Виды учебных компьютерных программ

/ программы проблемного обучения, / графические программы.

Преимущества использования компьютера в обучении

  • адаптивность учебного материала;
  • многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);
  • интерактивность (взаимодействие ТС и учащегося, имитирующее естественное общение);
  • подконтрольность индивидуальной работы обучаемых во внеучебное время.

Аспекты анализа обучающих компьютерных программ

    • Психологический — как повлияет данная программа на мотивацию учения на отношение к предмету, познавательный интерес, на желание работать (техникой.
    • Педагогический — насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных пред­ставлений об окружающем мире; не противоречит нравственным нормам.
    • Методический — способствует ли программа лучшему усвоению материала, правильно ли подается материал, оправдан ли выбор предлагаемых заданий.
    • Организационный — рационально ли планируются уроки с использованием компьютера и информационных технологий, достаточно ли отводится машин­ного времени для выполнения заданий и соблюдение его гигиенического нор­матива.

    Недостатки использования компьютера в обучении

        • мыслительная пассивность обучаемого в следовании за указаниями компью­тера;
        • перекладывание ответственности за результат работы на компьютер;
        • психологическая созависимость от компьютера;
        • ограничение общения, снижение социализации;
        • снижение роли речи в развитии личности;
        • ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению в силу дегитализации обучающих программ.

        Компьютерные технологии

        Телекоммуникационный учебный проект — совместная учебно-познава­тельная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, орга­низованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Телеконференции — обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, проводимый с привлечением одного или не­скольких средств телекоммуникации (телефона, телевидения, видеотеле­фона, компьютерной телекоммуникации и т. п.). Дистанционная форма обучения — получение образования без посеще­ния учебного заведения с помощью современных информационно-образо­вательных технологий и систем телекоммуникации

        Электроника МС 0511 — Советский учебный двухпроцессорный монстр

        Виды дистанционного обучения

        • заочное образование;
        • самообразование и самообучение;
        • заочное повышение квалификации и переподготовка;
        • общедоступное «открытое» обучение для инвалидов;
        • людей, живущих в отдаленных районах, и т. п

        Источник: studfile.net

        Основные типы компьютерных программ учебного назначения

        1. Тьюторские (выдают обучаемому материал и проверяют его усвоение).

        Требования к реализации образовательных программ

        2. Тренировочные упражнения и игры (обычно сочетаются с тьюторскими, но содержат элементы игрового характера).

        3. Имитационное моделирование (обучаемый работает в упрощенной с помощью имитационной модели среде и в результате самостоятельной деятельности приближается к цели процесса обучения).

        4. Учебные игры (по организации учебной среды похожи на предыдущий тип; но здесь обязательно наличие противника, а, следовательно, присутствует состязательность или кооперативность).

        5. Тестирующие программы (диагностические и оценивающие).

        6. Программы искусственного интеллекта (осуществляют полное управление процессом обучения, но могут быть организованы и так, что обучение может осуществляться самим учащимся).

        Читайте также:
        Программы для колл центра список

        Если первоначально (60-70-е годы 20 в.) разрабатывались в основном тьюторские и тренажерные программы, то создаваемые в настоящее время обучающие курсы и программы направлены на усиление мотивации обучения (игры, имитационное моделирование), обеспечение диалога учащегося с компьютером и создание интеллектуальной учебной среды (экспертные системы и системы искусственного интеллекта), совершенствование восприятия и усвоения учебного материала (многоаппаратные системы и системы, основанные на использовании видеодисков).

        Научной основой процесса компьютеризации обучения является отрасль педагогической науки «компьютерная дидактика». Центральное место в компьютерной дидактике занимают вопросы создания эволюционирующих обучающих систем, способных к саморазвитию и самообучению. Модельным прототипом таких систем является деятельность естественного интеллекта, воспроизводимая, с большим или меньшим изменением в различных формальных структурах, реализуемых затем в компьютерных программах.

        Методические цели использования компьютерных программ учебного назначения

        — индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

        — осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

        — осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

        — высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

        — визуализировать учебную информацию;

        — моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

        — проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

        — формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

        — развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

        — усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

        — формировать культуру познавательной деятельности и др.

        Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

        Источник: studopedia.ru

        Виды учебных компьютерных программ

        Существуют различные виды учебных компьютерных программ. Так, например, программы направленные на развитие восприятия. Это весьма распространенные отечественные и зарубежные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Задания можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24, 48 частей.

        Так как во многих вариантах в процессе работы осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода программы можно давать детям не только в индивидуальных, но и коллективных занятиях в виде игры-соревнования. Следует обращать внимание ребят на исходную картинку, которую надо внимательно рассмотреть и запомнить, так как без этого не- возможно собрать ее из частей.

        Так мы формируем у своих детей основы произвольного запоминания и внимания, необходимые для нормального психического развития. Рекомендуются также разнообразные программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину.

        Возможными вариантами таких программ являются задания сложить картинку из отдельных фигурок разной формы и размера по типу мозаики. Такие программы развивают не только восприятие, но и воображение детей. Учитель сам может варьировать задания.

        Читайте также:
        Как закачать программы на Айфон 6

        Рисуя вместе с детьми или давая им задание нарисовать картинку определенного содержания (например, теплый солнечный день или холодный зимний вечер). Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и сочинить про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для таких занятий специальные программы, в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия в режиме мультфильма. В процессе таких игр — драматизаций происходит развитие речи. Учителю следует поощрять любые спонтанные высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет или название картинки, необходимо им помочь, начав рассказывать какую-нибудь историю, которую ребенок будет иллюстрировать при помощи компьютера.

        В следующий раз можно поменяться ролями, т.е. ребенок будет рассказывать, а учитель помогать ему в развитии сюжета на экране. В конце концов, дети с легкостью научатся одновременно сочинять сказку или рассказ и иллюстрировать сюжет движущимися картинками. В процессе этих игр формируется зрительно-моторная координация.

        Однако существуют и специальные программы для обработки такой координации, а также для развития ориентации ребенка в пространстве. Это всевозможные лабиринты, по которым надо провести определенный предмет, а также программы, в которых надо быстро поймать фигуру и поставить ее на нужное место.

        Существуют и специальные модификации, которые можно использовать не только для обучения, но и для коррекции, т.е. исправления недостатков зрительной моторной или пространственной координации. Большое значение для развития детей имеют и конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных кусков фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей. Кроме общеразвивающих программ существуют и специальные игры и программы для обучения детей математике, русскому языку, логике.

        Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что компьютерные игры не заменяют, а дополняют все традиционные формы игр и занятий, являются естественным путем приобщения младших школьников новым информационным технологиям, к оперированию знаковыми формами мышления, если они органически включены в ведущую деятельность предыдущей ступени развития ребенка — игру. Благодаря взаимосвязи разных видов игр, в том числе и компьютерных, ребенок овладевает умением самостоятельно и инициативно решать игровые задачи, постепенно усложняющиеся по содержанию знаний и степени обобщенности действий, поднимаясь в своем развитии на более высокий уровень.

        Но не следует забывать о психологических последствиях компьютерной игры. Эта проблема, появившаяся относительно недавно в связи с повсеместным распространением компьютеров и игровых компьютерных систем. Психологические последствия компьютеризации как научная проблема заявили о себе впервые, когда возникла новая информационная технология в трудовой, научной деятельности в обучении. В условиях компьютеризации игровой деятельности существенные изменения, отражающие закономерности овладения средством деятельности, каковым должен явиться компьютер, происходят, прежде всего, в познавательной сфере учащегося. С одной стороны, компьютер является сложным объектом познания, овладение которым предъявляет более высокие требования к организации деятельности и ее структурированности, то есть определенной зрелости интеллектуальных структур (цель, средство, результат).

        Читайте также:
        В чем сущность программы исследования

        Достоинства компьютера связывают также с повышением мотивации к учебной деятельности. Подчас сам компьютер рассматривается учащимися (особенно в младшем школьном возрасте) как игрушка, которая вместе с новизной теряет и свою привлекательность. С другой стороны, становясь средством, компьютер позволяет реализовать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться Овчинникова С.А. Игра на уроках информатики. // Информатика и образование. — 2003. № 11. — С. 92..

        Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать следующие выводы: — компьютерная игра — это один из элементов компьютерного мира; — играя в компьютерные игры, ученик познает компьютерный мир во всей его полноте; равным образом не следует ни заставлять ученика играть в компьютерные игры, ни запрещать их, однако необходимо познакомить учащихся с различными типами компьютерных игр; — формируя определенную культуру компьютерной игры, можно управлять выбором учащихся, ненавязчиво отвлекая их от игр, вредных с психологической точки зрения или бесполезных; — эмоциональная привлекательность компьютерных игр должна способствовать достижению учебных целей, но не идти им в ущерб: не должна происходить подмена учебных целей чисто игровыми. Информатизация образования, основанная на использовании средств новых информационных технологий, направлена на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

        При таком подходе знакомство с информационными технологиями и их применением в учебной деятельности, а также учет психолого-педагогических аспектов информатизации учебного процесса будут способствовать развитию информатики в начальной школе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что информатика при должном уровне интеграции в процесс начального образования способна внести бесценный вклад в обучение детей рациональным (экономическим по затрате сил и времени, а потому сберегающим детское здоровье) технологиям и приемам работы с информацией, каких бы информационных источников это не касалось. Немаловажная роль при этом уделяется использованию игр и компьютерных игровых программ, с целью не только развития интеллекта, но и для приобщения естественным путем младших школьников к новым информационным технологиям, к оперированию знаковыми формами мышления, если они органически включены в ведущую деятельность предыдущей ступени развития ребенка — игру.

        Источник: studentopedia.ru

        Рейтинг
        ( Пока оценок нет )
        Загрузка ...
        EFT-Soft.ru