Виды программ развития образования

22 ноября 2012 года Правительство РФ утвердило государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием до 2020 года. Целью Государственной программы является обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населениями и перспективным задачам развития российского общества и экономики.

Содержание государственной программы сводится к следующему.

Прогнозируя развитие образования на период до 2020 года законодатель обозначает, что первым приоритетом для Российской Федерации является обеспечение доступности дошкольного образования. Вторым системным приоритетом государственной программы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека. Третьим системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг. Четвертым системным приоритетом является укрепление единства образовательного пространства России, что предполагает выравнивание образовательных возможностей граждан России независимо от региона проживания, развитие ведущих университетов во всех федеральных округах Российской Федерации, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик регионального управления образованием на все регионы России.

Виды дополнительного образования: переподготовка, повышение квалификации, образовательные программы

Реализация Государственной программы будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе 2013-2015 гг. основные мероприятия Государственной программы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам. Будут реализованы меры ликвидации зон низкого образования, внедрены ФГОС дошкольного и основного общего образования, сформируется группа регионов-лидеров, которые получат поддержку в комплексной модернизации систем образования и др.

Второй этап 2016-2018 гг. будет ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и конкурентоспособности российского образования.

На третьем этапе 2019-2020 гг. акцент будет сделан на развитие сферы непрерывного образования, развитие образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ. В центре внимания окажется система сервисов дополнительного образования.

В рамках Государственной программы будут реализованы подпрограммы, направленные на развитие профессионального образования, дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей, развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования и прочие мероприятия в области образования.

Образовательные программы: виды и требования к реализации

Общий объем финансового обеспечения Государственной программы из средств федерального бюджета в 2013-2020 годах в текущих ценах составляет 6 687,75 млрд. рублей (в среднем около 0,85 % ВВП в соответствующие годы), в том числе дополнительные средства на 2013-2014 годы в размере 378,9 млрд. рублей. При этом ежегодный объем финансового обеспечения возрастает с 384,7 млрд. рублей в 2013 году до 1 146,7 млрд. рублей в 2020 году.

При рассмотрении утвержденной Государственной программы перечислим основные изменения, касающиеся образования, которые законодатель планирует осуществить к 2020 году.

Про детские сады:
– к 2016 году очереди в детские сады исчезнут;
– зарплата в детских садах станет не менее 100% от средней в экономике;
– будет создана инфраструктура сопровождения раннего развития детей (от 0 до 3 лет);
– в 100 % дошкольных образовательных организаций будут внедрены ФГОС дошкольного образования;
– 20 регионов на юге России получат особые субсидии на строительство детских садов;

– вырастет доля первоклассников, у которых сформирована готовность к освоению программ начального общего образования.

Про школы:
– ЕГЭ останется, но тесты будут не единственным критерием оценки знаний;
– к 2015 году 85 % школ получат доступ к высокоскоростному Интернету, а к 2018 – 100 %;
– сельские школы станут не просто образовательными, но и социокультурными центрами;
– разрыв результатов ЕГЭ между 10 % лучших школ и 10 % слабых школ сократится до 1,5;
– к 2020 году во всех школах будут спортзалы и благоустроенные туалеты;
– 50 школ каждый год смогут получать деньги на новаторскую работу;
– 1000 учителей ежегодно будут получать премии по 200 000 рублей;

– 100 % учащихся получат возможность выбора профиля обучения и освоения образовательной программы с использованием форм сетевого и дистанционного образования;

– 50 % обучающихся по программам общего образования будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

– не менее 80 % учащихся и семей будут использовать информационно-консультационные и образовательные сервисы в сети Интернет для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий;

– увеличится доля российских школьников, достигших базового уровня образовательных достижений грамотности в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA);

– заработная плата учителей достигнет не менее 100% средней заработной платы по соответствующему региону;

– в общеобразовательных учреждениях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;

– молодым учителям будут предоставляться ипотечные кредиты на льготных условиях;

– будут созданы национальный банк лучших практик (образовательных программ и технологий) общего образования и система инновационных площадок (образовательные организации и их сети), апробирующая и распространяющая эффективные модели обновления содержания образования.

Про дополнительное образование:

– не менее 75 % детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 % процентов из них – за счет бюджетных средств;

– все дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, из семей с низким социально-экономическим статусом, будут иметь возможность бесплатного обучения по программам дополнительного образования;

– все дети мигрантов, испытывающие потребность, будут иметь возможность пройти обучение по дополнительным программам обучения русскому языку.

Про ВУЗы:
– 25% вузов приспособят к обучению инвалидов;
– 5 ВУЗов войдут в первую сотню ведущих рейтингов мировых университетов;
– студенческая стипендия вырастет до 5000 рублей;
– заработная плата преподавателей СПО сохранится в 2020 году на уровне 100 % к средней по экономике;

– заработная плата профессорско-преподавательского состава ВПО сохранится на уровне 200 % в 2020 году по отношению к средней по экономике;

– все нуждающиеся студенты вузов будут обеспечены местами в общежитиях;

– каждый студент, обучающийся по приоритетным направлениям подготовки, будет проходить практику на современном производстве и получит возможность трудоустройства по специальности;

– в большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий;

– увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов;

– будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни.

Более подробно прогноз состояния сферы образования изложен в соответствующих разделах подпрограмм.

С 1 января 2013 года Российская Федерация вступает в первый этап государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

Ознакомиться с текстом государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. вы можете здесь.

Источник: www.nios.ru

Направления развития сферы образования до 2020 года (Зайцева Г.)

Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы (далее — Концепция). Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития. Рассмотрим, какие тенденции будут определять судьбу учреждений образования в среднесрочной перспективе.

Читайте также:
Как дать программе доступ в сеть

Как сказано в разд. I Концепции, новая федеральная целевая программа (далее — ФЦП) призвана обеспечить условия для эффективного развития российского образования, повысить его конкурентоспособность на всех уровнях (в том числе международном) и сформировать конкурентоспособный человеческий потенциал. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях, первым из которых является внедрение новаций в профессиональном образовании, а вторым — развитие содержания и технологий общего и дополнительного образования. Достижению данных целей должно способствовать улучшение материально-технической базы учреждений (прежде всего речь здесь идет о звене профобразования) и полноценное внедрение системы оценки качества образования и образовательных результатов. Последняя, по замыслу законодателя, должна сформировать принципиально иное отношение обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям.
Задачи, поставленные в Концепции, находятся в русле стратегии развития образования, обозначенной в других программных документах (Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 295). В свою очередь, рассматриваемая Концепция охватывает те преобразования, реализация которых позволит наиболее эффективно и результативно использовать финансовые ресурсы для решения стратегических задач.
В течение последующих пяти лет на реализацию ФЦП планируется потратить более 88 млрд руб. из федерального бюджета и более 80 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ. Эффективность данных бюджетных расходов должна быть достигнута в первую очередь благодаря использованию проектно-целевого подхода, предполагающего осуществление комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности.
Какие проблемы предполагается решить посредством реализации новой ФЦП? Какие мероприятия будут для этого проводиться в отношении образовательных учреждений?

Проблемы, обозначенные в Концепции

Новая ФЦП ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты, достигнутые в рамках ФЦП на 2011 — 2015 гг. В частности, к таким проблемам относятся:
1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста (разд. IV Концепции).
Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании). Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.
2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.

К сведению. Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и других нормативных актов.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.
4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Инновации в профобразовании

Как обозначено в разд. IV Концепции, Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы — в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.
Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования — ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Как следует из разд. IX Концепции, для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.
В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса — технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% (Приложение 1 к Концепции).
Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, — повысить качество управления в них (разд. IX Концепции). Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП — 92%).

Модернизация общего и дополнительного образования

К сведению. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней в том числе предусмотрены разработка и реализация региональных программ развития данной сферы, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования.

В Концепции уделено внимание и проблеме качества педагогических кадров. Повышать его предполагается посредством внедрения оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также посредством реализации нового стандарта профессиональной деятельности (включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей).

Развитие системы оценки качества образования

Цели, поставленные в Концепции, и реализация запланированных в ней мероприятий потребуют усиления роли независимой оценки качества образования и образовательных результатов. В связи с этим планируется создать национально-региональную систему оценки на всех уровнях образования (как общего, так и профессионального), новые инструменты и оценочные процедуры (включая международные исследования качества).
В частности, согласно разд. IX Концепции в общем образовании (включая дошкольное) предполагается реализовать пилотные проекты по созданию региональных систем оценки качества и создать систему мониторинга, которая позволила бы оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в трех периодах обучения. При этом доля регионов, в которых созданы и функционируют системы оценки качества дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, к концу 2020 г. должна достигнуть 100% (Приложение 1 к Концепции). Также планируется модернизировать процедуры и механизмы ЕГЭ и ГИА, привлечь общественность к оценке качества общего образования и начать формировать пользовательские рейтинги.
Развивать систему оценки в среднем профессиональном и высшем образовании необходимо путем поддержки независимой аккредитации (общественной и профессионально-общественной) и оценки качества образовательных программ. Для этого необходимо усовершенствовать контрольно-надзорные механизмы, а также распространить единые оценочные средства для оценки образовательных достижений выпускников. Последняя мера позволит уменьшить диспропорцию в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями по одним и тем же программам профобразования. Кстати, доля вузов, использующих в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, к 2020 г. должна составить 50% (при сокращении финансирования ФЦП — 30%).
Кроме того, ФЦП предусматривает создание сети центров мониторинга качества образования, распространенной на всю территорию страны и все уровни образования (разд. IV Концепции). Благодаря подобной системе центров, мониторингом будет охвачено и само качество образования, и результаты, достигнутые обучающимися на различных этапах образовательного и жизненного пути — как в школе (практически в каждом классе), так и в системе дополнительного и профессионального образования.

Читайте также:
Тип функций в программе excel предназначенные для проверки выполнения условий

Улучшение материально-технической базы

ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития. Как отмечается в разд. IV Концепции, проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.
В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб. (разд. IX Концепции). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования — 18,4 тыс.).
По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.

Финансирование мероприятий

Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет — из федерального бюджета, 64 млрд руб. — из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.
Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 — 13 млрд руб. (при реализации второго сценария — в среднем 10 млрд руб. в год).
Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки — она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.

Заключение

Новая ФЦП призвана решить ключевые проблемы системы образования. Несмотря на то что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьезные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: lexandbusiness.ru

Цели развития образования до 2030 года – проблемы и решения

Какие? Цели развития образования до 2030 года сформулированы исходя из новых реалий. Современная школа должна выпускать детей, готовых к жизни, в связи с чем меняется и корректируется учебная программа. Современный выпускник должен обладать набором важных компетенций, необходимых ему для эффективной реализации своего потенциала.

Как реализовать? Будущее детей зависит не только от семьи. Школа предоставляет все возможности для развития нового поколения, которое к 2030 году, выходя из стен образовательного учреждения, не будет испытывать страха перед реальностью, зная, что готово к ней.

Оглавление:

  1. Проект ОЭСР «Будущее образования и навыков: Образование 2030»
  2. Самостоятельность учащихся как приоритет новой системы образования
  3. Развитие новых компетенций в системе современного образования
  4. Функциональная грамотность как базовое понятие новой системы образования
  5. Направления функциональной грамотности

Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно

Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно

Проект ОЭСР «Будущее образования и навыков: Образование 2030»

Разнообразные нынешние реформы и мировые тенденции формируют принципиально новые запросы и особенности, требующие решений всех людей и каждого члена общества. Эти меры в определенной степени влияют на обучение школьников и студентов в связи с тем, что требуют незамедлительных преобразований системы образования из-за социально-экономических реформ, проводимых в стране, появлением новых профессиональных требований, развития высокотехнологичных направлений производства, актуальных в современном мире.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – международное экономическое объединение, призванное выступать как координатор экономической, социальной и экологической политики ведущих развитых и некоторых развивающихся стран. Основной задачей является содействие осуществлению политики, направленной на улучшение социальных и экономических показателей.

Члены этой организации анализируют и изучают экономическое состояние государств-участников, находят пути решения основных экономических вопросов, включающих экологию, образование, здравоохранение и пр. Далее рекомендации и заключения экспертов находят свое отражение в международных договорах и соглашениях.

Помимо основных направлений экономики, аналитики объединяют свои усилия в области сельского хозяйства, цифровой трансформации, химической безопасности, науке, страхованию и т.д. Но с недавних пор сложившийся современный уровень образования нуждается в применении своевременных преобразований с перспективой дальнейшего развития. ОЭСР пытается определить, как выстроить образовательную политику таким образом, чтобы учитывать современные требования к образованию с учетом меняющегося рынка труда, появления новых специальностей, уменьшения трудовой занятости.

Цели развития образования

Проект ОЭСР «Будущее образования и навыков: Образование 2030» направлен на формирование общего понимания знаний, взглядов, навыков и ценностей, необходимых учащимся в двадцать первом веке. Структуры преподавания и обучения создаются совместно с ведущими политиками, руководителями школ, исследователями, учителями и учащимися со всего мира. Проект помогает странам в подготовке учащихся, учителей и школ к будущему с помощью целей образования, учебных программ, моделей обучения, профессионального развития учителей и условий обучения.

Читайте также:
Программа 1с это нематериальный актив

Первый этап проекта направлен на изменение учебного плана и разработку концептуальной основы обучения в целях развития образования до 2030 года.

Второй этап сконцентрирован на реализации переработанной учебной программы, т. е. акцент сместится с «разработки учебной программы» на «внедрение учебной программы».

Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада

pdf

Как педагогу получить первую категорию в 2023 году

pdf

Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году

Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека

Благополучная трансформация системы образования тесно связана с процессом определения задач политического действия, влияющим на современные вызовы. Таким образом, проект призван помочь сформировать наше общество в направлении устойчивого и творческого будущего и направлен на установление общего языка и общего пространства, в рамках которого страны могут коллективно и индивидуально изучать проблемы, влияющие на структуру систем образования.

Самостоятельность учащихся как приоритет новой системы образования

Образование способствует повышению уровня знаний и навыков, которые позволяют успешно адаптироваться к обществу и заниматься полезной деятельностью. Государству необходимы грамотные специалисты, которые будут в состоянии закрыть потребности трудовых ресурсов в различных сферах экономики. Адаптироваться под современные условия, находить оптимальные решения, успешно социализироваться в обществе – такие требования актуальны уже сейчас.

Качественное образование – это не только получение знаний, но и приобщение к материальной, духовной культуре человечества, воспитание личности с активной жизненной позицией.

Одной из ключевых характеристик образования сегодня является не просто передача технологий, но и формирование творческих компетенций, готовности к самостоятельному обучению. Из-за стремления воспитать поколение специалистов, способных к непрерывному обучению в течение всей жизни, возрастает роль самостоятельной образовательной деятельности учащегося. Самостоятельное принятие решений будет являться одним из самых востребованных профессиональных качеств.

Цели развития образования

Развитию познавательной самостоятельности способствуют система организации и способы осуществления учебной деятельности при условии, что они реализуются с учетом индивидуальных и личных особенностей каждого ученика, взаимоотношений со всеми членами общества, которые участвуют в учебном процессе.

Для развития навыков самостоятельности выделяют два источника

  • Наличие образовательной среды, при которой учащийся становится полноценным участником образовательного процесса. Среда является средством поддержки инициативы и самостоятельности в том случае, когда побуждает его к действиям и исследованию.
  • Формирование и развитие базовой математической и читательской грамотности. Сегодня ученику необходимо быть готовым успешно взаимодействовать с окружающим миром, решать различные жизненные задачи. Важно учиться работать с информацией в новой непривычной среде и применять знания для достижения цели.

Развитие новых компетенций в системе современного образования

Цели развития образования до 2030 года должны быть поставлены таким образом, чтобы будущие выпускники смогли быть интегрированы в современное общество, учитывая его многообразие, технологический уровень и уязвимость. Им придется самостоятельно принимать решения и следовать по пути достижения и развития высоких результатов в экономической, духовной, социальной и политической сферах общества.

Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе

pdf

Как учителю работать со сложными детьми

Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека

В международном проекте «Образование 2030» выделены три определяющих навыка, которые помогут молодому поколению выработать ответственное отношение к решению поставленных задач, научиться принимать самостоятельные и взвешенные решения:

  1. Приобретение инновационного мышления. Выпускники должны обладать глубокими разносторонними знаниями во всех областях жизнедеятельности. Для этого надо учиться широко применять новые умения, состоящие из когнитивных, физических и практических компетенций. Наличие нестандартного мышления, тяги к знаниям и всему новому позволит развивать новые технологии, экономические модели, предприятия в различных секторах экономики.
  2. Нахождение компромисса в обществе. Чтобы отвечать вызовам современности, молодые люди должны быть готовы выстраивать взаимоотношения между людьми, находить способы решения конфликтов, уметь слышать и учитывать мнения оппонентов. Необходимо научиться работать в команде, вырабатывать совместные решения, уметь высказывать альтернативную точку зрения.
  3. Осознание своего решения. Способность нести личную ответственность за свои действия, вносить собственный вклад в общее дело. Самостоятельность и эффективность в работе поможет молодому человеку адаптироваться к меняющимся условиям и переменам.

Функциональная грамотность как базовое понятие новой системы образования

Следуя национальным целям развития Российской Федерации до 2030 года в сфере образования, адаптации молодого поколения к взрослой жизни в условиях динамично меняющегося мира и развития в этой связи необходимых компетенций, разрабатываются новые формы обучения, формируются классы с углубленным изучением предметов, вводятся новые кружки, проводятся семинары и лекции.

Цели развития образования

В сегодняшнем мире обладать академическими знаниями уже недостаточно. Фокус нацелен на умение использовать полученную информацию и навыки в определенных ситуациях. На сегодняшний момент функционально грамотный ученик – это показатель качественного образования. Чтобы соответствовать современным требованиям, выпускать конкурентоспособных специалистов, российская система образования начала внедрять в школьную программу основы функциональной грамотности.

Мониторинг качества образования: задачи и способы проведения

В контексте Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения понятие функциональная грамотность определяется как способность человека использовать приобретаемые в течение всей жизни знания для решения широкого спектра задач в разнообразных сферах деятельности, общения, социальных отношений.

Параметры функциональной грамотности объединяют финансовую, языковую, компьютерную, информационную, гражданскую, правовую, экологическую грамотность, способность менять задачи в условиях неопределенности.

Направления функциональной грамотности

Функциональная грамотность включает в себя следующие компетенции: математическую, финансовую, естественно-научную, читательскую, критическое мышление.

Читательская грамотность

Способность к пониманию и чтению учебного материала, умение выделять нужную информацию из текста и использовать ее при решении учебно-профилактических задач в современной жизни.

Цели развития образования

Различают следующие виды читательской грамотности:

  • Коммуникативная грамотность – совокупность навыков, позволяющих эффективно выстраивать общение с применением правил устного и письменного способов общения и приемов коммуникации.
  • Хорошее знание и применение способов речевой деятельности.
  • Точное и правильное восприятие письменной и устной речи.
  • Умение четко формулировать свои мысли во время разговора, письменной речи или общения с помощью компьютера.
  • Информационная грамотность – способность к поиску, анализу и агрегирования информации.
  • Способность к поиску информации из различных источников и носителей, а также умение ее обрабатывать и анализировать.
  • Деятельная грамотность – способность контролировать, планировать и корректировать свою деятельность, применяя организационные навыки.

Математическая грамотность

Это умение человека осознать и принять роль математики как одну из самых важных достижений культуры и цивилизации, считывать информацию, поданную разными способами и использовать математику для интеллектуального совершенствования человека.

Математика способствует развитию важных умственных качеств. Она организует мышление человека и дает опыт применения самых разнообразных умственных приемов: от невероятных утверждений до моделирования. Математический язык формирует тесные связи между словесным, изобразительным и знаковым способом передачи информации. Умение считывать информацию, выраженную разными способами, приобретает особую роль в эпоху информатизации. Роль математического образования становится ключевой.

Изучение математики способствует развитию познавательных навыков, в том числе логического мышления. Решение задач на уроках математики формирует у детей определенный склад ума, накапливает опыт решения любых практических задач, вырабатывает привычку к методичной и систематической работе. Все это способствует формированию у учеников математической грамотности.

Источник: solncesvet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru