Виды психолого педагогических коррекционных программ

В данной статье дано определение понятию «психолого-педагогическая коррекция», выделены основные принципы психокоррекционной работы, рассмотрены направления, формы и методы коррекционной работы а также критерии эффективности коррекционных мероприятий.

Ключевые слова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, ПРИНЦИПЫ

Текст научной работы

Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми целями и задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального творческого потенциала у детей.

Д.Б. Эльконин говорил: «процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны рекламации – нельзя возвратить юношу в школу для доделки, доразвития. Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка. Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности».

ПМПК какие бывают виды обучения 2 часть. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Невролог Краснова

Существуют различные трактовки понятия психологическая коррекция, но большинство ученых склоняются к данному: «Психологическая коррекция — это психологическое воздействие на структуру психической деятельности с целью исправления или ослабления дефектов в развитии». По данному нами определению психологической коррекции можно понять, что главной задачей коррекционно-педагогической деятельности является преодоление, исправление определенного недостатка который присущ ребенку а также успешная адаптация данного ребенка в социум. [3,с.144]

В современном обществе основные принципы психокоррекционной работы, строятся на изученных в отечественной психологии положениях о том, что личность – это — полная психологическая структура, которая сформирована в ходе человеческой жизни, на основе ассимиляции им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В.

Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Данных принципов 6,ознакомимся с ними лучше:

Принцип первый — единство исправления и развития. Это означает, что решение о потребности коррекционной работы принято только на основе психологического и педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй – возрастное единство в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его развития возраста.

Принцип третий — единство диагностики и коррекции развития. Проблемы исправительной работы могут быть поняты и помещены только на основе всей диагностики и оценки следующего вероятностного прогноза развития, которое является определенным происхождением зоны следующего развития ребенка. Исправление и развитие взаимосвязаны.

Виды психолого-педагогической коррекции

Принцип четвертый — принцип деятельностного внедрения коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения цели. Этот принцип признает, что энергичная деятельность ребенка — движущая сила развития, принимает выполнение психологии и педагогической исправительной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка в сотрудничестве со взрослым.

Принцип пятый — подход в исправительной работе каждому ребенку относительно его одаренности. Этот принцип означает, что дети, с которыми выполнена психоисправительная работа, не должны быть восприняты как дети «второго» класса. Они требуют не снисходительность, не жалеют, не уменьшаются в общем уровне обучения и исправлении развития к оптимальной норме.

Читайте также:
Программа для запоминания действий на телефоне

В психокоррекционном процессе существуют следующие направления работы:

  • корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), т.е. «терапия средой»;
  • организация учебного процесса (его коррекционная направленность);
  • специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
  • психогигиена семейного воспитания.

Данные направления ученые рассматривают виде следующих тактических шагов:

  1. улучшение достижений сенсомоторного развития;
  2. исправление отдельных сторон умственной деятельности;
  3. развитие главных мыслительных процессов;
  4. развитие различных типов взглядов;
  5. исправление нарушений в развитии эмоциональной и личной сферы;
  6. разработка речи, справляясь с оборудованием речи;
  7. расширение идей мира вокруг и обогащения словаря;
  8. исправление отдельных промежутков в знании.

Рассматривая психокоррекциооный процесс, не стоит забывать и о методах данной деятельности, которые играют очень важную роль. Их разделяют на группы:

Экспериментальные методы.

  1. естественный — наиболее продуктивный и распространенный эксперимент в детской психологии. Используется при исследовании всех психических процессов и свойств личности дошкольника и школьника.
  2. формирующий эксперимент приводит к возникновению у ребенка новых психических качеств или к изменению ранее существовавших.

Беседа и другие методы опроса. Никогда не применяется к изучению ребенка только один какой-либо метод. Опрос методов, которые дают шанс установить, как ребенок понимает это или ту ситуацию, что он думает о ней, как он рассматривает определенные события, окружающих людей, и т.д. часто используется. Среди такого — разговор. Он может быть выполнен в индивидуальной либо групповой форме.

Изучение продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности детей дает ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношения к окружающей среде, на особенностях его восприятия и других сторонах менталитета. Детские рисунки, в которых существенных информативных процессах, творческих способностях ребенка его личность в целом изучены, особенно продуктивно используются. [4,с.123]

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции выделяют такие ее формы:

как симптоматическая и каузальная (Д.Б.Эльконин).

  • Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии,
  • вторая — на ликвидацию причин и источников этих отклонений
  • лекционно-просветительная,
  • консультативно-рекомендационная.

Также в коррекционной деятельности выделяют критерии эффективности проведенных мероприятий:

  1. выраженная информативная деятельность ребенка;
  2. участие в жизни класса;
  3. интерес родителей в специальной литературе;
  4. способность ребенка применить соответствующие способы психологической защиты;
  5. адекватный уровень притязаний (адекватная реакция ребенка на неуспех или похвалу, быстрая адаптация к новым ситуациям, самостоятельность) [2,с.64]

Таким образом, на основе проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что психологическая коррекция – это устранение какого-либо дефекта у ребенка, реабилитация данного ребенка и успешная адаптация его в социуме. Также, психокоррекционную работу применяют в ситуациях преодоления различного рода затруднений, которая обеспечивает, в конечном итоге полноценное функционирование индивида.

Общение как межличностное взаимодействие

  1. Салямова Г.Ш.
  2. Санакулова Н.С.
  3. Болтаев С.И.

Деятельность как психологическая категория

  1. Назаров А.М.
  2. Останов Ш.Ш.

Принципы межбюджетных отношений РФ

  1. Агадуллина И.И.

Одаренность как предмет психолого-педагогического анализа

  1. Железняк С.В.

Список литературы

  1. Колесникова Г.И. Основы психокоррекции — Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
  2. Кочунос Р. Основы психокоррекционной деятельности. — СПБ.: Питер, 2007.
  3. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий — Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
  4. Янг П. Психокоррекционная деятельность в школе/ Пер. с англ. — М.: Москва, 2003

Цитировать

Железняк, С.В. Основные принципы психолого-педагогической коррекции / С.В. Железняк. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 293-297. — URL: https://novainfo.ru/article/5441 (дата обращения: 11.07.2023).

Читайте также:
Программа чтобы раздавать интернет с телефона на компьютер

Поделиться

Настоящий ресурс содержит материалы 16+

Источник: novainfo.ru

4. Виды коррекционных программ

Общая модель коррекциии – это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.

В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Основные требования к составлению психокоррекционной программы

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

— четко формулировать цели коррекционной работы;

— определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

— выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

— четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

— отобрать методики и техники коррекционной работы;

— определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

— определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

— определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);

— планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

Читайте также:
С помощью какой программы можно передать файл

— реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

— подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Источник: studfile.net

Психолого-педагогическая коррекция. Виды и принципы психолого-педагогической коррекции

1. Общее понятие о психолого-педагогической коррекции

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Лектор: Фатихова Лидия Фаварисовна, кандидат
педагогических наук, доцент
кафедры специальной педагогики и психологии
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет им. М. Акмуллы»

2. План лекции:

ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1.
2.
3.
Определение психолого-педагогической
коррекции.
Виды психолого-педагогической коррекции.
Принципы психолого-педагогической
коррекции.

3. 1. Определение психолого-педагогической коррекции.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ.
Психолого-педагогическая коррекция – это одно
из основных направлений деятельности специалиста
в процессе организации психолого-педагогической
помощи лицам с ОВЗ, направленное на полное или
частичное исправление или компенсацию
имеющихся нарушений и социальнопсихологическую адаптацию личности.
В зависимости от того, какой специалист проводит
коррекционную работу, выделяют
дефектологическую коррекцию, логопедическую
коррекцию, психологическую коррекцию, социальнопедагогическую коррекцию.

4. 2. Виды психолого-педагогической коррекции.

2. ВИДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ.
Выделяют следующие виды коррекционной работы:
1) по характеру направленности:
симптоматическая (кратковременное воздействие с
целью снятия острых симптомов отклонений в развитии,
мешающих перейти к каузальной коррекции);
каузальная (направлен на источники и причины
отклонений, длительный по времени в сравнении с
симптоматической коррекцией);
2) по характеру коррекционных воздействий:
директивная (полностью подконтольная психологу,
минимизирующая активное участие клиента в
коррекционном процессе);
недирективная (предполагает активность клиента, его
участие в изменении хода коррекционного процесса);

5.

3) по масштабу решаемых задач:
общая (мероприятия общекоррекционного порядка,
нормализующие микросреду личности);
частная (набор воздействий, адаптированных для
детей и подростков коррекционных приемов и
методик, специально разработанных с учетом
возраста и программы);
специальная(комплекс приемов, методик и форм
работы с одним ребенком или группой, являющихся
наиболее эффективными для решения конкретных
коррекционных задач);

6.

4) в зависимости от вида дизонтогенеза:
психолого-педагогическая при психическом
недоразвитии (дети с умственной отсталостью);
психолого-педагогическая коррекция задержанного
психического развития (дети с ЗПР);
психолого-педагогическая при поврежденном
психическом развитии (дети с деменцией);
психолого-педагогическая при дефицитарном
развитии (дети с нарушением слуха, зрения, опрнодвигательного аппарата, речи);
психолого-педагогическая при искаженном
психическом развитии (дети с расстройствами
аутистического спектра);
психолого-педагогическая при дизгармоничном
психическом развитии (дети с психопатиями и
психопатоподобными состояниями);

7.

5) в зависимости от формы организации психологопедагогической коррекции:
игровая;
групповая;
индивидуальная;
семейная;
нейропсихологическая;
и др.;
6) в зависимости от сферы психики, на которую
направлено воздействие:
коррекция перцептивной и познавательной
деятельности;
коррекция эмоциональной сферы;
коррекция поведения;
коррекция личности;
коррекция общения и межличностных отношений.

8. 3. Принципы психолого-педагогической коррекции.

3. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ.
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и
развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных
особенностей клиента.
6. Принцип комплексности методов психолого-педагогической
коррекции.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального
окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических
процессов.
9. Принцип программированного обучения.
10. Принцип возрастания сложности.
11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru