Место социального прогнозирования в планировании социально-экономического развития.
социальное прогнозирование — научная экономическая дисциплина, имеющая своим объектом процесс воспроизводства человеческого капитала, а предметом — познание возможных состояний функционирующих социальных объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки социальных прогнозов. Социальное прогнозирование есть процесс разработки социальных прогнозов, основанный на научных методах познания социальных и экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов социальной прогностики. В задачи социального прогнозирования входит: 1. Выявление тенденций и закономерностей в развитии социальной сферы и ее подсистем. 2. Установление направлений и темпов социальной дифференциации населения. 3. Определение ожидаемых изменений в условиях жизнедеятельности различных социальных групп, изменений в качестве жизни населения стоянии природной среды 4. Определение ожидаемых последствий и реакции общества на различного рода экономических, политических, экологических и других трансформаций.
Тамара Глоба: что ждёт мир в 2023? Большой астрологический прогноз для всех знаков зодиака
Вопрос 3. виды прогнозов и прогнозных документов, используемых в управлении социально-экономическими процессами.
Существуют следующие типы прогнозов:
1) По иерархии управления:
а) прогнозы развития отдельных предприятий и их объединений
б) прогнозы развития отраслей и кластеров
в) прогнозы развития муниципальных образований
г) прогнозы развития регионов
д) прогнозы развития страны
е) прогнозы развития международного сотрудничества и международных структур
ж) глобальные прогнозы (мировые)
2) По времени упреждения событий:
а) оперативные (7 дней-1 год)
б) краткосрочные (1–3 года)
в) среднесрочные (4–10 лет)
г) долгосрочные (10–20 лет)
д) дальнесрочные (20–50 лет)
е) сверхдолгосрочные (50 и более лет)
3) По объекту и горизонту:
а) количественно-конкретные (четко просчитан вариант решений с набором показателей развития)
4) По способу предоставления прогнозной информации:
а) точечный (в виде единственного значения)
б) интервальный (совокупность значений прогнозной величины на основе расчетов интервалов)
5) По функциональному признаку:
5. Организация прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития в свете закона «О государственном прогнозировании и разработке программ социально-экономического развития Российской Федерации».
Система показателей социального прогнозирования и планирования.
Показатель — это операционная характеристика социально значимого явления или процесса, которая отражает его свойства, связи или отношения и является одновременно инструментом измерения последних. Показатель как инструмент социологического измерения имеет вид некоторого суждения о наличии или отсутствии, а также интенсивности проявления определенного эмпирически наблюдаемого свойства объекта.
Что будет с Украиной? Прогноз #украина #сво
Источник: studopedia.org
Формы планирования, виды планов и прогнозов
Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, из которых наибольшее распространение получили директивное и индикативное. Их характеристика представлена в табл. 1.
Характеристика форм планирования
Характеристика | Формы планирования | |
директивное | индикативное | |
Характер | Обязательный | Рекомендательный |
Преимущества | 1. Учет в планах общегосударственных интересов 2. Возможность сосредоточения государственных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики | Учет в планах интересов государства и предпринимателей |
Недостатки | 1. Сковывает инициативу субъектов хозяйствования 2. Порождает волюнтаризм | Недостаточная заинтересованность субъектов хозяйствования в решении социальных, экологических проблем, развитии инфраструктуры |
Область применения | Экономика, отрасль, регион, субъект хозяйствования | Экономика, регион |
Условия применения | В экстремальных ситуациях (война, послевоенное восстановление экономики, крупные стихийные бедствия) | В рыночных условиях |
Директивное планирование, т. е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. В рамках директивной формы планирования осуществляется доведение плановых заданий, обязательных к выполнению, до конкретных исполнителей. Планы разрабатываются на основе общегосударственных интересов, утверждаются и носят силу законов.
Индикативное планирование – это процесс формирования системы параметров, которые характеризуют состояние и развитие экономики страны.
Индикативный план-прогноз наполняет стратегический и выступает в качестве практического инструмента в развитии экономики на кратко- и среднесрочный периоды. Индикативный план не имеет директивного характера и содержит ограниченное число обязательных заданий, носит в большей мере рекомендательный характер.
В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, занятости, уровня жизни населения, внешнеэкономических связей и т. д. Роль индикаторов планов состоит в том, чтобы определить, где и когда должно вмешаться государство, если рынок не справляется со своими задачами.
По содержанию плановых решений принято различать стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Стратегическое планирование — процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, предприятия и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу и формирования механизма по их реализации.
Тактическое планирование является процессом создания предпосылок для реализации целей, поставленных в стратегическом плане. Тактические планы разрабатываются в основном на среднесрочный период и позволяют обосновывать и реализовывать резервы повышения эффективности общественного производства. Оперативное планирование – завершающий этап системы планирования, который ориентирован на конкретизацию показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной работы объекта планирования. Оперативные планы носят краткосрочный характер.
В зависимости от срока, на который составляется план (прогноз), и степени детализации плановых или прогнозных расчетов принято различать долгосрочное (от 5 лет и выше), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и краткосрочное (до 1 года) планирование.
По масштабу действия различают прогнозы (планы) международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, предприятий.
Виды планов и прогнозов в соответствии с указанными выше критериями их классификации представлены на рис. 2.
Рис. 2. Общая классификация форм планирования и видов планов и прогнозов
Также выделяют и другие критерии классификации планов и прогнозов, основными из которых являются следующие.
По глубине планирования (прогнозирования) различают агрегированные и детальные прогнозы (планы).
В зависимости от учета изменения данных различают жесткое и гибкое (адаптивное) прогнозирование (планирование).
По очередности во времени выделяют упорядоченное планирование (прогнозирование), при котором по завершении периода действия одного плана (прогноза) разрабатывается другой; скользящее, при котором по истечении определенного запланированного срока план (прогноз) продлевается на следующий период; внеочередное (эвентуальное), при котором планирование (прогнозирование) осуществляется по мере необходимости.
По степени охвата прогнозы (планы) делятся на частные, охватывающие только определенные области деятельности и параметры, и комплексные, описывающие все аспекты развития экономической системы.
В свою очередь по назначению частные прогнозы (планы) можно подразделить на научно-технические, демографические, прогнозы природных ресурсов, экологические, социальные, экономические.
По объектам планирования выделяют целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей; планирование средств, проявляющееся в определении средств достижения поставленных целей и ресурсов; программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ; планирование действий.
4. Предмет курса «Прогнозирование и планирование экономики»
Предметом изучения данного учебного курса является комплекс теоретических, методологических и организационных вопросов прогнозирования и планирования развития экономики на современном этапе.
В данном курсе изучаются теоретические, методологические и организационные основы прогнозирования и планирования, вопросы прогнозирования и планирования темпов экономического роста, структуры экономики, цен, инфляции, финансов, социального развития, потребительского рынка, инвестиций, инновационной деятельности, производственных отраслей и инфраструктуры, сферы обслуживания населения, внешнеэкономических связей, регионов, природных ресурсов.
Прогностика как наука о прогнозировании опирается на объективно существующие законы развития природы и общества, определенную методологию анализа явлений и совокупность методов, позволяющих вскрыть тенденции развития и определить альтернативы их реализации.
Теория прогнозирования и планирования является составной частью экономической науки и базируется на экономической теории. Место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками — с другой. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов. Прогнозирование и планирование также использует достижения естественных наук, математики, особенно таких ее разделов, как теория вероятностей, математическая статистика и др.
Источник: studopedia.su
Виды прогнозов
возможном состоянии фирмы и её среды в будущий период времени.
Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким признакам.
Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата.
Различная длительность прогнозов определяется существованием различных горизонтов планирования: от краткосрочного до долгосрочного.
Существуют прогнозы на очень короткий период времени – сроком до
месяца. К таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы движения наличности.
Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годичных планов.
Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.
Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые,
нормативные и основанные на творческом видении.
В-третьих, в связи с возможностью воздействия фирмы на своё будущее
прогнозы делятся на пассивные и активные.
Пассивный прогноз – исходит из того, что фирма в силу ряда причин
(отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних процессов.
Активный прогноз – предусматривает возможность активных действий фирмы по проектированию собственного будущего, её реальное воздействие на внешнюю среду.
Классификация прогнозов и планов.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах на долгосрочную, среднесрочную, и краткосрочную перспективы.
- Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается на 5 – 10 и более 10 лет. Он необходим в первую очередь при реализации крупных дорогостоящих проектов, когда ошибки в масштабах строительства, сроках, окупаемости могут очень дорого обходиться обществу. В основу долгосрочного прогноза закладываются тенденции развития науки, техники, ожидаемые прорывы в научно-техническом прогрессе.
Данные прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке концепции социально-экономического развития, прогнозов и программ социально- экономического развития на среднесрочную перспективу. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации – система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
- Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на срок от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. На федеральном уровне исходной основой разработки является концепция социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, содержащаяся в первом после вступления в должность Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В разделе послания, посвященном концепции, характеризуется состояние экономики, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально- экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся целевые макроэкономические показатели развития России на среднесрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию. На уровне регионов прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу отражается в законе данного субъекта федерации, проект этого закона представляется главой исполнительной власти региона на рассмотрение законодательного органа в регионе.
- Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Задачи на предстоящий год определяются в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию. В нем также анализируется выполнение программы социально- экономического развития на среднесрочную перспективу. Итоги социально-экономического развития за предшествующий год представляются Правительством РФ Федеральному Собранию и подлежат опубликованию. В регионах прогнозы социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатываются органами исполнительной власти.
Выводы прогнозов необходимы и как рекомендации при разработке программ, концепций, планов в качестве объективно возможных вариантов развития при заданных социально-экономических целях.
Различают директивное и индикативное государственное планирование. Директивность планирования проявляется в наделении планов силой обязательного для всех исполнителей документа.
Из директивности планирования вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности предприятий, хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий.
Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра.
Индикативное планирование можно охарактеризовать как способ сознательного, целенаправленного управления социально-экономи-ческими процессами в государственном, а также в негосударственном секторах. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень цен населения. Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы, программы социального и экономического развития и др.
Индикативное планирование является основным методом воздействия государства на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономи-ческого развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно.
Задание 2. Структура и классификация прогнозных моделей.
Структура прогнозных моделей.
Источник: studfile.net