3.1. Программы бакалавриата, подготовки специалистов и магистратуры, реализуемые в ВУЗе по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования.
3.2. Основные образовательные программы реализуются в ВУЗе по соответствующим уровням образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, самостоятельно устанавливаемыми ВУЗом.
3.3. Организация образовательного процесса в ВУЗе по основным образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой.
Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, которая разрабатывается и утверждается ВУЗом самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер.
Образовательные организации: понятие и виды
Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ВУЗ ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленные в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
3.4. Образовательные программы разных уровней осваиваются в ВУЗе в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий научно-педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната).
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Для всех форм получения образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
Уровни высшего образования и ученые степени / звания
3.5. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:
- для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;
- для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;
- для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.
Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные сроки для очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения при реализации программ бакалавриата или подготовки специалиста могут увеличиваться на один год, а по программе магистратуры на пять месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения Ученого совета ВУЗа.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.
По решению Ученого совета ВУЗа лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата, могут допускаться к освоению таких программ бакалавриата. Порядок освоения указанными лицами сокращенных или ускоренных программ бакалавриата определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.
3.6. Сроки освоения образовательных программ других уровней образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
3.7. ВУЗ оказывает платные образовательные услуги, в том числе платные дополнительные образовательные услуги, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
3.8. Образовательный процесс в ВУЗе ведется на государственном языке Российской Федерации — русском. По решению Ученого совета ВУЗа занятия могут проводиться на языках народов Российской Федерации и иностранных языках.
3.9. Учебный год в ВУЗе для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Ученый совет ВУЗа вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца.
Учебный год состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается предусмотренной учебным планом формой контроля результатов учебы.
Для студентов очной, очно-заочной (вечерней) форм обучения в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее семи недель, из которых не менее двух недель в зимний период.
Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются учебным планом.
3.10. Учебные занятия в ВУЗе проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных, контрольных, самостоятельных работ, коллоквиумов, научно-исследовательской работы студентов, практик, курсового проектирования (курсовой работы). ВУЗ может устанавливать другие виды учебных занятий.
Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Одно занятие включает, как правило, два академических часа. Перерыв между учебными занятиями составляет не менее десяти минут.
Учебная и производственная практика, предусмотренная федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между ВУЗом и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов ВУЗа.
3.11. ВУЗ путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, использования дистанционных образовательных технологий создает условия обучающимся для освоения профессиональных образовательных программ определенного уровня и направленности. Запрещается использование и проведение антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.
3.12. Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.
3.13. ВУЗ оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.
Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается Ректором ВУЗа.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзаменов и зачетов, проводимых после выполнения обучающимися всех планируемых в семестре видов занятий.
3.14. В процессе обучения успеваемость обучающихся (знания, умения и навыки) определяются на экзаменах оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Для дисциплин и видов работы, по которым формой текущего либо промежуточного контроля является зачет, устанавливаются оценки «зачтено» и «не зачтено».
По решению Ученого совета ВУЗа при текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся может применяться балльно-рейтинговая система оценки знаний.
3.15. Студенты, обучающиеся в ВУЗе по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.
Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом ВУЗом.
3.16. Перевод успевающих студентов с курса на курс производится в соответствии с положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ВУЗе. Студенты, не аттестованные по дисциплинам учебного плана текущего учебного года, на следующий курс не переводятся.
3.17. Итоговая аттестация выпускника ВУЗа, имеющего государственную аккредитацию по соответствующим образовательным программам, укрупненным группам направлений подготовки и специальностям, является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.
Итоговая аттестация выпускника ВУЗа осуществляется государственной аттестационной комиссией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3.18. ВУЗ выдает лицам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, документ государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, заверяемый печатью ВУЗа.
3.19. Лицу, не завершившему освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, а также студенту, обучающемуся в ВУЗе, по его заявлению выдаются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3.20. После прохождения итоговой аттестации студенту по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов. Выпускник ВУЗа считается завершившим обучение на основании приказа Ректора о его отчислении.
3.21. Выпускнику ВУЗа и обучающемуся, выбывшему до окончания ВУЗа, из личного дела выдается документ об образовании, на основании которого он был зачислен в число студентов. Заверенная копия документа остается в личном деле.
Все прочие документы (выписки из приказов о зачислении, об окончании или выбытии, зачетная книжка, студенческий билет и др.) остаются для хранения в личном деле.
Источник: itmo.ru
Виды программ высшего образования
ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Выберите, какие объекты деятельности, области деятельности и виды деятельности в будущей профессии Вас привлекают? Определите, какая программы или программы высшего образования Вам наиболее подходят, посмотрите, какие виды профессиональных задач Вам предстоит решать
Большинство потенциальных абитуриентов к завершению средней школы еще не определились с тем, кем бы они хотели быть «по жизни», какую профессию выбрать и куда поступать. Если хотите узнать, какая профессия подходит именно Вам, мы предлагаем пройти наш очень простой тест на выбор профессии, который поможет вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть другие близкие варианты.
Для этого Вам нужно будет ответить всего на три вопроса:
Объект профессиональной деятельности – это такие системы, предметы, явления и процессы, на которые направлена ваша деятельность. Т.е. простыми словами, это то, с чем Вам предстоит работать
Область профессиональной деятельности – это совокупность всех объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении. Т.е. простыми словами, это тот «ландшафт», на котором Вам придется работать. В настоящее время Минтрудом утверждены уже сотни профессиональных стандартов по 40 областям профессиональной деятельности.
Вид профессиональной деятельности – это те методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования. Т.е. простыми словами, это ваш рабочий инструментарий, ваша трудовая функция, то, что будет написано у вас в должностной инструкции.
Для выбора сначала нужно кликнуть на первом вопросе, чтобы под ним раскрылся список возможных вариантов, а потом кликнуть на изображениях интересующих Вас вариантов (выбранные варианты увеличиваются в размерах). Потом кликом «сложите» обратно «вопрос» и можете отвечать на второй, потом на третий.
После ответа на все три вопроса подтвердите свой выбор, кликнув на кнопке «Показать программы» ниже картинок, и увидите ниже рубрики «Образовательные программы, которые удовлетворяют вашим требованиям» удовлетворяющие вашим условиям образовательные программы в российских вузах.
В каждом из этих случаев можно выбирать как один, так и несколько вариантов. Просто, чем больше вариантов ответа на каждый вопрос Вы выберите, тем более длинный список удовлетворяющих этому образовательных программ (направлений подготовки) Вы получите. Поэтому рекомендуем выбирать только то, к чему у Вас действительно «лежит сердце».
Если хотите изменить условия запроса, отмените ранее полученные результаты своего теста (запроса), кликнув на кнопке «Отменить выбор программ» справа от предыдущей кнопки.
В результатах теста представлены подходящие для Вас программы обучения. Кликайте на них, изучайте, примеряйте к себе. Для каждой из них приведена вся основная информация:
- Укрупненная группа, в которую она входит,
- Срок обучения (длительность программ бакалавриата и специалитета составляет от 4 до 6 лет),
- Трудоемкость программы в кредитах (один равен, как правило, 36 часам),
- Объекты профессиональной деятельности,
- Области профессиональной деятельности,
- Виды профессиональной деятельности,
- Профессиональные задачи (для каждого вида профессиональной деятельности),
- Специализации (для программ специалитета, также с соответствующими им профессиональными задачами),
- Предметные рейтинги вузов по данному направлению (поскольку прямого соответствия между образовательными программами (направлениями подготовки) и предметами, по которым рейтингуются вузы, нет, то обычно приводится сразу несколько релевантных рейтингов).
В нашей базе есть все образовательные программы (направления) высшего образования по уровням бакалавриата (187 направлений) и специалитета (123 направлений), включая те, материалы по которые имеют гриф «Для служебного пользования» или «Секретно». Всего 310 образовательных программ.
А если вы хотите найти вузы, в которых можно получить качественное образование по интересующим Вас образовательным программ, то внимательно прокручивайте в самый низ страницы и переходите по ссылке на соответствующие этой программе предметные рейтинги вузов. Или сразу переходите в раздел портала по предметным рейтингам вузов.
И так, искренне желаем успехов в непростом пути по «поиску себя».
Источник: univer.expert
В России будет четыре вида высшего образования
Выпускники специалитета получат преимущества при поступлении в магистратуру. Фото PhotoXPress.ru
Большинство российских вузов использовало до недавних пор двухуровневую систему «бакалавр–магистр». Доля специалитета в образовательном процессе высшей школы с каждым годом становилась все меньше и меньше. Тем не менее в последнее время в связи с отказом от участия в Болонском процессе появились сомнения в целесообразности дальнейшего использования двухуровневой системы. Теперь уже все чаще появляются призывы построить собственную систему высшего образования. Движение идет очень даже интенсивно.
Прямо сейчас в России действуют две системы высшего образования. Классическая – специалитет, срок обучения по которой составляет 5–6 лет. И двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность.
Срок обучения – 2 года.
Точку в этих метаниях между «Болонкой» и специалитетом поставило Министерство науки и высшего образования РФ. Оно, министерство, подготовило поправки к закону «Об образовании», по которым программы специалитета станут ведущими в системе высшего образования России, особенно в части подготовки востребованных кадров, говорится в законопроекте, опубликованном для общественного обсуждения на сайте проектов нормативных актов.
Итак, «в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет; высшее образование – магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации».
При этом «лица, имеющие высшее образование – специалитет, имеют право за счет средств соответствующего бюджета поступить на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры по направлениям подготовки, преемственным полученной ими специальности». В этом случае, продолжительность обучения в магистратуре составит один год.
Планируется, что предлагаемые изменения начнут действовать с 2024 года.
Министерство просвещения РФ, учитывая актуальную ситуацию, с привлечением профессионального сообщества, начало действовать в этом направлении уже сегодня. Оно сформировало программу «Ядро высшего педагогического образования». В основе – единые принципы и подходы к подготовке педагогических кадров, и опора в этой программе сделана именно на специалитет.
Впрочем, продолжаются дискуссии и поиски новых методик обучения, которые позволят сократить продолжительность получения базового высшего образования до 2–3 лет за счет концентрации необходимых будущему молодому специалисту дисциплин. Мало того, эпоха быстрой подготовки кадров в России может начаться уже в ближайшие 5–7 лет. Об этом заявили эксперты на конференции «Национальная технологическая революция 20.35», состоявшейся в Санкт-Петербурге.
Перспектива сокращения сроков обучения обусловливается быстрым технологическим развитием, считают авторы заявления. Пока студенты заканчивают классическое образование в течение шести лет, технологии, использовать которые обучались студенты, уже устаревают, и на смену им приходят новые. Это, в свою очередь, требует изменения методик обучения – таков общий смысл рассуждений участников и экспертов на конференции. Следовательно, нужен некий фундаментальный образовательный задел и далее – набирать необходимые компетенции краткосрочными модулями.
По словам ректора «Университета 2035» Вадима Медведева, в ближайшее время новых специалистов, с одной стороны, ждет сокращение периода обучения за счет концентрации знаний, усиленная профессиональная переподготовка и персонифицированное обучение с вниманием к конкретным индивидуальным качествам человека, а с другой – заниматься развитием своих презентационных навыков надо всю жизнь, в любом возрасте.
В общем, немного утрируя: можно ли окончить университет со скоростью курсов повышения квалификации? Медведев уверен, что можно. Судя по всему, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков с этим не согласен.
Также популярна среди спикеров повестки следующая формулировка: выбор специалитета или двухуровневой системы зависит от конкретных направлений подготовки. Например, экономистов всегда готовили пять лет. Надо бы вернуться! О медицинском образовании в данном контексте вообще речь не может идти. Никто не пойдет лечиться к недоучке.
Для подготовки инженеров тоже нужен специалитет и т.д.
Так что пока мысль большинства руководителей ведомств работает на увеличение срока обучения, а не на сокращение его. Технологии технологиями, но надо бы еще учитывать и психофизиологические особенности и способности самого человека.
Не менее популярны разговоры об образовательной модели «2+2+2», иногда – с включением в нее «индивидуальной образовательной траектории». «2+2+2» – в бакалавриате студент первые два года осваивает общую программу, а потом может заняться углубленным обучением или сменить направление. Позже ко всему этому добавляются еще два года магистратуры. Кстати, эксперты считают, что это снизит количество отчислений на первых курсах из-за разочарования в выбранной при поступлении специальности.
Вдобавок ко всему, первые два года студента нужно дотянуть по профильным дисциплинам до приемлемого университетского уровня, а также дать ему возможность познакомиться с разными кафедрами и возможностями всего вуза. Ведь обычно недавно поступивший учиться студент очень мало знает о перспективах и направлениях внутри вуза. И первые два года обучения помогут ему в этом сложном выборе. Впрочем, если хорошо присмотреться… И эта система не нова. В советские времена была своя подготовка к учебе в вузе, и называлась она «рабфак».
Так что заявление относительно сокращения срока обучения до 2–3 лет, а потом «дообучения» в течение всей своей жизни с помощью разных курсов едва ли жизнеспособно. Даже в ближайшие годы.
Источник: www.ng.ru