Поступление в первый класс – это очень ответственный момент в жизни подрастающего ребенка. Родители постоянно беспокоятся о том, когда же нужно начинать заниматься с малышом, чтобы подготовить его к школе и что должен обязательно уметь ребенок к 6-7 годам. Что же такое правильная подготовка к школе? Как определить, достаточно ли у малыша знаний для того, чтобы без проблем начать обучение в первом классе? Какие существуют программы подготовки детей к школе?
- Когда начинать подготовку к школе?
- Необходимые для поступления в школу навыки и умения малыша
- Психологическая и социальная подготовка ребенка к школе
Когда начинать подготовку к школе?
Все родители чаще всего делятся на две категории: первые начинают готовить свое чадо к школе фактически с первых лет его жизни, другие же склоняются к тому, что подготовка к школе в 6 лет – наиболее подходящий вариант. Однако парадокс в том, что ни те, ни другие не правы.
Программы начальной школы. Подготовка к школе
Оказывается, детей не нужно специально готовить к поступлению в первый класс в интеллектуальном плане, ведь главная программа подготовки детей к школе – это все те знания, которые малыш получает, познавая окружающий мир. Когда родители постепенно делятся с ребенком теми знаниями и умениями, которыми владеют сами, малыш усваивает информацию от них, поэтому какая-то особая программа подготовки к школе дошкольников не нужна, при условии, что мама с папой и так достаточно занимаются со своим чадом.
Совсем другое дело, когда родители хотят отдать своего малыша на обучение в какую-либо престижную гимназию – в этом случае действительно стоит рассмотреть дополнительные методики подготовки к школе, но лучше в любом случае делать это непосредственно по программам, рекомендованным в выбранном учебном заведении.
Родителям же будущих школьников, собирающихся поступать в обычное образовательное учреждение, достаточно лишь понять, обладает ли их малыш необходимыми навыками и умениями, требующимися в первом классе, и при необходимости немного потренировать его.
Необходимые для поступления в школу навыки и умения малыша
Большинство родителей отдают детей в школу строго по достижению ими возраста 7 лет, однако некоторые мамы и папы делают это немного раньше – в 6 или 6,5. Для подготовки к школе 6 лет – это тот возраст, в котором ребенок уже должен обладать определенными навыками и умениями, облегчающими его поступление в образовательное учреждение.
Самое первое знание, которым должен обладать дошкольник в обязательном порядке – это умение называть целиком свое имя, фамилию и отчество, а также ФИО ближайших родственников: мамы, папы, брата или сестры, бабушки и дедушки. Для того, чтобы проверить это, достаточно периодически задавать ему соответствующие вопросы.
Программа подготовки к школе подразумевает, что ребенок 6-7 лет должен знать, как называются времена года, дни недели, количество месяцев в году. Проверить это очень легко, задав малышу наводящие вопросы, к примеру:
- В какой день мы ходили на новую площадку?
- Когда у папы будет выходной?
- Как называется время года, когда на улице идет снег, и ты одеваешь теплые вещи?
- Когда можно купаться?
- Когда мы будем наряжать елочку?
- В каком месяце твой день рождения?
В подготовку детей к школе входит и обучение их первоначальным навыкам чтения. Нет ничего страшного в том, что малыш не может быстро и уверенно прочитать целую страницу книги — для поступления в первый класс достаточно уметь читать хотя бы несколько самых простых предложений, можно даже по слогам.
Многие родители включают в подготовку к школе и обучение ребенка навыкам письма. На самом деле малышу-дошкольнику достаточно уметь печатными буквами написать два-три слова.
Большое значение в методиках подготовки к школе играют базовые математические знания. Малыш-первоклассник должен уметь уверенно считать в прямом и обратном порядке до двадцати, и выполнять самые простые математические действия с числами до десяти: вычитать и складывать их. Проверить, хорошо ли кроха знает начальную математику можно, положив перед ним несколько яблок и попросив его посчитать их. После первоначального счета можно убрать несколько яблок – пусть малыш посчитает, сколько забрали и сколько осталось.
Важное умение, которым должны обладать все дети-дошкольники – это способность объединять слова или предметы по ряду признаков, а также находить сходства или различия между ними, и выбирать лишнее слово или предмет из ряда представленных. Это называется логическим мышлением. Программа подготовки детей к школе обязательно должна включать в себя такие упражнения для развития логики:
- Что общего между предметами или картинками?
- Найди различия!
- Выбери лишнее слово в ряду
Ребенок, поступающий в школу, должен обладать нормальным словарным запасом и хорошей памятью. Он должен повторить как минимум 7 из 10 названных ему слов, знать, как называются геометрические фигуры, основные цвета, животные и птицы, а также уметь отвечать на логические вопросы типа:
- Что происходит утром – восход солнца или закат?
- Какое время года наступает позже – зима или весна?
- Какое животное больше – овца или лошадь?
- Как называется детеныш лошади? А кошки, собаки, коровы?
Важный момент в программе подготовки к школе – умение малыша сочинять, запоминать и фантазировать. Ребенок должен уметь описывать своими словами, что нарисовано на картинке, сочинять небольшие истории, пересказывать прочитанные сказки или рассказы, а также рассказывать наизусть небольшое стихотворение в 2-3 четверостишия.
Подготовка к школе – это также и умение крохи рисовать. Профессиональных художественных навыков от малыша никто, конечно же, требовать не будет, однако он должен уметь нарисовать геометрические фигуры, схематичное изображение человека и простые объекты (солнце, домик, цветок и т.д.).
Психологическая и социальная подготовка ребенка к школе
В программу подготовки к школе дошкольников родители обязательно должны включить обучение малыша основным понятиям. Кроха должен иметь представление о том, что такое добро и зло, чем отличаются плохие поступки от хороших, как вести себя со взрослыми, как общаться со сверстниками.
Не лишним будет включить в процесс подготовки к школе и обучение малыша базовым навыкам самообслуживания. Ребенок к школьному возрасту должен уметь самостоятельно одеваться, раскладывать предметы и убирать их на положенные места, приводить себя в порядок, шнуровать ботинки.
Родителям стоит заранее объяснить своему малышу, готовящемуся к поступлению к первый класс, подробности о том, что представляют собой школьные уроки, перемены, домашние задания, учебники, как нужно общаться с учителями и одноклассниками. Важно, чтобы ребенок понимал, что такое дисциплинированность, ответственность и правила поведения в школьных стенах, ведь только тогда его процесс адаптации к новому распорядку дня и незнакомой атмосфере пройдет более легко и спокойно.
Источник: love-mother.ru
Грамотная подготовка ребенка к школе: психологические и образовательные аспекты
Ответственным этапом в воспитательном процессе является подготовка к школе, которая зачастую оборачивается стрессом и для родителей, и для детей. Очень важно добиться того, чтобы кроха не просто обладал определенным перечнем умений и навыков, а был психологически готов, чувствовал уверенность в себе, хотел учиться. И добиться этого, как показывает практика, бывает непросто. Предлагаем ознакомиться с советами экспертов и педагогов, направленными на то, чтобы сделать подготовку максимально безболезненной, но продуктивной.
Что означает готовность к школе?
В психологии принято выделять 4 уровня подготовки малыша к первому классу.
Наименование уровня готовности | Краткая характеристика |
Физическая | Подразумевается общее состояние здоровья, рост и вес малыша (к 7 годам эти показатели составляют 116-130 см и 21-27 кг для мальчика, 116-125 см и 20-25 кг для девочки). |
Интеллектуальная | У ребенка должен быть определенный словарный запас, сформированные умения и навыки. |
Личностная | Будущий школьник должен понимать, что в его жизни открывается новая страница, что он приступает к постижению нового вида деятельности. Важно, чтобы ребенок осознавал специфику своего поведения, умел общаться со сверстниками и учителями. |
Эмоционально-волевая | Малыш должен уметь ставить цель и прикладывать усилия к ее достижению. |
Если же родители не приложат должных усилий в подготовке к поступлению в школу, то ребенок столкнется с серьезными трудностями, что может стать причиной его нежелания учиться.
Примерный перечень знаний
Чтобы проверить, насколько малыш готов к новому этапу своей жизни, можно свериться со следующим списком умений. Сразу заметим, что информация примерная, ребенок может знать что-то одно, но совершенно не разбираться в другом – это нормально, ведь способности у всех разные. Но примерный список знаний и умений родителям следует взять на вооружение.
К 6 годам ребенок должен хорошо знать:
- свои Ф.И.О., адрес (начиная со страны), дату рождения и возраст;
- Ф.И.О. родителей, а также где они работают (не нужно требовать от малыша заучивания точного наименования предприятия – профессии и сокращенного названия будет достаточно);
- названия животных, их потомства;
- овощи, фрукты, ягоды – уметь показывать на картинках и в реальности;
- приводить примеры зимующих и перелетных птиц, садовых и полевых цветов, диких и домашних животных, пояснять, чем они различаются;
- месяца в году (как называются, в какой последовательности расположены в календаре, какой сейчас месяц);
- основные цвета и оттенки;
- алфавит – знать последовательность букв русского языка, как какая выглядит, в каких словах есть.
Некоторые дети знают еще и английский алфавит, но это необязательно.
Все это ребенок должен знать перед тем, как впервые войдет в двери учебного заведения.
Краткий перечень умений
Далее познакомимся с тем, что именно должны уметь дошколята, готовые к начальной школе.
Математические навыки:
- уметь показывать фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал;
- знать стороны: право и лево, верх и низ;
- считать минимум до 20 и обратно, но предпочтителен счет до 100;
- ребенок должен понимать соседние числа в пределах 10 (то есть если ему озвучить цифру 5, он должен понять, что перед ней находится 4, а после – 6);
- выполнять сложение и вычитание в пределах первого десятка;
- осознавать суть понятий «больше – меньше – одинаково», «широкий – узкий».
Важно, чтобы ребенок мог применять свои знания в новой ситуации – например, справился с заданием посчитать пуговицы, хотя до этого считал только игрушки.
Для развития речи необходимо:
- уметь пересказывать только что прочитанный текст или вспоминать ранее изученный;
- составлять рассказ по картинке;
- понимать различие гласных и согласных звуков;
- ставить существительные во множественное число (кошка – кошки) и, напротив, в единственное;
- знать несколько несложных стихотворений, декламировать их по просьбе взрослого.
Хорошо, если малыш 5-6 лет может сочинять сказки, использовать богатую лексику, отгадывать загадки, подбирать слова, содержащие определенный звук.
Общие умения:
- хорошо знать предметы одежды и обуви, понимать, какой из них куда и как надевать;
- распределять предметы по группам на основании определенного признака (к примеру, цвета), находить лишнее;
- хорошо справляться с вырезанием ножницами;
- рисовать горизонтальные и вертикальные линии карандашом;
- рисовать геометрические фигуры и закрашивать их, соблюдая контур;
- лепить овощи, фигурки несложных животных;
- делать поделки и аппликации из природных и подручных материалов.
Однако важно помнить, что ребенок должен быть готов к школе, прежде всего, психологически – он должен хотеть учиться. Вот почему уверенный в себе любознательный дошкольник, пусть и не обладающий обширными знаниями, гораздо лучше воспримет перемены, чем его ровесник, который много знает, но не отличается психологической зрелостью.
С какого возраста начинать подготовку?
Родители нередко интересуются, когда можно приступать к подготовительным занятиям, чтобы не было поздно, но при этом чтобы малыш не переутомился. Однозначного ответа нет, все зависит от индивидуальной предрасположенности каждого конкретного крохи и его желания узнавать новое. В 3 годика можно считать пальцы на руках вместе с ребенком, рассказывать ему о животных, показывать картинки, фрагменты видео, находить зверей и птиц во время прогулки (например, показать крохе вживую, как выглядит голубь).
Специалисты советуют начать знакомство с буквами и цифрами в 4 года, а 5-6 лет считается наиболее удачным возрастом для обучения чтению.
Торопить малыша не следует – заставляя его заниматься насильно, можно лишь убить тягу к знаниям, поэтому родителям важно проявить хитрость: использовать игровую форму, маскировать «уроки» так, чтобы кроха даже не догадался, что его чему-то учат.
Для подготовки можно использовать каждую свободную минуту. Например:
- на прогулке находить предметы определенного цвета;
- считать, сколько вы увидели собак, автобусов;
- найти предметы, в названии которых есть звук [б].
Эти формы занятий интересны детям, поэтому они с удовольствием выполняют задания, не испытывая скуки.
Отметим, что если в более раннем возрасте, например в 3 года, ребенок демонстрирует интерес к буквам, цифрам, то можно познакомить его с ними в легкой ненавязчивой форме.
Зачем нужна подготовка к школе?
Этим вопросом задаются даже любящие и ответственные родители. Казалось бы, зачем чему-то учить ребенка, если очень скоро этим займутся педагоги, не лучше ли будет продлить счастливые моменты его детства? Своя логика в этом есть, но необходимо понимать, что современные образовательные программы рассчитаны на детей с определенным уровнем подготовки.
Перед зачислением в начальную школу ребенку предложат пройти тест или проведут устное «собеседование». Реалии современной жизни таковы, что большинство первоклассников переступает порог школы, уже умея читать. Вот почему, чтобы ребенок не чувствовал себя «хуже всех», не получил чрезмерную нагрузку, в 5 лет необходимо приступить к целенаправленным занятиям для дошкольников.
Ведь если окажется, что уровень знаний недостаточен для конкретной школы, могут даже отказаться в приеме, предложив посетить специальные коррекционные классы, где учатся дети, отстающие в развитии. Это, несомненно, окажет свое негативное влияние на становление детской личности.
Распространен еще один вариант – родители до последнего тянут обучение, а летом, за 3 месяца до школы, начинают активно «пичкать» ребенка знаниями, что ведет к серьезной нагрузке и утрате интереса. В таком ускоренном обучении таится опасность для нервной системы и иммунитета дошкольника.
Не обязательно проводить домашние уроки в скучной форме, сидя за партой. Мама или папа могут так организовать знакомство с буквами или обучение чтению, что ребенок получит только удовольствие.
Еще одна актуальная проблема – вечная нехватка времени у родителей. Многие мамы вынуждены выходить на работу, поэтому не имеют возможности полноценно готовить малыша к первому классу. Поэтому и нужно начинать раньше, чтобы по 10-15 минут в день уделять получению знаний и умений, имея в запасе 2-3 года на закрепление и проработку трудных моментов.
Также отметим, что подготовка в домашних условиях предусматривает не только получение знаний, но и формирование самостоятельности, ответственности, целеустремленности, интереса к учебе. Без этих важнейших моментов ребенку будет очень сложно в первом классе.
С чего начать подготовку?
Роль родителей на этом этапе несомненна. Даже если ребенок ходит в детский сад и там вместе с группой получает необходимые знания, без домашнего закрепления они будут малополезны. Кроме того, можно записать дошкольника в специальные группы, секции – коллективная форма работы поможет ему научиться общению и совместной деятельности.
Но и дома важно проводить индивидуальные тренировки. Добиться успеха поможет календарное планирование. Родители малыша, которому исполнилось 4 года, могут завести тетрадь, в которой примерно распределят то, чему именно им необходимо обучать ребенка. Данную деятельность можно согласовать с воспитателями детского сада, чтобы ребенок закрепил материал, но не переутомился.
И каждый день нужно по 10-15 минут играть с ребенком в развивающие игры, на прогулке рассказывать ему о предметах окружающего мира, знакомить с цветами, размерами, расстояниями, учить считать.
Есть множество методик раннего развития, элементы которых могут использоваться современными семьями.
- Карточки Домана помогут в легкой и ненавязчивой форме познакомить ребенка с животными, растениями, метеорологическими явлениями.
- Рамки Монтессори наглядно пояснят суть формы и размера.
- Различные конструкторы, мозаики помогут улучшить логику, абстрактное и пространственное мышление.
- Кубики для детей помогут научиться читать (если на них написаны буквы или слоги), работать с цветами (для этого необходим разноцветный набор), понять, что такое «близко» и «далеко». Задания для подготовки могут быть самыми разнообразными.
Важнейший этап подготовки к школе – это привитие ребенку навыков самостоятельности. Он должен уметь одеваться, завязывать шнурки, застегивать молнии. В школе будут уроки физкультуры, поэтому ребенка нужно вовремя научить быстро и правильно надевать спортивную одежду и обувь. Для этого можно поиграть в спасателя – предложить ребенку облачиться в костюм как можно быстрее, поскольку от его скорости будет зависеть спасение, например, целой планеты.
Не менее важно привить ребенку дошкольного возраста нормы этикета – научить его здороваться, прощаться, вежливо разговаривать со старшими.
Психологическая подготовка
Очень важно, чтобы ребенок хотел идти в школу и получать новые знания. Родителям необходимо выполнить с ним специальные упражнения, которые помогут обрести психологический комфорт. Например, поиграть в школу: роль учеников исполнят куклы и игрушки, а малыш на время станет учителем. Далее мама дает установку – ребенку нужно хорошо учиться, все запоминать, чтобы потом объяснить материал куклам. Еще интереснее, если учениками станут родители.
Поможет и выбор наряда вместе с ребенком. Во многих учебных заведениях существует дресс-код, однако это не мешает взять ребенка с собой в магазин, чтобы он подобрал для себя подходящий под обязательные стандарты костюм, рюкзак, пенал, ручки. Все это поможет поддержать заинтересованность.
Полезные рекомендации
Приведем несколько своетов, которые помогут родителям разработать свою собственную программу подготовки ребенка к первому классу.
- Не стоит пугать ребенка, говорить ему, что в школе будет сложно. Лучше помочь ему в игровой форме избавиться от психологического дискомфорта.
- Перед уроками важно помочь ребенку научиться удерживать внимание. Начать можно с самого простого – рассказывать ему то, что ему действительно интересно, внимательно наблюдая, сохраняет ли малыш заинтересованность. Далее переходить уже на менее привлекательную для малыша информацию, но более полезную с точки зрения обучения. Примерная продолжительность удержания внимания – 15-20 минут, к этому числу нужно стремиться.
- Если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад, в 5 лет нужно активно знакомить его с другими детьми. В противном случае в школу он пойдет, не готовый к общению.
- Лучше заранее научить ребенка вставать вовремя, поэтому за месяц-два до первого звонка необходимо постепенно пробуждаться все раньше.
- Чтобы не испортить малышу зрение и осанку, надо отработать с ним посадку за столом, самим показывать пример. Можно придумать веселую игру – кто сидит правильно, получает балл, кто горбится – лишается балла. В конце недели проводится подсчет. В зависимости от того, сколько баллов набрал ребенок, родитель готовит и вручает ему небольшой подарок.
Конечно, в итоге у каждого родителя формируется своя методика подготовки ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Однако общие советы учитывать все же необходимо. И важно помнить, что только терпение и внимание помогут ребенку преодолеть возникающие у него трудности и вступить в новый жизненный этап.
Источник: razvivashka.online
Предшкольная подготовка (инновационные формы и методы)
Чтобы малыш-первоклассник легко привык к школе, сохранил в период адаптации физическое и психическое здоровье, необходима качественная предшкольная подготовка детей дошкольного возраста.
- Игра – ведущий вид деятельности
- Инновационные формы подготовки детей к школе
- Принцип психологической комфортности
Есть разные виды организаций, предлагающие уроки предшкольной подготовки:
- детский сад – в подготовительных к школе группах;
- школа – в предшкольных классах;
- центры детского развития – на специальных занятиях.
Казалось бы, подобное разнообразие форм подготовки к школе должно приносить только удовлетворение и родителям, и педагогам. Но у такой вариативности есть и свои подводные камни.
Подготовка малышей к школе в этих учреждениях разная: в дошкольных – доминируют «детсадовские», в школе – «учебные» методы. Центры детского развития выбирают собственные модели обучения.
Детсадовская подготовка к школе
- Последняя группа детского сада направлена исключительно на подготовку ребенка к школе;
- Обучение и воспитание в садике подчинено программам, зарекомендовавшим себя на протяжении многих лет;
- Методы обучения и воспитания одобрены педагогами и психологами, которые являются ведущими специалистами страны в этом вопросе.
- Детский сад ограничен периодизацией развития, согласно которой возраст детей, посещающих подготовительную группу, должен быть от 6 до 7 лет. В реальности, многие родители принимают решение начать обучение ребенка в школе с 6 лет. Следовательно, предшкольная подготовка у таких детей начинается на один учебный год раньше, а программа подготовительной группы на этот возраст не рассчитана.
Школьная подготовка
- Направлена на требования, которые школа предъявляет к будущему ученику;
- В год перед школой ребенок входит в ее жизнь постепенно, знакомится с учителем, программой, по которой ему предстоит учиться.
- Система плохо вписывается в возрастные нормы развития ребенка, где главный вид деятельности старшего дошкольника – игровая деятельность;
- Школы, которые предлагают формой подготовки предшкольные классы, не могут обеспечить детям развитие социальных и коммуникативных навыков общения с другими детьми, что является важной частью школьной готовности.
Новые федеральные государственные стандарты
Решить проблему конфликта интересов детского сада и школы призван принятый в 2013 году федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Теперь модель выпускника детского сада четко регламентирована.
Программа предшкольной подготовки вне зависимости от места ее реализации – в детском саду или на курсах в школе, должна «подвести» ребенка к стандарту выпускника, оговоренному образовательным стандартом.
ФГОС основан на возрастных особенностях ребенка
Важным итоговым достижением дошкольного возраста становится не набор умений, знаний и навыков, а личностные показатели детей.
Игра – ведущий вид деятельности
Подготовка дошкольников к школе предполагают, что основным методом их обучения будет игровая деятельность. Также ценными видами деятельности являются двигательная, познавательная, исследовательская, продуктивная и коммуникативная.
Инновационные формы подготовки детей к школе
По новому стандарту, привычное занятие или урок отменяется. Вместо этого педагоги организовывают специальную деятельность, в которой дети активно себя реализуют – взаимодействуют, общаются, незаметно для себя накапливают знания, формируют умения и навыки.
Для организации деятельности педагоги используют технологические карты для класса предшкольной подготовки, заменившие привычные конспекты занятий и уроков.
Принцип психологической комфортности
Работа по подготовке старших дошкольников к школе по ФГОС ведется с соблюдением современных, но проверенных временем дидактических принципов. Педагогами организуется образовательная среда, которая обеспечивает отсутствие стресса в последующем учебном процессе. Дети имеют возможность развиваться в индивидуальном темпе.
Новые стандарты предшкольной подготовки гарантируют будущему первокласснику:
- интеллектуальное и личностное развитие;
- формирование творческого мышления, познавательного интереса;
- сохранение физического и психического здоровья.
Эти условия являются инновационными для подготовки детей к школе.
Источник: www.rastut-goda.ru