Программа борьбы с преступностью — система мер борьбы с преступностью и ее видами посредством документального определения этапности решения конкретных задач, средств и способов их реализации, а также показателей ожидаемых результатов.
Иначе сказать, программа борьбы с преступностью — документ, который определяет систему мер борьбы с преступностью посредством указания задач, способов, средств, механизмов, этапов реализации соответствующих мер, а также показатели ожидаемых результатов.
Программирование борьбы с преступностью и предупреждения преступлений — это деятельность по разработке и реализации соответствующих целевых, комплексных программ, в которых определяется система (комплекс) мер борьбы с преступностью, предупреждения преступлений посредством указания целей, задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, их ресурсного обеспечения, а также показателей ожидаемых результатов.
Программирование осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления на основе
Уникальная программа борьбы с преступностью
- анализа государственной и ведомственной статистической отчетности,
- результатов криминологических исследований, криминологических экспертиз и мониторинга,
- опросов общественного мнения населения,
- материалов деятельности правоохранительных органов.
Субъекты разработки и принятия программ осуществляют их финансирование, ресурсное и кадровое обеспечение, контроль за их реализацией.
Разработка программ является сложным процессом, включающим следующие основные этапы:
- обоснование программного решения проблемы;
- формирование целей программы;
- разработка вариантов программы;
- разработка проекта программы;
- разработка сценария реализации программы.
- обоснование необходимости решения проблемы путем реализации соответствующей программы;
- цели, задачи, сроки и этапы ее реализации;
- систему программных мероприятий;
- меры финансового, материально-технического, кадрового обеспечения;
- объем и источники такого обеспечения.
Источник: jurkom74.ru
Программы борьбы с преступностью
Комплексность при хорошей организации работы означает сочетание стратегий как в пространстве, так и во времени; она предполагает расчет ресурсов, расстановку наличных сил, прогнозирование развития событий и характера их результатов, что в совокупности означает планирование борьбы с преступником или, иными словами, создание соответствующих программ.
Эти вопросы подробно освещались многими авторами [1] . Приведу в качестве иллюстрации рекомендации по планированию и программированию борьбы с преступностью с учетом всех необходимых стратегий, предложенные А.И. Долговой. В сокращенном изложении они заключаются в следующем:
8 признаков организованной преступности
- а) определение сроков планирования (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные программы);
- б) установление взаимосвязи программы борьбы с преступностью с предполагаемым ходом экономического, социального и политического развития общества (включая расчет финансовых, кадровых и других потребностей и возможностей);
- в) формулирование целей программы, средств их достижения и ресурсного ее обеспечения;
- г) разработка перечня законопроектов, которые должны быть приняты в подкрепление предлагаемой программы;
- д) разработка путей практической реализации программы (подбор кадров, их подготовка, использование технических средств и др.);
- е) анализ эффективности проводимых мер и корректировка программы [2] .
Еще в 1990 г. С.В. Бородин составил теоретическую модель комплексной программы борьбы с преступностью, которая и на сегодняшний день имеет не только познавательное, но и сугубо практическое значение. Программа предусматривает решение трех групп задач: 1) минимизация причин преступности; 2) совершенствование средств и методов работы органов уголовной юстиции; 3) ресурсное и иное обеспечение реализации самой программы.
К первой группе задач С.В. Бородин относит анализ и прогноз состояния преступности в стране (регионе, городе и т.д.), изучение ее причин; определение методов их ликвидации. Во вторую группу задач входят: разработка путей повышения эффективности работы системы уголовной юстиции (включая оперативно-розыскную деятельность, следствие, суд и исполнение наказания). В рамках задач, отнесенных к третьей группе, предлагается решение организационных (ведомственных и региональных) задач по подбору и расстановке кадров исполнителей программы и контролю за степенью ее эффективности.
Далее автор излагает предложения по содержанию всех трех групп поставленных задач [3] .
Многие предложения С.В. Бородина были учтены при подготовке УК РФ 1996 г. и УПК РФ 2001 г.
Программ борьбы с преступностью насчитывается довольно много; они создаются и в центре, и в регионах. Однако процесс их реализации, а самое главное, результаты нельзя признать удовлетворительными. Это объясняется несколькими причинами.
Во-первых, большинство программ доставляются по канцелярско-бюрократическому принципу, а именно: под программой понимается очередная реорганизация ведомственного аппарата (в основном — рост численности работников и переименование названий управлений и отделов), проведение учебно-практических мероприятий (конференций и т.п.), а также изменение отчетности подчиненных органов. Иногда — строительство новых учреждений или совершенствование существующих, если для этого имеются средства.
Во-вторых, в программах, как правило, не ставятся вопросы об изменении стратегий или тактических приемов борьбы с преступностью, исходя из криминогенной обстановки. Например, предусматривая в программе создание новых подразделений по борьбе с организованной преступностью, ее авторы не упоминают о конкретных задачах их функционирования, используемой методике и законодательных мерах, которые следовало бы предложить разработать.
В-третьих, — и это самое важное — за последнее десятилетие ни одна из созданных за это время программ не была выполнена полностью. Основные причины: недостаток средств; частая смена руководителей (как в соответствующем ведомстве, так и в регионе); изменение криминогенной обстановки, что делает бессмысленным выполнение устаревших планов. Поэтому, хотя никто на словах не отрицает необходимость прогнозирования преступности и комплексного планирования и программирования борьбы с ней, на деле этому уделяется мало внимания.
В заключение надо отметить крайне недостаточное использование юридическими ведомствами научных рекомендаций, которые разработаны научно-исследовательскими учреждениями, вузами и отдельными учеными по многим вопросам борьбы с преступностью. Без этих рекомендаций существующие стратегии борьбы с преступностью остаются абстракцией или просто благими пожеланиями.
- [1] См., например: Модель региональной программы борьбы с преступностью / Под ред. А.И. Алексеева. М., 1993.
- [2] См.: Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. С. 420.
- [3] См.: Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.
Источник: studref.com
Криминология
Планирование и программирование предупреждения преступности
Эффективность предупреждения преступности в значительной степени определяется набором средств и способов воздействия на нее как на социальное явление. Непродуманное, эпизодическое, недостаточно ресурсно и материально-технически обеспеченное воздействие на преступность и поддерживающие ее факторы может дать лишь видимые и недолговременные результаты. При подобном воздействии преступность как явление, способное быстро изменяться в зависимости от ряда окружающих обстоятельств, лишь перераспределится из неблагоприятных условий в благоприятные или нейтральные по отношению к ней.
Поэтому при разработке мер предупреждения преступности необходимо обеспечить наличие ряда условий их эффективности. К таким условиям относятся: 1) выявление криминогенных факторов; 2) обоснование наличных возможностей их нейтрализации или устранения; 3) познание преступности и ее факторов в конкретных условиях места-времени как предполагаемых объектов рассматриваемой деятельности; 4) разработка способов воздействия на эти явления и процессы; 5) прогнозирование предполагаемых (ожидаемых) результатов такого воздействия.
Выявление криминогенных факторов подразумевает изучение:
1) причин и условий преступности; 2) неблагоприятных для общества последствий существования и развития этого явления; 3) причин недостаточной эффективности до сих пор применявшихся мер профилактики; 4) возможностей улучшения деятельности субъектов борьбы с преступностью.
Процесс установления перечисленных факторов требует научного подхода с привлечением высококвалифицированных специалистов, способных выполнять заказы на проведение криминологических экспертиз. Их комплексное заключение позволит в последующем сориентироваться на цели, задачи, направления, объекты, оптимальные затраты по организации борьбы с преступностью.
От наличия возможностей разрешения проблемы борьбы с преступностью зависят результаты воздействия на нее. Обозначение таких возможностей включает перечень: субъектов данной деятельности; их функций (основных и специфических относительно мер борьбы с преступностью); финансовых и других источников обеспечения этой деятельности; составляющих механизма реализации предполагаемых мер борьбы с преступностью.
Познание проблемного явления необходимо для: установления направленности криминологического воздействия; конкретизации объектов такого воздействия; установления восприимчивости этих объектов; предвидения их возможных изменений; определения качества и количества необходимых затрат, обеспечивающих достижение намечаемых результатов; определения способов воздействия на преступность.
Подобное познание включает: собирание сведений о преступности (криминологической информации) с соблюдением требований своевременности, полноты и достоверности информации; обработку полученных сведений (обобщение, систематизация); анализ информации (выводы, характеризующие преступность по необходимым показателям); предположения, характеризующие развитие преступности в будущем в конкретных временных пределах (прогноз); предвидение реагирования преступности на меры борьбы с ней (результативности криминологического воздействия на преступность).
Планирование — мыслительная деятельность человека, заключающаяся в мысленном конструировании основных этапов будущей деятельности. Современный план борьбы с преступностью представляет собой управленческий документ, который должен содержать следующее.
1. Обоснование проблемы, включающее: описание ее наличности; обозначение ее угрозы для общества; объяснение неотложности разрешения проблемы; разъяснение населению неизбежности определенных затрат на ее разрешение.
2. Сведения о преступности (или ее части): криминологическая информация и источники ее получения; анализ показателей преступности (выводы о ее неблагоприятном для общества развитии).
3. Предвидение ее развития в будущем (прогноз): в случае отсутствия криминологического воздействия на нее; по результатам осуществления намечаемых мероприятий.
4. Перечень мероприятий: необходимых для заметного сокращения преступности; намечаемых с учетом имеющихся возможностей.
5. Сроки реализации: всего плана в целом; отдельных мероприятий.
6. Перечень исполнителей, ответственных за реализацию: всего плана; конкретных мероприятий.
7. Механизм реализации плана, включающий: ресурсное обеспечение, в том числе источники финансирования всего плана в целом и каждого мероприятия в отдельности; последствия неисполнения мероприятий для субъектов, ответственных за их выполнение; порядок обеспечения взаимодействия исполнителей и координации их усилий; резервные силы и средства для реагирования на неожиданные изменения преступности (маневренный фонд).
8. Обозначение ожидаемых результатов реализации планируемых мероприятий.
Необходимо учитывать зависимость эффективности планирования от качества прогнозирования: чем точнее прогноз, тем больше возможностей для оптимизации планируемых мероприятий.
По масштабу планируемой деятельности планы можно классифицировать на:
- общегосударственные (например, федеральная программа борьбы с преступностью);
- региональные (региональная программа борьбы с преступностью — на уровне области, федерального округа, района);
- локальные (план профилактики преступлений в отдельном населенном пункте, муниципальном образовании, на предприятии);
- индивидуальные (план выявления причин и условий преступления по уголовному делу).
По длительности планируемой деятельности планирование можно подразделить на:
- перспективное, охватывающее несколько отчетных периодов (несколько месяцев, кварталов, лет);
- текущее (оперативное планирование в зависимости от изменений криминологической ситуации).
Планирование делает деятельность органов государственной власти по предупреждению преступности более рациональной, системной и эффективной. Оно позволяет заранее предусмотреть определенные трудности и либо избежать их, либо подготовиться к ним, с минимумом потерь сочетать различные виды деятельности (например, доказывание состава преступления с расследованием причин и условий преступной деятельности).
Помимо планирования мер борьбы с преступностью разработка способов воздействия на нее должна учитывать апробационные действия, предшествующие составлению плана. Оптимизация таких способов обеспечивается путем составления модели комплексной программы действий и проведения эксперимента по проверке результативности способов криминологического воздействия. Подобным образом разрешаются такие вопросы, как: разделение пригодных и непригодных мероприятий; определение их иерархии (более и менее значимых направлений, приоритетных и вспомогательных мероприятий); последовательность реализации мероприятий (первоочередные и последующие).
Оптимизация плана в целом предполагает определение:
- сроков реализации плана: краткосрочный (1-3 года); среднесрочный (5 лет); долгосрочный (10-15 лет);
- привязанных к плану и выбранных с учетом сроков: видов и методов прогнозирования;
- предполагаемых (с учетом имеющихся возможностей) затрат;
- способов воздействия на конкретные проявления преступности с научным обоснованием их выбора в зависимости от: масштабности планирования (федеральное, региональное, районное или на конкретном объекте); направленности планирования (территориальное, межотраслевое или отраслевое); объекта воздействия (на преступность в целом, на отдельный вид или группу преступлений либо на определенную категорию совершающих преступления лиц); состава и роли исполнителей (комплексно-территориальное, межведомственное, ведомственное или функционально-ведомственное);
- ожидаемых результатов использования тех или иных способов для обоснования предпочтительности выбранного варианта.
Криминологическое программирование представляет собой разработку целей и задач борьбы с преступностью, направлений, путей и средств решения этих задач, их нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период. Программы разрабатываются на стратегическом уровне управления борьбой с преступностью. Они предусматривают цели (программируемые результаты) и основные задачи на относительно длительный период, их приоритеты и увязку с другими целями специального управления, систему субъектов и средств борьбы с преступностью, ресурсы, которые может выделить общество, и т.п.
В программы целесообразно включать сведения, на основе которых проводился анализ и осуществлялось прогнозирование, с чем увязываются программные мероприятия. Это позволит в случае необходимости выявить в качестве одной из причин низкой эффективности мероприятий несоответствие прогнозов реальной обстановке, а не искать иные причины. Такая программа также дает возможность исполнителям, задействованным в ее реализации, воспринимать прогнозы как предполагаемый ориентир, уточняемый при сопоставлении с реальной обстановкой, и маневрировать выделенными средствами.
В противоборстве с преступностью верные прогнозы позволяют решить проблему опережения в пользу правоохранительных органов. В этом случае программы борьбы с преступностью, основанные на таких прогнозах, приобретают упреждающее значение. Запаздывание программных мероприятий свидетельствует об их недостаточной проработке. Вытекающие из этого отрицательные последствия выражаются в потере затраченных напрасно средств и в допущении дальнейшего роста преступности на тех направлениях, где предполагался явный успех.
Разработка государственных программ борьбы с преступностью является важной мерой, от которой во многом зависит нравственно-политический климат в обществе. Такая программа может охватывать проблему борьбы с преступностью в целом и отдельные направления этой борьбы. В любом случае она носит базовый, ориентирующий и межведомственный характер, предусматривая комплекс социально-экономических, политических, воспитательных и правовых мер. При разработке программ максимально учитываются программы экономического и социального развития, возможности использования общесоциальных мероприятий (например, по управлению миграцией, устройству беженцев, развитию культурного досуга и т.д.) для одновременного устранения, ослабления, ограничения криминогенных процессов и явлений.
В республиках, областях и других национально-территориальных субъектах Российской Федерации разрабатываются детализированные региональные программы борьбы с преступностью и по отдельным направлениям этой борьбы, учитывающие специфику социальной и криминологической ситуации (например, по борьбе с преступностью несовершеннолетних, рецидивной преступностью, наркоманией и т.д.). На муниципальном уровне по общему правилу необходимо и достаточно разрабатывать годовые планы борьбы с преступностью, так как их вычленение из демографических, экономических, политических, социально-психологических, управленческих структур региона, в который они входят, носит достаточно условный характер.
Органы внутренних дел осуществляют планирование предупреждения преступности постоянно. Наиболее ярко это выражено в деятельности подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ. В соответствии с Наставлением о деятельности ОВД по предупреждению преступлений, утвержденным Приказом МВД РФ № 490 от 11 августа 1998 года, они:
- проводят ежеквартальный анализ и прогноз состояния оперативной обстановки, подготавливают управленческие решения, направленные на совершенствование работы по предупреждению преступлений, разрабатывают и обеспечивают проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий;
- организуют разработку и реализацию комплексных и целевых программ по предупреждению преступности, а также специальных планов по профилактике преступности либо пресечению отдельных категорий преступлений.
Таким образом, программирование и планирование предупреждения преступности является одним из важнейших направлений деятельности государства в сфере борьбы с преступностью, и его следует активно развивать прежде всего на основе теоретических положений криминологии.
Источник: isfic.info