Стратегия фирмы – это совокупность мер, рассчитанных на развитие и обеспечение достижения целей с помощью координирования и корректного распределения ресурсов.
Существуют различные типы стратегии организации. Благодаря им определяется, как оптимально развиваться фирме, пути выполнения задач и особенности деятельности.
Классификация стратегий развития предприятия
Все типы стратегий предприятия подразделяются на три группы:
- Корпоративные – определяют основополагающие направления фирмы и способы достижения глобальных целей.
- Бизнес-стратегии – мероприятия для достижения и удержания конкурентоспособности.
- Функциональные – требуются для решения задач внутри фирмы. Затрагивают такие сферы, как рекламу, производственные процессы, сотрудников и т.д.
Расскажем о видах стратегий компании подробнее.
Корпоративные виды стратегий развития организации
К корпоративным причисляют следующие стратегии:
- роста;
- стабилизации;
- сокращения;
- сочетания.
Стратегия роста – увеличение показателей в сравнении с прошлым периодом. Применяется в активно расширяющихся сферах деятельности. При этом рост может быть внутрифирменным (увеличение количества товарных категорий) или внешним.
Виды капитала: собственный, заемный, основной, оборотный
Стратегия стабилизации – корректировка целей с учетом инфляционных изменений. Используется в зрелых, стабильных отраслях, когда фирму устраивает ее положение на рынке.
Стратегия сокращения – уменьшение показателей в сравнении с уровнем прошлого периода, отказ от невыгодных направлений деятельности и подразделений, переориентация или ликвидация материальных активов. Применяется при ухудшении показателей, невозможности достижения целей, низкой конкурентоспособности, а также когда требуется пересмотр организации всех бизнес-процессов.
Стратегия сочетания – объединение комплексных мер, представленных в разных подгруппах. Используется в масштабных предприятиях, которые ведут деятельность в нескольких областях.
Виды бизнес-стратегий
Эта группа видов стратегий в стратегическом менеджменте включает такие категории:
- продуктово-рыночная;
- конкурентная;
- зарубежное инвестирование;
- экспортная деятельность;
- управление набором отраслей.
Продуктово-рыночная – определение разновидностей продуктов и услуг, а также сфер и рынков сбыта товарных категорий и технологий. Это одна из первостепенных стратегий.
Конкурентная стратегия подразумевает совокупность мер, определяющих движение фирмы на рынке. Решения здесь принимаются исходя из оценки показателей рынка (спроса, угроз, конкуренции и др.).
Зарубежное инвестирование и экспортная деятельность подразумевают создание собственного производства за границей и поиск рынков сбыта для экспорта.
Управление набором отраслей – вычисление объема капиталовложений на основе относительного объема производства, конкретной продукции и общей деятельности компании. При использовании этой стратегии происходит перераспределение капитала и направление финансовых вложений.
Типы организационных структур
Функциональные виды стратегий в менеджменте
К функциональным видам стратегий относят деятельность по следующим направлениям:
- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
- реклама;
- производство;
- управление персоналом;
- финансирование.
В НИОКР входят основополагающие исследования, прикладные разработки, подготовка производственных процессов, увеличение технического уровня, создание новой продукции, совершенствование управления и рациональное использование ресурсов.
Стратегия маркетинга – гибкость компании, проявляемая при приспособлении к условиям рынка. Производственная стратегия направлена на увеличение результативности процесса производства и использования мощностей.
Все виды стратегий управления человеческими ресурсами (персоналом) подразумевают повышение производительности труда и формирование трудовых отношений в коллективе.
Финансирование отражает процессы формирования капитала и текущих затрат.
Источник: z-motiv.ru
ВИДЫ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ (24-26)
Данные для цитирования: Andashev E.A. . ВИДЫ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ (24-26) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. PDF архив. ; ():-.
ВИДЫ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ
Андашев Ерлан Амангелдиевич
Магистрант, AlmaU, Алматы, Республика Казахстан
Целью статьи является раскрытие базовых видов стратегии развития компании. Проанализированы подходы различных авторов к классификации. Дана характеристика каждому из видов, определены ключевые особенности.
The purpose of the article is to disclose the basic types of the company’s development strategy. Analyzed the approaches of various authors to the classification. Characteristics of each species are given, key features are identified.
Ключевые слова: стратегия развития, стратегический план, развитие компании
Keywords: development strategy, strategic plan, company development
Одним из первых и важнейших шагов при разработке стратегии развития компании является определение наиболее подходящего ее типа. Наиболее распространенной ошибкой в ходе формирования стратегии развития является обобщенный подход, без учета особенностей их подвидов.
Как результат все работы по стратегическому планированию становятся неэффективными, так как применение инструментария различных видов стратегий развития обнуляют конечный результат. Обобщенная стратегия развития нарушает принципы единства, целостности и комплексности в системах планирования и управления компанией, что приводит к ее нежизнеспособности. Стратегия развития является ключевым продуктом всех процессов системы стратегического менеджмента компании и, когда, она носит фрагментарный и размытый характер, то вместо повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности, такая стратегия развития может ухудшить состояние компании. Это обуславливает актуальность деления стратегий развития на различные виды и выбор из существующих альтернатив одного вида.
Есть большое количество разных типов стратегий развития: повышение производственных мощностей, стратегия роста, стратегия сокращения деятельности, стратегия продаж, стратегия маркетинга, финансовые стратегии, инвестиционные стратегии и пр. С целью лучшей ориентации среди большого количества стратегий развития используются разные классификационные подходы, которые позволяют упорядочить их в целостной системе и сформировать общую понятийную базу для понимания сотрудниками компании их особенностей и природы.
Один из классификационных подходов по стратегиям развития компании представлен на рисунке 1. Первый подход к классификации, предложенный О.С. Виханским по типу экономического роста состоит из трех видов: «стратегия концентрированного роста, стратегия интегрированного роста, а также стратегия диверсифицированного роста»[1, с. 124].
Рисунок 1. Классификационные подходы в сфере стратегии развития компании
Примечание: источник [1]
При использовании стратегии концентрированного роста компания концентрирует свою операционную деятельность только на одной отрасли экономики. Конкретными видами стратегии концентрированного роста являются:
— стратегия развития рынка, которая заключается в поиске новых рынков для уже существующего продукта или товара;
— стратегия усиления позиций на рынке, которая предназначена для завоевания наилучших позиций с существующей продукцией. Данный вид стратегии развития компании сопровождается большим объемом работ в сфере маркетинговых исследований и мероприятий;
— стратегия развития существующего продукта, которая предполагает разрешение задач роста оборотов компании в результате вывода на освоенный рынок, улучшенной продукции.
При использовании стратегии диверсифицированного роста формируются стратегические зоны хозяйствования. На этих стратегических зонах хозяйствования сосредоточена ответственность в сфере увеличения ассортимента продукции, эффективности сбытовой и инвестиционной стратегии. Выделяются следующие виды стратегии диверсифицированного роста:
— стратегия горизонтальной диверсификации, которая предполагает исследование возможностей развития на старом рынке за счет модернизированной или новой продукции. Улучшение продукции или разработка новой может быть достигнуто за счет новых технологий;
— стратегия центрированной диверсификации, которая основывается на исследовании и применении дополнительных возможностей выпуска новых продуктов существующего бизнеса;
— стратегия конгломеративной диверсификации, которая предполагает рост предприятия за счет абсолютно новых продуктов, которые не связаны с существовавшими производственными возможностями и бывшими рынками сбыта.
Под стратегией интегрированного роста компании понимают расширение через добавления дополнительных структур. Как правило, данный вид стратегии развития используется в сильном бизнесе. Существует два базовых типа стратегии интегрированного роста компании:
— стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, которая выражается в развитии организации за счет усиления контроля или приобретения систем продажи и распределения произведенной продукции. Например, производственная компания, приобретает сеть по розничной реализации продукции;
— стратегия обратной вертикальной интеграции. Данная стратегия направлена на развитие организации в результате усиления контроля или за приобретения компаний, например, поставщиков сырья и материалов. При данной стратегии у компании снижается уровень зависимости от поставщиков, что стабилизирует процесс производства и способствует развитию компании
А.Н. Петрова предлагает классифицировать стратегию развития компании в зависимости от жизненного цикла компании и различать стратегии ограниченного и ускоренного роста[2].
При стратегии ограниченного роста потенциала предприятия предполагается поддержка и сосредоточение на существующих направлениях деятельности компании. Цели при этой стратегии устанавливаются от достигнутого уровня. Стратегия ограниченного роста призвана обеспечить повышение эффективности производственных процессов, прирост активов, которые обеспечивают ограниченный рост реализации продукта и объемов производства. Выделяются следующие типы данной стратегии развития:
— стратегия компании по расширению рынка;
— стратегия усиления конкурентных преимуществ компании;
— стратегия по совершенствованию продукта.
При стратегии ускоренного роста потенциала предприятия предполагается интенсификация усилий по завоеванию долей на рынке и увеличению перечня своих возможностей. В ходе реализации данной стратегии возможно существенное повышение значений критериев достижения целей над уровнем предыдущих периодов (год, квартал). Такая стратегия, как правило, используется в отраслях, которые характеризуются динамичным развитием и быстрой сменой технологий.
Как было ранее отмечено, И. Ансофф предложил классификацию, которая зависит от направления развития экономического потенциала компании: стратегия компании органического роста и стратегия компании интегрированного роста [3].
Стратегия органического роста компании заключается в том, что инвестиции в существующий бизнес идут за счет собственных накоплений и привлеченных ресурсов. Производственные мощности наращиваются постепенно. Скорость ограничена реальным состоянием действующего бизнеса.
При интеграционной стратегии происходит функциональная и организационная интеграция компании с другими хозяйствующими субъектами. При использовании такой стратегии интегрируемые компании ожидают синергетического эффекта. То есть при интеграции компании должны приносить больше прибыли, чем сумма прибыли, когда они работали по отдельности. Данная стратегия, как правило, используется в ходе экспансии как внутри государства, так и на зарубежных рынках.
О.А. Лебедева, Н.А. Скворцова и Е.А. Сотникова считает, что любой из видов стратегий развития дает возможность компании:
— произвести реальную оценку возможностей компании, оптимизировать процесс использования ресурсов;
— определить механизмы и инструменты исполнения поставленных долгосрочных целей развития компании;
— выделить конкурентные преимущества компании в сравнении с другими субъектами рынка и усилить работу по их использованию;
— внедрить новые подходы к использованию быстро меняющихся условий внешней среды;
— повысить связь между стратегическим, текущим и оперативным управлением деятельностью компании;
— обеспечить выполнение программы организационного поведения в ходе выполнения выделенных ключевых стратегических решений компании[4].
Также каждая стратегия развития содержит следующие ключевые элементы:
— стратегические цели деятельности компании;
— период действия стратегии развития;
— способы формализации стратегии развития;
— организационная структура управления компании в период реализации стратегии;
— методы управления ресурсами компании;
— технические средства управления и информационное обеспечение системы менеджмента;
— состояние, характеристика и возможности по ресурсам компании;
— совокупность внешних и внутренних отношений компании;
— предпринимательские риски[5, с. 193].
На выбор вида стратегии развития влияют следующие обстоятельства: существующее положение компании, место на рынке, перспективы развития, возможности привлечения финансов для реализации стратегии и пр.
Таким образом, в данной статье рассмотрены подходы к классификации стратегий развития компании. Также дана характеристика по каждому виду стратегий и определены базовые элементы, которые содержаться в большинству существующих видов стратегий развития компании
1. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Экономисть, 2017. — 564 c.
2. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А.Н. 2-е издание. — СПб.: Питер, 2008. — 496 с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: 1989. — 358 с.
4. Лебедева О.А. Стратегический маркетинг как основа стабильного роста компании / О.А. Лебедева, Н.А. Скворцова, Е.А. Сотникова. // Фундаментальные исследования. — 2015. — №4. — С. 213-217.
5. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект пресс, 2012. — 415с.
Источник: euroasia-science.ru
Стратегия предприятия
Классификация планов по горизонту планирования и важности поставленных целей помогает оптимально распределить усилия при организации процесса планирования.
Таблица. Классификация планов по горизонту планирования
Перспективное планирование
Использование прогнозирования для выбора оптимального варианта. Временной горизонт определяется исходя из поставленных целей
Среднесрочное
Планируемый период — до одного года
Оперативно-календарное
Планируемый период до одного квартала
Среднесрочное планирование охватывает годовой период и включает в себя совокупность планов по различным видам деятельности (например, по исследованиям и разработкам, производству, персоналу, материально-техническому снабжению, сбыту, маркетингу и др.).
Ориентировано прежде всего на узкие места, ограничивающие маневренность производства. Основное звено текущего плана производства — календарные планы.
Таблица. Классификация планов по важности поставленных целей
Стратегическое планирование
Экстраполяция сложившихся тенденций развития с учетом оценок будущего. Исходным отличительным принципом составления общекорпоративных стратегических планов является построение их от будущего к настоящему. Построение дерева целей и сценариев планирования, разработка планов на основе ситуационных моделей, экспертных и матричных оценок вариантов хозяйственного поведения
Тактическое
Процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей стратегии предприятия, обоснования задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционно принятых целей
Оперативное
Конкретизация показателей тактического плана. Высокая степень детализации, узкая направленность и большое разнообразие используемых приемов и методов
Инвестиционное проектирование
Направлено на увеличение производственных мощностей. Характеризуются долговременным характером
Бизнес-планирование
Обоснование создания нового предприятия, выхода на рынок, обеспечения прибыльности
Источник: www.grandars.ru