Виды учебно исследовательской деятельности студентов предусмотренные учебной программой

Одним из видов исследовательской деятельности выступает учебно — исследовательская деятельность студентов.

Различают учебно-исследовательскую студента и научно-исследовательскую деятельность ученого.

В обоих случаях целью является научное знание. Только результатом научно-исследовательской деятельности ученого является объективно новое научное знание (совершенно новое для педагогической науки и практики), а результатом учебно-исследовательской деятельности – субъективно новое научное знание студента (новое для конкретного студента, но известное в педагогике, хотя может быть слабо изученное).

Результат своих исследований ученые отражают в научных статьях, монографиях, пособиях, брошюрах, кандидатских и докторских диссертациях.

Студент, обучаясь в вузе, выполняет рефераты, курсовые, выпускные квалификационные, работы.

Работа с научной литературой и исследовательская деятельность является необходимой частью овладения студентами профессией. Рефераты, курсовые работы, выпускная квалификационная работа – виды учебно — исследовательской работы студентов, являющиеся формами отчетности и контроля знаний студентов, доказательством их знаний по избранной теме или проблеме.

Виды исследовательских работ

Учебно – исследовательские рефераты

Реферат — краткое изложение в письменной форме или в виде публичного доклада научного труда по избранной теме.

Требованию к содержанию. Изложение материя носит проблемно – тематический характер, где показываются различные точки зрения, собственные взгляды на проблему. Реферат содержит развернутые выводы, аргументы, рассуждения, излагается основная сущность темы. Нет обстоятельности изложения, которая свойственна КР и ВКР. Реферат должен отображать знакомство студента с новейшими источниками, его умение производить теоретический анализ, делать выводы, сравнения, обобщения по различным подходам к рассматриваемому вопросу.

Требованию к структуре реферата.

Источник: studfile.net

Виды учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ студентов СПО в соответствии с ФГОС

Основной целью профессионального образования в настоящее время является повышение его качества, разработка нового содержания, обеспечивающего востребованность и конкурентноспособность выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования на рынке труда.

На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности в учреждениях СПО становится важнейшим средством обновления содержания и повышения уровня профессиональной подготовки в процессе модернизации системы профессионального образования в соответствии с ФГОС.

Сегодня обществу нужны инициативные люди и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они отличаются высокой восприимчивостью, любознательностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений. Важно, чтобы будущий специалист мог преодолеть любые возникающие затруднения.

Искусство написания научно-исследовательской работы.

Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию своих исследовательских способностей и умений.

Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов кафедры является повышение уровня научной подготовки специалистов и выявление талантливой молодежи для следующего обучения в высших учебных заведениях

Основными формами НИРС на кафедре являются:

  • подготовка рефератов, докладов с обзором научных достижений в профессиональной области;
  • участие студентов в проектных работах;
  • участие в научных семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах научных и учебно-исследовательских работ, олимпиадах по дисциплинам и специальности;
  • участие в городских, региональных и международных научных конференциях.

На кафедре ведется большая работа по привлечению студентов к научно- исследовательской деятельности. Под руководством опытных преподавателей учащиеся осваивают методы проведения исследований и приобретают практические навыки по выполнению научных проектов, происходит развитие их творческих способностей, самостоятельности, творческой инициативы в учебе и будущей профессии.

Научно-исследовательская работа студентов в колледже — это система, основанная на единстве учебной, научной и воспитательной работы.

Участие студентов в научно-исследовательской работе начинает переходить на качественно новую ступень: из средства развития творческих способностей отдельных, наиболее одаренных студентов она стала важным моментом повышения качества подготовки всех специалистов. Это потребовало создания на кафедре такой системы организации научно-исследовательской работы студентов, при которой каждый студент за период обучения проходил бы необходимую школу творчества.

Обучение студентов исследовательской деятельности проводится посредством включения всех обучаемых в учебно -исследовательскую работу, с постепенной трансформацией её в научно- исследовательскую. Последовательное овладение исследовательскими компетенциями проходит через несколько этапов.

Первый этап связан с овладением первоначальными компонентами исследовательской деятельности и связан с формированием навыков работы с научной литературой. Работа на 1 этапе начинается с первого семестра. Введена в учебный план, реферативная деятельность в рамках которой студенты получают первые навыки подбора и технологии работы с информационными источниками. Работа по формированию исследовательских компетенций продолжается в течение первого и второго года обучения в ходе выполнения реферативных работ, где студенты усваивают доступные им элементы исследовательских методик, подготовки к публичным выступлениям и т.п.

Второй этап работы связан с выполнением курсовых работ. За весь период обучения студенты пишут курсовую работу и выпускную квалификационную работу. Учебный процесс организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно значимой проблемы.

Проектной деятельностью студенты кафедры занимаются в рамках

учебной деятельности на дисциплинах «Дизайн-проектирование», «Средства исполнения дизайн-проектов», «Художественное проектирование» и др., выполняя проекты по заданным преподавателям темам. Это индивидуальные работы, предполагающие проведение небольшого исследования и его дальнейшее представление в виде проекта на бумажном носителе и презентации в POWER POINT.

Выполнение проектов вне учебных занятий предполагает участие

студентов в различных городских или международных мероприятиях. Так в течение 2015/2016 учебного года студенты колледжа принимали участие в городских мероприятиях:

  1. Ежегодный городской конкурс «Осенний листопад».
  2. Городской конкурс «Новогодний креатив».
  3. Конкурс плакатов «Брось сигарету» в рамках программы «Антитабачный десант»
  4. 2-ой региональный чемпионат предпринимательских идей «Твое дело-Твой успех». 05.2016
  5. Научно-методическая декада «Опыт и перспективы формирования профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО» 11.2015г.
Читайте также:
С программой можно ознакомиться здесь

Третьим этапом овладения исследовательскими компетенциями является внеаудиторная работа студентов. Отдельные студенты занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью, выходящей за пределы изучения дисциплин. Результаты этой работы ежегодно представляются на студенческих внутрикафедрных конференциях.

Система учебно и научно-исследовательской работы в виде планов воспитательной, образовательной и учебно- производственной работы со студентами на кафедре складывалась постепенно и постоянно корректируется на основе анализа результатов.

Для того, чтобы жить в развитом государстве, в обществе необходимо утверждать приоритет духовности, интеллекта и культуры. Эту задачу могут решить только образованные люди, творчески относящиеся к делу.
Хотелось бы пожелать студентам творческой устремленности к новым знаниям. Как только у человека проходит это стремление, он перестает быть человеком, — так говорил великий норвежский исследователь Арктики Фритьоф Нансен.

Преподаватель спецдисциплин Т.Ю.Черненко

Источник: nsportal.ru

Тема: «ВИДЫ И ФОРМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

Существует и применяется два основных вида научно – исследовательской работы студентов (НИРС):

а) учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами (выполнение контрольных, курсовых, дипломных работ, рефератов, эссе);

б) исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами (участие в научно-практических конференциях, конкурсах, кружках). Далее будут рассмотрены особенности каждого из видов научно – исследовательских работ студентов.

Курсовая работа (проект) – самостоятельное творческое исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом знаниях и умении применять их на практике. При ее выполнении студент должен проявить знание теоретического материала, специальной литературы, нормативно-правовых актов, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать и делать обобщения и выводы. Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса по сравнению с существующим положением.

Цель курсовой работы – углубление знаний студента, развитие навыков поиска необходимых источников информации и работы с ними, формирование аналитического подхода к реальным жизненным ситуациям. Курсовая работа – это не результат, а процесс.

Курсовая начинается в тот момент, когда студента озарила определенная идея, которую не стыдно изложить на бумаге (или ввести в компьютер). Схема работы над курсовой работой включает следующие эт апы: — обдумать привлекательную идею. Поставить перед собой такие вопросы: что меня привлекает больше всего в этой идее? Что нового я могу сказать по этому поводу?

Что меня не устраивает в том, что я уже знаю об этом? — прочитать базовые учебники по теме для определения общего направления поиска проблемы; — определить ключевое слово для поиска литературы в электронном каталоге библиотеки вуза и в Интернете; — посмотреть список статей и монографий, который предлагается в библиотеке. Выбрать наиболее подходящие к теме материалы; — проработать детально несколько наиболее важных статей и монографий по данной теме.

Определить разногласия в точках зрения на проблему; — отобрать необходимый статистический материал; — просмотреть деловую периодическую печать (газеты и журналы) для поиска подходящих примеров по теме. Выделить общее и различное в примерах; — написать план курсовой работы и согласовать его с научным руководителем; — прочитать дополнительные статьи и монографии, на которые ссылаются авторы прочитанных ранее книг. Выделить общие точки зрения и расхождения во мнениях; — написать черновой вариант курсовой работы и показать его научному руководителю; — после замечаний научного руководителя, доработать и представить окончательный вариант работы. Процесс работы над курсовой работой можно подразделить на четыре основных этапа: I. Сбор необходимой информации.

II. Анализ информации, написание черновика работы.

III. Оформление работы.

IV. Самопроверка работы.

Заключительными этапами подготовки курсовой работы являются окончательная обработка текста и оформление работы. В процессе работы текст редактируется, дополняется недостающими частями (введением, заключением, списком литературы) и корректируется. Выполняя курсовую работу, студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на первых курсах требования к курсовой работе минимальны, и написание ее не представляет большого труда для студентов, то уже на следующих курсах требования повышаются, и написание работы превращается в действительно творческий процесс.

Дипломная (квалификационная) работа и ее значение для развития творческой и познавательной способности студентов Выполнение дипломной (квалификационной) работы направлено на закрепление и расширение теоретических знаний, и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и, выбирая тему работы, учитывают особенности своего учреждения. В этом случае, кроме анализа литературы, в работу включается собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы. Дипломная (квалификационная) работа завершает подготовку специалиста в учебном заведении СПО и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи по своей специальности. Основные цели дипломной работы: — систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных экономических задач;

— приобретение навыков самостоятельной работы;

-овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.

В дипломной (квалификационной) работе студент должен показать:

— твердые теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

— умение изучать и анализировать литературные источники, материалы предприятий и организаций, решать практические задачи, делать выводы и вносить предложения по результатам исследования. Дипломная, также как и квалификационная работа, должна иметь целевую направленность, четкое построение, логическую последовательность изложения материала, глубину исследования и полноту освещения вопросов, убедительность аргументаций, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций, а также должна быть грамотно оформлена.

Читайте также:
Топ программ для составления смет

В качестве тем обычно выбираются проблемы, существующие в реальной действительности учреждений и предприятий, на которые студенты направляются для прохождения преддипломной практики или туда, где они работают. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых и научных работ. Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, специальной отечественной и зарубежной литературы, плановых и отчетных данных предприятий, статистических исследований и др. Обязательным является применение практических материалов деятельности организаций. Первичный материал должен быть систематизирован, тщательно обработан с помощью различных методов и техники, обобщен в виде таблиц, графиков, схем, рисунков.

В процессе работы над дипломной работой, совместно с научным руководителем, студент уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования и календарный план работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов. Студент систематически работает с литературой, занимается сбором и анализом первичного материала, постоянно держит связь с научным руководителем, докладывает о ходе работы и получает необходимые консультации. По мере написания отдельных глав студент представляет их научному руководителю, исправляет и дополняет дипломную работу в соответствии с замечаниями, затем в установленные сроки защищает работу. За достоверность информации и обоснованность принятых в дипломной (выпускной квалификационной) работе решений ответственность несет студент – дипломник.

Другие виды научно-исследовательских работ студентов.

К научно – исследовательской работе студентов, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести и написание рефератов по темам практических занятий. Не все рефераты можно отнести к научной работе, так как некоторые из них просто переписаны из статей или глав учебников. Но, если реферат, написан на основе нескольких десятков статей и источников, то его по праву можно назвать научным трудом и внести в список научно-исследовательских работ студентов.

Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов содержания, доступность восприятия текста реферата, как по содержанию, так и по форме. В реферате указываются пути и методы исследования вопроса, приводятся основные фактические данные, излагаются выводы автора, показывается, что нового вносит реферируемый материал в теорию и практику.

Цель реферата не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах в соответствующей отрасли науки или производства. Объектом реферирования является только научная или производственная литература. Реферат только тогда принесет пользу автору, если отнесется к его подготовке серьезно, соблюдая необходимые требования. Структура плана реферата соответствует другим письменным работам, таким как курсовая или квалификационная работа.

План включает следующие разделы:

введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значение, актуальность, определение цели и задач реферата; предмета исследования; обзор источников литературы);

заключение; список литературы (не менее 8-10 источников).

К научным работам студента, предусмотренным действующим учебным планом, можно также отнести и написание эссе. Слово эссе происходит от английского слова assay- попытка, проба, очерк.

Эссе -это прозаическое сочинение – рассуждение, небольшого объема со свободной композицией. Это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой – либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Чаще всего эссе предлагается преподавателем в качестве письменного домашнего (или аудиторного) задания для демонстрации навыков, успешного освоения какой-либо дисциплины специальности обучения. Цель эссе – показать определенный уровень освоения аналитического материала и умение применить теоретические знания к исследованию реальной ситуации на практике, в частности, в экономической области, из практики функционирования российской (или зарубежной) экономики и государственной политики. Писать эссе крайне полезно, поскольку это позволяет четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно – следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, овладеть научным стилем речи. Студент может подготовить и такой вид НИРС, как статья.

Статья — это научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Публикуется по следующей схеме: заглавие, автор, название учреждения в котором выполнена работа; ключевые слова (5-7 слов); краткая аннотация (изложение основной сути статьи – 500-600 знаков с пробелами); введение (излагается актуальность, теоретическая и прикладная значимость предлагаемых научных фактов); данные о методике исследования; анализ собственных данных, их обобщение и разъяснение; выводы и предложения; ссылки на использованные источники литературы (не более 5-7 источников). Подготовка статьи серьезный творческий процесс и не каждый студент сможет его осуществить, поэтому здесь необходима помощь преподавателя, который может направить студента в нужном направлении, подобрать необходимую литературу, обсудить план и помочь в раскрытии содержания статьи. В данной части работы были рассмотрены основные виды научно-исследовательских работ студентов, которые выполняются в соответствии с предусмотренным в вузе учебным планом. Но существуют и другие виды исследовательских работ студентов, которые выполняются во внеучебное время.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НИРС, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ.

Читайте также:
Установка программ на ubuntu tar gz

Формы научно-исследовательских работ, выполняемые студентом во внеучебное время, являются наиболее эффективной формой для развития исследовательских и научных способностей студента. В данном случае студент будет следить за новинками литературы, будет в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное – процесс осмысления науки не прекращается за пределами учебного заведения и подготовки к практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования студента. Основными формами НИРС, выполняемой во внеучебное время являются:

-работа в студенческих лабораториях,

-участие в научных и научно-практических конференциях или конкурсах. Кружки бывают предметные и проблемные. Научный кружок является самым первым шагом в НИРС, и цели перед его участниками ставятся самые простые. Чаще всего, это подготовка докладов и рефератов, которые затем заслушиваются на заседаниях кружка или на научной конференции.

Кружок может объединять как членов группы, курса, отделения, а иногда и всего учебного заведения. Последний вариант чаще всего встречается в кружках, изучающих проблемы общественных и гуманитарных наук, так как в технических и естественных кружках научные исследования студента последнего курса всего скорее будут малопонятны студентам первого курса, и у студентов может пропасть интерес к такому кружку.

Порядок работы кружков включает следующие этапы: на организационном собрании в начале учебного года, происходит распределение тем докладов и рефератов по выбору студента, после чего преподаватель указывает на наличие для каждой темы основной и дополнительной литературы и рекомендует в ближайшее время продумать план работы. После распределения тем начинается главная и основная работа кружка.

На первых этапах основная роль принадлежит его руководителю. При этом руководителю кружка можно прочитать две-три лекции о методах и способах научного исследования, а также ознакомить студентов с научными направлениями преподавателей кафедры, чтобы студенты знали, к кому можно обратиться для более детальной консультации по некоторым вопросам.

Если начальный период работы кружка прошел успешно, и большая часть тем принята в работу, то составляется график выступлений, и начинается заслушивание готовых докладов. На каждом заседании кружка заслушивается не более двух выступлений, так как затем, должно идти его обсуждение. Формами подведения итогов работы кружка могут стать конкурс докладов, участие в научных конференциях и предметных олимпиадах, проведение круглых столов, встречи с учеными, а также публикация тезисов лучших работ в научных сборниках учебного заведения. Все сказанное о предметных кружках можно отнести и к проблемным. Но есть и некоторые отличия:

— проблемный кружок может объединить студентов разных факультетов и курсов, так как в основе обсуждения определенная проблема, поставленная руководителем. Достоинством данной формы НИРС является возможность рассмотрения выбранной темы наиболее глубоко и со всех сторон. Например, проблема безработицы может быть рассмотрена с экономической (влияние безработицы на ВВП, государственная политика в отношении безработицы и т.п.), социальной (социальный состав безработных, последствия безработицы), культурной (безработица и культура, народный фольклор о безработице), и даже литературной (безработица в произведениях российских или зарубежных писателей) точек зрения. Такой подход придает заседаниям кружка большую разносторонность и привлекает в него новых членов, а также способствует укреплению связей между студентами разных возрастов и специальностей;

— проблемные кружки позволяют организовывать встречи с людьми, которые сталкиваются с проблемами, выбранными кружком для рассмотрения, на работе и в быту, проведение различных викторин и КВН;

— проблемный кружок может сочетать в себе элементы научного кружка, лаборатории и т.д.

В работе студенческих лабораторий студенты принимают участие, начиная со второго курса. Занятия в лаборатории предполагают определенный запас знаний и навыков. В рамках лабораторий осуществляются различные виды моделирования, изучение и анализ реальных документов, программ, деловых игр, а также практическая помощь предприятиям.

Работа в такой лаборатории предполагает не столько изучение и анализ литературы, сколько постановку эксперимента, создание чего-то нового. Состав студентов в лаборатории небольшой, так как участвовать в ее работе могут только способные к исследованиям студенты.

Работа в лаборатории – следующий важный шаг студента к полноценной научно-исследовательской работе и ценный опыт для дальнейшей научной и практической деятельности. Важной формой внеучебной работы студентов является и подготовка докладов на различные конференции.

На конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы.

Это является очень важным, так как многие студенты считают, что их труд самый глубокий и ценный. Часто даже замечания преподавателя воспринимаются как простые придирки. Но, слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков в своей работе, если таковые имеются, а также выделить для себя свои сильные и слабые стороны. Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

— научно-исследовательская работа студентов является одной из форм учебного процесса, в котором наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, а затем начинает применять приобретенные теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в серьезных научных конференциях, симпозиумах разного уровня, вплоть до международных.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru