Программно-целевое планирование — это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности спортивных организаций на достижение поставленных целей. В данном случае в основе процесса планирования лежит определение и постановка целей, и лишь затем подбираются пути их достижения. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели — пути — способы — средства».
Программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей развития физической культуры и спорта, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Реализация программно-целевого метода в сфере физической культуры и спорта осуществляется в виде федеральных и региональных целевых программ, которые являются одним из важнейших инструментов реализации политики государства. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. Разработка проекта и утверждение целевой программы включают в себя следующие основные этапы:
Ученые выяснили какой спорт самый полезный (Неожиданно)
> отбор проблем для программной разработки;
> разработка проекта концепции;
> принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ (субъекта РФ) и утверждение ее концепции;
> экспертиза проекта целевой программы;
> рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства РФ (субъекта РФ);
> доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ (субъекта РФ);
> утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации (субъекта РФ).
Целевые программы, подпрограммы, государственные заказчики и государственные заказчики-координаторы утверждаются Правительством РФ. После утверждения государственный заказчик в установленном порядке заключает с исполнителями программы контракты на финансирование мероприятий программы (подпрограммы) на основе соглашений о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год. Государственный заказчик целевой программы может на договорной основе передавать организациям часть своих функций на условиях, определяемых Правительством РФ при утверждении целевой программы.
В недавнем прошлом были разработаны и утверждены на уровне Правительства РФ следующие стратегии и программы, касающиеся непосредственно развития физической культуры и спорта в стране:
- • Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (постановление Правительства РФ 11 января 2006 г. № 7);
- • Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства от 7 августа 2009 г. № 1101-р);
- • Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30);
- • Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302).
Кроме того, разделы, касающиеся развития физической культуры и массового спорта включаются в целевые и государственные программы различных ведомств, такие, например, как:
Разработка программ развития в области физической культуры и спорта и программ спортподготовки
- • Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2016-2020 годы» (постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497);
- • Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294);
- • Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и др.
В отдельных регионах России, например в Московской области, действуют собственные программы:
- — Концепция развития физической культуры и спорта в Московской области в период 2007- 2015 гг.;
- — муниципальные целевые программы развития физической культуры и спорта районов и городов Московской области.
Целевые программы финансируются за счет средств федерального бюджета, региональных, муниципальных бюджетов, иных источников финансирования, в том числе: средств государственного социального страхования, инвестиционных и благотворительных взносов юридических и физических лиц. Объем бюджетного финансирования, необходимый для реализации Программы, уточняется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год, исходя из возможностей бюджета и его доходной части.
Программно-целевое планирование способствует консолидации усилий различных ведомств, организаций, учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, в целях решения первоочередных проблем развития физической культуры и спорта [1] .
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» положила начало формированию общефедерального комплекса мер по развитию физической культуры и спорта. В результате ее реализации удалось увеличить единовременную пропускную способность объектов спорта, а также создать инфраструктуру для тренировок спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр.
Принятая Постановлением Правительства России от 15.01.2015 г. новая Федеральная целевая программа развития отрасли на период 2016-2020 гг. продолжает решение задач по стратегическому развитию физической культуры и спорта, невзирая на проблемы экономического и политического характера, как внутренние, так и внешние.
Для решения государственной стратегической задачи увеличения числа активно занимающихся физической культурой и спортом необходим поиск и внедрение инновационных разработок, программ, благодаря которым реально увеличится количество регулярных участников спортивных мероприятий.
Большую роль в решении поставленных Президентом России и Правительством страны задач по увеличению числа активно занимающихся физической культурой и массовым спортом могут и должны решить местные органы власти, главная задача которых — создание условий для занятий физической культурой и спортом всех групп населения.
Приоритетными направлениями муниципальной спортивной политики является:
> развитие школьного и студенческого спорта, физического воспитания в дошкольных учреждениях, оказание спортивно-оздоровительных услуг для всех групп населения;
> проведение массовых соревнований и спортивно-оздоровительных праздников;
> оказание помощи в деятельности спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов;
> информирование о роли и пользе физической культуры и спорта;
> содействие в подготовке спортсменов высокого класса.
Муниципальные органы управления берут на себя ответственность за развитие массового спорта в соответствии с местными климатическими, природными, национальными, культурными, религиозными условиями. Муниципальная власть, находящаяся ближе к повседневным нуждам людей и способам удовлетворения этих нужд, обладает большей гибкостью и мобильностью в решении местных проблем и поэтому может развивать актуальные для данных территорий виды спорта.
Муниципальная политика развития физической культуры и массового спорта должна основываться на использовании стимулирующих экономических методов, которые включают:
- [1] В качестве примера программы, направленной на экономическую поддержку предприятий сферы физической культуры и спорта, можно отметить целевуюпрограмму Министерства спорта РФ «Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере физической культуры, спорта и туризма», разработанную в соответствии с Поручением Президента РФ от 6 декабря 2008 г. №ПР-2577 с учетом Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерациина период до 2020 г. (программа утверждена приказом Минспорта РФ 26.03.2010 г.,№ 224). Она направлена на решение тактической задачи по совершенствованиюправовых и экономических механизмов поддержки малого и среднего бизнесав сфере физической культуры, спорта и туризма. Объем финансирования программы 25 млн руб. за счёт средств федерального бюджета, выделенных Министерствуспорта, из бюджетов субъектов РФ и привлекаемых внебюджетных средств.
Источник: bstudy.net
Формы и виды внутрифирменного планирования в физкультурно-спортивных организациях
Виды плановых документов отражают разнообразие физкультурно-спортивной деятельности, физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. К видам плановых документов в сфере физической культуры относятся:
- • планы развития физической культуры и спорта;
- • планы работы руководящих органов;
- • календарный план массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
- • планы подготовки и проведения отдельных мероприятий;
- • положения о соревновании, спартакиаде;
- • бизнес-план организации.
К формам планирования относятся:
по срокам, на которые рассчитан плановый документ:
- • перспективное;
- • текущее (календарное);
- • оперативное;
по содержанию:
- • общее (включающее все виды деятельности организации);
- • раздельное (в плановый документ включается одно из направлений деятельности организации).
Рассмотрим подробнее виды документов, которые разрабатываются в сфере физической культуры и спорта.
Планы развития физической культуры и спорта получили наименование «Целевых комплексных программ развития физической культуры».
Внедрение целевых комплексных программ развития физической культуры связано с тем, что сегодня уже недостаточно фрагментарного улучшения отдельных, даже важных подсистем сферы физической культуры и спорта, а также характеристик управленческого процесса, методов управления этим развитием. В настоящее время нужна система взаимосвязанных мероприятий, разработанная с помощью научно-методического инструментария, количественного и качественного анализа. Организационная система, обеспечивающая развитие физической культуры, должна иметь инструмент реализации своих целей, средство комплексного решения проблемы на долгосрочной основе. Такая система может формироваться на принципах программноцелевого управления. Ее основная задача заключается в том, чтобы упорядочить межфункциональные связи, создающие условия для взаимодействия как внутренних подсистем, так и координации действий с внешней средой, перевод основного содержания управленческой деятельности из вертикальной в горизонтальную плоскость.
В этом случае специфическим объектом управления становится комплексная целевая программа как форма межфункционального планирования. Процесс проектирования программы включает следующие основные этапы:
- • отбор и анализ проблем для программной разработки;
- • принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
- • экспертиза и оценка целевой программы;
- • утверждение целевой программы;
- • управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.
В концептуальном плане необходимо выделить структурные характеристики программы. Объекты социально-педагогических программ развития физической культуры — это система большой сложности, поэтому требует построения иерархической структуры. Объекты программы являются многоцелевыми, многофункциональными и многокритериальными.
Каждая структурная единица представляет собой относительно самостоятельную часть целевой программы. Комплексная целевая программа имеет два вида подпрограмм: основных и обеспечивающих. На рис. 19 представлена в качестве примера структура целевой программы «Физическая культура школьников». Структура комплексной программы может иметь и другие разделы.

Рис. 19. Структура целевой программы «Физическая культура школьников»
Источник: studme.org
ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Целевая комплексная программа в сфере физической культуры и спорта представляет собой директивный адресный документ, который содержит анализ состояния решаемой с помощью программы проблемы, комплекс плановых заданий и организационных, методических, социально-экономических и иных мероприятий по их достижению.
Целевые комплексные программы (ЦКП) в сфере физической культуры и спорта могут содержать решение различных отраслевых проблем — развития физической культуры и спорта в конкретном регионе, подготовки высококвалифицированных спортсменов, развития сети физкультурно-спортивных сооружений и др.
К основным характерным чертам ЦКП в сфере физической культуры и спорта следует отнести специфическое структурное построение (несмотря на некоторые нюансы рубрикации и названий, ЦКП, как правило, содержит аналитико-целевой раз-
дел, разделы плановых заданий, программно-целевых мероприятий и организации управления программой и контроля за ходом ее реализации); среднесрочный (до 5 лет) или долгосрочный (свыше 5 лет) плановый горизонт; ярко выраженный творческий подход к разработке; четко определенные этапы реализации и др.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Прямо сейчас студенты читают про:
Источник: studopedia.ru