Физические занятия именовались орхестрикой и палестрикой. Первая носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. В палестрику входили военно-прикладные виды спорта, большая часть которых представляла собой различные виды единоборств.
Они включали пятиборье, (с бегом, прыжками, борьбой, метанием диска и копья), гимнастику, панкратион и кулачные бои. Тренировки проводились не хаотично, а в установленное время. Формировалась норма физических нагрузок, поочередно тренировались разливные группы мышц. Иногда имитировались некоторые экстремальные условия, например в ходе борьбы. По мере возмужания парней физические нагрузки увеличивались.[6]
Проводился ряд спортивных состязаний учащихся гимназий, палестр и эфебий, чаще всего прикрученных к религиозным праздникам. Гимнические (гимнастические) соревнования включали также пятиборье, бег, борьбу, кулачный бой и панкратион. Гиппические состязания состояли из конных забегов и конкурсов колесниц.
Олимпийские игры в Древней Греции
При занятиях бегом была популярной дистанция на стадию (192,27 метра). Дорожка была посыпана пластом песка, участники бежали группой и босиком. С 724 года к н.э. был включенный диаулос (дистанция — 384,54 м) — бег «на две длины стадиона», потом долихос (ок. 4,6 км.). Со временем и эту дистанцию увеличивали, доведя до 4,6км.
Со временем появился домиходромос — бег на выносливость (дистанцию изменяли от 8 до 24 стадий), а еще через определенное время — ламнадермос — эстафетный бег, участники которого передавали друг другу горящий факел. Бег был основной дисциплиной подготовки воинов. В результатах к вниманию принималась, прежде всего, скорость. Но греки ценили и ловкость, и силу мышц.
Борьбу древние греки начали использовать для воспитания сильного, ловкого, выносливого и волевого человека. Борьба была частью системы физического воспитания детей, подростков и взрослых. Многие великие философы, поэты, государственные деятели и полководцы древней Греции были в свое время выдающимися борцами, принимали участие в Олимпийских соревнованиях.
Впервые в программу Олимпийских Игр борьба была включена в 704 году к нашей эре. Соревнования борцов проводились обычно на открытой песчаной площадке и иногда с участием судьи, задачей которого было следить за поведением борцов на площадке и разнимать чересчур горячих участников состязаний. Греческий атлет Тесеус создал первые правила по борьбе, согласно которым выигрывал тот атлет, кто три раза смог бросить соперника на землю. На сегодня правила изменились, но классическая и грекоримская борьба продолжают оставаться эталоном использования человеческой силы тела и духа. [7]
Соревновались древние и в метании диска и копий. Диски изготавливались из дерева, камня, железа, бронзы, нередко их украшали резьбой, изображениями птиц, животных или сценами спортивных соревнований. Вес диска составлял от 1,25 до 6,63 кг (ныне снаряд весит — 2 кг для мужнин и 1 кг — для женщин). Болельщики очень уважали метателей копья. Их охотно изображали и скульпторы.
Как Атлеты Древней Греции развивали грубую силу мышц. Истоки Атлетизма | КРОМЪ
Панкратион (от греческого слова — pankration — всеборье) — вид единоборства, представлявший собой соединение кулачного боя и борьбы в стойке и на земле.
В панкратионе разрешались удары кулаком, ногой, коленом, локтями, захваты, сжатия, выворачивание суставов. Запрещено было кусаться, царапаться и наносить удары по глазам. Не было ни весовых категорий (только разделение на возрастные группы), ни ограничения времени поединка.
Исход борьбы решался не способностью одного из участников продолжать схватку или добровольное признание собственного поражения. В программу Олимпийских игр Древней Греции панкратион включен в 648 до н. э., вероятно, до этого времени этот вид единоборства не был широко известен.
Наибольшей славой пользовались в Олимпии атлеты, одержавшие одновременно победу в панкратионе и кулачном бое. Такие победители заносились в особые списки. Во 2 в. до н. э., т. е. почти за тысячу лет существования Олимпийских игр, такой список состоял лишь из 9 имен. Жесткие условия проведения поединков приводили к большому количеству травм, угрожающих здоровью атлетов. По этой причине древнегреческая борьба панкратион не сохранилась до наших дней в первозданном виде.
Кулачный бой как спортивное единоборство возник еще на ранних степенях развития общества и в разных формах был распространен во все времена среди многих народов. Особенно популярным был кулачный бой в Древней Греции. Это подтверждается тем, что с 23-ей Олимпиады (688 г. до н.э.) он вошел в программу Олимпийских игр.
Литературные памятники, рисунки дают нам довольно полные сведения о правилах ведения кулачного боя в Греции, о методах тренировки бойцов. Для ведения боя кулаки бойцов обматывались мягкими ремнями из сыромятной кожи, которые защищали руки от повреждений подобно современным бинтам. Кулачные бои бойцы велели в испрямленной стойке. От них в основном требовалась ловкость.
Греки составляли пары по жребию, а не по весовым категориям. Время встречи не ограничивалось, и она продолжительная к тому момента, пока один из неприятелей не терял возможность вести бой дальше. Судьи (гелланодики) выбирались из лиц не младше 40 лет и должны были хорошо знать технику боя и условия соревнований. На всех рисунках кулачного боя гелланодик изображал с лозой, разветвленной на конце, прикосновеньем которой он вмешивался в действии бойцов.[8]
Если поединок кулачных боев затягивал, то с ведомости обоих соперников судья назначал — усиление. По жребию один из бойцов должен был, не прикрываясь, принять удар. Если выдерживал, то сам бил, и так далее к полной победе одного из соперников.
На тренировках бойцы защищали главу маской с наушниками, которая, вероятно, делалась из мягкой кожи.
Аналогом современного тренировочного мешка был корикос, сделанный из овечьей шкуры, которая выворачивалась руном вглубь, и наполненный финиковыми косточками. Подвешивался он на высоте головы и он служил бойцам для упражнений в ударах. Довольно распространенным упражнению было рытье земли и работа с мотыгой.
Не последнее место в системе физического воспитания Античной Греции занимала гимнастика. Она включала прыжки в длину, борьбу, тяжелую атлетику, плавание и метание диска и копья. Данная система применялась еще на Древнем Крите во времена правления короля Миноса. Позже гимнастика стала неотъемлемым видом спорта на первых Олимпийских Играх.
Название «гимнастика» происходит от греческого слова «gymnos», что буквально переводится как «нагой». В древней Греции атлеты мужского пола обучались и состязались обнаженными. Именно поэтому женщины были исключены из участия в Олимпийских Играх, не только, как непосредственные участницы, но также и как зрители.
Также женщины не допускали по той причине, что Олимпийские игры посвящались древнегреческому богу Зевсу, поклонятся которому, могли только мужчины. Только одной женщине было разрешено наблюдать за зрелищем — жрице богини Деметры. С VІ ст. до н.э. допускаются женщины к участию в состязаниях на колесницах, но только в качестве собственниц коней и колесниц.
Приз за победу получала владелица, а ездовой — ленту для обвязывания главы. В Спарте же все было наоборот. Гимнастика очень высоко ценилась в этом воинственном государстве и ей обучались как мальчики, так и девочки. Именно жена спартанского царя Агесилая Киниска в 288 году до нашей еры стала первой победительницей на Олимпийских играх в состязаниях на колеснице.
Многие виды спорта сформировались именно из древнегреческой и спартанской гимнастики: бокс, тяжелая атлетика, борьба. А древнегреческий врач Гален написал научный труд, именуемый «Caracalla» и представляющий собой теорию терапевтической гимнастики. [9]
Большое значение в целях сохранения здоровья Гиппократ придавал именно гимнастике. Он писал: «гимнастика, физические упражнения, утренняя и вечерняя зарядка, должны войти в повседневную жизнь каждого кто хочет и стремится к трудоспособности, здоровому состоянию здоровья, полноценной и радостной жизни». Причем он считал, что лечебная гимнастика должна носить строго индивидуальный характер. В своих книгах Гиппократ детально описал применение лечебной гимнастики при болезнях легких, сердца, обмена веществ и в хирургии.
Археологические раскопки, проведенные Греции, а также архивные источники, свидетельствуют, что в Древней Греции был довольно популярны и командные виды спорта, например, футбол. Так, он упоминается во всемирно известной «Одиссее» Гомера. Эта игра была составной частью спартанского воспитания юношей, поскольку требовала от ее участников проявления силы и элементов борьбы.
В Греции игры с мячом имела три названий: «Файнинда», «Гарпацион», «Епискурос». Однако, только в первых двух видах игр задачами игроков (что составляли две команды по 15 человек в каждой) было овладеть мячом, сохранить его под контролем своей команды и провести в определенное место или ворота ногами. Из литературных источников известно, что Софокл, Александр Македонский – ученик Аристотеля, Дионисий также были знакомы с игрой в футбол, существует немало упоминаний, согласно которым в древней Греции в гимназиях, помимо палестр, существовали специальные площадки для игр с мячом, которые организовывал и проводил отдельный учитель. Это был действенное средство физической закалки не только воинов, но и оздоровления всей наций.[10]
Гиппические состязания включали гонки колесниц и скачки. Точно не установлено, когда и где начали устраивать гонки на колесницах как спортивное состязание. Вероятно, этим гонкам столько же лет, сколько и самим колесницам. По изображениям на керамике нам известно, что такое развлечение существовало уже в Микенах, но первое литературное упоминание о колесничных гонках принадлежит Гомеру — они описаны в двадцать третьей книге «Илиады».
В древних Олимпиадах, как и в других Всегреческих играх, было два вида колесничных гонок (по числу лошадей в упряжке): на колесницах-четвернях («тетрипон») и на парных колесницах («синорис»). Кроме количества лошадей, эти виды гонок ничем не отличались. Впервые гонки на колесницах как вид состязания были введены на Олимпиадах в 680 году до н. э. (на самом деле, конечно, Олимпийские игры начались не с них).[11]
Гонка начиналась с торжественного въезда на Гипподром, в то время как глашатай объявлял имена наездников и владельцев. Гипподром в Олимпии имел до 600 метров в длину и до 200 метров в ширину, в одном заезде могли участвовать до 60 колесниц (хотя обычно их было гораздо меньше). Ипподром был устроен перед холмом, на котором могли стоя разместиться до 10 000 зрителей. Гонка состояла из 12 кругов по ипподрому, с резкими разворотами вокруг столба на каждом конце.
Применялись различные механические устройства, например, стартовые ворота («гисплекс»), опускавшиеся для старта гонки. Согласно Павзанию (греческий географ II века н. э.), эти ворота были изобретены архитектором Клеотом. Ворота были расположены уступом и открывались последовательно, начиная с дальних от середины ипподрома дорожек. Колесница из первых открытых ворот начинала разгоняться, а когда она равнялась со следующими воротами, они тоже открывались, давая старт очередной колеснице, и так далее. Когда открывались последние ворота, все колесницы находились примерно на одной линии, но имели разную скорость.
В отличие от остальных Олимпийских состязаний, колесничие не соревновались обнажёнными. Возможно, так делалось ради безопасности — аварии случались нередко, да и пыли немало поднималось из-под копыт и колёс. Гоночные колесницы были сделаны по подобию боевых колесниц (которые к тому времени уже не использовались в битвах) — деревянная повозка с двумя колёсами, открытая сзади. Колесничий стоял на ногах, но сама повозка не имела никаких рессор и устанавливалась прямо на оси, так что езда была тряская.
Гонки колесниц уступали в престижности «стадиону» (соревнования по бегу), но все же считались более важными, чем другие конные состязания, например, верховые скачки, которые были вскоре исключены из Олимпийских игр.
Гонки колесниц входили в программу соревнований и других игр в Древней Греции, а на Всеафинских играх в Афинах они были важнейшим состязанием. Здесь победитель гонок на четвернях получал 140 амфор оливкового масла, чрезвычайно дорогостоящий приз. Это было больше, чем атлету могло понадобиться за всю его карьеру, и значительная часть приза, вероятно, продавалась другим атлетам.
Источник: poisk-ru.ru
Как тренировались древние греки
Фитнес зародился в Древней Греции. Именно здесь впервые стали говорить о красоте и гармонии человеческого тела. Все мы слышали и историю о том, как 300 спартанцев боролись с огромной армией персов. У греческих воинов было немало подвигов, которыми они обязаны своей физической форме.
Как греческие философы считаются родоначальниками современной науки, так атлеты тех времен заложили основы современного спорта. О том, какие виды спорта были популярны в Древней Греции и как тренировались атлеты тех времен — в нашем материале. Атлеты создавали пропорции с помощью тренировок и первые методики также зародились у греков.
1. Бег
Классическая соревновательная дистанция составляла 192 метра, двойная, соответственно — 384 метра.
Бег часто сочетался с бойцовскими упражнениями и заданиями. Самое сложной дисциплиной был “воинский бег ” — он выполнялся со щитом (вес — 8 кг) и в шлеме весом 2 кг прорезью только для глаз.
Это интересно: Качок, женат на русской: чем еще известен новый президент Монголии
Подобные тренировки сейчас используют бойцы ММА и кроссфитеры. Вместо былого снаряжения теперь используются специальные сани — на них погружают штанговые диски и при беге толкают перед собой. Также можно с помощью веревки привязать к поясу те же диски и бежать, волоча их сзади.
Это интересно!
При выборе веса необходимо пользоваться методом прогрессирующей нагрузки (во всех видах тренировки), которую придумал греческий атлет Милон Кротонский еще в 520 г. до н.э. Это поможет быстро достичь желаемых результатов без вреда для организма.
2. Бокс
Кулачные бои проходили с намотанными на руки ремнями. Бокс особенно поощрялся в Спарте, и его ввели в программу Олимпийских игр.
Источник: dzen.ru
Тренировки древних греков
Эллины знали толк не только в философии, войнах и Олимпийских играх. Они ухитрились все это объединить, чтобы повсюду достигать успехов — побеждать в диспутах, сражениях и спортивных соревнованиях. И за всем этим стояла продуманная система, из которой, возможно, стоит что-то позаимствовать и нам.
Есть руководство, состоящее из 10 шагов, которые помогут приблизиться к пониманию того, как греческие атлеты готовили свое тело и свой разум к схваткам. Именно приблизиться к пониманию, но не повторить.
Сначала о Милоне Кротонском
Как гласит легенда, древнегреческий атлет Милон из Кротона был так силен, что одним движением брови рвал веревку, обвязанную вокруг головы, мог на плечах носить четырехлетнего быка, и никто был не в силах разогнуть его мизинец или вырвать яблоко из его ладони.
В VI веке до н.э. он слыл непобедимым борцом, выиграв шесть олимпийских турниров. Судя по всему, Милон Кротонский обладал поразительным контролем над своими мышцами: в ходе схватки он был способен по желанию напрягать и расслаблять те или иные группы мускулов — в зависимости от того, что предпринимает соперник.
Каким образом он стал таким сильным? Атлеты в те времена не пользовались белковыми коктейлями. Рассказывают, что метод Милона Кротонского был необычен, но очень эффективен.
Для тренировок он использовал в качестве штанги подрастающего бычка. По мере того, как животное взрослело, его вес становился все больше, поднимать его становилось все тяжелее.
Когда теленок превратился во взрослого быка, Милон Кротонский обогнул с ним на плечах олимпийское ристалище, после чего ударом кулака убил быка и в тот же день съел. Учитывая то, что взрослый бык может весить от 500 кг до тонны, в такой подвиг обжорства трудно поверить.
Метод тренировки Милона из Кротона явно напоминает нынешний метод прогрессивной нагрузки (постепенного повышения сложности тренировок).
Если Милон Кротонский не единственный в своем роде, то как же тренировались остальные атлеты Древней Греции?
Да, спортивные технологии в то время были, мягко говоря, неразвиты, спортивная психология как наука вроде бы не существовала… Однако методы подготовки атлетов были гораздо более продвинутыми, чем можно предположить.
Первые «всегреческие» Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э., и сначала там соревновались только в беге. Затем в программу были добавлены прыжки, борьба, кулачные поединки (своего рода бокс) и соревнования по ныне забытому виду боевых искусств панкратиону, своего рода эквиваленту нынешним смешанным единоборствам. Схватки в панкратионе часто заканчивались увечьями и даже смертью.
На горшке, найденном в захоронении одного из знаменитых атлетов, изображена сцена схватки. Обратите внимание на выпяченные животы: означает ли это, что спортсмены тогда использовали специальные дыхательные техники?
Один из немногих специализированных источников, дошедших до нас, — труд под названием «О гимнастике» философа Филострата Афинского.
Филострат не вдается в подробности ежедневных тренировок, он пишет о спорте как о благородном занятии. Но порой упоминает довольно любопытные детали подготовки некоторых атлетов: тренируя свое тело и свой дух, они преследовали животных, гнули железные пластины или плавали в океане прямо в боевых доспехах.
Итак, какие же главные 10 пунктов подготовки эллинского атлета мы можем выделить, основываясь на этом и других древнегреческих источниках?
Камни, мешки и животные — твои лучшие друзья
Практиковался, например, такой способ: удерживание четырех коней (которые могли тащить атлета в разные стороны). Популярны были тренировки с помощью других атлетов, которые норовили столкнуть тебя с места или разогнуть твои пальцы.
Борцы упражнялись с набитыми песком мешками, а те, кто послабее, — с мешками с мукой или семенами.
Борцы метали диск (вес которого значительно превышал вес нынешнего спортивного снаряда), поднимали тяжелые камни.
В городе Тера (на острове Санторини) найден кусок вулканической породы весом 480 кг, на котором высечено имя силача, сумевшего оторвать его от земли.
Небольшой камень, так называемый галтер, использовали как для тренировок, так и во время прыжков
Атлет должен быть умным
Атлеты тренировались в спортивных залах и палестрах (гимнастических школах), но этим всё не кончалось. Подготовка проходила и в библиотеках и лекционных залах.
Древние греки считали, что обязанность каждого гражданина — совершенствовать как тело, так и ум.
Занятия спортом рассматривались как еще одна форма мудрости (софии), наряду с искусствами, философией, математикой или астрономией.
Так что не было ничего удивительного в том, что укрепление мускулов и тренировка мышления происходили в одном и том же месте.
Как подчеркивает Леманн, многие диалоги тогдашних великих философов происходили в гимнастическом зале.
«Излюбленным местом общения древних римлян были бани, — отмечает ученый. — У древних греков — гимнастический зал и палестра».
Не экономь на масле
Учитель гимнастики в Древней Греции назывался «педотриб» (от слов «дитя» и «тренирую»). Однако второе слово можно перевести и как «втираю», что говорит о том, какое значение придавалось массажу.
Борцы натирали себя маслом — как во время тренировок, так и на соревнованиях, а затем обсыпали кожу песком для улучшения хватки.
После тренировки или поединка они соскабливали с себя масло с песком специальным скребком из дерева, бронзы или железа. «Такие поскрёбки с тела знаменитых атлетов очень ценились, — рассказывает Леманн. — Часто они продавались в бутылках: пот и песок с тела великого спортсмена».
Главное — верный настрой
Уже в те далекие времена Филострат жаловался на упадок атлетической традиции в эллинском мире, называя своих современников-спортсменов вялыми и изнеженными.
Филострат винил в этом разделение атлетики и военного дела, растущую жадность до денег и роскошной пищи.
Философ описывал идеальный для атлета психический настрой и то, как его достичь. Он подчеркивал, что вспыльчивым, раздражительным спортсменам нужно сдерживать себя, а флегматичных, слишком спокойных надо подгонять.
А как насчет меланхоликов? Философ считал таковых абсолютно непригодными.
Никакого секса
Воздержание всячески приветствовалось. Филострат называл секс «постыдным удовольствием» и «разлагающей формой роскоши, неподобающей и вредной для атлетов».
«Он даже сравнивал секс с жадностью как источником жульничества и разложения среди атлетов», — пишет Хезер Рейд из Университета Монингсайд (штат Айова), изучающая взаимоотношения спорта и философии в античности.
Есть свидетельства того, что атлеты сознательно избегали половых искушений. Один из чемпионов по панкратиону «отворачивался, когда видел на улице совокуплявшихся собак, и уходил с пира, когда мужчины начинали обсуждать половую жизнь — а всё для того, чтобы поддерживать внутреннюю силу и концентрацию», пишет Лукас Христопулос из Хиросимского университета в работе о спортивных единоборствах Древней Греции.
Женщинам было запрещено присутствовать при тренировках мужчин и на соревнованиях, хотя известна история Каллипатеры, которая прокралась на кулачный бой, чтобы посмотреть на выступление своего сына.
Она была в таком восторге от победы сына, что обнаружила себя. Каллипатеру должны были казнить, но в итоге помиловали — только потому, что ее отец, ее брат и сын были олимпийскими чемпионами.
Есть, однако, и доказательства того, что были у древних греков и женщины-атлеты. На вазе VI века до н.э. нарисована женщина по имени Аталанта, соревнующаяся с мужчинами в борьбе, а статуэтка, сделанная за 500 лет до н.э., изображает девушку-бегунью. Некоторые женщины из знати принимали участие в соревнованиях колесниц.
Есть и примеры (довольно редкие) описания тренировок девушек по бегу, метанию диска и копья. По словам одного философа того времени, это было важно, чтобы «плод их чрева имел мощный корень в мощном теле».
Дыши глубоко, бей больно
Древние греки знали толк в том, как стать сильнее, но их представления о физиологии организма были слегка мистическими.
Они верили в необходимость обуздания эфирной субстанции под названием пневма (жизненное дыхание, дух, нечто вроде китайского ци). Для этого надо было затаить и удерживать дыхание, напрягая дыхательные мышцы и расслабляя живот и диафрагму, таким образом «проталкивая вниз экскременты», как говорит Лукас Христопулос.
Используя эту технику, один из участников панкратиона будто бы так сильно ударял своими растопыренными пальцами в живот сопернику, что мог проткнуть кожу и разорвать внутренности. Другой был известен под прозвищем «Кончики пальцев», потому что в начале схватки имел обыкновение ломать пальцы сопернику.
Приемы в панкратионе были жестокие: соревнующийся мог остаться калекой на всю жизнь
Занимайся по тетраде
Тетрадой (от греческого «группа из четырех») называлась популярная система, имевшая много общего с современными системами подготовки атлетов, когда периоды интенсивной физической нагрузки чередуются с отдыхом и восстановлением (интервальная тренировка).
По словам Леманна, тетрада предусматривала один день коротких и интенсивных занятий, один день серьезной нагрузки, затем — день отдыха, а потом день упражнений средней тяжести.
Правда, не всем эта система была по вкусу. Некоторые критиковали ее за отсутствие гибкости. Один атлет умер после того, как тренер заставил его возобновить интенсивные упражнения после двух дней отдыха.
Интересно, что древние греки, по-видимому, были осведомлены о принципе суперкомпенсации, используемом в подготовке современных спортсменов.
Будь готов! Всегда готов!
Вне спортивного зала древнегреческие атлеты использовали для тренировок всё, что попадалось под руки.
Филократ описывал, как спортсмены забирались на деревья, поднимались по канату, толкали телеги, бегали по мягкому (или, наоборот, жесткому) песку, развивая силу ног.
Один атлет из Таноса проплыл вокруг своего родного острова (примерно 50 км), а другой прославился тем, что в девятилетнем возрасте утащил из храма бронзовую статую и принес ее домой, рассказывает Христопулос.
Милон Кротонский уже в почтенном возрасте пытался разорвать руками дубовый пень, но не рассчитал сил. Пень защемил ему руки. В беспомощном состоянии Милон якобы стал жертвой льва (или, по другой версии, волков). Сюжет этот был отражен во многих произведениях живописи и скульптуры.
Жозеф-Бенуа Суве был одним из художников, кто изобразил смерть Милона Кротонского
Не стоит забывать, что спорт рассматривался в немалой степени как подготовка к военным сражениям — и наоборот. Как сказал один известный философ того времени: «Ни один гражданин не имеет права быть дилетантом в физической подготовке: это часть его обязанности как гражданина — поддерживать себя в хорошей форме, готовым послужить своему государству в любой момент. Этого же требует инстинкт самосохранения: как беспомощно государство, чья молодежь плохо подготовлена к войне и опасности!»
Следи за своими гуморами
До того, как его самого съели хищные животные, Милон Кротонский, по рассказам, каждый день съедал по восемь килограммов мяса. С другой стороны, четких и однозначных рекомендаций атлетам по поводу питания до нас не дошло.
Поначалу диета спортсменов была вегетарианской — им советовали есть инжир, свежий сыр, пасту и ячменную кашу, говорит Христопулос, однако к V веку до н.э. говядина и свинина прочно вошли в рацион атлетов.
Тренеры экспериментировали с разными диетами. «Иногда это было белковое питание, а иногда — с упором на углеводы», — рассказывает Леманн. То ешь рыбу, то не ешь. То ешь белый хлеб, то — хлеб из муки грубого помола.
«Они бросались из крайности в крайность. Я не сомневаюсь, что за каждой из таких диет стояли свои обоснования, но тогдашняя наука о питании мало напоминала сегодняшнюю».
Древние греки сосредотачивались на поддержании баланса четырех гумор (жидкостей, или соков) — крови, флегмы (слизи), желтой желчи и черной желчи.
Впрочем, к одному совету по питанию из прошлого мы можем смело прислушаться. Леманн цитирует философа, который поделился нестареющей истиной: «Если ты хочешь выиграть Олимпиаду, соблюдай правила и не ешь сладкое».
Пробуди в себе добродетель
Знаменитые своей силой и мастерством, многие древнегреческие атлеты пользовались не меньшим обожанием, чем нынешние звезды спорта.
Однако, в отличие от большинства современных спортсменов, древние заслужили славу не только своими победами, но и идеалами, которые они исповедовали, подчеркивает Хезер Рейд.
«Кредо современной атлетики, напичканной электроникой, измеряющей пульс, потребление кислорода и всё прочее, сводится к тлетворной идее, что цель спорта — лишь беспрестанное улучшение всех этих цифр», — пишет она.
Однако древние греки считали, что звезда спорта может быть воплощением добродетели. В античной этике это называется термином калокагатия — нравственная красота.
«Хотя с древних времен спорт очень изменился, критерии красоты и нравственности для атлетов остались неизменными. И это не деньги, это не почет и даже не победа — это высокий идеал».
Таким образом, спорт для древних греков был не просто развлечением или средством поддержания себя в хорошей форме. Он был устремлением к идеалу, к тому, что значит быть настоящим греком.
Как сказал один философ: «Какой же это позор, когда мужчина стареет, так и не узнав, насколько красивым и сильным может быть его тело! Максимально развить эту красоту и эту силу — обязанность гражданина».
К сожалению, сегодня очень и очень многие всячески рекламируют вовсе не стремление к совершенству.
Источник: mikle1.livejournal.com