Виды целевых программ их характеристика

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевые программы — это один из основных способов проведения государственных решений в жизнь. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной для исследования и изучения.

Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;

· провести анализ социально-экономического развития Брянской области;

· дать характеристику реализации целевой государственной программы «Развитие муниципальной службы в Брянской области» (2011-2015 годы);

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЗА 9 МИНУТ

· выдвинуть свои предложения по повышению эффективности реализации ЦГП на территории и Брянской области.

Объектом исследования при выполнении курсовой работы является целевая государственная программа «Развитие муниципальной службы в Брянской области» (2011-2015 годы).

Предметом исследования являются методы разработки и оценки целевых государственных программ.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников.

Методы, используемые при написании курсовой работы:

Содержание курсовой работы иллюстрируют 6 рисунков, 4 диаграммы, 8 таблиц.

Количество использованных источников — 20.

Объем курсовой работы 42 страницы.

Теоретические аспекты формирования и разработки целевых государственных программ

Сущность и виды целевых государственных программ

программа целевой экономический социальный

Одним из инструментов, широко используемым в системе государственного управления, является разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.

Целевые государственные программы — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, и обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития государства.

Целевые программы — это один из основных способов проведения государственных решений в жизнь.

Читайте также:
Какие программы и экологические проекты сотрудники национального парка предлагают детям

Одновременно они являются эффективным инструментом структурных преобразований в экономике, решения актуальных социальных проблем и призваны обеспечить необходимую концентрацию экономических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики.

020818 Реализация целевых ориентиров программы Развитие образования 2018-25 на муниц. и рег. уровнях

Классификация целевой программы по направленности и источнику финансирования

Рисунок 1 — Классификация целевой программы по направленности и источнику финансирования

Классификация целевой программы по уровню проблем

Рисунок 2 — Классификация целевой программы по уровню проблем

Классификация целевой программы по характеру проблем

Рисунок 3 — Классификация целевой программы по характеру проблем

Классификация целевой программы по срокам реализации

Рисунок 4 — Классификация целевой программы по срокам реализации

Последнее время все активнее разрабатываются не только федеральные, но и региональные программы. В настоящее время в России происходит процесс децентрализации, когда многие вопросы передаются в ведение региональных и местных властей. Поэтому федеральные программы обязательно должны быть тесно увязаны с региональными.

Растет количество международных программ. Сейчас существуют благоприятные возможности для развития международных связей и участия в совместных программах и проектах с зарубежными специалистами по линии Всемирного банка, Европейского Союза и т.д., что позволяет использовать мировой опыт.

Однако при этом необходимо учитывать готовность организации к участию в разработке и осуществлению таких программ, в том числе наличие подготовленных кадров, соответствующей инфраструктуры управления, знание национальных особенностей менеджмента, законодательства и т.д.

Разработка и реализация целевых программ подкреплена нормативно-правовой базой.

Источник: studbooks.net

Виды целевых программ

По масштабам разработки и реализации государственных целевых программах делятся:

  • · на общегосударственные программы, которые охватывают всю территорию государства или значительное количество его регионов;
  • · программы для решения отдельных проблем развития экономики, отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц.

По своей направленности государственные целевые программы есть таких видов:

  • · экономические, целью которых является решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышения его эффективности и качественных характеристик, обеспечения ресурсосбережения, создание новых производств;
  • · программы регионального развития, имеющих государственное значение;
  • · научные, целью которых является обеспечение выполнения фундаментальных исследований в области естественных, общественных и технических наук;
  • · научно-технические, разрабатываемых для решения важнейших научно-технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции;
  • · социальные, предусматривающих решение проблем повышения уровня и качества жизни, проблем безработицы, усиление социальной защиты населения, улучшение условий труда, развитие здравоохранения;
  • · национально-культурные, направленные на решение проблем национально-культурного развития, сохранения национально-культурного наследия, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека;
  • · экологические, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращения катастроф экологического характера и ликвидация их последствий;
  • · оборонительные, которые разрабатываются с целью усиления обороноспособности государства;
  • · правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности
Читайте также:
Как правильно удалять программы win 10

По срокам реализации государственных целевых программах классифицируются:

  • · на долгосрочные, срок реализации которых от 10 до 20 лет;
  • · среднесрочные, срок реализации которых от 1 до 10 лет;
  • · краткосрочные, срок реализации которых до 1 года

Источник: studwood.net

Виды целевых программ в модели бюджетного устройства государства.

По критерию территориального действия различаются три вида целевых программ: государственные и муниципальные (в унитарных государствах)’ федеральные, региональные, местные (в федеративных государствах) [1] . Такая группировка целевых программ анализируется и в экономической литературе. Авторы рассматривают инвестиционные эффекты целевых программ — инвестиционных проектов — с позиций соблюдения их планированием и реализацией территориальных интересов населения и территориальных органов власти 1 . Так, например, федеральные целевые программы обеспечивают управление финансированием мероприятий государственной значимости, которые затруднительно финансировать средствами региональных и местных бюджетов. В целевых программ нижестоящего уровня прослеживается ярко выраженный территориальный характер мероприятий, их связь с предметами ведения публично-правовых образований. Такая группировка целевых программ связана с разграничением расходов между бюджетами бюджетной системы государства.

Особое значение в условиях различия уровня развития территориальных образований в составе государств приобретают так называемые «программы развития» этих территориальных образований. Они принимаются как в унитарных, так и федеративных государствах [2] [3] . Разница состоит в механизмах финансирования целевых программ (в федерациях предполагается привлечение собственных ресурсов территориальных образований); возможных задачах, поставленных перед целевыми программами (сопоставляются с самостоятельностью территориальных образований в проведении тех или иных мероприятий). Хотя надо заметить, что практика поддержки бюджетными ресурсами территориальных образований в составе унитарных государств идет, в основном, по пути обособления в государственном бюджете специального целевого фонда, а не разработки специальной целевой программы. Например, в Италии законом государства учреждается стабилизационный фонд для территорий с меньшими налоговыми поступлениями для населения без каких-либо ограничений в распределении средств фонда [4] . Такой подход к бюджетному планированию устраняет необходимость разрабатывать «программы развития» территориальных образований в составе унитарных государств.

Читайте также:
Программа как личный дневник

По критерию периода действия различаются целевые программы: долгосрочные — с периодом действия — свыше пяти лет; среднесрочные — от года до пяти лет; краткосрочные — финансовый год. Критерий периода действия подразумевает анализ целевых программ с позиций срока их реализации, точнее, срока осуществления запланированных ими мероприятий. По сути, речь идет о сроках, периодах использования средств конкретного бюджета на определенные цели, получающие юридическое закрепление в законе о бюджете. Планирование реализации конкретных целевых программ не является бессрочным в силу непосредственной связи с планированием расходов в рамках бюджетного процесса, ограниченным временным периодом. Поэтому, образно говоря, государство должно быть уверено в прогнозе выполнимости целевых программ в течение конкретного периода времени, что в особенности важно для долгосрочных целевых программ.

Для бюджетного устройства государств характерно принятие целевых программ, позволяющих планировать мероприятия применительно к различным сферам государственной деятельности, общественной жизни, требующих финансирования в рамках бюджетного метода ведения государственного хозяйства. Поэтому по критерию функциональной предназначенности различаются целевые программы, создающие централизованные финансовые условия для функционирования сферы здравоохранения, транспорта, науки и образования, жилищно-коммунального хозяйства, улучшения экологической обстановки и иных сфер. Такая градация целевых программ присуща моделям бюджетного устройства всех государств. Например, в ФРГ — программы финансирования инфраструктур общинного транспорта, поддержки социального жилья 1 ; в Бразилии — программы финансирования производительных секторов областей, помощи здоровью детей и юношества [5] [6] ; в Афганистане — программы развития промышленности, сельского хозяйства, повышения уровня жизни народа, культурно-образовательной сферы [7] . Принятие целевых программ разной функциональной предназначенности проявляет заинтересованность государства в развитии конкретных сфер общества.

  • [1] См., например: федеральная целевая программа: «Охрана озера Байкали социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на2012-2020 годы» // СЗ РФ. 2012. № 36. Ст. 4899.
  • [2] См.: Цуркан М.В. Механизм реализации региональных инвестиционныхпроектов в контексте Программы поддержки местных инициатив (по материалам Тверской области): автореф. дис. . канд. эк. наук. СПб., 2014. С. 5.
  • [3] По анализу п. 275 Конституции Индии; ст. 159 Конституции Бразилии,ст. 125-с Основного закона ФРГ.
  • [4] Ст. 119 Конституции Италии.
  • [5] По анализу ст. 125-с (2) Конституции ФРГ.
  • [6] По анализу ст. 159, параграфа 1 ст. 227 Конституции Бразилии.
  • [7] По анализу ст. 13, 14, 47 Конституции Афганистана.

Источник: studref.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru