Условно сценарии можно разделить на три вида: простейшие, иллюстрированные, театрализованные.
Простейшие сценарии или сценарные планы представляют собой:
· логическую последовательность материла,
·организационные моменты подготовки мероприятия,
· предполагаемый отбор выразительных средств.
Сценарные планы пишутся к следующим мероприятиям: дискотеки, концерты, презентации и другие малые формы.
В иллюстративном сценарии соединяется информационный материал и искусством. Тема является основным стержнем. Театрализованный сценарий предполагает идейно-тематическое, сюжетное, композиционное единство.
25. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры. Менеджмент (от англ. – управлять). По сути, менеджмент является синонимом управления, но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, так как применяется к разным видам человеческой деятельности.
Менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля за организационными ресурсами.
Структура досуговых программ (Акимов С.С.)
Если немного раскрыть определение «менеджмента», то в него входит:
- изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
- производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
- управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
- текущий (первичный, оперативный),
- статистический,
- бухгалтерский учет (и соответствующая отчетность)
- творческие отчеты.
Источник: studfile.net
Основные виды композиционного построения сценария культурно-досугового мероприятия
– план литературного произведения с подробным описанием действия, сюжетная схема, по которой создаются представления.
— литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного действия, представленная в форме последовательной записи следующих друг за другом элементов действия, которые состоят из слов ведущего, персонажей, публицистических выступлений, художественных средств (стихи, песни, музык, танец и т.д.). В данном определении сценарий – комплексная программа, представляющая в синтезе работу сценариста, режиссера, организатора.
Любая форма театрализованного зрелища имеет в качестве своей первоосновы литературный сценарий или либретто.
Либретто – замысел будущего действа, сюжетный план или схема сценария представления.
Сценарий театрализованного действа представляет собой результат драматургизации документального объекта внимания сценариста (факты жизни). Под драматургизацией в данном случае следует понимать преобразование документального материала, носящего информационный характер, в эмоционально-образный. При этом сценарист решает одну из главных творческих задач – создание художественного образа.
Структура сценария — просто и понятно!
Существует 3 вида написания сценария:
![]() |
![]() |
![]() |
Оригинальный Смешанный Компилятивный
(авторский) (авторский, с использованием (собранный из
других сценариев) разных сценариев)
Сценарий культурно-досугового мероприятия соединяет в себе разные виды и жанры литературы, музыкального, вокального и хореографического искусства. Этот творческий прием является сценарным ходом.
Сценарный план – это переходный элемент между сценаристикой и режиссурой, основной рабочий документ действа, определяющий его вид, тип, время и место проведения, состав участников, скрепленный сценарным ходом. Обычно также в сценарном плане расписываются основные структурные единицы действа:
1. БЛОК – соединение нескольких смысловых эпизодов.
2. ЭПИЗОД – основная тематическая единица сценария.
Сценарий культурно-досуговой программы должен раскрывать в строгой последовательности и взаимосвязи, что будет происходить в действии, элементы действия, переходы от одной части действия к другой, все выступления, художественный материал, оформление, специальное оборудование. Поэтому в сценарий закладывается вся работа режиссера, художника, композитора и др.
Традиционная театральная драматургия предполагает как обязательное условие – подробную разработку характеров действующих лиц, психологически оправданную динамику характеров, их жизненную достоверность, непрерывно развивающее действие, последовательную смену эпизодов, поступательное движение событий.
Иное дело драматургия театрализованного концерта конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, «сборке» разнородных эпизодов, номеров и аттракционов.
Действие массового зрелища эстрадного представления, в отличие от театрального, лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращение событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического – к музыке, от музыки – к слову и т.д.
В концертном действии монтажное сопоставление законченных номеров и эпизодов, диалогичность тем, как бы заменяют собой контрдействие и конфликт, характерных для традиционной театральной драматургии. В этом коренное отличие драматургии концертного действа от драматургии театральной.
Развитие действия в сценариях должно подчиняться следующим основным требованиям, имеющим как искусствоведческое, так и психолого-педагогическое значение:
1. Строгая логичность построения темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.
2. Нарастание действия. Заданное прологом и завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных эпизодов к слабым.
3. Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.
4. Контрастность построения. Это требование синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотребление той или иной краской, однообразия, монотонности. (разножанровость номеров, действий и т.д.)
Основные виды композиционного построения сценария культурно-досугового мероприятия
Линейная — композиция. Это наиболее распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой.
Обратная — в этом виде композиции события хоть и располагаются (следуют) линейно, но в обратном порядке.
Кольцевая — характеризуется тем, что в ней начало замыкается с финалом, т.е. действие концерта, начинается с того, чем закончиться.
Монтажная — состоящая из нескольких сюжетных линий, историй, которые связываются в одно единое повествование при помощи монтажа. Этот вид композиции позволяет достигнуть эпичности повествования. Основной характеристикой данного вида будет освещение не связанных сюжетно друг с другом различных событий, одной смысловой проблемы, лежащей в основе произведения.
Коллажная — одна из наиболее сложных композиций, но и самых интересных. В ее основе лежит некий смысловой сюжет, построенный по структурной схеме (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), но каждая часть композиции раскрывается отдельной историей.
Поиск и нахождение композиции сценария, как основы композиции представления – один из важнейших этапов в процессе создания концерта, в конкретизации его замысла, его решения.
Источник: poisk-ru.ru
Общие и специфические черты сценария культурно-досу-говой программы и других видов драматургических искусств.
Сценарий культурно-досуговой программы – это подробная литературная разработка драматургического действия, предна-значенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются различные формы культурно-досуговых программ.
Драматургия культурно-досуговой программы (сценарий) имеет общие черты с другими видами драматургических ис-кусств (театр, кинематограф, радио, телевидение), а именно обязательное наличие в нем:
– единого драматургического действия;
– сюжетного хода и событийного ряда;
– конфликта как «диалога действий»;
– жесткой композиционной структуры;
– жанрового разнообразия (в культурно-досуговых про-граммах – разнообразие форм).
Таким образом, сценарий культурно-досуговой программы является в широком смысле драматургическим произведени-ем, а работа над ним – драматургическим творчеством. Однако клубная драматургия характеризуется своими неповторимымиспецифическими особенностями, поскольку она имеет не только художественную ценность, но и является программойпедагогического воздействия на аудиторию.
Специфические черты сценария культурно-досуговой про-граммы наиболее ярко обнаруживают себя в сравнении с пьесой как драматургической основой театрального искусства.
Так, творчество драматурга носит индивидуальный характер, тогда как сценарная работа может быть как индивидуальной, так и коллективной. Более того, создание пьесы – всегда оригинальное авторское творчество. Сценарий же культурно-досуговой программы – это монтажное соединение литературно-художественных, документальных, кинемато-графических произведений других авторов.
Иными словами, если сценарист включает в драматургический материал музыку П.И.Чайковского, то этот гениальный композитор, бе-зусловно, является соавтором данного сценария. Театральная пьеса – это всегда художественный вымысел, вторая реаль-ность со своим художественным образом, драматургия культурно-досуговых программ – всегда соединение «фактов жизни» и «фактов искусства», информационного и зрелищно-го компонентов монтажным методом.
Единое драматургичес-кое действие в сценарии обеспечивается не столько поступ-ками и действиями персонажей, сколько всем многообразием средств художественной выразительности (поэтическое слово, звук, музыка, свет, пластические композиции, видеоряд и др.). Из этой особенности вытекает следующее.
Задача сценариста культурно-досуговой программы – создать наиболее эффективное интеллектуальное, эмоциональное и педагоги-ческое воздействие на аудиторию, а не просто произведение драматургического искусства как художественную ценность. Сценарий пишется для конкретного зрителя и организация общения также «закладывается» в структуру сценария, ис-пользуя приемы активизации аудитории культурно-досуговой программы. В качестве специфической черты необходимо выделить также разнообразие мест и площадок для постановки культурно-досуговой программы – от домашней комнаты до стадионов и улиц городов. Место в данном случае – это не только пространство, но и конкретная аудитория, на которую надо воздействовать.
И, наконец, главное. Сценарий культурно-досуговой про-граммы пишется не для читателя, а для режиссера.
Характеристика понятия «сценарий культурно-досуговой программы».
Культурно-досуговая программа является универсальной формой художественного моделирования действительности, а его драматургической основой – сценарий.
Если обратиться к этимологии слова, то сценарий (от итал. scenario, от лат. scaena – сцена) – краткое изложение событий, которые происходят по ходу действия в спектакле. Слово «сценарий» первоначально обозначало развернутый план спектакля.
Сценарий определял основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги, очередность выходов на сцену персонажей импровизационного театра. Непосредственный текст создавался самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом он жестко не фиксировался, а варьировался в зависимости от реакций и отклика зрителей. По сценарному принципу строились практически все виды народного театра, особенно комедийного (древнерусского – театр скоморохов, европейского и славянского – кукольного театра, французского – ярмарочного, итальянского – знаменитой комедии дель арте и т.д.).
В начале XVII века даже начали выпускаться отдельные сборники сценариев для представлений комедии дель арте, авторами которых чаще всего были ведущие актеры трупп. Первый сборник, выпущенный Ф.Скала в 1611 году, содержал 50 сценариев, по которым могло развиваться сценическое действие.
в широком смысле слова сценарий представляет собой особый словесный текст, своеобразный перевод, осуществляемый с языка словесного вида искусства на язык аудиовизуального, зрелищного искусства. Будучи драматургической основой культурно-досуговой программы, сценарий «фиксирует» будущее единое драматургическое действие во всем объеме выразительных средств.
Сценарий культурно-досуговой программы – это подробная литературная разработка драматургического действия, предна-значенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются различные формы культурно-досуговых программ.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru