Виды программ работы школы

Внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей в формах, отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми. Она предлагает для обучающихся многофункциональные возможности, условия для реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей, с учетом их интересов, способностей.

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого школой.

В целях реализации плана внеурочной деятельности ( План внеурочной деятельности — это документ, определяющий состав, структуру направлений, формы организации) школой может предусматриваться использование ресурсов других организаций, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации.

Какую IT профессию выбрать для старта

План внеурочной деятельности

ФГОС НОО (2009)

ФГОС НОО (2021)

Объём внеурочной деятельности до 1350 часов за 4 года обучения

Объём внеурочной деятельности до 1320 часов за 4 года обучения

ФГОС ООО (2010)

ФГОС ООО (2021)

Объём внеурочной деятельности до 1750 часов за 5 лет обучения

Объём внеурочной деятельности до 1750 часов за 5 лет обучения (не изменился)

Направления курсов внеурочной деятельности

По старым ФГОСам внеурочная деятельность организовывалась по пяти направлениям:

Данные направления являлись содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имело свои целевые установки

В новых ФГОСах направления ВД не описаны отдельно, но сказано, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основной образовательной программы, в том числе рабочей программы воспитания. С целью освоения программы начального и основного общего образования л ичностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и должны отражать:

1. Гражданско-патриотического воспитание:

становление ценностного отношения к своей Родине — России;

Кому не стоит идти в программисты? Причины по которым вам будет сложно стать хорошим программистом

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

уважение к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2. Духовно-нравственного воспитание:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

3. Эстетическое воспитание:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

5. Трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

6. Экологическое воспитание:

бережное отношение к природе;

неприятие действий, приносящих ей вред.

7. Ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

1. Гражданское воспитание:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи,

2. Патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России.

3. Духовно-нравственного воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

4. Эстетическое воспитание:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства

5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

6. Трудовое воспитание:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

7. Экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

Читайте также:
Основные технические характеристики программы для эвм

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности:

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности нужно формировать с учётом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР (электронных образовательных ресурсов) и ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) в каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий (кружок, экскурсия, круглый стол, конференция и т.д).

Требования к рабочим программам курсов внеурочной деятельности

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности) должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы начального и основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы начального и основного общего образования

(Другими словами, требования к рабочим программам по предметам и курсам внеурочной деятельности едины, но есть немного отличий)

Проведем анализ старых и новых ФГОС к написанию рабочей программы по внеурочной деятельности.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Виды планов работы школы и основные требования к ним

Подготовка планов работы школы основывается на соблюде­нии ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерыв­ность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюде­ние требований целевой направленности.

Целенаправленность в данном случае понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы, развивающий и углуб­ляющий основные направления работы педагогического и учени­ческого коллективов. Это постановка частных целей в деятель­ности учителей, классных руководителей, общественных органи­заций.

Одно из требований — перспективность планирования, когда цели деятельности педагогами и учащимися принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понят­ные, желанные, и, во-вторых, как стратегия, намечаемая на дли­тельный срок, но тем не менее реально осознаваемая. В числе требований, предъявляемых к планированию, необходимо выде­лить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разно­образных средств, форм, методов, видов деятельности в их един­стве и взаимосвязи. Соблюдение требования объективности ос­новывается на знании объективных условий деятельности шко­лы, ее материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной среды, возможностей пе­дагогического и ученического коллективов.

К сожалению, пренебрежение этими требованиями в работе школы часто приводит к недостаточной аналитической обосно­ванности, неконкретности, несогласованности в планах различ-

ных школьных управленческих структур. Изучение опыта рабо­ты школ свидетельствует также и о таком факте, когда планиро­вание рассматривается как доминирующая функция управления школой. Усилия руководителей школы в этом случае концентри­руются в основном на том, чтобы разработать план работы, не обеспечив его в организационном отношении. Поэтому неплохо спланированная деятельность остается нереализованной, так как не приведены в движение остальные функции управления. Управ­ленческий цикл, не получив своего развития, угасает — в итоге не достигается поставленная цель.

В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий.

Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может иметь следующий вид:

1. Задачи школы на планируемый срок.

2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, воз­можное количество классов.

3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процес­са, внедрение педагогических инноваций.

4. Потребность школы в педагогических кадрах.

5. Повышение квалификации педагогических кадров (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т. д.).

6. Развитие материально-технической базы и учебно-методи­ческое оснащение школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление

7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их

быта, условий труда и отдыха.

Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и проходит в несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нор­мативные, инструктивные документы, теоретические и методи­ческие материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициа-

тивная группа по разработке и корректировке структуры проек­та плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анали­зируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выяв­ляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом засе­дании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.

Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана. Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать дея­тельность педагогического, ученического и родительского коллек­тивов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рас­смотрим один из возможных вариантов плана:

1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год.

2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. В этой части плана уточняются границы микрорайона школы, количест­во учащихся, обучающихся в конкретной школе, перспективы уве­личения контингента учащихся. Школа планирует ряд мероприя­тий, направленных на получение детьми основного общего и сред­него (полного) общего образования: выполнение положений зако­на РФ «Об образовании» о гарантиях на получение образования;

Читайте также:
Что такое ускоренная программа обучения в вузе после колледжа

организация питания детей в школе; оказание материальной по­мощи детям, не имеющим родителей. Работа по выполнению все­обуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения де­тей на дому, в оказании помощи трудновоспитуемым, педагоги­чески запущенным детям. В содержании плана работы педагоги­ческого коллектива и родителей предусматривается создание усло­вий для индивидуально-творческого развития детей.

3. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Это наиболее объем-

ный, развернутый раздел плана, который охватывает многообраз­ные стороны деятельности учителей и учащихся. Это касается прежде всего обеспечения качества знаний, умений и навыков — индивидуализации и дифференциации обучения, использования современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы по организации внеуроч­ной и внеклассной работы, по формированию базовой культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях. Деятель­ность школы по развитию ученического самоуправления, по под­держке детских общественных организаций в соответствии с

«Конвенцией ООН о правах ребенка».

4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудо­вых коллективов по воспитанию учащихся. Работа школы по по­вышению педагогической культуры родителей. Содержание этой работы направлено на утверждение роли школы как организую­щего центра в совместной работе с семьей и общественностью.

Сюда входит работа с родительским коллективом и советом шко­лы, проведение педагогических лекториев, общешкольных педа­гогических конференций, дней открытых дверей для родителей, занятий в университете педагогических знаний. Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве ру­ководителей кружков, секций, студий и др. Организация инди­видуальной, дифференцированной работы с родителями и др.

5. Работа с педагогическими кадрами. Проведение аттестации педагогических кадров, использование средств ЭВТ и информа­тики в оценке уровня профессиональной подготовки, работа кол­лектива школы над общешкольной научно-методической пробле­мой — проведение семинаров, конференций, педагогических чте­ний, заседаний методических советов, педагогических советов.

Организация работы школы передового педагогического опыта. Определение содержания деятельности методических объедине­ний учителей-предметников и классных руководителей. Руковод­ство изучением, обобщением и распространением педагогическо­го опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций, фор­мирование инновационной среды в школе.

6. Система внутришкольного контроля. Специальная програм­ма действий по контролю будет рассмотрена в данной главе.

7. Укрепление учебно-материальной базы школы. В течение года планируется проведение инвентаризации материальных цен­ностей школы, ТСО, учебных пособий. Программа оформления

и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы групп продленного дня и занятий с детьми 6-летнего возраста. Укреп­ление материальной базы для занятий спортом, туризмом, техни­ческим творчеством. Комплектование фонда школьной библио­теки. Программа текущего и капитального ремонта школы.

8. Организационно-педагогические мероприятия. В этой час­ти плана указывается тематика заседаний совета школы, педаго­гического совета, производственных совещаний. Распределяются обязанности между администрацией школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе, распределя­ется учебная нагрузка, классное руководство, заведование каби­нетами и др.

Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

§ 4. Функция организации в управлении школой

Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение систе­мы, оптимальное взаимодействие ее компонентов, т. е. этап ор­ганизации. Понятие «организация» выступает в нескольких зна­чениях. Во-первых, как оценка состояния учебно-воспитатель­ного процесса в целом или в какой-либо его части, когда подра­зумевается качество проведения занятий, внеклассных меропри­ятий. Во-вторых, под организацией понимается деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического самоуп­равления, направленная на выполнение намеченного плана, дости­жение поставленной цели, т. е. функция организации в управле­нии целостным педагогическим процессом.

По своей природе организаторская деятельность человека — деятельность практическая, основанная на оперативном исполь­зовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуа­циях. Постоянное взаимодействие с коллегами, учащимися при­дает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность. В плане совершенствования ор­ганизаторской деятельности руководителя школы могут быть ис­пользованы многие идеи внутришкольного менеджмента, такие, как организация межличностного взаимодействия, психология разрешения конфликтов, система подготовки школьных менед­жеров и др.

Содержание организаторской деятельности в управлении школой

Функция организации направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди: учителя, дети, родители, представители общественности. Поэтому при органи­зации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения исполь­зования и реализации возможностей человеческого фактора.

Ор­ганизатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело. При от­боре содержания, форм и методов предстоящей деятельности необходимо соотнести их с реальными условиями и возможно­стями исполнителей. Под условиями в данном случае понимаются средства и орудия труда, помещение, место проведения и др. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструк­тирование, формирование убежденности в необходимости выпол­нения данного поручения, обеспечение единства действий педа­гогического и ученического коллективов, оказание непосредст­венной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое дейст­вие, как оценка хода и результатов конкретного дела.

Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личност­ные качества руководителя — его профессионализм, общая и пе­дагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учите­лей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Одним из показателей организаторской культуры руководите­ля является его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных. Важно иметь в виду, что директор школы кроме административных функций осуществляет и педагогиче­скую деятельность, оставаясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Это обстоятельство требует значитель­ных временных затрат на подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы. Умение целесообразно использовать время — основа научной организации труда учите-

Читайте также:
Программа для название компании

ля, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся фактической перегрузке как учителей, так и админи­страции школы.

Источник: studopedia.su

Виды и структура программ внеурочной деятельности.

I. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разрабатывается завучем школы на основе материалов, предоставленных каждым классным руководителем.

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени НОО.

2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

3. Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования.

4. Содержание и формы деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников на ступени начального общего образования.

5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

6. Контроль и оценка качества воспитания младших школьников.

II. Программ Ы внеурочной деятельности.

могут разрабатываться школой самостоятельно или на основе переработки образцов программ, рекомендованных МинОбрНауки.

Согласно ФГОС НОО от 31.12.2015 рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и содержать:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности,

3) тематическое планирование.

Другие виды образовательных программ внеурочной деятельности

1) комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к третьему уровню в разных видах внеурочной деятельности;

2) тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (напр., ОП патриотического воспитания, воспитания толерантности и т.п.)

3) образовательные программы (ОП), ориентированные на достижение результатов определенного уровня (ОП, обеспечивающая 1-й уровень результатов;

ОП, обеспечивающая 1-й и 2-й уровни результатов;

ОП, обеспечивающая 2-й и 3-й уровни результатов).

Такие программы могут быть привязаны к возрасту, напр.:

для 1-го класса – ОП, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний;

для 2-3-го классов – ОП, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;

для 4-го класса – ОП, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия.

4) образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности

5) возрастные образ. программы: для младших школьников, подростков, старшеклассников);

6) индивидуальные образовательные программы для учащихся.

2. Организация планирования внеурочной деятельностив школе.

Планирование есть процесс моделирования своей деятельности (её направления или вида) на определенный период времени, когда педагог мысленно представляет модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому выделяют 4 этапа планирования:

1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;

2) аналитический: анализ имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Конечно же, в разных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться.

План — важная предпосылка успеха в воспитании школь­ников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества и поиска, тесного взаимодействия, заинтересованного сотрудничества воспитателей и воспитанни­ков.

Но в процессе планирования на отношениях педагогического и ученического коллективов существенно сказываются различия их социального ста­туса и жизненного опыта, неодинаковый уровень подготовлен­ности к планированию. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме), которые координируют усилия педагогического и ученического коллективов в достижении поставленных задач, способны предвидеть далекие перспективы развития системы воспитательной работы, учесть воз­можности родителей и общественности и т.д.

Однако детям не должна отводиться пассивная роль исполнителей. По мере развития коллектива учащихся часть организаторских функций следует передавать активу школьников и органам самоуправ­ления. Кроме того, информация, полученная от школьников, часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы педагогов, так как все воспитательные воздействия должны быть сориентированы на учет и развитие потребностей и интересов детей.

В процессе планирования педагоги и учащиеся лучше узнают друг друга, что является важнейшим ус­ловием их дальнейшего сотрудничества. При педагогически грамотном взаи­модействии дети приобретают аналитические, конструктив­ные, организаторские умения и навыки, учатся ответственно­сти и самостоятельности в принятии и выполнении планов. А знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, ори­гинальностью решений детей.

Взаимодействие педагогического и ученического коллективов при планировании воспи­тательной работы может проходить на нескольких уровнях:

1 уровень — педагоги привлекают учащихся к планированию;

2 уровень — совместное планирование педагогов и детей;

3 уровень — педагоги помогают школьникам в планировании.

На всех уровнях взаимодействие предполагает участие детей (с различной степенью активности) в анализе воспитательной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм работы, обсуждении планов.

Позиции педагогов и возможности участия детей в планировании изменяются с возрастом учащихся. Однако уже с первого года обучения учитель может привлекать детей к обсуждению плана увлекательного дела, а к 3-4 классу под руководством педагога школьни­ки способны спланировать комплекс взаимосвязанных дел на определенный период. Главная задача педагогов начальной школы — развить у детей интерес и потребность в коллектив­ном поиске, обучить их совместной работе в процессе плани­рования. Постепенно влияние педагогов становится более скрытым и организатором планирования становится актив школьников, сначала подготовленный и направляемый учителем, а затем действующий все более самостоятельно.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru