Виды программ по изодеятельности

Анализ раздела «Изобразительная деятельность» в разных образовательных программах

В настоящее время растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются современные методические рекомендации, внедряются инновационные технологии. Представляем вам анализ раздела » Изобразительная деятельность» в некоторых из программ

Программа «Детство».

Авторский коллектив: преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена — В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Её девиз: «Чувствовать – Познавать – Творить».

Публикация «Анализ раздела „Изобразительная деятельность“ в некоторых образовательных программах» размещена в разделах

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст) [3].

Как сделать обводку чуть лучше (и ровнее)

Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, — через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Раздел «Изобразительное искусство» в данной программе решает следующие задачи для старших дошкольников:

-развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

-способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение;

-подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться;

-знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств.

Дети знакомятся с разными художественными профессиями, а также с индивидуальной манерой творчества некоторых художников, графиков, скульпторов. Через художественные образы, обращенные к чувствам и сердцу, дети приобретают ориентации в общечеловеческих ценностях.

ЛАЙФХАКИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ДИДЖИТАЛ АРТЕРОВ

Продолжается развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» подлинно художественных произведений искусства, умения высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, включать познанное — через искусство и ознакомление с окружающим — в собственную эстетическую и художественную деятельность. Развиваются и совершенствуются навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества, внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды.

Программа «Радуга».

Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, Т. Гризик, Е. Соловьева и др. Институт общих проблем образования Минобразования России.

«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка [4].

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные цели программы:

-обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

-обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);

-всестороннее и своевременное психическое развитие;

-формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

-приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Согласно данной программе, обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой. Эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности.

Поэтому в программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке».

Первый подраздел целиком направлен на развитие эстетического отношения детей к окружающему миру и формирование у них интереса к природе, красивым предметам быта, народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Второй подраздел направлен на развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно-выразительного образа.

Деление на подразделы связано с тем, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости. При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и эстетическом развитии, что неправомерно ограничивать его только восприятием тех предметов, которые рисуют или лепят дети. Поэтому данная сфера представлена в виде двух самостоятельных подразделов.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет [5]. Данная программа не является инновационной. Тем не менее, многие дошкольные учреждения работают по данной программе.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация это-го принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полно-ценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

«Изобразительная деятельность» во всех группах осуществляется как часть занятий по развитию речи, лепке, аппликации, конструированию.

Программа «Гармония развития»

, автором которой является заведующая кафедрой педагогики детства и современных образовательных технологий Лениградского государственного университета им. А. С. Пушкина Д. И. Воробьева, уникальна, ее отличает концепция интеллектуально-художественного развития личности, прежде всего средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности [1].

Читайте также:
Тип файла программы расширения

Автору удалось разработать программу действительно гармоничного развития личности дошкольника, избежав при этом типичной для программ развития личности опасности фрагментарности, поверхностности, излишней дидактичности. Глубина и целостность программы в значительной мере обеспечивается тем, что, опираясь на теорию Л. С. Выготского о культурно-историческом развитии психики, Д. И. Воробьева выделяет изодеятельность как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества.

При этом развитие навыков изобразительной деятельности отнюдь не является самоцелью и критерием развития. Занятия по изобразительной деятельности используется, в первую очередь, для развития системы отношений к окружающему ребенка миру природы, людей, предметов и явлений, для познания своих чувств, представлений, мыслей и умений, т. е. именно для развития личности (которую отечественная психология и определяет как систему отношений человека к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей деятельности). Универсальность изобразительной деятельности состоит в том, что в ней заложены возможности для нравственного, умственного, физического, трудового и эстетического развития личности. В программе впервые затрагивается необходимость присвоения ребенком такого социального опыта, который закодирован в структуре труда художника.

Предлагаемая программа интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка строится на принципе интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что на новой основе организует как саму изобразительную деятельность, так и весь педагогический процесс в целом. Заданностью определенных педагогических условий мы помогаем ребенку самостоятельно и с помощью взрослых освоить созданные человечеством материальные и духовные ценности, познать мир и себя в нем, развить способность строить свои взаимоотношения с миром (вещей, явлений, объектов).

Продуктивная изобразительная деятельность в данной программе составляет один из блоков содержания программы и включает рисование, аппликацию, лепку, конструирование.

В результате проведения теоретического анализа было выяснено, что цели, способы и методы формирования художественной деятельности в дошкольном возрасте, изложенные в разных программах, заметно различаются. «Программа воспитания и обучения в детском саду» преимущественно уделяет внимание техническим умениям и навыкам, программа «Радуга» основывается на воспитании эмоциональности и развитии эстетических чувств, программа «Детство» старается учитывать все стороны художественной деятельности, опираясь на методики проблемного обучения.

Программа «Гармония развития» основана на гармоничном развитии личности ребенка.

Н. А. Ворониной проведен анализ динамики развития художественной деятельности дошкольников, занимающихся по разным программам. Автором выяснено, что к концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) дети, обучающиеся по всем изучаемым программам, достигают практически одинаковых результатов, однако в течение изучаемого периода (от 4-5 до 6-7 лет) развитие внутренних компонентов художественной деятельности происходит по-разному. В зависимости от обучающей программы выявились особенности динамики развития характеристик художественной деятельности. [2]

Особенностью развития детей в типовой программе является плавность изменений компонентов художественной деятельности с возрастом. Дети данной группы от возраста к возрасту довольно равномерно повышают уровень развития своих умений и навыков, и к концу дошкольного возраста достигают требуемого уровня развития художественной деятельности относительно своего возраста и детей из других групп.

У детей из группы «Детство», наоборот, отмечается замедленность формирования внутренних компонентов художественной деятельности на начальном этапе и резкое, скачкообразное их развитие — на последующих. Отличия также выражаются и в неравномерности развития отдельных компонентов художественной деятельности в зависимости от обучающей программы.

Так, в группе детей, обучающихся по типовой программе, на протяжении всех этапов исследования прослеживалась четкая тенденция наибольшего развития технических компонентов художественно-изобразительной деятельности, таких как «Передача типичных характеристик объекта», «Технические умения и навыки» и «Особенности композиции».

В группе обучающихся по программе «Радуга» наиболее высоких результатов, по сравнению с детьми из других групп, достигали дети по таким показателям, как «Эмоциональность», «Особенности проявления творчества» и «Эмоциональное восприятие картин». Дети же из группы «Детство», отличаясь низкими результатами (по сравнению с остальными детьми) в 4-5 и 5-6-летнем возрасте практически по всем показателям, к 6-7 годам по всем показателям добивались таких же результатов, как и дети из других групп.

Дети, обучающиеся по типовой программе, достигли наибольших результатов в технике изображения и структурного построения рисунка; программа «Радуга» более успешно обеспечивает развитие творческого отношения и эмоциональной вовлеченности в процесс создания и восприятия художественных образов; программа «Детство» более сложным и более медленным путем добивается одинаковых, а в ряде случаев и лучших результатов по всем сравниваемым показателям.

Кроме того, анализ программ показал, что в разделе «Изобразительная деятельность» только в программе «Гармония развития» выделены показатели по видам изодеятельности: рисованию, лепке, аппликации. В остальных программах данные разделы не прослеживаются.

Таким образом, развитие у детей изобразительной деятельности осуществляется по-разному в зависимости от программы обучения, развития и воспитания в ДОУ. В целом, теоретический анализ позволил установить, что изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного, нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики, развивает мышление, внимание, фантазию, восприятие мира, учит ребенка аккуратности, усидчивости, развивает технические навыки. Занятия лепкой, аппликацией, рисованием пробуждает у ребенка желание познавать новое, учиться. Кроме того, подготовка к занятию и уборка после приучают к трудолюбию и порядку.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка наиболее повышен интерес к творчеству. Позже он угасает и пропадает вовсе. Значительное влияние изобразительная деятельность оказывает на эстетическое воспитание: прививает чувство прекрасного, воспитывает умение видеть настроение образа, развивает потребность строить жизнь и деятельность по законам красоты.

Литература

1. Воробьева Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа интел-лектуального, художественного и творческого развития личности до-школьника. – СПб. : Детство – пресс, 2003.

3. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Н. П. Сакулина, И. Логинова, Т. И. Бабаева и др., под ред. Т. И. Бабаевой, З. А.

4. Доронова Т. Н., Гризик Т. И. Программа «Радуга». Воспитание детей в условиях детского сада. – М. : Просвещение, 2003.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Ва-сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. : Мозаика-Синтез, 2005.

Публикации по теме:

Осенняя фантазия

Осенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка «Осенняя фантазия». В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

Источник: www.maam.ru

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Решение поставленных программой задач обучения детей изобразительной деятельности возможно лишь при четком, последовательном распределении их по занятиям.

— календарно-тематическое (на месяц с указанием вида изображения, темы и задач обучения);

— перспективное (квартал, год).

Цель перспективного планирования – определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность. Такой план определяет основное направление в работе воспитателя на ближайшие 3 месяца (учебный год).

Тематический план работы составляется обычно на неделю. В нем отражаются общие требования программы и задачи годового плана детского сада.

Календарно-тематическое планирование составляется на 1 месяц с указанием вида изобразительной деятельности, темы занятия, цели и задач занятия. Также указываются необходимые материалы для занятия.

2. Принципы планирования.

1) Взаимосвязь процесса воспитания и обучения.

Приступая к составлению плана занятий на определенный период времени, следует прежде всего уточнить, какая воспитательная работа будет проводиться с детьми в этот же период по другим разделам, какие впечатления получат дети и какую работу надо провести специально, чтобы подготовить воспитанников к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием.

Читайте также:
Программы похожие на чит энджин на ПК

2) Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В первой и второй младших группах занятия по изобразительной деятельности проводятся два раза в неделю, в средне и старших группах – три раза в неделю в утренние часы. Продолжительность занятий:

— 1 младшая группа – 10-15 минут;

— 2 младшая группа – 15-20 минут;

— средняя группа – 20-25 минут;

— старшая группа 5-6 лет – 25-30 минут;

— старшая группа 6-7 лет – 25-30 минут.

В младших группах дети рисуют гуашью, карандашами, фломастерами. В старших группах материалы для рисования расширяются: последовательность их использования зависит от содержания изображения и выразительных особенностей материалов.

Разделы программы по изобразительной деятельности осуществляются не все сразу. В первой младшей группе даются первоначальные умения и навыки по технике рисования и лепки. Создание изображений не является еще предметом обучения – к этому дети только подводятся.

Во второй младшей группе раздел изобразительных умений начинает занимать центральное место и соединяется с приобретением технических навыков в рисовании, лепке и аппликации. В средней группе, кроме названных разделов, включается декоративное и сюжетное рисование, дизайн. В старшей группе вводится рисование и лепка с натуры. Таким образом, в этой и последующих возрастных группах включаются все виды изображения.

Знания, навыки и умения, указанные в программе, должны усвоить все дети группы, но ход усвоения и уровень его различен: одни дети усваивают легче и скорее, другие медленнее и с большим трудом. Индивидуальные различия сказываются не только в темпе, но и в том, что некоторые дети усваивают одни умения, а некоторые – другие: одни отчетливее передают форму предметов, другие более чутки к цвету; у одних лучше удается лепка, у других – рисунки, третьи достигают большей ловкости во владении ножницами. Чтобы ребенок развивался равномерно во всех направлениях, планируют индивидуальную работу по изобразительной деятельности в виде игр, упражнений. Исходя из результатов занятий, индивидуальную работу нужно планировать систематически и целенаправленно, она не должна носить случайный характер.

3) Планирование по разделам программы.

В течение каждого месяца планируются занятия по предметному, сюжетному и декоративному изображению. При этом предметное изображение предшествует сюжетному. Например, сначала планируется рисование на тему «Пушистый цыпленок», а затем – «Цыплята гуляют в траве». Количество занятий, отведенных на каждый из этих разделов, не всегда одинаково: в одном месяце может быть больше по изображению предметов, в другом – больше по декоративному рисованию, в зависимости от того, какие программные задачи в это время решаются. Вместе с тем надо следить, чтобы программа по всем разделам осуществлялась последовательно и своевременно.

4) Планирование по типам занятий.

В детском саду проводятся разные типы занятий соответственно степени усвоения знаний и умений. Каждое новое знание или умение усваивается детьми в течение ряда занятий, а иногда и в течение всего года. Чем сложнее программное требование, тем больше времени требуется для его усвоения. Уже в средней группе такого рода занятия занимают значительное время – не менее 2/3 всех занятий.

Остальные занятия отводятся на изображения по замыслу. Выделяя занятия, на которых дети действуют по своему замыслу и желанию, не следует лишать детей возможности проявлять инициативу и самостоятельность на других занятиях. Поставленная воспитателем учебная задача может решаться разными путями. Необходимо предусматривать и такие пути, когда дети могут проявлять инициативу в выборе величины изображения, его цвета, положения в пространстве, в предпочтении одного из моментов сюжета и т.д.

5) Планирование по видам изобразительной деятельности.

Все виды изобразительной деятельности объединяет отражение окружающей действительности во всем ее многообразии. Но каждый вид имеет свою специфику: лепка позволяет отразить предметы и явления окружающей действительности в объеме, рисунок – плоскостно, в цвете, в пространстве, аппликация – в цвете, силуэтно. Передача пропорций может быть решена и в рисовании, и в лепке, ив аппликации. Каждому виду деятельности соответствует и своя техника изображения.

Форму предметов дети усваивают легче в лепке, в рисовании и в аппликации объемная форма предмета должна быть передана в плоскости, а этот процесс условного изображения для детей сложнее. Поэтому планируется обычно изображение предмета в лепке, а затем – в рисовании. Например, дети сначала лепят собачку, а потом рисуют на тему «собачки на арене цирка». Необходимо вносить какие-либо дополнения, изменения в уже знакомое изображение. Это способствует развитию творческих возможностей детей, их самостоятельности в решении той или иной задачи.

Полученные умения используются при планировании последующих занятий. Например, до рисования эпизодов из сказки «Теремок» дети могут вылепить медведя, зайца, волка и, таким образом, усвоить характерное строение этих зверей.

6) Принцип обучения от простого к сложному.

Некоторые авторы предлагают планировать в зависимости от линий обучения. Выделяют три линии в обучении детей рисованию. В каждой из них предполагается целенаправленное и последовательное освоение одного из средств художественной выразительности и в то же время закрепление ранее приобретенных навыков и умений в овладении иными средствами художественной выразительности.

1-я линия – научить детей изображать формы предметов: (предметное рисование) изображение предметов округлой, прямоугольной формы и предметов сложной конфигурации.

2-я линия – группа задач по сюжетному рисованию. Обучение композиционному построению рисунка, то есть пространственному предметов на плоскости листа и величинным соотношениям изображений. Сначала учат рисовать пейзаж, затем сюжет, где взаимодействуют природа и животные, затем – взаимодействуют природа, животные и человек.

3-я линия – задачи декоративного рисования. Обучение цвету и цветовым взаимоотношениям в рисунке: сначала ознакомление со свойствами и возможностями материалов, затем – передача в рисунке образцов народного ДПИ, затем творческое использование цвета.

7) Отбор содержания занятий.

Принципы отбора содержания изобразительной деятельности:

— учет эмоционально-интеллектуального опыта детей;

— формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы типичных, сходных по внешнему виду, форме и строению предметов;

— учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков;

— повторение сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности;

— учет сезонных явлений, событий общественной жизни.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Об этом полезно знать:

Основные этапы антропогенеза Временные границы Этапы антропогенеза Характерные черты развития 150 тыс.
Виды контроля Многообразие задач контроля в управлении организацией обусловливает разнообразие его видов.
ПРИМЕРНЫЕ НАЗВАНИЯ ОТРЯДОВ И ДЕВИЗЫ Предлагаю вам небольшую подборку возможных названий: Отряд: Червячки Девиз: Обломаем все крючки — мы крутые червячки.
Общие и специальные способности Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности.
Параметры биполярного транзистора Все описанное выше касалось работы транзистора при постоянных напряжениях и токах его электродов.

Источник: studopedia.ru

Сравнительный анализ программ по Художественно-эстетическому развитию

Оценить 14810 0

Содержимое разработки

Сравнительный анализ программ по Художественно-эстетическому развитию.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности,

мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и

охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей

Читайте также:
Программа которая отделяет голос от музыки

По общеобразовательным программам ФГОС у ребёнка должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Согласно ФГОС вся образовательная деятельность стоится по принципу интеграции. Но занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. На занятии по Художественно-эстетическое развитие дети и развивают речь, и конструируют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство), кроме того мы обязательно должны использовать оздоровительные технологии, — то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области.

С 1 января 2014 года в силу вступили Федеральные Государственные Образовательные стандарты. В работе представлены и взяты к обзору программы, которые переработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Изобразительная деятельность отнесена к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Интересующаяся нас образовательная область направлена на решение следующих задач:

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

приобщение к изобразительному искусству;

развитие интеллектуальных, личностных и физических (мелкой моторики рук) качеств.

Данная образовательная область интегрирует с такими образовательными областями как:

художественная литература» (чтение художественной литературы);

Образовательная область Художественное творчество в программе «От рождения до школы» авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно–эстетической деятельностью и начинает работу в данной образовательной области со второй младшей группы.

Основная цель заключается в том, чтобы приобщать к искусству аппликации, формировать интерес к данному виду деятельности.

В разделе представлены следующие задачи:

учить детей предварительно выкладывать на лист бумаги приготовленный воспитателем детали разной формы, величины, цвета, раскладывать их в определенной последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.

учить аккуратно, пользоваться клеем, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги плотно прижимать салфеткой.

учить детей создавать в аппликации на бумаге разной формы не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.

развивать чувство ритма [46].

В программе «Детство» авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А.Михайлова художественно–эстетическое воспитание направлено на развитие творческих, интеллектуальных и коммуникативных качеств детей. Творческое развитие детей интегрируется в их деятельность средствами дизайна. Так же учитывается региональный компонент.

В этой программе данная образовательная область появляется только со среднего возраста, если дошкольное учреждение работает по этой программе, то им приходится работать по парциальным программам или обращаться к основным образовательным программам, где есть младший дошкольный возраст.

Основные задачи образовательной области по аппликации следующие:

активизировать проявление интереса к материалам, инструментам, возможности создания интересного образа;

знакомить детей со свойствами бумаги: легкая, тонкая, красивая, цветная, легко рвется, мнется, намокает, приклеивается;

учить создавать образы знакомых предметов (елочка, цветок), декоративные композиции (украшение платочка, шапочки), используя готовые формы;

учить создавать изображение на бумаге разной формы (квадрат, круг), на предметной основе (картонная тарелка);

осваивать последовательность работы: разложить формы, посмотреть, красиво ли, затем последовательно брать формы, намазывать клеем на клеенке и аккуратно класть на прежнее место, прижимая салфеткой;

побуждать детей использовать инструменты аккуратно;

знакомить детей с возможностями использовать неизобразительный материал: толченую скорлупу, опилки, вату, кусочки рваной и смятой бумаги [18].

Авторы образовательной программы «Радуга» Т.И. Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г.Якобсон ставят следующие задачи в аппликации:

учить передавать свои чувства и отношения с помощью различных изобразительных и художественных средств;

прививать интерес к работе и учить доводить начатое до конца;

учить аккуратности выполнения работ [ 5 4] .

Таким образом, в рассмотренных образовательных программах авторы ориентируют педагога на построение насыщенного и разнообразного процесса форм художественно–эстетических понятий. Неотъемлемой частью данных программ является воспитание средствами природы и искусства, которые обеспечивают целостность и гармоничность развития личности, создавая предпосылки для расширения и углубления познания мира.

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразны­ми способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник).

Ребенок способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).

В парциальной программе «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова) художественно-эстетическое и сенсорное развитие детей представлено следующим образом.

Цель данной программы заключается в следующем, формировать у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения к художественно–творческим способностям в изобразительной деятельности [36, с.4].

Исходные принципы построения педагогических технологий, реализующих данную программу представлены следующим образом:

от сенсомоторного, фрагментарного восприятия к целостному, последовательному рассматриванию и обследованию;

от восприятия внешних случайных признаков как элементов выразительности к осознанию их внутренних связей, пониманию целесообразности и единства выразительных средств художественного образа;

от немотивированных оценок, основанных на отдельных, второстепенных свойствах, к адекватному мотивированному анализу по существенным эстетическим качествам;

от кратковременных и неустойчивых эмоциональных реакций на отдельные яркие объекты к устойчивому эстетическому чувству к произведениям народного искусства;

от применения отдельных элементов как разрозненных средств выразительности, применяемых по образцу или условию, к созданию художественных образов в единстве средств выразительности;

от ознакомления с видом изобразительного искусства к свободному творчеству переносу полученных представлений и навыков в разнообразные виды творческой художественной деятельности (рисование, моделирование, коллажирование).

Для реализации данной программы автор рекомендует использовать самые различные художественные материалы и инструменты изобразительной деятельности. Дети могут рисовать не только цветными карандашами, кистями или восковыми мелками, но и любыми другими предметами (прутиками, палочками, зубными щетками, ватными палочками, собственными ладошками и пальчиками).

В качестве основы или фона, на который наносят рисунки кроме бумаги, используют песок, снег, стекло, бытовые вещи (одежда, носовые платки). Кроме красок можно использовать цветной песок, зубную пасту и манную крупу и прочее. Это способствует развитию в изобразительной деятельности осмысленной, одухотворенной – моторики (В.Т. Кудрявцев) [36, с.34-35].

В программе «Цветные ладошки» рассмотрим направление детского творчества – аппликацию. Автор этой программы ставит при обучении аппликацией определенные цели и задачи перед педагогами для каждого возраста:

В возрасте 3-4 лет предполагается знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения ее свойств и способов своего воздействия на бумагу (легкая, тонкая, цветная, красивая, сминается, приклеивается) и на этой основе учить детей:

создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки);

приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;

знакомить с ножницами как с художественным инструментом [36, с.59].

Таким образом, в свете актуальной на современном этапе проблемы социально-личностного развития и воспитания ребенка авторы всех программ обращают внимание на коммуникативную функцию изобразительной деятельности, выделяют ее коллективный, совместный характер. Авторы данных программ считают, что гармоничному и целостному развитию личности ребенка способствует и его собственная изобразительная деятельность, которая оказывает внимание на его эмоциональное состояние, психическое и общее развитие. В условиях свободы дети получают возможность реализовать свое стремление к экспериментированию, импровизации в процессе поисковых действий с цветом, формой, образами, материалами и инструментами.

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru