Одна из проблем, которая волнует родителей школьников — это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:
— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
Как быстро и качественно проанализировать воспитательную работу в школе?
— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.
Примечание.
В настоящее время следует руководствоваться письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности в нашем блоге в статье « Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия».
В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
✨ Этикет. Школа хороших манер | Познавательный мультик для детей ✅
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.
Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— « на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность »;
— « на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами ».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.
Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Источник: eduinspector.ru
Виды воспитательной работы в школе
Педагогическая практика разработала различные формы внеклассной воспитательной работы.
Формами воспитательной работы называют варианты организации воспитательного процесса, композиционное построение воспитательного дела.
Психолого-педагогическая литература рассматривает понятие «воспитательного действия» в качестве обозначения разных форм и видов воспитательной работы. Эксперты говорят о несоответствии обозначенного понятия в фактическом значении воспитательной работы, так как «действие подразумевает фрагментарность».
Для точной передачи понятия «воспитательное ремесло» применима систематичность, комплексность, поэтапность, беспрерывность.
Воспитательным ремеслом называют вид или форму организации и воплощения определенной деятельности для целенаправленного воспитания.
Определение 3
Воспитательное дело должно быть необходимым, полезным и осуществимым. Оно обязано носить коллективный и созидательный характер.
Организация традиционно воспитательных дел приходится на внеурочное время, то есть часы досуга. Увлекательные, содержательные, интересные воспитательные дела способствуют участию по собственному желанию. Досуговая активность может быть общественно важной, то есть способствовать разностороннему развитию личности, как и на внеклассных предприятиях. Все дела, которые организуются во внеурочное время, относят к формам, где оказывается досуговая активность подростков. Любую форму досуговой деятельности необходимо использовать в качестве воспитательного занятия.
Структура форм воспитательной работы в школе
Если считать воспитательные мероприятия в качестве олицетворения системного воспитания, то прослеживается общая структура:
- целеполагание, планирование;
- организационный момент и подготовление;
- реализация планируемых действий;
- итоги и анализ результатов.
Множество форм внеклассной воспитательной работы постоянно дополняется новыми, соответствующими условиям школьной жизни, которые находятся в непрерывной модернизации. Основами таких методик могут служить популярные передачи:
- КВН;
- «Брей-ринг»;
- «Поле-чудес»;
- «Отгадай мелодию»;
- «Зов Джунглей»;
- «Умницы и умники».
Важнейшим вкладом в исследование новейших форм воспитательной работы считаются работы П. Иванова в 80 -х годах ХХ века и Н.Е. Щурковой в 90 -х годах ХХ века.
Классификация форм воспитательной работы
Формы воспитательной работы можно разделить на три категории, основываясь на главной задаче, которую необходимо реализовать в процессе применения форм:
- управление и самоуправление школьной жизни, то есть наличие сборов, линеек, митингов, классных часов, заседаний и другие;
- познавательные формы, включающие экскурсии, походы, фестивали, тематические вечера, секции и другие;
- увеселительные формы, которые включают в себя наличие утренников, праздников, игровых программ и так далее.
Решение многих воспитательных задач возможно посредствам включения в педагогический процесс любой из вышеперечисленных форм. Формы управления школьной жизнью решают не только задачу организации деятельности технического коллектива, но и задачи просвещения подростков, то есть вопросы менеджмента, и вырабатывание у них умений руководить. Именно поэтому учителя включают в работу не только учащихся с организаторскими задатками, но и тех, у кого они не прослеживаются. Поэтому приветствуется смена органов ученического самоуправления, привлечение к управленческой деятельности в разных сферах школьной жизни большего количества учащихся.
Увеселительная форма работы не заключается только в развлекательной функции. Это доставляет детям истинную радость, когда они могут понять и представить свою значимость в системе межличностных отношений. Для этого следует грамотно продумать организацию дела, привлечь наибольшее количество учащихся, что выполняется для получения ощущения ответственности за введенную форму работы, способствовать созданию легкой позитивной обстановки.
При верно педагогически продуманных, приготовленных и использованных увеселительных формах воспитания возможно содействие интеллектуального и духовного развития подростков, укреплению их здоровья.
Классификация форм осуществления внеклассной воспитательной работы производится во взаимосвязи с этим, причем получает глубокое значение. Численность участников также играет важную роль в проведении мероприятия.
Индивидуальные, групповые и массовые формы организации педагогического процесса при сочетании дают гарантии на оптимальное учитывание особенностей ученика и организационного момента с отношением к каждому, исходя из его способностей, также приспособления всех к социальным условиям совместной работы с детьми, обладающими широким спектром идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, характера и так далее.
При обучении активность развития интеллекта считается индивидуальной, в воспитательном труде сама разработка выражается при помощи взаимодействия учащегося с другим и другими, аналогичными или нет субъектами воспитательного процесса. Суть воспитания в качестве процесса выражается в деятельности, в которой происходит формирование отношения ребенка к окружению, взаимодействии с людьми. Поэтому классификация форм воспитательной работы по количеству участников данного процесса считается наиболее важной, чем в учебе.
Категории форм воспитательной работы
Средства и способы также остаются важными аспектами в течение педагогической деятельности. Исходя из признака формы воспитательной работы, их подразделяют на категории:
- Словесные. Включают в себя наличие митингов, собраний, переговоров, дебатов, в течение которых используются словесные способы и виды общения.
- Наглядные. Сюда входят выставки, музеи, коллажи и другие наглядности, нацеленные на внедрение всех наглядных способов, то есть визуализации.
- Практические. Предпочтительно наличие дежурств, шефских и благотворительных сборов, основу которых составляет ученическая практика.
Выше предложенная классификация отличается от классификации способов по источнику знаний, то есть рассматривание отдельных способов в качестве самостоятельных путей решения дидактического задания. Объяснение считается независимым способом и применяется обособленно от остальных. Словесная форма воспитательной работы не имеет ограничения только на использования одного из способов. На собрании производится передача, объяснение и дискутирование насчет полученной информации.
Формы практической работы предполагают выполнение специальных упражнений с использованием нескольких способов в определенном сочетании. Это говорит о полиморфности формы педагогического процесса в целом.
Источниками полиморфностей форм являются многоплановость отдельной педагогической задачи, длительность ее решения, отсутствие временного ограничения на взаимодействие учителя с учащимся, выполняя педагогические задачи динамичного процесса. Все это преодолимо, а многообразная совокупность задач способствует их разрешению при применении формы, но не способа.
Для воспитательной работы это свойственно в большей степени, чем для учебной. После итогов применения хотя бы одного способа в учебной деятельности создается иллюзия решения педагогической задачи, которая предоставляется в виде усвоения конкретной суммы знаний или создания конкретного умения. Педагогическая задача, решаемая в учебе, не может ограничиваться только знаниями и умениями. Создание отношений и многоплановое формирование учащегося рассматриваются как немаловажные составляющие. Это может быть выполнено при конкретном сочетании средств и способов их внедрения, то есть в рамках формы, которая соответствует всем содержаниям задачи.
Источник: zaochnik-com.com
Рабочая программа по воспитательной работе в школе-интернате
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы школы-интерната, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
Данная программа разработана мною с учётом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся на формирование универсальных учебных действий. Нормативной базой для разработки программы являются следующие законодательные документы:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от. 21.07. 2014);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания к обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08»);
• Федеральный государственный образовательный стандарт (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155);
• Конституция РФ, ст. 43, 72;
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
• Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 No223;
• Образовательная программа МКОУ;
• Устав МКОУ.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие воспитанников по основным направлениям развития и образования: духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному, семейных ценностей, правовому, профориентационному.
Рабочая программа рассчитана на 1 год.
Пояснительная записка
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание — старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим
из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так же активно, как активно
они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.
Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа — вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система.
Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье — это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно — воспитанным и трудолюбивым. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной.
Цель программы:
Создание условий для активной жизнедеятельности воспитанников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.
Задачи:
• Формирование у воспитанников духовно-нравственных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
• Формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию;
• Создание условий для творческой самореализации личности, обеспечения досуга воспитанников во внеурочное время;
• Приобщение воспитанников к ведущим духовным ценностям своего народа к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;
• Формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
• Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья воспитанников, формирование здорового образа жизни.
Данная программа является документом, определяющим основные направления воспитательной деятельности школы-интерната.
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание направлено на создание современного национального воспитательного идеала —
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
• формирование у обучающихся духовно-нравственных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
• воспитание гражданственности, патриотизма;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания: первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование способности к духовному развитию;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях;
• формирование основ нравственного самосознания личности, морали;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей.
Планируемые результаты:
— элементарные знания о государственном устройстве России;
— проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;
— повышение качества знаний, духовной, нравственной культуры;
— положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у воспитанников.
Общеинтеллектуальное воспитание
Общеинтеллектуальное направление воспитательной работы строится с учётом возрастных психолого-педагогических особенностей мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал воспитанников.
Задачи:
• развитие познавательных способностей воспитанников, формирование положительного отношения к учебе, знаниям;
• развитие образного мышления;
• развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения;
• развитие творческих способностей;
• содействие воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Планируемые результаты:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
— проявления интереса к познанию нового;
— активное участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, деятельности детских научных сообществ, кружков интеллектуальной направленности.
Общекультурное воспитание
Общекультурное развитие и воспитание предполагает деятельность в сфере художественно- эстетического творчества. Таким образом, решаются задачи приобщения детей к культуре и искусству.
Задачи:
• дать знания о правилах этики, культуры речи;
• формирование эстетического отношения к красоте окружающему миру, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
• создание эмоционально-насыщенной деятельности, в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность;
• формирование потребности активного участия воспитанников в коллективных делах;
• развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе;
• обеспечение досуга воспитанников.
Планируемые результаты:
— соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
— участие в школьных, муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, смотрах, выставках, акциях;
— участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление)
Спортивно-оздоровительное воспитание
В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Спортивно-оздоровительное направление воспитательной работы ориентировано на формирование позиции признания воспитанниками ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.
Задачи:
• формирование элементарных представлений о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально- психологического;
• формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• развитие интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
• формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.
Планируемые результаты:
— осознание воспитанниками необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
— самореализация в спорте посредством участия в конкурсах, викторинах, соревнованиях школьного значения.
Воспитание семейных ценностей
Семья играет огромную роль в жизни отдельной личности, в жизни всего общества в целом. В семье формируется личность ребенка и складывается «образ семейных отношений», семейного взаимодействия, что в будущем выступит основой для создания собственной семьи.
Изучение семейных традиций младшими школьниками позволяют им понять ценность семьи, гордиться своей семьёй, бережно относиться к ней.
Задачи:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях.
Планируемые результаты:
— знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
— уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
Правовое воспитание
Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у воспитанников правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, об уважении к правам человека и свободе личности; развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в интернате, в быту, на отдыхе.
Задачи:
• ознакомление воспитанников с правами человека;
• формирование у воспитанников стойкого интереса к изучению права;
• способствование пониманию ребенком своих прав;
• воспитание уважительного отношения к правам других людей;
• формирование умений и навыков по защите прав и свобод человека;
• подготовка детей к активному участию в функционировании и жизни государства.
Планируемые результаты:
— элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о правах и обязанностях граждан;
— препятствие (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия.
Профориентационное воспитание
У младших школьников важно сформировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к различным профессиям и ближайшему производственному окружению. Воспитать нравственную и практическую установку к выбору профессии, основанную на включенности воспитанников в различные виды познавательной, игровой, общественно – полезной и трудовой деятельности.
В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.
Задачи:
• расширять знания и представления воспитанников о различных профессиях;
• дать общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности;
• формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно полезному труду;
• воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Планируемые результаты:
Воспитанники должны знать и понимать:
— представления о мире профессий;
— понимать необходимость получения профессии;
— роль труда в жизни человека;
— необходимость бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей.
Должны уметь:
— соблюдать порядок на рабочем месте, в группе;
— проявлять дисциплинированность последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
— участвовать в общественно-полезной деятельности.
Формы реализации этих направлений различны: часы общения, занятия-путешествия, беседы, деловые игры, круглые столы, ситуативные игры, интеллектуальные игры, познавательные занятия, игры – загадки, викторины, дидактические игры, творческие мастерские, выставки рисунков, концерты, конкурсы, веселые старты, внеклассное чтение, практикумы, сюжетно-ролевые игры, индивидуальные беседы, экскурсии.
Планируемые результаты можно разделить на три уровня:
Первый уровень результатов – приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника с воспитателем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений воспитанника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие воспитанника на уровне группы, интерната, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение воспитанником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника с социальными субъектами за пределами интерната, в открытой общественной среде.
К концу учебного года обучения воспитанники должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для самостоятельной творческой деятельности;
— для выполнения домашнего труда;
— для обогащения опыта восприятия окружающей действительности, красоты природы;
— осуществления сотрудничества с другими людьми в процессе совместной работы или учебы;
— оценки поступков и деятельности своих товарищей, себя и других людей;
— поиска дополнительной информации по интересующим вопросам и удовлетворения познавательных интересов;
— для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения;
— выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М.-1985.
2. Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики // Педагогика. — 2008. — № 6.
3. Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Работаем по новым стандартам.
— М.: Просвещение, 2011.
4. Березина В.А. Развитие воспитания — приоритетное направление деятельности в системе образования // Воспитать
человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по
проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. — М.: Вентана-Графф, 2003.
5. Богданова О.С., Петрова В.И. «Методика воспитательной работы в начальных классах», — Москва, 1986.
6. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. (Развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург,
АРД ЛТД, 1997.
7. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. — М.: Знание, 1979.
8. Бондарев В. П. Выбор профессии. — М.: Педагогика, 1989.
9. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. — Ростов н/Д.: Изд-во Рост.
пед. ун-та. — 2000.
10. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. // Начальная школа. -1990. — №5
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1992.
12. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М., 1998
Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. — 2009. — N 5.
13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.-2000.
14. Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы // Классный руководитель, 2003, №5, // Педагогика. — 2008.
— № 9.
15. Линский И. Политика в области воспитания: новые идеи // Воспитание школьников, 2005, №5.
Никандров Н. Д. Общество, школа, семья: православные традиции и современная Россия // Мир образования —
образование в мире. — 2007. — N 2.
Петрова В. Нравственное образование младших школьников // Сельская школа. — 2007. — N 2.
16. Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль: Академия развития. – 1997.
17. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.- 1987.
19. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития. –1996.
Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников // Этическое воспитание. — 2008. — N 5.
Скачать Рабочая программа по воспитательной работе в школе-интернате
Ваш браузер должен поддерживать фреймы
Источник: ped-kopilka.ru