Понятие «непрерывное образование». Смысл непрерывности образования состоит в постоянном творческом обновлении, развитии и совершенствовании каждого человека на протяжении всей жизни. Это один из ведущих принципов современного образования.
Современная социально-экономическая ситуация вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться, прибегая к вариативным моделям получения необходимого образования. Сегодня десятки стран мира ищут и реализуют свои модели непрерывного образования. Центральной идеей модернизации российского образования в одноименной Концепции названо обеспечение непрерывности процессов образования в сочетании с инновационными преобразованиями практически всех его сторон.
В непрерывном образовании человека в течение всей жизни дошкольный и школьный периоды призваны играть роль базового звена.
Именно они должны дать человеку необходимый уровень развития, приобщить к культуре. Обучение взрослых — это уже верхушка айсберга, его основание — в детстве. С позиций такого подхода становится очевидной бессмысленность ориентации образовательных процессов на знаниевую парадигму или так называемые запросы общества, и наоборот, становится актуальной идея личностного развития обучающегося в процессе образования, овладения им способами преобразования действительности, средствами и методами самообразования.
6 ГОЛОВОЛОМОК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, КОТОРЫЕ НЕ РЕШАТ ВЗРОСЛЫЕ
Другими словами, построение системы непрерывного образования потребует переосмысления целей и функций образования как системы с уточнением целей и функций каждого элемента системы и связей между ними, а в перспективе — коренной перестройки всего содержания образования. Последнее касается, прежде всего, переналадки организационных основ образования, устранения противоречий, обусловленных корпоративностью, ведомственной разобщенностью образовательных структур, их замкнутостью и самоизоляцией во многих аспектах их деятельности: содержательном, организационном, кадровом и др.
Понятие «непрерывное образование» рассматривается в трех следующих аспектах:
- 1) по отношению к личности;
- 2) по отношению к образовательным программам;
- 3) по отношению к организационной структуре образования.
Непрерывность образования по отношению к личности означает возможность образовательного маневра «по горизонтали» (ученик может перейти из одной образовательной организации в другую) или «по вертикали» (возможность, переходя на другой уровень образования, изменить его направленность) исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических условий. Непрерывность по отношению к образовательным программам означает включенность личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития, а также как преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому.
Таким образом, непрерывность образования должна обеспечить возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения.
Сбой системы образования. Что не так со школой? Чему учат в школе и как школа плодит жертв ЕГЭ?
Понятие «вариативность образования». Вариативность образования заключается в его способности соответствовать потреб ностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Термин «вариативность» употребляется как по отношению к системе образования в целом, так и по отношению к образовательному процессу в образовательной организации. Это свойство (способность) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. Реализация вариативности осуществляется различными способами:
- — через создание многообразия образовательных программ и реализующих их образовательных организаций;
- — посредством многообразия и гибкости учебных программ, модулей, учебников;
- — возможностью выбора программно-методического обеспечения, индивидуальных образовательных технологий.
Вариативные образовательные программы образовательные организации разрабатывают самостоятельно, ориентируясь на ПрООП.
Вариативность дошкольных и школьных программ позволяет обеспечить непрерывность образования по горизонтали и по вертикали (рис. 5.3).
Начальное общее образование
Основное общее образование
Рис. 5.3. Вариативность общего образования
Непрерывность образования по горизонтали означает, что на определенном уровне образования для обучающегося существует реальная возможность выбора основной и (или) дополнительной образовательной программы. Это актуализирует психолого-педагогические проблемы адекватного выбора программ, например, следующие: как влияет на развитие ребенка каждая из программ? Какой тип образования она обеспечивает? Насколько отвечает она возрастным нормам развития ребенка, его образовательным запросам и возможностям? И т. д.
Обеспечить непрерывность образования по вертикали означает, прежде всего, создание системы преемственных основных образовательных программ различного уровня. При этом также возникают нетривиальные психолого-педагогические проблемы: к какой программе или к какой школе и насколько адекватно в действительности готовит та или иная программа дошкольного образования?
Какой тип и уровень развития она обеспечивает? Обеспечено ли продолжение той или иной образовательной программы начальной школы в основной? Какие профессиональные кадры необходимы для реализации каждой из программ? Возможность для личности построить собственную образовательную траекторию при передвижении обучающегося с одного уровня на другой помогают дополнительные образовательные программы.
В ст. 63, 64, 66, 67 Закона № 273-ФЗ раскрыты роль каждого уровня образования, а также вопросы преемственности и организации образования по программам дошкольного образования и НОО.
Программы дошкольного образования [1]
- • Образовательная программа дошкольного образования «Березка» (авторы С. А. Трубицына, В. К. Загвоздкин, О. Ю. Вылегжанина, Т. В. Фишер, Т. А. Иконникова, К. И. Бабич).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» (под редакцией И. Е. Федосовой).
- • Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (автор Н. В. Нищева).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — дом радости» (автор Н. М. Крылова).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» (под редакцией Е. А. Хилтунен).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой).
- • Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» (под редакцией Р. Н. Бунеева).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» (под редакцией О. Л. Соболевой, О. Г. Приходько).
- • Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под редакцией Л. В. Лопатиной).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» (под редакцией Г. Г. Кравцова).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» (под редакцией Л. А. Парамоновой).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» (под редакцией Т. Н. Дороновой).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» (под редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» (авторы В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева).
- • Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» (под редакцией Н. В. Микляевой).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания» (под руководством Т. С. Комаровой).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» (под редакцией Е. Г. Юдиной).
- • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Первоцветы» (под редакцией Н. В. Микляевой).
- • Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1—3 года) «Первые шаги» (авторы Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» (под редакцией Е. В. Соловьевой).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» (под редакцией А. И. Булычевой).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета», ч. 1—2 (под редакцией Е. А. Хамраевой, Д. Б. Юматовой).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Ступеньки к школе» (авторы М. М. Безруких, Т. А. Филиппова).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» (под редакцией В. Т. Кудрявцева).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Успех» (под редакцией Н. В. Фединой).
- • Образовательная программа дошкольного образования «Феникс» (А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский).
Программы начального общего образования
В начальном образовании сегодня разработано несколько педагогических систем, отвечающих требованиям ФГОС.
- • «Школа России».
- • «Начальная школа XXI века».
- • «Гармония».
- • «Школа 2100» [2] .
- • «Ритм».
- • «Перспективная начальная школа».
- • «Классическая начальная школа».
- • «Планета знаний».
- • «Перспектива».
- • Развивающая система Л. В. Занкова.
- • Развивающее обучение Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и др.
Помимо перечисленных существуют и так называемые альтернативные педагогические системы, среди которых наиболее известны педагогическая система М. Монтессори и педагогическая система Вальдорфской школы. Известны и другие педагогические системы, в частности, системы некоторых частных школ.
При этом важно иметь в виду следующее. Школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана выполнять ФГОС. Если школа не выполняет ФГОС, то она не имеет государственной аккредитации, а потому не может выдать своим выпускникам документы государственного образца об окончании ими уровня образования, что затруднит поступление на следующий уровень образования (это же относится и к получению обучения в форме семейного образования или самообразования). Однако по различным причинам некоторые родители предпочитают выбирать именно такой путь получения образования для своих детей. Завершая обучение в неаккредитованной школе, ребенку предстоит пройти итоговую аттестацию в аккредитованной образовательной организации («экстернат») .
У каждой из педагогических систем есть свои особенности, но в целом системы делятся на традиционные и развивающие. Это условное деление, поскольку все они нацелены на развитие обучающегося.
В общих чертах можно сказать, что данные виды систем отличаются подходом: традиционные системы в большей степени реализуют объяснительно-иллюстративный подход к образованию ребенка, развивающие — деятельностный. Все названные выше системы ориентированы на единый образовательный стандарт, однако способ подачи информации и приоритеты у каждой системы свои. Они отличаются программами по предметам, степенью загруженности ребенка, вовлеченности родителя в процесс обучения, а также общей сложностью. Для каждой системы предлагается свой учебно-методический комплекс, включающий комплекты учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по всем предметам.
Каждая школа имеет право взять за основу ту или иную систему и на ее основе разработать свою образовательную программу (конечно, при этом ориентируясь на Примерную основную образовательную программу).
- [1] В «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования», одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 № 2/15) рекомендуется образовательным организациям при разработке своей образовательной программы использовать образовательные программы, размещенные на сайте Федерального института развития образования (URL: http://www.firo.ru/7page_id = 11684).
- [2] В 2017 г. в федеральный перечень учебников «Школа 2100» не вошла, УМК «Гармония» исключен из федерального перечня учебников в 2016 г.
Источник: studme.org
13. Виды образовательных программ в начальных классах
стоящее время в системе начального образования функционируют разнообразные виды образовательных программ, среди которых наиболее востребованными являются следующие:
Дидактическая система Л.В. Занкова.
Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.
Основные принципы:
1. Высокий уровень трудности.
2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
4. Осознание школьниками хода умственных действий.
5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
7. Развитие каждого учащегося класса.
Суть технологии:
— Урок имеет гибкую структуру.
— На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации.
— Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.
— Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.
Дидактическая система Л.В. Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.
Развивающая программа Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников.
Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия.
Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-х — 90-х годах XX столетия.
Основные принципы:
• дедукция на основе содержательных обобщений;
• теоретическое содержательное обобщение;
• восхождение от абстрактного к конкретному;
Особенности технологии:
— Отрицание концентрического построения учебных программ.
— Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.
— Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.
— Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей.
— Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.
-На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором – проблемное обучение.
Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.
Программа «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, О.Т.
Поглазова, Н.М. Конышева).
Первой особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).
Третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.
«Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно-методического комплекта.
Программа «ШКОЛА 2000. » — «ШКОЛА 2100» (Л. Г. Петерсон, Р.Н. Бунеев).
В основу данной образовательной программы положены следующие педагогические принципы.
А. Личностно ориентированные принципы.
1. Принцип адаптивности.
2. Принцип развития.
3. Принцип психологической комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы.
1. Принцип картины мира.
2. Принцип целостности содержания образования.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип смыслового отношения к миру.
5. Принцип ориентировочной функции знаний.
6. Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно-ориентированные принципы.
1. Принцип обучения деятельности.
2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
3. Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).
4. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
5. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Данные образовательные программы за последнее 10 лет позволили решить следующие задачи:
— сформулирована современная дидактическая система;
— решена проблема преемственности и непрерывности между всеми звеньями образовательного процесса;
— разработана и построена внутри системы методика формирования средствами предметов функциональной грамотности;
— построена система, формирующая информационную грамотность, не только на предмете «Информатика», но сформированы навыки общения с информацией на всех других предметах;
— создан комплект учебников.
Программа «Школа России».
Данная образовательная программа для начальной школы имеет следующие отличительные черты:
1. Сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего мышления.
2. Представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение.
3. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный язык.
4. «Школа России» — школа духовно нравственного развития.
5. Учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы.
6. Дифференциация обучения, развитие личности каждого ребенка, снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.
Источник: studfile.net
Все программы обучения. Начальная школа
В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
В рамках одной школы могут применяться разные программы. Вне зависимости от программы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех пограммах, но не являются обязательными для изучения.
Школа России
Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Школа России — это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения — то, что она устарела. Это далеко не так.
Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
Программа «Гармония»
Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика 3 класс), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах.
В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Плюсы этой программы: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.
Начальная школа XXI век
Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей.
С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является — научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)
Школа 2100
Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной в нашем регионе. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования.
По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.
Источник: debotaniki.ru