В законе «Об образовании» не подаётся классификация образования и не происходит деление образовательных учреждений на виды. Что такое образовательная организация? Это организация, которая делится на типы, в зависимости от программ обучения, которые используются в работе.
Типы образовательных учреждений
Приведенная таблица – это виды образовательных учреждений и возможные типы организационной формы.
Вариативность образовательных программ
Определение 1
Вариативная программа – это то, что является одним из важнейших принципов развития современной системы образования в РФ.
Вариативная образовательная система должна предоставить ученикам достаточно полноценных, качественных, оригинальных и интересных вариантов направлений и программ в образовании. Также результат такой системы зависит от выбора направления процесса образования, который должен соответствовать ожиданиям учеников.
Принципы обучения
Часто по своей внутренней структуре образовательные программы отходят от нормы по широте и глубине знаний. Образовательные программы должны соответствовать уровню, который не ниже определенного ФГОС.
Все виды программ образования возможно оценить только в процессе их реализации. Для реализации идеи вариативности придерживаются таких условий:
- Наличие множества качественных программ образования и реализующих их образовательных учреждений.
- Учебные программы должны быть гибкими, чтобы ученик мог правильно под них подстроиться.
- Возможность выбирать программно-методическое обеспечение и технологии обучения, которые являются современными.
- Создание индивидуальных программ и графиков, с учетом возможностей и особенностей учеников.
Реализация принципа образовательной вариативности требует сплоченной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений. Оценить качественные особенности и эффективность реализации таких программ возможно только благодаря постоянному контролю и анализу.
Также вариативность обучения возможно проследить в формах организации образования, что видно на рисунке.
Выбор учителя зависит от уровня знаний и способностей учеников. Также большую роль играет готовность учеников к восприятию знаний в разных формах.
Источник: zaochnik-com.com
Подготовка к экзамену по педагогике
WP Cumulus Flash tag cloud by Roy Tanck requires Flash Player 9 or better.
Обмен ссылками
35. Виды обучения и их краткая характеристика.
Урок/занятие: методы обучения
Автор admin
Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.
Самым первым видом обучения была беседа. Ее впервые применил Сократ, поэтому её часто называют «сократическая беседа». Сущность данного вида обучения состоит в нахождении истины учениками путем постановки перед нами наводящих вопросов.
Догматическое обучение – коллективное обучение, в основу которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся – слушанье и механическое заучивание, дословное воспроизведение текста. Распространено было в средние века.
Объяснительно-иллюстративное обучение: объяснение в сочетании с наглядностью – его главные методы – слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение также называют традиционным.
Проблемное обучение – его отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний учениками в процессе решения учебных проблем. Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации – мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. Существует 4 уровня проблемности обучения:
I) учитель сам ставит проблему (задачу) и сам её решает при активном слушанье и обсуждении учениками (проблемное изложение материала).
II) учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством решают ее (частично-поисковый метод).
III) ученик ставит проблему, учитель помогает ему её решить.
IV) ученик сам ставит проблему и сам её решает.
Программированное обучение – (от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату). Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО заключаются в следующем:
1) учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
2) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
3) каждый шаг завершается контролем;
4) при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
5) при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
6) каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
7) результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
8) учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
9) в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.).
ПО может быть реализовано машинным и безмашинным способом.
Модульное (блочное) обучение – в основном используется в системе ВУЗовского обучения. С 90-х годов XX ст. Суть его заключается в том, что изучение материала осуществляется большими блоками, а не дробится на мелкие части, как это делается при традиционном обучении.
Модуль (учебный) – часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. По своему содержанию модуль включает: цели и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны быть усвоены обучающимися, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форма отчетности и критерии оценки.
Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения. На ее основании по каждому модулю оценивается практически всё: посещение студентами учебных занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый контроль и т.д. Курсовые, дипломные работы, СУРС также представляют собой самостоятельные модули, которые подвергаются рейтинговой оценке.
Развивающее обучение – учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний существенное значение уделяется процессу интеллектуального развития учащихся. Развивающее обучение – это вид обучения, направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках этой системы. Особенности развивающего обучения:
1) центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик;
2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащихся и развитии их мышления;
3) вся учебная деятельность представляет собой решение когнитивных (познавательных) задач, поэтому основным средством обучения является постановка задач учителем и организация их решения;
4) педагогический процесс в рамках развивающего обучения носит характер парного диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:
1) проблемность обучения;
2) оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;
3) индивидуализация и дифференциация обучения;
4) специальное формирование как алгоритмических так и эвристических приёмов умственной деятельности.
Источник: i-educator.ru
Виды обучения в педагогике: зарождение педагогической мысли, виды и формы обучения
Исследование научной дисциплины нуждается в терминах и общетеоретических положениях, которые служат базисом. Педагогика – научная область, исследующая правила воспитания человека, регулярность благополучной передачи опыта.
Она необходима для того, чтобы на практике показывать менее трудные возможности постижения педагогических задач.
Зарождение, формирование и развитие педагогики
Различные методики процесса воспитания появились еще в древности
Применение различных методик процесса воспитания происходило еще в глубочайшей древности.
Зарождение данного процесса началось с появлением первых людей, но научное знание сформировалось намного позже.
Появляется необходимость в суммировании опыта, основании специализированных учебно-воспитательных организаций.
В Древней Греции раб, отводивший ребенка своего хозяина в школу, считался педагогом, но через некоторое время данное слово стали понимать шире, то есть вести детей по жизни.
Как и любой вид человеческой деятельности, воспитание является общественным явлением, но в самом начале педагогические идеи оформлялись с помощью формы заповедей, которые отражали правильность поведения.
Впервые педагогическая мысль зародилась в древнегреческой, средневековой и древневосточной философиях. Посмотреть на педагогику вне философии получилось у Фрэнсиса Бекона в начале XVII века.
Педагогика зародилась к концу XVII века, так как в этот момент появлялись первые школы и педагогические труды. Усиление развития теории педагогики привело к тому, что в XVIII веке были основаны специальные учебно-воспитательные учреждения по подготовке преподавателей.
Именно так педагогика определилась в качестве учебно-научной дисциплины. Педагогика – наука о:
- воспитательных отношениях, которые возникают на основе обобщения обучения, образования и воспитания с самообразованием;
- правильности воспитания людей;
- помощи в духовном и творческом обогащении;
- нахождении гармоничного положения природы и общества;
- обобщении опыта разных поколений;
- том, как найти наиболее лучшие пути и методы воспитания;
- том, как организовать регулярное и упорядоченное получение знаний.
Воспитание стало исполнять основную роль в жизни людей, потому что выяснилось, что скорость развития человечества зависит от того, как в обществе осуществляется воспитание младшего поколения.
Виды и формы обучения: их краткая характеристика
Первым видом обучения была беседа
Виды обучения и воспитания – это обобщенный вариант формирования и основания учебно-воспитательного процесса в педагогике.
Первым видом, появившимся в педагогической практике, была беседа.
В работе ее начал использовать Сократ, именно в дальнейшем данная форма обучения получила название «сократическая беседа».
Целью такого рода беседы является нахождение истины с помощью установления различных вопросов, наводящих на ответ.
Схоластическое обучение – совместное образование, основой которого является библейское писание.
Основополагающий вид активности – прослушивание и заучивание информации, то есть точное повторение текста. Данный вид широко использовался в средневековье.
Объяснительно-иллюстративное – пояснение в синтезе с предметностью. Основные способы: фиксация и слушанье, то есть воссоздание полученной информации считается центральным признаком продуктивности учащихся. Этот вид образования называется общепринятым.
Проблемное обучение – характерная черта состоит в том, что процесс образования происходит посредством независимого получения знаний и умений в процессе постановки учебных задач.
Важнейшим компонентом такого вида обучения является формирование мыслительных упражнений, которые характеризуются умственным напряжением и необходимостью в разрешении возникающих противоречий.
Реализация происходить благодаря пояснению сущности вопроса и использованию анализирующих методов.
На данный момент присутствуют 4 ступени проблемности процесса обучения:
- преподаватель самостоятельно ставит задачу и решает ее с помощью обсуждений учеников;
- учитель задает проблемную ситуацию, а ученики под его управлением решают ее;
- ученики ставят проблему, а преподаватель помогает ее разрешить;
- ученики решают задачи самостоятельно, то есть без помощи преподавателя.
Программное обучение предусматривает системность и очередность производимых действий, которые в конечном итоге приводят к сформулированному результату. Целью этого вида — совершенствование регулировки учебного процесса.
- информация делится на отдельные части;
- учебный процесс становится более последовательным, поэтому полученные знания и мыслительные действия лучше усваиваются;
- завершение каждого из шагов предусматривает определенный контроль;
- если ученик безошибочно выполнил все упражнения, то он получает дополнительные задания, тем самым делает шаг вперед в обучении;
- если ученик не смог правильно выполнить все задания, то преподаватель помогает ему и дает дополнительные объяснения;
- ученики получают знания самостоятельно;
- итог всех выполненных заданий закрепляется, и становится известен как учителю, так и ученикам;
- учитель должен осуществлять универсальный, то есть индивидуальный подход по отношению к каждому ученику;
- программное обучение может реализовываться машинным способом.
Блочное обучение – широко распространенный вид образования в ВУЗах. Суть его состоит в том, что познание реализуется обширными блоками, а не делится на маленькие части, как это происходит во время традиционного (общепринятого) обучения.
Учебный модуль – отрезок содержимого учебной дисциплины, которую обязан выучить ученик. Модуль охватывает цели, задачи и основополагающие научные термины изучаемой дисциплины.
Признак частного обучения – оценочная система в форме рейтинга, поэтому на окончательный балл влияет многое: посещение, выполнение упражнений, переходные (промежуточные) подведения итогов.
Развивающее обучение – организация процесса, в котором огромное внимание уделяется умственному развитию учеников, но и осведомление учащихся в области определенных знаний занимает существенное место.