам и кураторам служб примирения
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие icon
Рабочая программа Элективного курса «Культура речи»
Введенская Л. А. «Русский язык и культура речи», И. Б. Голуб «Русский язык и культура речи» Л. Г. Смирнова «Культура русской речи».
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение районный центр.
Школьная,12-А, пгт. Излучинск, Нижневартовский район, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область), 628634
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие icon
О диссертационном совете дм 208. 079. 01, созданном при фгбу российский.
Дм 208. 079. 01, созданном при фгбу российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия»
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие icon
Учебно-практическое пособие. Содержание предисловие 2 голос одно.
Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника.
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие icon Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная»
Цель программы: формирование и психолого-педагогическая коррекция родственных взаимоотношений сиблингов из числа детей-сирот и детей.
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие icon По общему правилу, при наличии согласия супруга и отсутствия общих.
Нии искового заявления суд вправе дать время сторонам для примирения. Период времени определяется судом самостоятельно, но не может.
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений Предисловие icon Программа научно педагогичекой практики магистрантов по направлению.
«Физическая культура, профессионально-образовательного профиля подготовки – Адаптивная физическая культура»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Источник: filling-form.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru