В данной статье дано определение понятию «психолого-педагогическая коррекция», выделены основные принципы психокоррекционной работы, рассмотрены направления, формы и методы коррекционной работы а также критерии эффективности коррекционных мероприятий.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, ПРИНЦИПЫ
Текст научной работы
Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми целями и задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального творческого потенциала у детей.
Д.Б. Эльконин говорил: «процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны рекламации – нельзя возвратить юношу в школу для доделки, доразвития. Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка. Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности».
ПМПК какие бывают виды обучения 2 часть. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Невролог Краснова
Существуют различные трактовки понятия психологическая коррекция, но большинство ученых склоняются к данному: «Психологическая коррекция — это психологическое воздействие на структуру психической деятельности с целью исправления или ослабления дефектов в развитии». По данному нами определению психологической коррекции можно понять, что главной задачей коррекционно-педагогической деятельности является преодоление, исправление определенного недостатка который присущ ребенку а также успешная адаптация данного ребенка в социум. [3,с.144]
В современном обществе основные принципы психокоррекционной работы, строятся на изученных в отечественной психологии положениях о том, что личность – это — полная психологическая структура, которая сформирована в ходе человеческой жизни, на основе ассимиляции им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В.
Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Данных принципов 6,ознакомимся с ними лучше:
Принцип первый — единство исправления и развития. Это означает, что решение о потребности коррекционной работы принято только на основе психологического и педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
Принцип второй – возрастное единство в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его развития возраста.
Принцип третий — единство диагностики и коррекции развития. Проблемы исправительной работы могут быть поняты и помещены только на основе всей диагностики и оценки следующего вероятностного прогноза развития, которое является определенным происхождением зоны следующего развития ребенка. Исправление и развитие взаимосвязаны.
Виды психолого-педагогической коррекции
Принцип четвертый — принцип деятельностного внедрения коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения цели. Этот принцип признает, что энергичная деятельность ребенка — движущая сила развития, принимает выполнение психологии и педагогической исправительной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка в сотрудничестве со взрослым.
Принцип пятый — подход в исправительной работе каждому ребенку относительно его одаренности. Этот принцип означает, что дети, с которыми выполнена психоисправительная работа, не должны быть восприняты как дети «второго» класса. Они требуют не снисходительность, не жалеют, не уменьшаются в общем уровне обучения и исправлении развития к оптимальной норме.
В психокоррекционном процессе существуют следующие направления работы:
- корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), т.е. «терапия средой»;
- организация учебного процесса (его коррекционная направленность);
- специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
- психогигиена семейного воспитания.
Данные направления ученые рассматривают виде следующих тактических шагов:
- улучшение достижений сенсомоторного развития;
- исправление отдельных сторон умственной деятельности;
- развитие главных мыслительных процессов;
- развитие различных типов взглядов;
- исправление нарушений в развитии эмоциональной и личной сферы;
- разработка речи, справляясь с оборудованием речи;
- расширение идей мира вокруг и обогащения словаря;
- исправление отдельных промежутков в знании.
Рассматривая психокоррекциооный процесс, не стоит забывать и о методах данной деятельности, которые играют очень важную роль. Их разделяют на группы:
Экспериментальные методы.
- естественный — наиболее продуктивный и распространенный эксперимент в детской психологии. Используется при исследовании всех психических процессов и свойств личности дошкольника и школьника.
- формирующий эксперимент приводит к возникновению у ребенка новых психических качеств или к изменению ранее существовавших.
Беседа и другие методы опроса. Никогда не применяется к изучению ребенка только один какой-либо метод. Опрос методов, которые дают шанс установить, как ребенок понимает это или ту ситуацию, что он думает о ней, как он рассматривает определенные события, окружающих людей, и т.д. часто используется. Среди такого — разговор. Он может быть выполнен в индивидуальной либо групповой форме.
Изучение продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности детей дает ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношения к окружающей среде, на особенностях его восприятия и других сторонах менталитета. Детские рисунки, в которых существенных информативных процессах, творческих способностях ребенка его личность в целом изучены, особенно продуктивно используются. [4,с.123]
В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции выделяют такие ее формы:
как симптоматическая и каузальная (Д.Б.Эльконин).
- Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии,
- вторая — на ликвидацию причин и источников этих отклонений
- лекционно-просветительная,
- консультативно-рекомендационная.
Также в коррекционной деятельности выделяют критерии эффективности проведенных мероприятий:
- выраженная информативная деятельность ребенка;
- участие в жизни класса;
- интерес родителей в специальной литературе;
- способность ребенка применить соответствующие способы психологической защиты;
- адекватный уровень притязаний (адекватная реакция ребенка на неуспех или похвалу, быстрая адаптация к новым ситуациям, самостоятельность) [2,с.64]
Таким образом, на основе проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что психологическая коррекция – это устранение какого-либо дефекта у ребенка, реабилитация данного ребенка и успешная адаптация его в социуме. Также, психокоррекционную работу применяют в ситуациях преодоления различного рода затруднений, которая обеспечивает, в конечном итоге полноценное функционирование индивида.
Общение как межличностное взаимодействие
- Салямова Г.Ш.
- Санакулова Н.С.
- Болтаев С.И.
Деятельность как психологическая категория
- Назаров А.М.
- Останов Ш.Ш.
Принципы межбюджетных отношений РФ
- Агадуллина И.И.
Одаренность как предмет психолого-педагогического анализа
- Железняк С.В.
Список литературы
- Колесникова Г.И. Основы психокоррекции — Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
- Кочунос Р. Основы психокоррекционной деятельности. — СПБ.: Питер, 2007.
- Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий — Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
- Янг П. Психокоррекционная деятельность в школе/ Пер. с англ. — М.: Москва, 2003
Цитировать
Железняк, С.В. Основные принципы психолого-педагогической коррекции / С.В. Железняк. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 293-297. — URL: https://novainfo.ru/article/5441 (дата обращения: 11.07.2023).
Поделиться
Настоящий ресурс содержит материалы 16+
Источник: novainfo.ru
4. Виды коррекционных программ
Общая модель коррекциии – это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.
Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.
В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.
Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.
Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.
Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Основные требования к составлению психокоррекционной программы
При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:
— четко формулировать цели коррекционной работы;
— определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
— выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
— четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
— отобрать методики и техники коррекционной работы;
— определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
— определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
— определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);
— планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
— реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
— подготовить необходимые материалы и оборудование.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Источник: studfile.net
Психолого-педагогическая коррекция. Виды и принципы психолого-педагогической коррекции
1. Общее понятие о психолого-педагогической коррекции
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Лектор: Фатихова Лидия Фаварисовна, кандидат
педагогических наук, доцент
кафедры специальной педагогики и психологии
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет им. М. Акмуллы»
2. План лекции:
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1.
2.
3.
Определение психолого-педагогической
коррекции.
Виды психолого-педагогической коррекции.
Принципы психолого-педагогической
коррекции.
3. 1. Определение психолого-педагогической коррекции.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ.
Психолого-педагогическая коррекция – это одно
из основных направлений деятельности специалиста
в процессе организации психолого-педагогической
помощи лицам с ОВЗ, направленное на полное или
частичное исправление или компенсацию
имеющихся нарушений и социальнопсихологическую адаптацию личности.
В зависимости от того, какой специалист проводит
коррекционную работу, выделяют
дефектологическую коррекцию, логопедическую
коррекцию, психологическую коррекцию, социальнопедагогическую коррекцию.
4. 2. Виды психолого-педагогической коррекции.
2. ВИДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ.
Выделяют следующие виды коррекционной работы:
1) по характеру направленности:
симптоматическая (кратковременное воздействие с
целью снятия острых симптомов отклонений в развитии,
мешающих перейти к каузальной коррекции);
каузальная (направлен на источники и причины
отклонений, длительный по времени в сравнении с
симптоматической коррекцией);
2) по характеру коррекционных воздействий:
директивная (полностью подконтольная психологу,
минимизирующая активное участие клиента в
коррекционном процессе);
недирективная (предполагает активность клиента, его
участие в изменении хода коррекционного процесса);
5.
3) по масштабу решаемых задач:
общая (мероприятия общекоррекционного порядка,
нормализующие микросреду личности);
частная (набор воздействий, адаптированных для
детей и подростков коррекционных приемов и
методик, специально разработанных с учетом
возраста и программы);
специальная(комплекс приемов, методик и форм
работы с одним ребенком или группой, являющихся
наиболее эффективными для решения конкретных
коррекционных задач);
6.
4) в зависимости от вида дизонтогенеза:
психолого-педагогическая при психическом
недоразвитии (дети с умственной отсталостью);
психолого-педагогическая коррекция задержанного
психического развития (дети с ЗПР);
психолого-педагогическая при поврежденном
психическом развитии (дети с деменцией);
психолого-педагогическая при дефицитарном
развитии (дети с нарушением слуха, зрения, опрнодвигательного аппарата, речи);
психолого-педагогическая при искаженном
психическом развитии (дети с расстройствами
аутистического спектра);
психолого-педагогическая при дизгармоничном
психическом развитии (дети с психопатиями и
психопатоподобными состояниями);
7.
5) в зависимости от формы организации психологопедагогической коррекции:
игровая;
групповая;
индивидуальная;
семейная;
нейропсихологическая;
и др.;
6) в зависимости от сферы психики, на которую
направлено воздействие:
коррекция перцептивной и познавательной
деятельности;
коррекция эмоциональной сферы;
коррекция поведения;
коррекция личности;
коррекция общения и межличностных отношений.
8. 3. Принципы психолого-педагогической коррекции.
3. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ.
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и
развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных
особенностей клиента.
6. Принцип комплексности методов психолого-педагогической
коррекции.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального
окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических
процессов.
9. Принцип программированного обучения.
10. Принцип возрастания сложности.
11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.
Источник: ppt-online.org