Радиожурналистика — это вид журналистской деятельности, который основан на применении технических средств радиовещания.
Классификация жанров радиожурналистики
Жанры радиопередач определяются спецификой радиоканала (радиостанции) и формой речевой коммуникации. Ряд жанров в эфир попали из простого общения в быту, видоизменились, стали более многогранными и сложными. В каждом жанре радиожурналистики есть направленность на аудиторию, на слушателя, и в процессе изучения жанров это необходимо учитывать. Проявляется это и регулятивными приемами, и прямыми обращениями.
Жанры радиожурналистики подвижны и между ними практически отсутствуют границы. Поэтому довольно часто бывает сложно точно определить жанр какого-либо материала.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Различные жанры имеют много общего в печатной прессе, на телевидении и на радио. Объединяет их то, что журналистика тем или иным образом всегда формирует и отражает общественное мнение. Однако несмотря на это определенные жанры имеют свои особенности – достоверность, выразительность, оперативность и т.д. Особенности эти зависят главным образом от технических ресурсов радиостанции и от их творческого применения. Жанры радиожурналистики, в зависимости от функционально-предметного признака, делятся на следующие группы:
Авторская программа на радио. Работа на радио./ VideoForMe — видео уроки
- Информационные: радиообзоры печати, радиосообщение, радиоинтервью, информационная корреспонденция, радиорепортаж;
- Аналитические: радиоинтервью, радиорепортаж аналитического содержания, радиорецензия, радиобеседа, журналистское расследование;
- Документально-художественные: радиоочерк, радиозарисовка, радиорассказ и т.д.
Также жанры радиожурналистики классифицируются в зависимости от формы звучания:
- Монологические – вещание одного человека: сообщение, отчет, комментарий, обзор;
- Диалогические: интервью, беседа, дискуссия и т.д.;
- Синтетические: репортаж, очерк, фельетон и т.д.
«Жанры радиопередач»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Как видно из классификации, какие-то жанры не имеют четкого закрепления в одной группе, и между ними отсутствуют четкие границы. Атрибуты одних жанров также могут быть присущи другим, а небольшие жанры входят в состав более сложных по структуре и более объемных жанров.
Взаимодействие между жанрами проявляется в наиболее распространенных информационных жанрах – репортажа и интервью. В каждом из них присутствуют элементы обзоров, зарисовок, комментариев. Поэтому вполне естественно, что они пересекаются между собой. Например, репортаж включает в себя фрагменты интервью, делающие материал более интересным и разнообразным, четче обрисовывают слушателю ситуацию и обеспечивают речевое разнообразие.
Все публицистические жанры в любом случае в какой-то степени связаны с художественной организацией текста. В информационное сообщение они входят только в зачаточном состоянии. А в процессе того, как усложняются задачи и их воплощения, используется все больше различных художественных приемов.
Особенности распространения радиоволн [ РадиолюбительTV 16]
Система определения жанров радиопередач склонна со временем меняться. Например, наблюдается тенденция к снижению популярности письменных текстов и к росту популярности живого общения, импровизации, разговорной речи. Развитие и функционирование жанров радиожурналистики само по себе – сложный процесс. На него существенно влияет политика, история, социальная жизнь и потребности аудитории. Это связано в том числе и с ролью радио в системе СМИ.
Трансформация жанров радиожурналистики происходит по мере освоения новых технических возможностей и в ходе изменения отношений с аудиторией.
Краткая характеристика жанров радиожурналистики
Определение 2
Интервью в своем первоначальном значении – это беседа журналиста (ведущего, репортера) с известной личностью, специалистом, ученым и т.д. во время которой журналист задает вопросы, направляет беседу, подсказывает темы, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.
Пресс-конференцию нельзя относить к интервью, так как:
- Заявления на пресс-конференции имеют публичный характер;
- Вопросы журналистов на пресс-конференции друг с другом не связаны, поэтому невозможно создать единый материал для цельного радиовоспроизведения.
В зависимости от того, какая задача стоит перед журналистом, различается интервью-мнение и интервью-факт. В интервью-факте важной и необходимой является информация, которой обладает интервьюируемый. В интервью-мнении речь может идти о чем-то общеизвестном, но при этом интервьюируемый имеет право на разъяснения, оценку, прогнозы и т.д.
В зависимости от цели и способа ее достижения интервью подразделяется на следующие разновидности:
- Протокольное – для получения официальных разъяснений по вопросам политики государства;
- Информационное – для получения определенных мнений и сведений;
- Интервью-портрет – для всестороннего раскрытия личности собеседника;
- От интервью происходят беседа, дискуссия, пресс-конференция.
Определение 3
Репортаж – это жанр радиожурналистики, в ходе которого рассказ журналиста прерывается высказываниями участников события, записанными на месте.
Репортаж является хорошим способом драматургического построения материла и дает возможность представить слушателям разные точки зрения.
Комментарий относится к аналитической журналистике, так как его цель – не простое информирование о событиях, а выявление причинно-следственных связей между событиями и прогнозирование. Основу комментария составляет авторский анализ и авторская оценка фактов.
Обозрение – это один из наиболее устойчивых жанров радиожурналистики. Обозрение строго фактологично, факты при этом отобраны и сгруппированы в соответствии с авторской концепцией. Обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, выделяет общее, вскрывает взаимосвязь фактов и делает выводы. Как правило, обозрение шире, чем комментарий.
Радиоочерк – пограничный жанр между художественным рассказом и документальным исследованием. В отличие от радиоинформации, здесь на первом плане человек как субъект действия. Самым распространенным видом очерка является портретный. Еще одна разновидность, тоже исходящая из литературной традиции – путевой очерк.
Кроме перечисленных, существует множество других жанров радиожурналистики.
Источник: spravochnick.ru
Виды программ на радио
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Конспект. Жанры радиожурналистики
- Apr. 30th, 2009 at 4:34 PM
Информационные жанры
Радиосообщение. Информационное радиосообщение соответствует заметке в периодической печати. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Как и заметка в газете, радиосообщение должно отвечать на главные вопросы: кто? что? когда? где? Возможны и дополнительные вопросы: как? каким образом?
Главная характеристика радиосообщения – оперативность.
Информационный радиорепортаж – самый характерный жанр вещания. В нем присутствуют все сильные стороны информационного радиосообщения – оперативность, актуальность, емкость текста, а также элементы публицистики – оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание.
Основные жанровые признаки радиорепортажа – документальность, достоверность, оперативность – базируются на актуальной информации. Задача радиорепортажа – отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события.
Репортаж связан с временным материалом, отсюда его событийность, новизна, динамичность. Чаще всего радиорепортаж посвящается актуальному, общественно-значимому событию, представляющему интерес для значительной части аудитории (например, запуску космического корабля, открытию выставки, спортивному состязанию, интересному представлению, фестивалю и т.д.).
Радиорепортаж может быть событийным, проблемным и познавательным.
Проблемный репортаж начинается обычно с места какого-либо действия. Проблема в таком репортаже ставится и рассматривается на информационных фактах.
Познавательный репортаж может содержать только информацию, может затрагивать проблему, но главная его цель – познакомить слушателей с тем новым, интересным, что делается в науке, в медицине, производстве и пр. Адреса таких репортажей – лаборатория, кафедра вуза и т.п.
Радиоинтервью представляет собой коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Цель этого жанра – получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. В основе жанра – чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой.
Специфика радиоинтервью заключается в том, что корреспондент записывает материал на пленку или передает его сразу в эфир. Это живой, звучащий разговор. Радиоинтервью рождается во время проведения разговора.
Интервью в основе своей информационный жанр, но возможно интервью и с элементами анализа, в котором дается оценка ситуации, проблемы.
Интервью-портрет дает более полное представление о человеке. В таком случае оно может длиться до 20 минут, содержать вопросы, направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие личности героя. В интервью-портрете журналист помогает раскрыться своему собеседнику.
К информационным видам интервью относятся протокольное интервью, интервью-диалог, анкета, пресс-конференция.
Протокольное интервью несет официальную информацию о встрече политического деятеля в аэропорту, на вокзале, интервью с представителями власти по поводу какого-нибудь торжества, о том или ином событии. Вопросы такого интервью обычно стандартны и известны заранее.
Интервью-диалог – встреча журналиста с одним человеком или с группой собеседников. Это классическое интервью.
Интервью-анкета предполагает оперативный экспресс-опрос на улицах города, в залах заседаний, концертных залах, в фойе театра, на стадионе и т.п. Как правило, задается один вопрос. Например: «Чем знаменателен был для вас уходящий год?» или «Что вы ждете от Нового года?» Вопрос в интервью-анкете должен быть актуальным и интересным для широкого круга слушателей.
Пресс-конференция проводится с участием представителей различных средств информации. Для радиожурналиста наиболее трудна сама ее запись. Технические возможности фиксации вопросов в зале и ответов тех, кто проводит встречу здесь, намного сложнее.
Радиоотчет имеет целью дать слушателям представление о содержании, развитии события, передать его самые важные элементы. Журналист обычно записывает весь ход того или иного события на пленку, а затем выбирает наиболее важные моменты, а часть информации пересказывает своими словами, называя самых значительных персон (по социальному статусу, авторитету, административному положению), выбирая наиболее значительные и интересные фрагменты.
Обзор печати – это информационный материал, который преследует несколько целей:
— довести до сведения аудитории основные проблемы политической, социальной, экономической, культурной и спортивной жизни страны или отдельного региона, на который вещает станция;
— представить многообразие точек зрения на эти актуальные проблемы;
— обозначить наиболее дискуссионные вопросы, поднятые в прессе, по возможности сопоставляя разные мнения с собственной позицией радиожурналиста и его редакции;
— проинформировать аудиторию о наиболее сенсационных материалах, опубликованных в той или иной газете или журнале;
— выполнить откровенно рекламную функцию, привлекая внимание слушателей к какому-либо конкретному изданию.
Следует отметить, что обзоры бывают и чисто рекламного характера, когда в эфир идут лишь «завлекательные» заголовки и очень короткие аннотации к материалам с открытым призывом к аудитории: «. вы узнаете об этом, если прочитаете сегодняшний номер такой-то газеты или такого-то журнала».
Как правило, внимание обозревателя распределяется между несколькими изданиями, и в своем материале он опирается на публикации разных авторов, иногда объединяя их по тематическому или адресному признаку, а иногда, напротив, подчеркивая многообразие проблем, которым отданы страницы прессы.
Информационная радиокорреспонденция. Предмет радиокорреспонденции – конкретный материал, который составляет существо события, отношения между людьми в определенной ситуации, коллективе, складывающиеся в результате их деятельности.
Метод – изучение ситуации, сбор материала на месте из разных источников, отбор наиболее важных и значительных фактов, раскрывающих суть дела, их описание, записи людей, которые находятся в поле зрения журналиста в связи с исследованием ситуации, рассказы очевидцев, монтаж всех компонентов в единый текст.
Простейший вид информационной радиокорреспонденции – сообщение подробностей события с элементами его комментария. Такие материалы часто звучат в выпусках новостей. Информационная программа требует лаконичности, жесткого отбора фактов, деталей. Все дополнительные сведения должны раскрывать то, что произошло, помогать слушателю получить более полное представление о случившемся.
В информационной радиокорреспонденции роль автора заключается в основном в отборе добытых фактов, литературном изложении произошедшего. Журналист здесь занимает наиболее активную позицию. Кроме того, что он композиционно выстраивает материал, он непосредственно высказывает свое отношение к тому, о чем рассказывает. Поэтому у микрофона, как правило, выступает сам автор.
Информационная радиокорреспонденция в зависимости от конкретных целей может приобретать репортажный или зарисовочный характер, но в любом случае – основу материала составляет информационное наполнение.
Радиокорреспонденция может включать в себя элементы репортажа, интервью, комментария, зарисовки. Целесообразность обращения к ним определяется задачей выступления журналиста, характером события и собираемого материала.
Аналитические жанры
Корреспонденция характеризуется рядом признаков, по которым ее можно отнести и к информационным, и к аналитическим жанрам, ибо она выполняет как информационную, так и публицистическую функции. Грань здесь определяется степенью обобщений и выводов, которые являются непременным элементом этого жанра и вытекают из подробного описания сущности и характера события и его оценки журналистом. Эти обобщения и выводы в корреспонденции гораздо шире, чем в информационной заметке.
По времени звучания в эфире (как правило, не менее полутора-двух минут) и, следовательно, по объему сообщаемого материала корреспонденция превосходит информационную заметку.
При освещении важных событий корреспонденты радио часто направляют в редакции два варианта сообщений: информационную заметку и корреспонденцию, которая используется не только в выпусках «Последних известий» и других новостных программах, но и во всевозможных обзорных передачах, содержащих хронику дня, недели, месяца. Переданная в редакцию по проводам или посланная в записи на пленку корреспонденция содержит более полное и более убедительное освещение события.
Радиокорреспонденцию у микрофона, как правило, читает сам автор. Именно авторское чтение придает фактам, о которых идет речь, личностную окраску, усиливая эмоциональное воздействие на аудиторию. Слушатели понимают, что о событии им рассказывает непосредственный очевидец, и это увеличивает их доверие к материалу.
Близка по форме к корреспонденции т.н. «комментированная новость» – небольшой по размеру информационный материал, в котором не только сообщается факт, характеризующий сущность события, но и содержится его оценка. Комментированная новость состоит из двух составных элементов: информационного сообщения о факте и мнения о нем автора сообщения – обозревателя, комментатора. Вторая, комментирующая, часть вводится в текст различными способами, например с помощью слов «Наш корреспондент сообщает, что. ». Эта разновидность корреспонденции также чрезвычайно ценна для информационной службы, т.к. позволяет сразу же за сообщением о факте разъяснить его значение, что помогает слушателю понять сущность факта, уяснить себе его место в цепи других фактов и событий.
Радиокомментарий – это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста, о событии, явлении, факте. В отличие от интервью, где журналист выступает как представитель группы слушателей и предлагает компетентному лицу ответить на те вопросы, которые, как он предполагает, интересуют аудиторию, в комментарии журналист или специалист высказывает свое мнение, сообразуясь с тем, что он сам считает важным в событии и о чем, по его мнению, необходимо проинформировать слушателя.
По способу включения комментария в программу вещательного дня можно выделить два его вида – краткий комментарий, входящий как составной элемент в ту или иную сложную передачу (например, в выпуск новостей, в обозрение, подытоживающее наиболее важные события прошедшего дня, недели, месяца) и комментарий, являющийся самостоятельной передачей (или определенной законченной структурной частью программы).
По содержанию радиокомментарии разделяют на событийные и проблемные.
Для событийных комментариев характерно изложение одной основной, ведущей идеи и обычно единый подход к ее анализу. Его объем, как правило, составляет 2-4 минуты.
В проблемном комментарии при одной основной теме возможна разноплановая аргументация. В прямой зависимости от такой более сложной структуры находится и объем проблемного комментария, который занимает 5-10 минут.
Назначение проблемного комментария – рассмотреть важную социальную проблему, затрагивающую интересы группы людей или всей страны в целом; исследовать широкую панораму событий, действий отдельных граждан, государственных учреждений, партий или правительства, при этом глубоко анализируя факты.
Одна из модификаций жанра, соединяющая качества событийного и проблемного комментария, – реплика. Реплика посвящена животрепещущей проблеме и окрашена в откровенно сатирические тона. Она занимает в эфире максимум 1,5-2 минуты. Как правило, с репликой выступают известные, авторитетные публицисты, умело соединяющие остроту стиля и бескомпромиссный подход к проблеме.
Радиобеседа обычно существует в сетке вещания в качестве отдельной рубрики или в структуре комбинированной формы радиожурналистики – «канала», «блока», радиожурнала, радиогазеты и т.п. Своеобразие радиобеседы, ее эстетические и структурные признаки обусловлены тем, что в отличие от интервью, репортажа и комментария здесь используется только одно выразительное средство радиожурналистики – звучащая речь.
Любая беседа предполагает ситуацию речевого общения – разговора, в котором принимают участие собеседники. Данный жанр радиожурналистики потому и получил название радиобеседы, что ему свойственна эта ситуация, однако не в обычном, а в трансформированном виде. Специфика разговора у микрофона состоит в том, что, во-первых, собеседники не присутствуют физически в одном месте, а отделены друг от друга пространством; во-вторых, в процессе радиособеседования один из собеседников – автор, находящийся у микрофона, обращается с «диалогическим» монологом к радиослушателю, который мыслится как активный участник этого двустороннего контакта. Автор привлекает слушателей к участию в анализе своего материала.
Ток-шоу представляет собой жанр, в котором один или несколько приглашенных участников ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Тематика ток-шоу может быть практически любой по характеру: злободневной, касающейся острых проблем политики, экономики, культуры, спорта; развлекательной или просветительной.
По структуре ток-шоу могут представлять собой как жесткое противостояние ведущего и слушателей в течение всей передачи, так и своеобразный акустический коллаж, в котором диалог со слушателями сменяется музыкальными и литературными иллюстрациями, описанием биографии и карьеры гостя студии или просто концертным номером, напрямую не связанным с проблематикой программы.
Радиообозрение – это жанр, отличающийся свободой в подборе материалов, объединенных одной темой или единством времени или места. Содержанием радиообозрения могут быть самые разные по содержанию компоненты интервью, заметки, репортажи и даже небольшие радиоочерки и зарисовки, а также фрагменты из художественных произведений, звукозапись которых или произведена по трансляции из концертных и театральных залов, или сделана специально в радиостудии. Все эти материалы соединяет в структуре радиообозрения комментарий журналиста, как правило, специализирующегося в области данной тематики и проблематики.
Характерная особенность радиообозрения в том, что оно может включать в себя материалы, на первый взгляд далекие от основной темы, но соединенные с ней логическими, ассоциативными связями. Например, в обозрение «По театрам и концертным залам столицы», рассказывающее о премьерах на московской сцене, включается информация о фестивале русской драматургии в США или репортаж о том, как выпускники Щукинского училища при Театре им.Вахтангова открыли новый молодежный передвижной культурный центр на Дальнем Востоке.
Документально-художественные жанры
Радиоочерк представляет собой жанр, в основе которого лежат яркие случаи из жизни известных людей, описания событий, факты, однако в центре внимания всегда остается личность. Этот жанр призван отражать богатство внутреннего мира представляемого журналистом человека.
Текст радиоочерка интонационно богат; для создания эмоционального фона часто используются музыкальные композиции.
По предмету отображения, часто влияющему на сюжет, радиоочерк делят на три вида: путевой, проблемный и портретный. Путевой очерк чаще всего передает впечатления журналиста о фактах, явлениях, событиях, человеческих судьбах, наблюдаемых и анализируемых им во время путешествия. Путевые радиоочерки широко используются в программах, предназначенных для образовательных целей, в рассказах о стране и мире.
В проблемном очерке предметом исследования служит та или иная проблема, а материал журналиста может стать поиском путей ее решения.
Портретный очерк дает возможность представить конкретного человека в процессе становления его как личности посредством собственно авторского рассказа.
Следует отметить, что деление радиоочерка на три вида условно, т.к. в чистом виде он встречается редко. Чаще рассказ о человеке сочетается в нем с изучением какой-либо проблемы, исследование проблемы – с движением, путешествием, поиском. В каждом из трех случаев может быть выделен преобладающий аспект, но это не означает, что, например, в портретном очерке полностью отсутствуют такие элементы, как проблема, путешествие, поиск.
Радиофельетон – это сатирический жанр, высмеивающий порочные явления в общественной жизни. Он может включать в себя документальные записи с голосами героев, причем подбираются они так, что в столкновении друг с другом или с текстом автора создают комический эффект.
Документальная драма – это рассказанная журналистом история, сюжетную основу которой составляют факты, происходившие в действительности. В ней сохраняются подлинные имена участников описываемых событий, документальный материал вводится непосредственно в текст и звуковую ткань произведения.
В практике вещания утвердились два варианта этого жанра.
Первый – доку-драма – это социально значимая, имеющая общественное значение и достаточно глубоко психологически проработанная сюжетная история, цель которой – привлечь внимание к какой-либо проблеме или человеку. Эта история в реальной жизни имеет свое завершение, и очень часто реальный человек, о котором идет речь, сам выступает с послесловием к своей собственной истории, разыгранной актерами.
Вторая разновидность, которую чаще называют драма с открытым финалом, напротив, прерывается в момент кульминации события, о котором идет речь, с тем, чтобы слушатели сами сочинили и предсказали ее возможный финал.
Радиокомпозиция – это передача, структура которой включает в себя разнофактурные компоненты: литературный материал, музыку, звуковые документы и другие, объединяемые темой, автором или ведущим.
По исходным материалам можно выделить несколько наиболее распространенных типов радиокомпозиции:
— литературная – это композиция из стихов или прозаических отрывков одного или нескольких авторов на одну тему;
— литературно-музыкальная – композиция, в которой скрепляющим стержнем для литературных материалов становятся музыка, песни или фрагменты из симфонических произведений, соответствующие «настроению»;
— документальная композиция . Ее специфика состоит в том, что текст журналиста в ней занимает лишь незначительное место и время; внимание аудитории сосредоточивается не на словах автора передачи, а на документальных записях, из которых складывается ее своеобразный сюжет и композиция.
Разновидностью документальной радиокомпозиции является радиофильм – программа, построенная главным образом на документальных звукозаписях, которые складываются в самостоятельный сюжет и играют главную роль в решении нравственных и художественных задач, поставленных корреспондентом.
Источник: oleg-ushakov.livejournal.com
Особенности информационных жанров на радио и телевидении
Информационные передачи на радио функционируют в контексте вещательного дня. Для выражения всего многообразия общественной жизни, наиболее важных, актуальных, значительных фактов, событий, явлений действительности, для удовлетворения ожиданий, запросов аудитории и звучат в эфире различные типы информационных программ:
– информационные – выпуски новостей
В эфире звучат материалы следующих инф. жанров:
Радиосообщение. Информационное радиосообщение соответствует заметке в периодической печати. На основе радиосообщений строятся все выпуски новостей. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Как и заметка в газете, радиосообщение должно отвечать на главные вопросы: кто? что? когда? где?
Возможны и дополнительные вопросы: как? каким образом? Оперативность – важнейшее качество радио, поэтому значение информации падает, если по времени она отстает от события. В первую очередь это должны быть новости, представляющие всеобщий интерес: общественно-политическая и социальная жизнь страны, наиболее значительные события, происходящие за рубежом. Слушателя всегда привлекут новости, отражающие те стороны жизни людей, которые определяют его собственное бытие: проблемы образования, здравоохранения, воспитания детей, преступности, цены на товары и услуги. Самые важные характеристики радиосообщения – оперативность, событийность, новизна, актуальность, достоверность и конкретность.
В эфире звучат радиосообщения разных видов. Хроникальное радиосообщение отличается лаконизмом, информационной емкостью. Оно звучит 10–15 секунд. Это своего рода расширенный лид. Более развернутое сообщение обогащается описанием важных подробностей, деталей, содержит некоторые пояснения, примеры и обычно длится 30–40 секунд.
Особое значение приобретает здесь первая фраза, которая должна привлечь внимание аудитории.
Информационные жанры на ТВ отличаются от радийных визуальным дополнением к тексту. Так, к жанрам информационной журналистики принято относить репортаж, заметку (сюжет), интервью, отчёт.
Значит, заметка – информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. Первая – сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции.
При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающего, панораму по президиуму, несколько кадров слушающих, конспектирующих выступление участников встречи; вопрос с места – ответ с трибуны. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого на кино- или видеопленку и написании закадрового текста.
Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа. Текст должен быть лаконичным, но давать ответ на вопросы, которые могут возникнуть у зрителя. Здесь особенно важно, чтобы вербальная часть сюжета не дублировала видеоряд.
В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, “направляет” беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы. Лицо, дающее интервью (интервьюируемый), сообщает нечто новое, оригинальное, его материал, вносимый в интервью, представляет собой результат творческой деятельности, который охраняется авторским правом.
Информационное интервью имеет целью получение определенных сведений или мнений. Нередко журналист знает о предмете разговора не меньше (а то и больше) собеседника. Но важно, чтобы определенная информация прозвучала именно из уст последнего. Интервью-портрет — разновидность интервью, ставит целью всестороннее по возможности раскрытие личности собеседника.
Преимущественное значение зачастую приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. В этой разновидности интервью важен не только текст, нередко большее значение может иметь невербальная информация. Интервью-анкета проводится обычно для выяснения мнений разных людей по определенному вопросу. Иногда его называют экспресс-интервью ввиду краткости: 1-2 вопроса. Это, по сути, своеобразный телевизионный опрос общественного мнения.
Репортаж на ТВ выглядит выгоднее, здесь достигается максимальный эффект присутствия за счёт того что зритель не только слышит, но и видит всё происходящее. Телерепортаж максимально приближен к реальной действительности, объективен по сути своей, а с другой стороны, сущностным свойством жанра становится то, что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия.
К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом. В тематическом репортаже автор-журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения. Наконец, в условно называемом постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события.
Отчет. Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события.
Скажем, то или иное мероприятие полностью записывают на видео, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде. Нередко отчетом также называют прямую трансляцию того или иного официального события.
Источник: megaobuchalka.ru