Виды программ культурного развития

Регион представляет собой совершенно конкретный объект управления (от regire — править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке — режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и саморазвития.

Именно на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности территории.

Поскольку для Белоруссии характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, города, района, то разработка и реализация региональных культурных программ для каждой территории тоже очень индивидуальна и актуальна.

Региональные культурные программы — представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

36 ТЫСЯЧ ЛЕТ ЖИВОПИСИ ЗА 5 МИНУТ [ART I FACTS]

Культура же является условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Поэтому региональные программы в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.). Например, создание условий для возрождения и развития народных ремесел и промыслов может частично решить проблему занятости. Художественное объединение может стать средством решения социально-психологических проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит положительных социальных связей в других сферах бытия. Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.

Таким образом, программная деятельность в сфере культуры является сегодня новым и уже наиболее распространенным способом развития культуры, а также новым способом привлечения и аккумулирования денежных средств в социально-культурной сфере. Основами программной деятельности сегодня должен владеть каждый специалист, работающий в сфере культуры, обладать теоретическими знаниями и иметь практический опыт.

Цель курсовой программы — раскрыть основные направления разработки и реализации региональных культурных программ в Республике Беларусь.

раскрыть понятие и сущность региональной программы;

охарактеризовать основные этапы разработки региональных программ;

проанализировать опыт программной деятельности на примере Любанского района;

выявить основные направления развития региональных культурных программ в Любанском районе.

Лекция 1. Основы физической культуры и спорта

Объект исследования — региональные программы

Предмет исследования — направления развития региональных культурных программ в Любанском районе

Методы исследования — анализ литературных источников и документации, невключенное наблюдение

База исследования — региональные программы Любанского района.

Оглавление

— РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ КУЛЬТУРЫ .1 Региональная программа понятие, сущность

— Этапы разработки региональных культурных программ ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ ЛЮБАНСКОГО РАЙОНА

— Характеристика социокультурной ситуации в Любанском районе

— Основные направления развития региональных культурных программ в Любанском районе ЗАКЛЮЧЕНИЕ

— Список использованной литературы

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: региональная программа — это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства. Они обеспечивают эффективное решение задач общенационального, межтерриториального или важного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного и (или) экологического развития региона .

Читайте также:
Консультант плюс это база данных или программа для эвм

Список литературы

1. Беларуская культура сёння : гадавы агляд, 2010 / I.В.Анцiпенка ; пад агул. рэд. Т.I. Стружэцкага ; м-ва культуры Рэсп. Беларусь, Ин-т культуры Беларусi. — Мiнск : БДУ культуры i мастацтвау, 2011. — 144 с.

. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. — М.: Искусство, 1963. С.126 — 135.

. Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества : сб. ст.; / научн. ред. Э.В.Соколов. — Л. : ЛГИК, 1986. — 176 с.

. Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. — М.: Знание, 1989. — 84с.

. Глаголев, А.И. Экономические отношения в художественной культуре : / А.И Глаголев. — М. : Искусство, 1991. — Т.1. Западный опыт. — 311 с.

. Дзяржауная программа «Культура Беларусi» на 2011-2015 гады // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2011. — №11. — 5/33091.

. Есин, Р. Шаги сближения и доверия: межрегиональное сотрудничество / Р.Есин // Беларус. думка. — 2009. — №9. — С.58-63.

. Закон республики Беларусь 4 июня 1991 года №832-ХII. О культуре в РБ. — URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1894 Дата обращения: 26. 10. 2013

. Злобин, Н.С. Культура и общественный прогресс / Н.С. Злобин. — М. : Наука, 1980. — 303 с.

. Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991- №2. — С. 21-27.

. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. — 3-е изд., переруб. и доп./Л.Г. Ионин — М.: Логос, 2000 — с.19-24.

. Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс / Б.А. Исаев. — СПб. : Питер, 2007. — 224 с.

. Леонтьев А.Н. К теории развития личности/А.Н.Леонтьев — М., 1982 — с. 402.

. Мартынов, В. Поиск своего пути: становление белорусской культуры / В. Мартынов // Беларус. думка. — 2006. — №1. — С.122-126.

. Мицкович, К. Праздники и будни нашей культуры / К. Мицкович //Заря над Бугом. — 2003. — 16 июн. — С. 4.

. Народное образование и культура СССР в цифрах в 1974 г. М., 1975. С. 241-258.

. О Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2005г. №150 [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа : http://pravo.levonevsky.org. — Дата доступа : 02. 11. 2013

. Розин, В.М. Эволюция проектной культуры и форм ее осмысления / В.М. Розин // Проблемы теории проектирования предметной среды. — М. , 1974. — С. 32-40.

. Скараходау, У.П. Сацыядынамiка культуры сучаснай Беларусi / У.П. Скараходау ; падрэд. А.Я. Мiхневiч. — Минск : Бел ДIПК, 2003. — 343 с.

. Щедровицкий, П.Г. Программирование культурного развития: региональные аспекты : сб. науч тр. / М-во культуры РФ ; Рос. АН ; НИИ культуры ; отв. ред. П.Г.Щедровицкий. — М. : НИИК, 1981. — 118 с.

Источник: studlandia.com

Программы культурного развития и социокультурные проекты.

1. Программно-проектный метод — это современный эффективный способ управления социокультурной деятельностью в целом, отдельными ее отраслями и отдельными учреждениями.

2. Проект, как правило, предполагает разовое, краткосрочное мероприятие, которое может быть разработано и реализовано отдельными несколькими учреждениями культуры. Характерным свойствами проекта является его локальный характер реализации и видимый конечный результат.

3. Программа — это совокупность общественно значимых социокультурных акций, рассчитанных на длительный срок реализации.

-Профессионализм команды исполнителей

— Наличие программных разработок

5. Использование в социокуль­турном управлении принципа программности позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохра­няющиеся еще базовые элементы старой административной модели управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социаль­но-культурного потенциала в регионах.

Читайте также:
Как убрать всплывающие программы на компьютере

6. Социокультурное программирование представляет собой про­цесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализа­ции ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения культурной самобытности.

7. Социально-культурная программа — это совокупность органи­зационных, хозяйственных, экономических, социокультурных меро­приятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям.

8. Социокультурное программирование в отличие от планирования, где объектом выступает отдельное мероприятие или группа разроз­ненных культурных акций, интегрирует в себе проблему социокуль­турного развития целиком, детализируя направления и виды деятель­ности, определяя конечные и промежуточные цели, сроки и адреса деятельности

9. Социокультур­ное программирование не заменяет отраслевое, территориальное объектное планирование. Оно является дополнительным синергетическим компонентом согласованного взаимодействия всех субъектов социокультурной сферы на межотраслевом уровне.

Программы культурного развития и социокультурные проекты.

10. Основные характеристики программ:

— направленность на достижение определенных целей, реше­ние выявленных проблем;

— приоритетность мероприятий над количественными показа­телями, что делает документ более детализированным и га­рантирует качественные изменения;

— комплексность, кооперация и координация действий и ре­сурсов всех участников независимо от ведомственной при­надлежности и места расположения;

— отсутствие жестко заданных временных горизонтов; срок действия программы определяется спецификой поставлен­ных целей.

11. Содержание программы.

Программа включает следующие разделы:

— анализ проблем, решение которых необходимо программ­ными средствами;

— конкретизация цели в системе задач и направлений дея­тельности;

— определение перечня конкретных мероприятий и сроков их выполнения;

— обоснование потребностей в ресурсах, рисков и устойчиво­сти программы к внешним условиям;

— регламентация системы управления программой;

— описание поддающихся количественным оценкам ожидае­мых результатов реализации программы, выбор системы по­казателей для их измерения.

12. Порядок и пути разработки программы.

Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного доку­мента готовится, во втором — анализ ситуации выступает как раздел про­граммы.

Программы культурного развития могут разрабатываться:

— силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры;

13. Задачи:

Поиск дополнительных источников финансирования;

Организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ

14. Виды бюджетных программ культурного развития.

15. Основные федеральные программы

1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.

2. Сохранение и развитие системы художественного образова­ния, поддержка молодых дарований.

3. Адресная поддержка профессионального искусства, литера­туры и творчества.

4. Обеспечение условий для художественного творчества и ин­новационной деятельности.

5. Обеспечение культурного обмена.

6. Разработка и внедрение информационных продуктов и тех­нологий в сфере культуры.

7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.

8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.

9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федера­ции.

10. Научное, организационное и информационное обеспечение программы.

11. Поддержка культуры народов Российской Федерации.

16. Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, которыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между отраслевой стратегией и бюджетным финансированием.

· Примеры: Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»

· Ведомственная целевая программа Российской Федерации «Организационное, информационное и научное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»

17. Проект — это совокупность взаимосвязанных меро­приятий, направленных на достижение определенной цели и реализуемых в пределах определенных временных рамок».

Сходства:

· И программы, и проекты являются разновидностями плановых документов.

Читайте также:
Программе adobe acrobat не удалось открыть файл так как формат файла не поддерживается

· Они подразумевают целеполагание, наличие временных рамок, определение последовательности действий, обоснование объ­ема необходимых ресурсов и достижение намеченного результата.

· Исходной точкой для разработки программы и проекта является на­личие проблемы.

Различия:

· Основные различия между проектом и программой определя­ются уровнем масштабирования и характером поставленных целей.

· Программа, интегрирующая силы, средства, структуры, ориентиро­вана на решение общих проблем; проект связан с решением кон­кретной проблемы.

· Программу можно рассматри­вать как совокупность проектов, а проекты как отдельные части программы.

· Если программа представляет собой более гибкий инструмент относительно сроков и способов ее реализации, то проект жестко привязан к ресурсам и срокам.

Источник: poisk-ru.ru

Социально-культурные программы

образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы:

социум и культуру.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются

программа и проект.

Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах

конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность

условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания,

сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций,

3)Задачи социально-культурных программ :

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое

определением их источника и характера;

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на

индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка

возможных последствий реализации каждого из вариантов;

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно

обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в

объектной области проектирования) и его проектное оформление;

— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и

условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом,

финансовом, правовом отношении.

4) Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и

содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный

И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа,

ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем

содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных

сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации

человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его

взаимодействия со средой.

Аудитория проекта и программы— носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп “композицией условий и процессов жизнедеятельности”.

1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с

обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их

2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, способные взять на себя ответственность за разработку,

научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку

общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки.

Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить

специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения,

средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции,

выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.).

3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для

которой участие в их реализации является способом культурного наполнения

жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором.

Социально- культурные программы в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 3397 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru