Анализ двух (на выбор) образовательных программ дошкольного образования по разделу «Познавательное развитие. ФЭМП».
Название и авторы программы (технологии)
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга»
Теоретическая основа программы (технологии)
Ведущие цели Программы:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства;
формирование основ базовой культуры личности;
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями;
подготовка к жизни в современном обществе;
формирование предпосылок к учебной деятельности;
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе
Онлайн-семинар: «ФОП дошкольного образования: новая политика в программном обеспечении»
которых происходит воспитание и развитие ребёнка: физическая культура, игра,
изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятия
музыкальным и пластическим искусствами, занятия по развитию речи и
ознакомлению с окружающим миром, математика.
Цель и задачи ФЭМП программы (технологии).
формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и об отношениях объектов окружающего мира: в форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени; формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной
деятельности, творческого и вариативного мышления на основе
овладения детьми количественными отношениями предметов
и явлений окружающего мира
На развитие каких математических способностей ориентирована данная программа (технология)?
Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать,находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Развивать абстрактное воображение,
образную память, ассоциативное
Сравнительный анализ Примерных основных образовательных программ дошкольного образования
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО.
Рабочие документы педагога детского сада: разработка и реализация образовательных программ
2. Организационный раздел.
3. Содержательный раздел.
3.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.
3.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.
3.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Система М. Монтессори предполагает объединение в один процесс присмотр и уход за детьми, их образование и обучение, которые осуществляются в ежедневной и ежечасной педагогической деятельности.
Основная цель работы педагогического коллектива по Программе — создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.
Основой программы является система саморазвития детей в специально-подготовленной предметной развивающей среде.
В зависимости от масштаба Организации, ее возможностей привлекать к работе штатных и внештатных специалистов, выстраивается взаимодействие и совместная работа по достижению целей и задач Программы.
К таким специалистам относятся:
Монтессори-терапевт – это особый специалист высокой квалификации, который совмещает функции и врача, и психолога, и дефектолога.
4.коррекционный педагог (дефектолог)
6.врачи-специалисты, например, психоневролог, фитотерапевт и другие.
3.8. Специальные компетенции педагогических кадров (характеристика педагога Монтессори-группы).
Сотрудникам Организации необходимо разделять основные принципы системы Монтессори, создавая единое ценностное поле.
Профессиональными задачами педагога, реализующего принципы системы М.Монтессори, являются:
-понимать потенциал детей в собственном их развитии и обучении;
-поощрять самостоятельность и независимость детей, и в то же время,
-придавать им уверенность, что в случае необходимости они всегда получат поддержку и помощь;
-создавать и поддерживать специально-подготовленную предметную среду и/или среду для проведения творческих занятий;
-глубоко знать дидактический материал, уметь предъявлять его детям;
-уметь организовывать свободную работу детей в группе и ежедневные коллективные занятия («движение по линии», «урок тишины», «дидактический круг»);
-владеть методами организации, планирования, анализа и оценки собственной деятельности, деятельности конкретного ребенка и группы;
-уметь наблюдать свободную деятельностью детей, точно фиксировать наблюдения в специальных индивидуальных дневниках и на основе анализа увиденного, преобразовывать среду группы для создания наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка;
-подбирать коллекцию детских работ для индивидуальных портфолио, анализ и представления которых, использовать в беседах с родителями 2 раза в год.
-заполнять индивидуальные карты достижений детей и 2 раза в год -предоставлять эту информацию родителям и другим заинтересованным участникам образовательного процесса.
-вдохновлять и побуждать детей к познавательной деятельности;
-понимать и принимать каждого ребенка, быть отзывчивым и способным правильно реагировать на чувства и потребности детей;
проявлять терпение в отношениях с детьми и с каждым отдельным ребенком;
создавать и поддерживать атмосферу дружеских отношений между детьми;
-проявлять уважение к родителям детей, выстраивать партнерские отношения с ними, по возможности включать их в воспитательно-образовательный процесс;
-регулярно анализировать свою деятельность, постоянно учиться, повышая свой профессиональный и личностный уровень;
Посредством организации специально-подготовленной среды развития, а также различных способов совместной деятельности педагоги передают опыт предшествующих поколений, наследие культуры нашей Родины и аспекты современных научных знаний.
Требования к образованию педагогов/ассистентов детского сада/группы Монтессори
Педагог должен быть дипломированным специалистом в области педагогики/ психологии и иметь диплом о переподготовке или свидетельство о повышении квалификации (не менее 200 академических часов) в области Монтессори-педагогики.
Ассистент Монтессори-педагога должен иметь среднее специальное или высшее образование в области педагогики/психологии и диплом о переподготовки или свидетельство о повышении квалификации (не менее 200 академических часов) в области Монтессори-педагогики.
Безопасность
Зонирование
Развивающая среда выстраивается таким образом, чтобы каждое пространство (зона) выполнял определенную функциональную роль и, в то же время, гармонично сочетался с другими, образуя помещение комфортное для детей, вызывающее у них чувство безопасности, уверенности, стабильности. Основными разделами являются: пространство упражнений в навыках практической жизни, пространство сенсорного развития, пространство развития математических представлений, пространство освоения русского языка, пространство знакомства с основами культуры и естествознания. Кроме того, в группах предусматриваются пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок. Обязателен уголок уединения.
Помещение, в котором пребывает группа детей, должно состоять из нескольких комнат: раздевалка, гигиеническая комната, спальная комната (может совмещаться с игровым пространством), «Монтессори-класс» со специально-подготовленной средой.
Цветовая гамма (светлые оттенки)
Доступность
Все развивающие дидактические материалы, монтессори – материалы и дополнительные игры, пособия, книги, оборудование для творческой деятельности и труда доступны для каждого ребенка, имеют свое определенное место и назначение.
Расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка
Предметная среда создается педагогами, трансформируется ими в соответствии с потребностями детей.
Соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сензитивным периодам развития
Предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;
Быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;
Предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;
Предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;
Обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости — уединения и релаксации;
Предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;
Предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;
Способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам: прежде всего, выполняя правило порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место), они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место
Обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка
В построении подготовленной развивающей среды Монтессори – группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, – групповых, подгрупповых и индивидуальных.
Среда насыщена материалами различной тематики и дидактического содержания для развития психических процессов
Комплектация предметно-пространственной среды указана в разделах 2.4.1 и 2.4.2
Специально-подготовленная среда для групп детей от 1,5 до 3 лет; и от 3-х до 6-ти лет
Источник: pedagogru.ru