В чем особенность современных программ дошкольного образования?
Каким основным принципам должна соответствовать общеобразовательная программа дошкольного образования?
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования указаны следующие принципы: соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
У-11. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования
Из каких частей состоит общеобразовательная программа дошкольного образования? Какие требования предъявляются к ним в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования?
Программа состоит из двух частей:
— части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть программы должна быть реализована в любом дошкольном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования..
Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Общий объем обязательной части программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
— образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
Федеральная образовательная программа дошкольного образования: инструкция по применению
— образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
— самостоятельную деятельность детей;
— взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Дата добавления: 2021-01-20 ; просмотров: 257 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Вариативность современного дошкольного образования. Современные образовательные программы ДОО и их характеристика
Вариативность дошкольного образования означает разнообразие видов дошкольных образовательных учреждений, содержания дошкольного образования, технологий реализации содержания дошкольного образования. Вариативность содержания может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.
В обязательной части программы вариативность проявляется через самостоятельный выбор каждым ДОО программных тем, форм, средств и методов образования.
В каждом ДОО программы структурно похожи, но имеют различия в технологиях, средствах и формах организации образовательной деятельности детей.
Разработчики всех примерных ООП должны действовать в соответствии с концептуальными положениями, представленными в ФГОС. Это поможет избежать хаотичности в имевшей место вариативности. Вариативность будет означать множественные видоизменения одного и того же явления, а не множество явлений, противоречащих друг другу.
В законе «Об образовании» Российской Федерации значится, что коллектив ДОУ имеет право самостоятельно разрабатывать или выбирать из уже имеющихся программ такие, которые наиболее полно соответствуют условиям и принципам работы данного дошкольного учреждения. Нельзя сказать, что та или иная программа лучше или хуже – все они разработаны с учётом необходимых требований, и каждая из них имеет свои достоинства.
Вкратце рассмотрим основные программы дошкольного образования, распространённые в детских садах РФ.
Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).
Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.
Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.
Комплексные основные программы дошкольного образования
«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.
«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.
«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».
«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.
«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Тема 6. Современные образовательные программы дошкольного образования
Образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (статья 12 ФЗ).
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать:
-цели и задачи реализации Программы;
-принципы и подходы к формированию Программы;
-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья).
Содержательный раздел Программы должен включать:
а)описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б)описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в)описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделеПрограммы должны быть представлены:
а)особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
— специфику национальных, социокультурных и иных условий,в которых осуществляется образовательная деятельность;
— выбор тех парциальных образовательных программ и форм организацииработысдетьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
— сложившиеся традиции Организации или Группы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.