Регион представляет собой совершенно конкретный объект управления (от regire — править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке — режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и саморазвития.
Именно на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности территории.
Поскольку для Белоруссии характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, города, района, то разработка и реализация региональных культурных программ для каждой территории тоже очень индивидуальна и актуальна.
Региональные культурные программы — представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
36 ТЫСЯЧ ЛЕТ ЖИВОПИСИ ЗА 5 МИНУТ [ART I FACTS]
Культура же является условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Поэтому региональные программы в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.). Например, создание условий для возрождения и развития народных ремесел и промыслов может частично решить проблему занятости. Художественное объединение может стать средством решения социально-психологических проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит положительных социальных связей в других сферах бытия. Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.
Таким образом, программная деятельность в сфере культуры является сегодня новым и уже наиболее распространенным способом развития культуры, а также новым способом привлечения и аккумулирования денежных средств в социально-культурной сфере. Основами программной деятельности сегодня должен владеть каждый специалист, работающий в сфере культуры, обладать теоретическими знаниями и иметь практический опыт.
Цель курсовой программы — раскрыть основные направления разработки и реализации региональных культурных программ в Республике Беларусь.
раскрыть понятие и сущность региональной программы;
охарактеризовать основные этапы разработки региональных программ;
проанализировать опыт программной деятельности на примере Любанского района;
выявить основные направления развития региональных культурных программ в Любанском районе.
Лекция 1. Основы физической культуры и спорта
Объект исследования — региональные программы
Предмет исследования — направления развития региональных культурных программ в Любанском районе
Методы исследования — анализ литературных источников и документации, невключенное наблюдение
База исследования — региональные программы Любанского района.
Оглавление
— РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ КУЛЬТУРЫ .1 Региональная программа понятие, сущность
— Этапы разработки региональных культурных программ ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ ЛЮБАНСКОГО РАЙОНА
— Характеристика социокультурной ситуации в Любанском районе
— Основные направления развития региональных культурных программ в Любанском районе ЗАКЛЮЧЕНИЕ
— Список использованной литературы
Заключение
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: региональная программа — это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства. Они обеспечивают эффективное решение задач общенационального, межтерриториального или важного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного и (или) экологического развития региона .
Список литературы
1. Беларуская культура сёння : гадавы агляд, 2010 / I.В.Анцiпенка ; пад агул. рэд. Т.I. Стружэцкага ; м-ва культуры Рэсп. Беларусь, Ин-т культуры Беларусi. — Мiнск : БДУ культуры i мастацтвау, 2011. — 144 с.
. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. — М.: Искусство, 1963. С.126 — 135.
. Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества : сб. ст.; / научн. ред. Э.В.Соколов. — Л. : ЛГИК, 1986. — 176 с.
. Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. — М.: Знание, 1989. — 84с.
. Глаголев, А.И. Экономические отношения в художественной культуре : / А.И Глаголев. — М. : Искусство, 1991. — Т.1. Западный опыт. — 311 с.
. Дзяржауная программа «Культура Беларусi» на 2011-2015 гады // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2011. — №11. — 5/33091.
. Есин, Р. Шаги сближения и доверия: межрегиональное сотрудничество / Р.Есин // Беларус. думка. — 2009. — №9. — С.58-63.
. Закон республики Беларусь 4 июня 1991 года №832-ХII. О культуре в РБ. — URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1894 Дата обращения: 26. 10. 2013
. Злобин, Н.С. Культура и общественный прогресс / Н.С. Злобин. — М. : Наука, 1980. — 303 с.
. Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991- №2. — С. 21-27.
. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. — 3-е изд., переруб. и доп./Л.Г. Ионин — М.: Логос, 2000 — с.19-24.
. Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс / Б.А. Исаев. — СПб. : Питер, 2007. — 224 с.
. Леонтьев А.Н. К теории развития личности/А.Н.Леонтьев — М., 1982 — с. 402.
. Мартынов, В. Поиск своего пути: становление белорусской культуры / В. Мартынов // Беларус. думка. — 2006. — №1. — С.122-126.
. Мицкович, К. Праздники и будни нашей культуры / К. Мицкович //Заря над Бугом. — 2003. — 16 июн. — С. 4.
. Народное образование и культура СССР в цифрах в 1974 г. М., 1975. С. 241-258.
. О Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2005г. №150 [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа : http://pravo.levonevsky.org. — Дата доступа : 02. 11. 2013
. Розин, В.М. Эволюция проектной культуры и форм ее осмысления / В.М. Розин // Проблемы теории проектирования предметной среды. — М. , 1974. — С. 32-40.
. Скараходау, У.П. Сацыядынамiка культуры сучаснай Беларусi / У.П. Скараходау ; падрэд. А.Я. Мiхневiч. — Минск : Бел ДIПК, 2003. — 343 с.
. Щедровицкий, П.Г. Программирование культурного развития: региональные аспекты : сб. науч тр. / М-во культуры РФ ; Рос. АН ; НИИ культуры ; отв. ред. П.Г.Щедровицкий. — М. : НИИК, 1981. — 118 с.
Источник: studlandia.com
Программы культурного развития и социокультурные проекты.
1. Программно-проектный метод — это современный эффективный способ управления социокультурной деятельностью в целом, отдельными ее отраслями и отдельными учреждениями.
2. Проект, как правило, предполагает разовое, краткосрочное мероприятие, которое может быть разработано и реализовано отдельными несколькими учреждениями культуры. Характерным свойствами проекта является его локальный характер реализации и видимый конечный результат.
3. Программа — это совокупность общественно значимых социокультурных акций, рассчитанных на длительный срок реализации.
-Профессионализм команды исполнителей
— Наличие программных разработок
5. Использование в социокультурном управлении принципа программности позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохраняющиеся еще базовые элементы старой административной модели управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социально-культурного потенциала в регионах.
6. Социокультурное программирование представляет собой процесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализации ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения культурной самобытности.
7. Социально-культурная программа — это совокупность организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям.
8. Социокультурное программирование в отличие от планирования, где объектом выступает отдельное мероприятие или группа разрозненных культурных акций, интегрирует в себе проблему социокультурного развития целиком, детализируя направления и виды деятельности, определяя конечные и промежуточные цели, сроки и адреса деятельности
9. Социокультурное программирование не заменяет отраслевое, территориальное объектное планирование. Оно является дополнительным синергетическим компонентом согласованного взаимодействия всех субъектов социокультурной сферы на межотраслевом уровне.
Программы культурного развития и социокультурные проекты.
10. Основные характеристики программ:
— направленность на достижение определенных целей, решение выявленных проблем;
— приоритетность мероприятий над количественными показателями, что делает документ более детализированным и гарантирует качественные изменения;
— комплексность, кооперация и координация действий и ресурсов всех участников независимо от ведомственной принадлежности и места расположения;
— отсутствие жестко заданных временных горизонтов; срок действия программы определяется спецификой поставленных целей.
11. Содержание программы.
Программа включает следующие разделы:
— анализ проблем, решение которых необходимо программными средствами;
— конкретизация цели в системе задач и направлений деятельности;
— определение перечня конкретных мероприятий и сроков их выполнения;
— обоснование потребностей в ресурсах, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;
— регламентация системы управления программой;
— описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых результатов реализации программы, выбор системы показателей для их измерения.
12. Порядок и пути разработки программы.
Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного документа готовится, во втором — анализ ситуации выступает как раздел программы.
Программы культурного развития могут разрабатываться:
— силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры;
13. Задачи:
Поиск дополнительных источников финансирования;
Организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ
14. Виды бюджетных программ культурного развития.
15. Основные федеральные программы
1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.
2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.
3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества.
4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности.
5. Обеспечение культурного обмена.
6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры.
7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.
8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.
9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.
10. Научное, организационное и информационное обеспечение программы.
11. Поддержка культуры народов Российской Федерации.
16. Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, которыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между отраслевой стратегией и бюджетным финансированием.
· Примеры: Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»
· Ведомственная целевая программа Российской Федерации «Организационное, информационное и научное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»
17. Проект — это совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенной цели и реализуемых в пределах определенных временных рамок».
Сходства:
· И программы, и проекты являются разновидностями плановых документов.
· Они подразумевают целеполагание, наличие временных рамок, определение последовательности действий, обоснование объема необходимых ресурсов и достижение намеченного результата.
· Исходной точкой для разработки программы и проекта является наличие проблемы.
Различия:
· Основные различия между проектом и программой определяются уровнем масштабирования и характером поставленных целей.
· Программа, интегрирующая силы, средства, структуры, ориентирована на решение общих проблем; проект связан с решением конкретной проблемы.
· Программу можно рассматривать как совокупность проектов, а проекты как отдельные части программы.
· Если программа представляет собой более гибкий инструмент относительно сроков и способов ее реализации, то проект жестко привязан к ресурсам и срокам.
Источник: poisk-ru.ru
Социально-культурные программы
образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы:
социум и культуру.
Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются
программа и проект.
Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах
конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность
условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания,
сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций,
3)Задачи социально-культурных программ :
— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое
определением их источника и характера;
— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на
индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка
возможных последствий реализации каждого из вариантов;
— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно
обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в
объектной области проектирования) и его проектное оформление;
— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и
условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом,
финансовом, правовом отношении.
4) Проект может существовать в двух формах:
а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и
содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной
б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный
И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа,
ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем
содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных
сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации
человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его
взаимодействия со средой.
Аудитория проекта и программы— носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп “композицией условий и процессов жизнедеятельности”.
1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с
обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их
2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, способные взять на себя ответственность за разработку,
научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку
общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки.
Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить
специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения,
средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции,
выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.).
3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для
которой участие в их реализации является способом культурного наполнения
жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором.
Социально- культурные программы в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 3397 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net