Реализация целей программы осуществляется через формирование комплексного плана энергосберегающих мероприятий, что позволяет обеспечить контроль, выделить этапы, анализировать эффективность. Структура плана строится на основе классификации по видам потребляемых энергоресурсов:
Комплекс мероприятий включает в себя все предложения и проекты, представленные заинтересованными организациями, авторскими коллективами и отдельными лицами, а также предложения рабочей группы. Мероприятия необходимо классифицировать по видам энергоресурсов, отраслевым комплексам и эффективности. Для включения в план они подвергаются квалифицированной экспертизе и оценке эффективности. План мероприятий строится по схеме, показанной в табл. 1. План мероприятий областной программы энергосбережения приведен в Приложении 3. Размещение объектов энергосбережения на карте Томской области представлено на рис. 1.
Мероприятия энергосбережения
1. Электрическая энергия
расход электроэнергии на собственные нужды
Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ к рис. 1:
Сроки, затраты, размещение и эффективность запланированных мероприятий могут определенным образом меняться в соответствии с готовностью предприятий к реализации этих проектов.
Организация экспертизы энергосберегающих мероприятий.
Экспертиза энергосберегающих проектов проводится с целью их классификации, выявления среди них наиболее перспективных, исключения из дальнейшего рассмотрения заведомо нереальных.
Экспертиза проводится в два или несколько туров группой экспертов, как правило, членов творческого коллектива разработчиков программы.
По существу экспертиза должна дать ответ на следующие три вопроса:
— является ли проект актуальным для региона?
— являются ли достоверными представленные в нем сведения?
— какой из представленных проектов более ценен с точки зрения интересов региона?
По результатам экспертизы может быть осуществлен рейтинг проектов, а следовательно, определены показатели конкурса. Экспертная операция производится следующим образом:
— экспертам предоставляется возможность ознакомиться с заявками, проектами и заполнить экспертные заключения (критерии для сравнения и балльные оценки предлагаются в экспертном заключении), по величинам оценок по всем проектам и всем критериям рассчитываются средние оценки и результат доводится до сведения экспертов;
— на втором туре экспертизы уточняются оценки. Если оценка эксперта существенно отличается от средней, предлагается либо обосновать свое отклонение, либо изменить оценку;
— после второго тура заново производится расчет средних оценок;
— если и после второго тура имеют место существенные расхождения оценок экспертов, то целесообразно провести третий тур;
— итоговый рейтинг проекта устанавливается по величине средней оценки.
Региональная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
В качестве заключения эксперта может быть использован следующий материал (табл. 2).
Средние оценки определяются как сумма оценок, деленная на количество оценок. В случаях, когда эксперт не выставляет оценку, она исключается из рассмотрения.
В результате экспертизы будет отобрано ограниченное число проектов и предложений, актуальных для региона.
Организация, творческий коллектив
ФИО руководителя проекта
Проект технически реализуем в АО-энерго: да- 10, нет-0
Реализация проекта возможна в заявленные сроки: да- 10, нет-0
Реализация проекта возможна заявленным составом исполнителей: да- 10, нет-0
Реализация проекта требует заявленных затрат: да- 10, нет-0
Проект противоречит физическим законам и инженерной практике: да-0, нет- 10
Актуальность проекта для региона
Актуальность проблемы: очень актуально — 10, актуально — 5, нет — 0
Затраты на единицу сэкономленной энергии и топлива: соответствуют международному уровню — 10, соответствует российскому уровню — 5, средний уровень — 3, ниже среднего уровня — 0
Ожидаемый экономический эффект: необычайно высок -10, высок — 5, значителен — 3, отсутствует — 0
Ожидаемый социальный эффект: серьезный вклад в решение социальных проблем — 10, значительный — 5; незначительный — 0
Степень готовности проекта: готов к внедрению — 10, требует доработки — 5, требует серьезной доработки — 0
Новизна и перспективность
Научно-технический уровень: выше российских и зарубежных аналогов — 10, на среднем уровне — 5, новизны нет — 0
Наличие патентов, авторских свидетельств или публикаций: патенты и свидетельства- 10, публикации — 5
Перспектива применения на других предприятиях: да -10; нет-0
Товарность, возможность организовать новый энергетический бизнес: да -10; нет-0
Итоговая оценка (сумма баллов)
Приоритетные мероприятия программы
Формирование программы энергосбережения и выбор ее приоритетов на каждом этапе реализации предусматривают определенную свободу выбора тех направлений и проектов, которые в наибольшей степени согласовываются с направлениями социально-экономического развития региона.
Приоритеты программы представляют собой систему взаимноне-согласуемых высказываний, основанных на целевых установках программы и обеспечивающих ранжирование сравниваемых проектов в порядке убывания привлекательности. Формулирование и выбор приоритетов осуществляется на каждом очередном этапе разработки программы и направлено на создание преимуществ тем проектам, которые в наибольшей степени отвечают целям программы:
— обеспечение политической и социальной стабильности в регионе;
— снижение зависимости региона от объемов, сроков и качества ввозимых энергоресурсов;
— снижение потребления энергоресурсов и количества вредных выбросов;
— повышение доли местных энергоресурсов;
— снижение дотационных выплат;
— создание новых рабочих мест.
Технологически выбор приоритетов представляет собой однократную экспертную операцию, проводимую силами сотрудников администрации региона и членов научно-технического совета по энергосбережению в форме рейтинговой системы экспертизы проектов. В результате экспертизы в качестве первоочередных заданий программы приняты следующие:
— Создание правового и финансового обеспечения. При осуществлении целенаправленной политики администрации по социально-экономическому развитию и повышению жизненного уровня населения энергосбережение становится реальной платформой ее реализации. Это предполагает введение в действие нормативных и правовых документов, регламентирующих деятельность предприятий всех форм собственности и физических лиц по эффективному использованию энергоресурсов на территории региона.
Исполнители: правовой комитет администрации, Центр управления энергосбережением, общественные организации.
— Агитация, пропаганда и формирование общественного мнения по энергосбережению. Для вовлечения в реализацию программы широких слоев населения необходимо использовать эффективные средства массовой информации — телевидение, радио, прессу и нестандартные каналы распространения информации и стимулирования общественного мнения, достижения личной заинтересованности каждого члена общества в успешной реализации проектов. Необходимо продвигать знания по эффективному использованию энергетических ресурсов в среду специалистов, руководителей, рабочих, студентов, школьников. Для этого необходимо издавать книги, учебники, пособия.
Исполнители: Региональный центр управления энергосбережением, Политехнический университет, Строительный университет, Гостелерадио, рекламные фирмы.
Сроки: по мере исполнения программы.
— Организация энергетических обследований предприятий, организаций и бюджетных учреждений. Проведение энергетических обследований силами квалифицированных экспертных групп позволяет объективно оценить уровень эффективности использования энергетических ресурсов на предприятии и наметить целесообразные меры по энергосбережению. Это особенно актуально для учрождений бюджетной сферы, энергетические расходы которой тяжелым прессом давят на бюджеты всех уровней. Реализацию графика энергетических обследований и подготовку экспертов осуществляет региональное управление Госэнергонадзора.
Исполнители: ТУ Госэнергонадзор.
Сроки: по графику.
— Внедрение средств учета, контроля и статистического наблюдения за потреблением энергоресурсов. Недопустимо низкий уровень оснащенности средствами учета энергоресурсов (тепловой энергии, газа и др.) требует разработки, проектирования, изготовления, установки, эксплуатации и обслуживания приборов, наиболее успешно зарекомендовавших себя в регионе. Введение дифференцированных тарифов на электроэнергию и тепло предполагает оснащение потребителей системами автоматизированного учета или многотарифными счетчиками.
Исполнители: ЦСМ, Госэнергонадзор, предприятия. Сроки: 2-3 года.
— Технические мероприятия с высоким уровнем эффективности. Мероприятия высокой энергетической эффективности, как правило, обеспечивают значительный эффект энергосбережения при малом сроке реализации и при малых затратах. По существу, это чаще всего «эффект первого шага». Они не всегда лежат на поверхности и требуют серьезной научно-инженерной разработки. Но как раз эти мероприятия обеспечивают лучшую пропаганду энергосбережения.
Исполнители: Госэнергонадзор, предприятия, Центр энергосбережения.
Сроки: по мере разработки мероприятий.
Рейтинговая система экспертизы энергосберегающих мероприятий
Предложения по внедрению энергосберегающих мероприятий на предприятиях и организациях региона с целью выбора приоритетных проходят экспертизу по следующим признакам:
При этом рейтинг предложений определяется как
где Р — итоговый рейтинг предложения; Пi — показатель полезности предложения; Кв — весовой коэффициент группы показателей, ∑Кi = 1. Полезность предложения по каждому признаку оценивается в баллах (от 0 до 10). Большее значение соответствует большей полезности.
Для каждого признака показателями следует считать: Экономический признак: (KB1 = 0,3)
— выгода от внедрения «Предложения»;
— ущерб от недоотпуска продукции, связанный с отключением оборудования на время перевода на новый технологический процесс (замены устаревшего оборудования) (считается со знаком «минус»).
Технологический признак: (КВ2 = 0,3)
— замена основного оборудования;
— замена вспомогательного оборудования;
— установка учета расхода тепловой и электрической энергий. Организационно-технологический признак: (КВ3 = 0,2)
— «Предложение» по реорганизации технологического процесса на предприятии;
— «Предложение» связано с реорганизацией системы управления на конкретном предприятии или отдельном подразделении предприятия;
— «Предложение» связано с проведением мероприятий по реконструкции основного производства;
— «Предложение» связано с проведением мероприятий по реконструкции вспомогательного производства.
Экологический признак: (КВ4 = 0,1)
— «Предложение» связано с улучшением экологической ситуации на предприятии (основном производстве);
— «Предложение» позволяет решить вопросы «нагрузки» экологического характера на региональном уровне;
— «Предложение» при его реализации решает проблемы экологической безопасности региона (территории).
Эргономический признак: (Кв5 = 0,1)
— «Предложение» способствует улучшению условий труда на конкретном предприятии (подразделении предприятия);
— «Предложение» способствует улучшению условий труда в целом по отрасли;
— «Предложение» способствует улучшению общего вида производственных помещений.
1. Региональный вектор энергосбережения, региональный подход к энергосбережению складывается из многочисленных векторов подобно параллелограмму сил и позволяет сформировать эффективную программу энергосбережения. Генеральная цель программы, основные целевые установки и задачи формулируются в основных направлениях деятельности органов управления региона — социально-экономической, правовой, информационной, научно-технической и др.
2. Разработанный алгоритм формирования задач программы, основанный на сопоставлении этапов жизненного цикла каждого энергоресурса и частных функций управления, позволил скомплектовать полновесный пакет задач управления энергосбережением, отвечающих поставленным целям.
3. Реализация региональной программы энергосбережения, построенной на основе сформулированной иерархии целей, осуществляется через создание нормативно-правовой базы, совершенствование производственно-экономических отношений, бюджетно-кредитной, инвестиционной, тарифной политики и иных механизмов энергосбережения.
4. Успешная разработка и реализация программы энергосбережения региона осуществлена благодаря своевременно сформированной и четко функционирующей структуре управления программой, содержащей устойчивое центральное звено и развитую периферийную сеть.
5. Разработанная система экспертизы и рейтинга энергосберегающих проектов программы энергосбережения позволила отобрать для внедрения проекты организационных и технических мер с высоким уровнем энергетической и экономической эффективности.
Источник: studfile.net
Программы энергосбережения
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» программу энергосбережения должны разрабатывать:
Организации с участием государства или муниципального образования
- государственные учреждения,
- муниципальные и районные администрации,
- школы и дошкольные образовательные учреждения,
- больницы и поликлиники.
Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности,должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- организации коммунального комплекса
- субъекты естественных монополий,
- организации, осуществляющие
- горячее водоснабжение
- холодное водоснабжение или водоотведение
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯтий
Программа энергосбережения учреждений, государственных и муниципальных предприятий организаций должна состоять из:
- паспорта программы,
- сведений о целевых показателях программы и
- перечня энергосберегающих мероприятий.
Паспорт программы энергосбережения должен состоять из
- общих данных об организации,
- целей и задач программы,
- перечня целевых показателей программы,
- сроков реализации программы,
- источников финансирования
Целевые показатели программы энергосбережения должны быть рассчитаны основываясь на методике утвержденной в приказе Минэнерго №399 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей».
Скачать приказ можно здесь.
Энергосберегающие мероприятия должны быть разработаны по форме утвержденной в приложении №3 части 1 к приказу Минэнерго №399 и состоят из
- наименования мероприятия,
- источника финансирования энергосберегающего мероприятия и
- планируемой экономии в рублях и натуральном выражении в разбивке по годам всего срока действия программы.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ДЛЯ регулируемых ПРЕДПРИЯТИЙ
Разработка программ энергосбережения
Программа энергосбережения для регулируемых предприятий
Программа энергосбережения для регулируемых организаций должна состоять из
- паспорта программы,
- сведений о целевых показателях программы,
- перечня энергосберегающих мероприятий и
- пояснительной записки.
Паспорт программы энергосбережения должен состоять из
- общих данных об организации,
- основания для разработки программы,
- сроков реализации программы,
- планируемых затрат на реализацию программы по энергосбережению,
- фактического и планируемого потребления энергоресурсов в тоннах условного топлива и рублях после реализации программы.
Энергосберегающие мероприятия должны быть разработаны по форме утвержденной в приложении №3 части 2 к приказу Минэнерго №398 и состоят из:
- наименования мероприятия,
- объемов планируемого выполнения с разбивкой по годам действия программы,
- планируемой экономии энергоресурсов с разбивкой по годам действия программы,
- показателей экономической эффективности программы по энергосбережению,
- срока амортизации,
- планируемых затрат с разбивкой по годам действия программы и
- источника финансирования.
Пояснительная записка должна содержать расширенные данные об организации и программе энергосбережения в соответствии с пунктами указанные в приказе минэнерго №398
ОТЧЕТНОСТЬ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Один раз в год государственные организации, учреждения, муниципальные организации и регулируемые организации должны составлять отчетность о выполнении программы энергосбережения за предыдущий год.
Отчетность формируется на бумажном носителе и состоит из
- Отчета о достижении целевых показателей программы энергосбережения.
- Отчета о реализации мероприятий по энергосбережению.
- Формы мониторинга реализации программы энергосбережения, которую необходимо заполнять только регулируемым организациям.
Отчетность формируется на основании форм утвержденных в приказе Минэнерго №398.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Помимо вышеперечисленных федеральных требований, программа энергосбережения регулируемой организации должна соответствовать региональным требованиям.
Региональные требования к программам энергосбережения устанавливают:
- комитеты по ценам и тарифам,
- департаменты экономической политики и
- региональные энергетический комиссии.
Требования могут значительно отличаться в зависимости от региона.
Как правило, в требованиях указаны следующие пункты:
- Перечень организаций, которые обязаны разработать программу энергосбережения.
- Перечень обязательный мероприятий.
- Перечень обязательный целевых показателей.
Разрабатывая программу энергосбережения регулируемой организации, необходимо учитывать как региональные так и федеральные требования.
Если вам нужна консультация, или необходимо разработать программу по требованиям РЭК или комитета по ценам и тарифам,
звоните 8(962)862-46-30
Разрабатываем программы энергосбережения для всех регионов РФ.
Источник: energohelper.ru
ЭнергоПартнер
Наша компания предлагает услуги по разработке программ энергосбережения и обладает необходимым допуском для проведения данных видов работ. Является членом СРО и имеет необходимый приборный парк, который используется при разработке программы энергосбережения.
Программа разрабатывается в соответствии с формой указанной в приказе Минэнерго № 398:
- Паспорт программы энергосбережения бюджетного учреждения или организации
- Целевые показатели программы
- Мероприятия по энергосбережению
Программа разрабатывается на период 3-5 лет и содержит в себе ежегодный план снижения потребления энергетических ресурсов.
Снижение потребления энергоресурсов по каждому виду:
- электрическая энергия,
- тепловая энергия,
- газ,
- К.П.Т.
- моторное топливо,
- вода
По итогам года составляется отчет, в который вносятся целевые и фактические показатели, реализации мероприятий.
Источник: energo-partner.ru