Цель работы: выявить специфику психокоррекции и рассмотреть её виды.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Дать понятие психокоррекции;
• Определить отличительные черты психокоррекции от других видов психологической помощи;
• Соответственно, сделать вывод о специфике психокоррекции;
• Ознакомиться с видами психокоррекции.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОТЛИЧИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ» 4
ГЛАВА 2 ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ……………………………………………..7
2.1 Основные принципы составления психокоррекционных программ 9
ГЛАВА 3 ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ 13
3.1 Основные блоки психокоррекционного комплекса 14
3.2 Основные требования к составлению психокоррекционной программы 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 17
Содержимое работы — 1 файл
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психотерапия, психокоррекция, консультирование. В чем разница? + Метафрейм
«Южно-Уральский государственный университет»
Кафедра «Клиническая психология»
Допустить к защите
__________________ 2011 г.
Психологическая коррекция: виды и специфика
_________________А.В. Новохацк и
_________________ 2011 г.
студент группы П-160
________________А.А. Нургалеев а
________________ 2011 г.
Работа защищена с оценкой
ГЛАВА 1 ОТЛИЧИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ»
ГЛАВА 2 ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ………………………………………… …..7
2.1 Основные принципы составления психокоррекционных программ
ГЛАВА 3 ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ
3.1 Основные блоки психокоррекционного комплекса
3.2 Основные требования к составлению психокоррекционной программы
ВВЕДЕНИЕ
В нашей повседневной жизни довольно часто с проблемами и вопросами, трудностями внутреннего мира, относящимися к компетенции психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремится к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако при реализации на практике этого стремления человеку зачастую приходится оказываться в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справится с которыми он не может.[1] В этом ему и призвана помочь психологическая коррекция.
Цель работы: выявить специфику психокоррекции и рассмотреть её виды.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать понятие психокоррекции;
Определить отличительные черты психокоррекции от других видов психологической помощи;
Соответственно, сделать вывод о специфике психокоррекции;
Ознакомиться с видами психокоррекции.
ГЛАВА 1 ОТЛИЧИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ»
Помощь психологическая — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей. Может адресоваться как отдельному субъекту, так и группе, организации. [4]
Методология формирования психокоррекционных программ. Лидия Кузьменкова
К видам психологической помощи относят:
1) психологическое консультирование исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации[5];
2) психотерапию (от греч. psyche — душа и therapeia — уход, лечение) — комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах [5];
В связи с этим необходимо обратить внимание на разноуровневый характер задач психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики, которые, безусловно, пересекаются, но не совпадают. Так, задачи психопрофилактики – предупреждение возникновений возможных отклонений. Психотерапии – активное воздействие при помощи психологических методов на личность клиента с целью гармонизации его взаимоотношений с самим собой и социумом. Задачи психокоррекции тесно связаны с понятием «норма», что, соответственно, обозначает основную цель психокоррекционного воздействия как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальных и культурологических требований. [3]
Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи − психологической коррекции и психотерапии.
По мнению Ю. Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин «психотерапия» является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия».
По мнению Р. С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия −это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция − совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии и психопрофилактики:
Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной − до 15 встреч − помощи при консультировании и долгосрочной − до нескольких лет − помощи при психотерапии).
В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.[2]
Итак, термин «коррекция» буквально означает «исправление».
Психокоррекция − понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» Модели. Сюда же можно отнести и психотерапию.[4]
Клиент − это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.[1]
В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.[2]
Выводы по разделу один
Психокоррекция является одним из видов психологической помощи, а от других ее видов: психотерапии и психологического консультирования отличается по ряду признаков.
Психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их корректировку (исправление).
Отличие психокоррекции от психотерапии заключается в том, что психотерапия имеет дело с болезнями психики человека и занимается их лечением. Психокоррекцию и психотерапию трудно различить как по применяемым методам, так и по результатам такого воздействия. Людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют пациентами, а тех, кто нуждается только в психокоррекционной помощи, именуют клиентами.
Клиент − это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера.
Обычно психокоррекция ориентируется на среднесрочную помощь.
Психокоррекция уделяет больше внимания настоящему и будущему клиента.
ГЛАВА 2 ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа,
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию различают коррекцию:
2.1 Познавательной сферы.
2.3 Аффективно-волевой сферы.
2.4 Поведенческих аспектов.
2.5 Межличностных отношений.
2.6 Внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных).
2.7 Детско-родительских отношений.[2]
3. По количеству участвующих клиентов и по характеру взаимоотношений между ними:
4. По наличию программ:
5. По характеру управления корригирующими воздействиями:
6. По продолжительности:
6.1 Сверхкороткую (сверхбыструю).
6.2 Короткую (быструю).
Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.
7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.
Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).
Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.[2]
2.1 Основные принципы составления психокоррекционных программ
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Источник: www.turboreferat.ru
ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
9. Принцип программированного обучения.
10. Принцип возрастания сложности.
11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.
1. Принцип системное» коррекционных, профилактических и развивающих задач.Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска — это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит
отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна бытьнаправлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).
Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.
Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей.
Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.
Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например — высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.
4. Деятельностный принцип коррекции.Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.Принцип учета возрастно-психологических
и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода
психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны,
и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути
развития личности — с другой. Нормативность развития следует понимать как
последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.
Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.
25 Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
8. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов.При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
9. Принцип программированного обучения.Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
10. Принцип усложнения.Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.
11. Учет объема и степени разнообразия материала.Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированное™ того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
12. Учет эмоциональной сложности материала.Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный
фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.
27 Виды коррекционных программ
Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.
Общая модель коррекции — это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.
Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.
В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.
Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.
Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.
Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности,
выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
28 Основные требования к составлению психокоррекционной программы
При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:
· четко формулировать цели коррекционной работы;
· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
· отобрать методики и техники коррекционной работы;
· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
· определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);
· планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
· реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
· подготовить необходимые материалы и оборудование.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Источник: megaobuchalka.ru
Психологическая коррекция и её виды
* Психология — наука о душе, о внутреннем,
психическом мире человека, и именно та ее часть,
которая называется практической, призвана
помочь человеку решить жизненно важные для
него проблемы.
* Психологическая культура — это забота о своем
психическом здоровье, умение выходить из
психологических кризисов самому и помогать
близким людям.
3. Психологическая культура 3 компонента:
*Психологическая
культура
3 компонента:
1. Самопознание и самооценка.
2. Познание других людей.
3. Умение управлять своим поведением,
эмоциями, общением.
4. Психологическая помощь
*Психологическая
помощь
I. Психодиагностика
II. Психокоррекция
III. Психотерапия
IV. Психологическое консультирование
V. Профориентация и др.
5.
*Психологическая помощь
— Психолог — специалист с базовым психологическим
образованием, который владеет методами оценки
психических явлений и умения их корректировать;
— психотерапевт — врач по образованию, который
оказывает человеку помощь в решении проблем,
связанных с психическим здоровьем, но не с
психопатологией. При наличии психопатологии
необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.
6. Отличие психокоррекцции от психотерапии:
*Отличие психокоррекцции
от психотерапии:
7.
* Психотерапия — это система
медико-психологических
средств, применяемых
врачом для лечения
различных заболеваний.
* психокоррекция —
совокупность
психологических приемов,
используемых психологом
для исправления
недостатков психологии или
поведения психически
здорового человека.
* Термин «коррекция» буквально
означает «исправление».
8.
Психокоррекция — это система мероприятий,
направленных на исправление недостатков
психологии или поведения человека с помощью
специальных средств психологического воздействия.
Специфические черты психокоррекционного
процесса, отличающие его от психотерапии.
* Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую
личность людей.
* Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности.
* В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и
будущее клиентов.
* Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную
помощь (в отличие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи
при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет помощи при психотерапии).
* В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога,
хотя отклоняется навязывание определенных ценностей
клиенту.
* Психокоррекционные воздействия направлены на изменение
поведения и развитие личности клиента.
9.
Основное отличие психокоррекции :
психокоррекция имеет дело с уже
сформированными качествами личности или
видами поведения и направлена на их переделку
основная задача развития — сформировать у
человека нужные психологические качества
10. Различие между психотерапией и психокоррекцией
Психотерапия
(психотерапевт):
это врач, который имеет дело
с различного рода
нарушениями у людей,
страдающих различными
видами соматических или
психических заболеваний
(расстройств). Людей,
обращающихся за помощью
к психотерапевту, обычно
называют пациентами
(больными).
Психокоррекция
(психолог):
это специалист, который
занимается изучением
поведения человека в
различных ситуациях,
занимается коррекцией
поведения индивида в жизни,
на работе и т.д., помогает
человеку преодолеть
различные комплексы,
перебороть страхи и вести
гармоничный образ жизни.
Людей, которые нуждаются
коррекционной помощи,
именуют клиентами.
11.
* Клиент — это нормальный, физически и
психически здоровый человек, у которого в
жизни возникли проблемы психологического
или поведенческого характера.
12.
13. Виды психокоррекции
*Виды психокоррекции
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
·
симптоматическую;
·
каузальную.
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как
правило, предполагает кратковременное воздействие с целью
снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые
мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и
причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по
времени, требует значительных усилий, однако более
эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так
как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно
разную природу, причины и психологическую структуру
нарушений.
14. Виды психокоррекции
*Виды психокоррекции
2. По содержанию различают коррекцию:
·
познавательной сферы;
· личности;
· аффективно-волевой сферы;
· поведенческих аспектов;
· межличностных отношений:
внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских,
коллективных);
детско-родительских отношений
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:
·
индивидуальную;
· групповую:
в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и
т.д.);
в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
смешанную форму (индивидуально-групповую).
15. Виды психокоррекции
4. По наличию программ:
·
программированную;
· импровизированную.
* Виды психокоррекции
5. По характеру управления воздействиями:
·
директивную (направленную);
(Директива — самая сильная из техник воздействия. При ее использовании
психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять. В рамках
разных теорий используются разнообразные виды директив, например:
* S свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из
Вашего детства ассоциируется это чувство. »;
* S гештальт-метод работы с полярностями: «Представьте, что Ваша подруга сидит
в этом кресле. Скажите ей все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в
это кресло и ответьте себе от ее имени»;
* S фантазирование: «Представьте, что Вы вернулись в прошлое, в свое детство.
Перед вами — девочка 5—6 лет. Эта девочка — Вы. Подойдите к ней поближе.
Посмотрите, во что она одета, как выглядит. Вы можете спросить ее о чем-то
важном. »;
* S релаксация: «Закройте глаза. Почувствуйте свое тело. Расслабьте мышцы
лица. »;
* S пожелание: «Я хотел бы, чтобы Вы сделали следующее. »;
* S домашнее задание: «В течение недели Вы должны каждый вечер письменно
отвечать на следующие вопросы. »; «К следующей нашей встрече заполните
этот опросник» и др.)
16.
·
недирективную (ненаправленную).
— как косвенный метод оказания помощи сводится
к тому, что процесс оказания
помощи сосредотачивался на окружении клиента,
на изменении среды его обитания.
Цель — помочь клиенту осознать самого себя, свои
достоинства и недостатки, трудности и успехи.
17. Пример: Игротерапия
*Пример:
Игротерапия
* Директивная (направленная) игротерапия предполагает
выполнение психологом функций интерпретации и трансляции
ребенку символического значения детской игры, активное
участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в
символической игровой форме бессознательных подавленных
тенденций и их проигрывание в направлении социально
приемлемых стандартов и норм (по заранее разработанному
плану).
* В направленной игротерапии взрослый — центральное лицо в игре
— берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее
символического значения. Примером директивной терапии можно
считать облегчающую психотерапию Леви.
* Для такого подхода характерны заранее разработанные планы
игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных
ситуаций. Ребенку предлагается в готовом виде несколько
возможных вариантов решения проблемы. В результате игры
происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.
18.
*Пример:
Игротерапия
*
Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство
самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:
1. Расширение репертуара самовыражения ребенка.
2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Коррекция отношений в системе «ребенок — взрослый».
* В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем
формирования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником,
системы коммуникации.
* Психолог не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу
тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Игровая терапия применяется для
воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои
чувства.
* Цель игры в недирективном подходе — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и
недостатки, трудности и успехи. Существуют следующие принципы такой игротерапии:
— непринужденные дружеские отношения с ребенком;
— психолог принимает ребенка таким, какой он есть;
— психолог добивается того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах как можно более открыто и раскованно;
— психолог должен в кратчайшее время понять чувства ребенка и попытаться обратить его внимание на себя
самого;
— ребенок — хозяин положения;
— нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
— психолог вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной
жизнью;
— психолог — зеркало, в котором ребенок видит самого себя.
19.
*Виды психокоррекции
6. По продолжительности:
·
сверхкороткую (сверхбыструю);
·
короткую (быструю);
·
длительную;
·
сверхдлительную.
20.
21.
*Виды психокоррекции
7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
·
общую;
·
частную;
·
специальную.
22.
* Виды психокоррекции
* Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка,
нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую,
эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными
возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у
личности.
* Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических
воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового
возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со
взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных
мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических
формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного
воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств
психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или
индивидуальной работы.
* Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных
форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся
наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности,
отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся
поведении и затрудненной
адаптации
(застенчивость,
агрессивность,
неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по
правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли,
боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная
самооценка и т.д.). Специальная психокоррекция, призвана исправлять последствия
неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию
личности.
Источник: ppt-online.org