Внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей в формах, отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми. Она предлагает для обучающихся многофункциональные возможности, условия для реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей, с учетом их интересов, способностей.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого школой.
В целях реализации плана внеурочной деятельности ( План внеурочной деятельности — это документ, определяющий состав, структуру направлений, формы организации) школой может предусматриваться использование ресурсов других организаций, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации.
Какую IT профессию выбрать для старта
План внеурочной деятельности
ФГОС НОО (2009)
ФГОС НОО (2021)
Объём внеурочной деятельности до 1350 часов за 4 года обучения
Объём внеурочной деятельности до 1320 часов за 4 года обучения
ФГОС ООО (2010)
ФГОС ООО (2021)
Объём внеурочной деятельности до 1750 часов за 5 лет обучения
Объём внеурочной деятельности до 1750 часов за 5 лет обучения (не изменился)
Направления курсов внеурочной деятельности
По старым ФГОСам внеурочная деятельность организовывалась по пяти направлениям:
Данные направления являлись содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имело свои целевые установки
В новых ФГОСах направления ВД не описаны отдельно, но сказано, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основной образовательной программы, в том числе рабочей программы воспитания. С целью освоения программы начального и основного общего образования л ичностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и должны отражать:
1. Гражданско-патриотического воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
Кому не стоит идти в программисты? Причины по которым вам будет сложно стать хорошим программистом
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитание:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
3. Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
1. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи,
2. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России.
3. Духовно-нравственного воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
4. Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
6. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
7. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности:
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности нужно формировать с учётом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР (электронных образовательных ресурсов) и ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) в каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий (кружок, экскурсия, круглый стол, конференция и т.д).
Требования к рабочим программам курсов внеурочной деятельности
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности) должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы начального и основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы начального и основного общего образования
(Другими словами, требования к рабочим программам по предметам и курсам внеурочной деятельности едины, но есть немного отличий)
Проведем анализ старых и новых ФГОС к написанию рабочей программы по внеурочной деятельности.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Виды планов работы школы и основные требования к ним
Подготовка планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюдение требований целевой направленности.
Целенаправленность в данном случае понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы, развивающий и углубляющий основные направления работы педагогического и ученического коллективов. Это постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций.
Одно из требований — перспективность планирования, когда цели деятельности педагогами и учащимися принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понятные, желанные, и, во-вторых, как стратегия, намечаемая на длительный срок, но тем не менее реально осознаваемая. В числе требований, предъявляемых к планированию, необходимо выделить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи. Соблюдение требования объективности основывается на знании объективных условий деятельности школы, ее материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной среды, возможностей педагогического и ученического коллективов.
К сожалению, пренебрежение этими требованиями в работе школы часто приводит к недостаточной аналитической обоснованности, неконкретности, несогласованности в планах различ-
ных школьных управленческих структур. Изучение опыта работы школ свидетельствует также и о таком факте, когда планирование рассматривается как доминирующая функция управления школой. Усилия руководителей школы в этом случае концентрируются в основном на том, чтобы разработать план работы, не обеспечив его в организационном отношении. Поэтому неплохо спланированная деятельность остается нереализованной, так как не приведены в движение остальные функции управления. Управленческий цикл, не получив своего развития, угасает — в итоге не достигается поставленная цель.
В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий.
Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может иметь следующий вид:
1. Задачи школы на планируемый срок.
2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов.
3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций.
4. Потребность школы в педагогических кадрах.
5. Повышение квалификации педагогических кадров (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т. д.).
6. Развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление
7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их
быта, условий труда и отдыха.
Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и проходит в несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициа-
тивная группа по разработке и корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.
Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана. Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.
Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов плана:
1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год.
2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. В этой части плана уточняются границы микрорайона школы, количество учащихся, обучающихся в конкретной школе, перспективы увеличения контингента учащихся. Школа планирует ряд мероприятий, направленных на получение детьми основного общего и среднего (полного) общего образования: выполнение положений закона РФ «Об образовании» о гарантиях на получение образования;
организация питания детей в школе; оказание материальной помощи детям, не имеющим родителей. Работа по выполнению всеобуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения детей на дому, в оказании помощи трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям. В содержании плана работы педагогического коллектива и родителей предусматривается создание условий для индивидуально-творческого развития детей.
3. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Это наиболее объем-
ный, развернутый раздел плана, который охватывает многообразные стороны деятельности учителей и учащихся. Это касается прежде всего обеспечения качества знаний, умений и навыков — индивидуализации и дифференциации обучения, использования современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы по организации внеурочной и внеклассной работы, по формированию базовой культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях. Деятельность школы по развитию ученического самоуправления, по поддержке детских общественных организаций в соответствии с
«Конвенцией ООН о правах ребенка».
4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов по воспитанию учащихся. Работа школы по повышению педагогической культуры родителей. Содержание этой работы направлено на утверждение роли школы как организующего центра в совместной работе с семьей и общественностью.
Сюда входит работа с родительским коллективом и советом школы, проведение педагогических лекториев, общешкольных педагогических конференций, дней открытых дверей для родителей, занятий в университете педагогических знаний. Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве руководителей кружков, секций, студий и др. Организация индивидуальной, дифференцированной работы с родителями и др.
5. Работа с педагогическими кадрами. Проведение аттестации педагогических кадров, использование средств ЭВТ и информатики в оценке уровня профессиональной подготовки, работа коллектива школы над общешкольной научно-методической проблемой — проведение семинаров, конференций, педагогических чтений, заседаний методических советов, педагогических советов.
Организация работы школы передового педагогического опыта. Определение содержания деятельности методических объединений учителей-предметников и классных руководителей. Руководство изучением, обобщением и распространением педагогического опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций, формирование инновационной среды в школе.
6. Система внутришкольного контроля. Специальная программа действий по контролю будет рассмотрена в данной главе.
7. Укрепление учебно-материальной базы школы. В течение года планируется проведение инвентаризации материальных ценностей школы, ТСО, учебных пособий. Программа оформления
и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы групп продленного дня и занятий с детьми 6-летнего возраста. Укрепление материальной базы для занятий спортом, туризмом, техническим творчеством. Комплектование фонда школьной библиотеки. Программа текущего и капитального ремонта школы.
8. Организационно-педагогические мероприятия. В этой части плана указывается тематика заседаний совета школы, педагогического совета, производственных совещаний. Распределяются обязанности между администрацией школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе, распределяется учебная нагрузка, классное руководство, заведование кабинетами и др.
Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.
§ 4. Функция организации в управлении школой
Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов, т. е. этап организации. Понятие «организация» выступает в нескольких значениях. Во-первых, как оценка состояния учебно-воспитательного процесса в целом или в какой-либо его части, когда подразумевается качество проведения занятий, внеклассных мероприятий. Во-вторых, под организацией понимается деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели, т. е. функция организации в управлении целостным педагогическим процессом.
По своей природе организаторская деятельность человека — деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность. В плане совершенствования организаторской деятельности руководителя школы могут быть использованы многие идеи внутришкольного менеджмента, такие, как организация межличностного взаимодействия, психология разрешения конфликтов, система подготовки школьных менеджеров и др.
Содержание организаторской деятельности в управлении школой
Функция организации направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди: учителя, дети, родители, представители общественности. Поэтому при организации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения использования и реализации возможностей человеческого фактора.
Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело. При отборе содержания, форм и методов предстоящей деятельности необходимо соотнести их с реальными условиями и возможностями исполнителей. Под условиями в данном случае понимаются средства и орудия труда, помещение, место проведения и др. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела.
Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя — его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.
Одним из показателей организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных. Важно иметь в виду, что директор школы кроме административных функций осуществляет и педагогическую деятельность, оставаясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Это обстоятельство требует значительных временных затрат на подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы. Умение целесообразно использовать время — основа научной организации труда учите-
ля, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся фактической перегрузке как учителей, так и администрации школы.
Источник: studopedia.su
Виды и структура программ внеурочной деятельности.
I. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разрабатывается завучем школы на основе материалов, предоставленных каждым классным руководителем.
1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени НОО.
2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
3. Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования.
4. Содержание и формы деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников на ступени начального общего образования.
5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
6. Контроль и оценка качества воспитания младших школьников.
II. Программ Ы внеурочной деятельности.
могут разрабатываться школой самостоятельно или на основе переработки образцов программ, рекомендованных МинОбрНауки.
Согласно ФГОС НОО от 31.12.2015 рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности,
3) тематическое планирование.
Другие виды образовательных программ внеурочной деятельности
1) комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к третьему уровню в разных видах внеурочной деятельности;
2) тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (напр., ОП патриотического воспитания, воспитания толерантности и т.п.)
3) образовательные программы (ОП), ориентированные на достижение результатов определенного уровня (ОП, обеспечивающая 1-й уровень результатов;
ОП, обеспечивающая 1-й и 2-й уровни результатов;
ОП, обеспечивающая 2-й и 3-й уровни результатов).
Такие программы могут быть привязаны к возрасту, напр.:
для 1-го класса – ОП, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний;
для 2-3-го классов – ОП, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;
для 4-го класса – ОП, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия.
4) образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности
5) возрастные образ. программы: для младших школьников, подростков, старшеклассников);
6) индивидуальные образовательные программы для учащихся.
2. Организация планирования внеурочной деятельностив школе.
Планирование есть процесс моделирования своей деятельности (её направления или вида) на определенный период времени, когда педагог мысленно представляет модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому выделяют 4 этапа планирования:
1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;
2) аналитический: анализ имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;
3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;
4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.
Конечно же, в разных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться.
План — важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества и поиска, тесного взаимодействия, заинтересованного сотрудничества воспитателей и воспитанников.
Но в процессе планирования на отношениях педагогического и ученического коллективов существенно сказываются различия их социального статуса и жизненного опыта, неодинаковый уровень подготовленности к планированию. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме), которые координируют усилия педагогического и ученического коллективов в достижении поставленных задач, способны предвидеть далекие перспективы развития системы воспитательной работы, учесть возможности родителей и общественности и т.д.
Однако детям не должна отводиться пассивная роль исполнителей. По мере развития коллектива учащихся часть организаторских функций следует передавать активу школьников и органам самоуправления. Кроме того, информация, полученная от школьников, часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы педагогов, так как все воспитательные воздействия должны быть сориентированы на учет и развитие потребностей и интересов детей.
В процессе планирования педагоги и учащиеся лучше узнают друг друга, что является важнейшим условием их дальнейшего сотрудничества. При педагогически грамотном взаимодействии дети приобретают аналитические, конструктивные, организаторские умения и навыки, учатся ответственности и самостоятельности в принятии и выполнении планов. А знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью решений детей.
Взаимодействие педагогического и ученического коллективов при планировании воспитательной работы может проходить на нескольких уровнях:
1 уровень — педагоги привлекают учащихся к планированию;
2 уровень — совместное планирование педагогов и детей;
3 уровень — педагоги помогают школьникам в планировании.
На всех уровнях взаимодействие предполагает участие детей (с различной степенью активности) в анализе воспитательной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм работы, обсуждении планов.
Позиции педагогов и возможности участия детей в планировании изменяются с возрастом учащихся. Однако уже с первого года обучения учитель может привлекать детей к обсуждению плана увлекательного дела, а к 3-4 классу под руководством педагога школьники способны спланировать комплекс взаимосвязанных дел на определенный период. Главная задача педагогов начальной школы — развить у детей интерес и потребность в коллективном поиске, обучить их совместной работе в процессе планирования. Постепенно влияние педагогов становится более скрытым и организатором планирования становится актив школьников, сначала подготовленный и направляемый учителем, а затем действующий все более самостоятельно.
Источник: cyberpedia.su